Указать человеку, исходя из его текущго и действительного состояния ума, на имеемые проблемы и способы их устранения книга не способна, а просветленный сделает это свободно.
Когда человек читает книгу, то он видит и понимает книгу только исходя из своего текущего и действительного состояния ума. Так он видит в ней описание своей проблемы и находит способ её устранения. Когда на следующий день он откроет и начнёт читать ту же книгу, то он в тех же предложениях найдёт новый для себя смысл, исходя из своего текущего и действительного состояния ума.
Указать человеку, исходя из его текущго и действительного состояния ума, на имеемые проблемы и способы их устранения книга не способна, а просветленный сделает это свободно.
И самое главное - он их видит. Это и есть сиддхи.
Да, он их видит. Но это не всегда помогает. Просветлённый может указать человеку на его проблемы и как их устранить, но человек не поймет, пока его карма не позволит ему понять.
Не уверена, что чувственное желание или неприязнь всегда нужно тут же пресекать, если эти чувства возникли в повседневной жизни, а не во время медитации.
Вот стандартное определение алчности
( abhijjhā ) в этом случае: "он возжелал чужого достояния, таким образом: «ах, если бы чужое было моим»" (parassa paravittūpakaraṇaṃ taṃ abhijjhātā hoti: ‘aho vata yaṃ parassa taṃ mamassā’ti). Вот от таких импульсов и нужно очищаться в повседневной жизни. А во время медитации нужно, конечно, распознавать и отбрасывать любые проявления алчности.
Даже такие импульсы желательно детально разобрать. Раз сформировались причины, которые привели к мысли «ах, если бы чужое было моим», то они снова придут при этих же условиях, даже если отбрасывать эти мысли снова и снова. А вот если разобрать причины такой мысли одну за другой, то можно придти к ситуации полного и глубокого осознания глупости такой мысли и осознания её как мысли, ведущей к страданию.
Я думаю, что постепенно, по мере развития прозрения випассаны, привязанность к джханам будет уменьшаться естественным образом. Нет необходимости решительно искоренять привязанность к джханам. По мере вхождения в ту или иную джхану, после выхода из джханы будут открываться все более и более тонкие виды загрязнений присутствующих в уме (во всяком случае на начальном этапе) - работы, которую нужно будет сделать для очищения ума будет хватать и без искоренения алчности к джханам)).
Не помню сутту (может, кто напомнит), в которой Будда описывает свой опыт Пробуждения через вхождение в джханы. В ней он по очереди перечисляет все джханы и связанные с ними ментальные факторы и каждый раз говорит, что ни восторг, ни счастье, ни более утонченные состояния не наводнили его разум. А до этого он упоминает и боль аскетических практик, острую, нестерпимую, которая тоже не наводнила его ум. А если это (наводнение )произошло и человек стал наслаждаться джханой, считая ее приятным и чистым состоянии (что правда), то это может отбить охоту идти дальше и заниматься випассаной. Это может стать большой проблемой на пути.
Не может это стать большой проблемой на пути. Тот, кто способен входить в джхану, уже не попадёт в ловушку привязанности. Только на какое-то короткое время эта привязанность возможна.
Не уверена, что чувственное желание или неприязнь всегда нужно тут же пресекать, если эти чувства возникли в повседневной жизни, а не во время медитации. Иногда очень полезно распутать, разобрать возникшее чувство, т.к. обычно чувственное желание прячется под мыслями о том, что "вот этот приятный человек мне очень близок, видимо мы провели с ним много прошедших жизней", или "вот этому человеку нужна помощь, именно я могу ему помочь", или "только этот человек может помочь мне" и т.п. Редко чувственное желание возникает именно как чувственное желание (по крайней мере у женщин оно обычно прячется под благовидную оболочку). С неприязнью такая же история, вначале твёрдая убежденность, что неприязнь возникла только потому, что человек нехорош, он заслуживает плохого отношения. Если начать разбираться, то видно, что всё не совсем так, скажем, мы сами возлагали на человека совершенно необоснованные надежды, которые он, сам того не зная, не оправдал. Если эмоция разобрана подробным образом, то иногда она совсем исчезает, а если возвращается, то в слабой форме и тогда уже отбросить ее намного легче. В остальном согласна с вами.
Имхо это суть випассаны.
умиротворение через рассуждение.
распутать клубок(есть строки из дхаммапады).
Не совсем. Рассуждение вместе с шаматхой могут привести к випассане. Но випассана- это прямое проникновение в суть ситуации, феномена, дхаммы, это проникновение происходит без участия обусловленного ума. А для рассуждения мы используем обусловленный ум.
Это как раз несложно понять: если человек наслаждается, если его ум захвачен восторгом или покоем джхан (которые суть непостоянство и тягота, как и все составные и обусловленные вещи), то он может не захотеть ничего больше изучать и даже вообразить, будто достиг непоколебимости. Возможно, он будет в еще худшем положении, чем тот, кто ищет радости в страстях, потому что такой человек обычно отдает себе отчет, что цепляется за что-то эфемерное и вредное.
Дело в том, что когда во время медитации что-то удается, то потом отследить по часам, сколько именно длилось достигнутое состояние не представляется возможным. Медитирующий может отследить по часам (если есть такое желание) только когда он сел в медитацию и когда он свернул коврик (убрал подушку). А вот сколько именно он просидел наблюдая, скажем, свечение или пребывая в свете сказать не получится. По своему скромному опыту могу сказать, что самое большее, что удается в выходные - это посидеть около двух-трех часов. Скорее всего оставшихся двадцати двух часов практику, который развивает мудрость, должно хватить на развитие.
Считаю, что для освобождения не обязательно просиживать в медитациях больше 3х часов, если они регулярные. Но и ограничений во времени быть не должно.
Это как раз несложно понять: если человек наслаждается, если его ум захвачен восторгом или покоем джхан (которые суть непостоянство и тягота, как и все составные и обусловленные вещи), то он может не захотеть ничего больше изучать и даже вообразить, будто достиг непоколебимости. Возможно, он будет в еще худшем положении, чем тот, кто ищет радости в страстях, потому что такой человек обычно отдает себе отчет, что цепляется за что-то эфемерное и вредное.
Проблема о которой вы говорите возможно и существовала бы, если бы существовало большое количество мирян, способных часами, а то и сутками наслаждаться джханами. Но речь (за редчайшими исключениями) идет скорее не о часах, а о минутах и не совсем понятно, как несколько минут наслаждения восторгом или покоем могут отвлечь от чтения и обдумывания сутт.
Джхана на минуту это из разряда анекдотов.
Читайте сутты.
"[Благословенный сказал]: «Монахи, если монах даже на время, за которое можно лишь щёлкнуть пальцами, (1) развивает первую джхану, то он зовётся монахом, который не лишён джханы, который поступает в соответствии с учением Учителя, который отзывается на его совет, и который не ест понапрасну еду, полученную как подаяние в округе. Что уж говорить о тех, кто [постоянно] взращивает её!»."
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an1_394-pathama-sutta-sv.htm
В сутте сказано: развивает первую джхану, а не пребывает в первой джхане.
Я полагаю, что практикой является практика понимания воззрения. А разнообразные иные "йоги" - это только вторичные необязательные методы для способствования этому. Будда уделял внимание основному, и мало уделял прочему неважному.
Разнообразные иные йоги, которым Будда уделял мало внимания - это видимо правильная осознанность и правильное сосредоточение.
О каком мышлении можно говорить без витарки и вичары?
О том, которое имеется в дальнейших дхьянах, до 7-й включительно.
Употребление этого термина (мышление) для состояния ума в этих дхьянах вводит в заблуждение. Надо другие определения использовать. Потому что когда говорят о мышлении, то понимают именно интеллектуальное мышление, а оно в дхьянах прекращается. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы