А если это (наводнение )произошло и человек стал наслаждаться джханой, считая ее приятным и чистым состоянии (что правда), то это может отбить охоту идти дальше и заниматься випассаной. Это может стать большой проблемой на пути.
Мне не очень понятно, как именно наслаждение от джхан может отбить охоту развивать мудрость, если под развитием мудрости понимать чтение сутт и наставления учителей, ведь сутты и наставления разъясняют Дхамму и, как следствие, развивают мудрость. Обычно успехи, даже самые небольшие, ведут к возникновению интереса и желанию узнать побольше. Если у медитирующего что-то стало получаться с джханами, то скорее всего он начнет читать сутты (если раньше не читал) и узнавать, как обстояли дела с джханами у других, более опытных практиков.
Это как раз несложно понять: если человек наслаждается, если его ум захвачен восторгом или покоем джхан (которые суть непостоянство и тягота, как и все составные и обусловленные вещи), то он может не захотеть ничего больше изучать и даже вообразить, будто достиг непоколебимости. Возможно, он будет в еще худшем положении, чем тот, кто ищет радости в страстях, потому что такой человек обычно отдает себе отчет, что цепляется за что-то эфемерное и вредное.
Это как раз несложно понять: если человек наслаждается, если его ум захвачен восторгом или покоем джхан (которые суть непостоянство и тягота, как и все составные и обусловленные вещи), то он может не захотеть ничего больше изучать и даже вообразить, будто достиг непоколебимости. Возможно, он будет в еще худшем положении, чем тот, кто ищет радости в страстях, потому что такой человек обычно отдает себе отчет, что цепляется за что-то эфемерное и вредное.
Проблема о которой вы говорите возможно и существовала бы, если бы существовало большое количество мирян, способных часами, а то и сутками наслаждаться джханами. Но речь (за редчайшими исключениями) идет скорее не о часах, а о минутах и не совсем понятно, как несколько минут наслаждения восторгом или покоем могут отвлечь от чтения и обдумывания сутт.
Это как раз несложно понять: если человек наслаждается, если его ум захвачен восторгом или покоем джхан (которые суть непостоянство и тягота, как и все составные и обусловленные вещи), то он может не захотеть ничего больше изучать и даже вообразить, будто достиг непоколебимости. Возможно, он будет в еще худшем положении, чем тот, кто ищет радости в страстях, потому что такой человек обычно отдает себе отчет, что цепляется за что-то эфемерное и вредное.
Как быть в такой интерпретации с МН64, где джханы определяются как обязательные для отбрасывания пяти нижних оков?
Существует путь, Ананда, дорога к отбрасыванию пяти нижних оков. Не может быть такого, чтобы кто-либо, не опираясь на этот путь, на эту дорогу, мог бы знать или видеть или отбросить пять нижних оков.
...
И каков, Ананда, путь, дорога к отбрасыванию пяти нижних оков? Вот с уединением от обретений, с оставлением неблагих состояний [ума], с полным успокоением телесной вялости, будучи полностью отречённым от чувственных удовольствий, отречённым от неблагих состояний, монах входит и пребывает в первой джхане" и.т.д.
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn64-mahamalunkya-sutta-sv.htm#a2 _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Это как раз несложно понять: если человек наслаждается, если его ум захвачен восторгом или покоем джхан (которые суть непостоянство и тягота, как и все составные и обусловленные вещи), то он может не захотеть ничего больше изучать и даже вообразить, будто достиг непоколебимости. Возможно, он будет в еще худшем положении, чем тот, кто ищет радости в страстях, потому что такой человек обычно отдает себе отчет, что цепляется за что-то эфемерное и вредное.
Развитие джхан - это одна из составляющих Благородного Восьмеричного Пути - Благородное (Правильное) сосредоточение. Практика и развитие джхан необходима - это одна из важнейших частей Пути.
До достижения очень высоких ступеней практики - вероятно уже при приближении к Арахатству, если осталась привязанность к джханам, то и ее нужно будет отбросить. Если в начале практики возникает привязанность к джхановым состояниям - это естественно. Постепенно, как я уже писал, эта привязанность естественным образом уменьшается, чтобы в конце концов исчезнуть. Джханы - это просто инструмент для достижения Пробуждения (Просветления. Освобождения...). Перед своим Просветлением Будда вошел в джханы. Во время ухода в Параниббану Будда вошел в джханы. _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
№441405Добавлено: Пт 21 Сен 18, 22:00 (7 лет тому назад)
Привязываться к хорошему лучше, чем привязываться к плохому.
Но не привязываться ни к плохому, ни к хорошему - еще лучше _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Развитие джхан - это одна из составляющих Благородного Восьмеричного Пути - Благородное (Правильное) сосредоточение. Практика и развитие джхан необходима - это одна из важнейших частей Пути.
Забыл еще указать, что Самахи относится к одному из 7 факторов Просветления (Постижения), также, как впрочем и джхановый фактор Пити (часто переводимый как восторг) _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Развитие джхан - это одна из составляющих Благородного Восьмеричного Пути - Благородное (Правильное) сосредоточение. Практика и развитие джхан необходима - это одна из важнейших частей Пути.
Забыл еще указать, что Самахи относится к одному из 7 факторов Просветления (Постижения), также, как впрочем и джхановый фактор Пити (часто переводимый как восторг)
Самадхи (сосредоточение) развивается не только практике саматхи (успокоения), но и випассаны, впрочем как и пити )
Это как раз несложно понять: если человек наслаждается, если его ум захвачен восторгом или покоем джхан (которые суть непостоянство и тягота, как и все составные и обусловленные вещи), то он может не захотеть ничего больше изучать и даже вообразить, будто достиг непоколебимости. Возможно, он будет в еще худшем положении, чем тот, кто ищет радости в страстях, потому что такой человек обычно отдает себе отчет, что цепляется за что-то эфемерное и вредное.
Развитие джхан - это одна из составляющих Благородного Восьмеричного Пути - Благородное (Правильное) сосредоточение. Практика и развитие джхан необходима - это одна из важнейших частей Пути.
Ну так благородное сосредоточение потому и благородное, что не позволяет практикующему зависнуть на полпути, а развивается параллельно с мудростью, которая видит страдание даже в арупа-джханах.
Это как раз несложно понять: если человек наслаждается, если его ум захвачен восторгом или покоем джхан (которые суть непостоянство и тягота, как и все составные и обусловленные вещи), то он может не захотеть ничего больше изучать и даже вообразить, будто достиг непоколебимости. Возможно, он будет в еще худшем положении, чем тот, кто ищет радости в страстях, потому что такой человек обычно отдает себе отчет, что цепляется за что-то эфемерное и вредное.
Проблема о которой вы говорите возможно и существовала бы, если бы существовало большое количество мирян, способных часами, а то и сутками наслаждаться джханами. Но речь (за редчайшими исключениями) идет скорее не о часах, а о минутах и не совсем понятно, как несколько минут наслаждения восторгом или покоем могут отвлечь от чтения и обдумывания сутт.
Это как раз несложно понять: если человек наслаждается, если его ум захвачен восторгом или покоем джхан (которые суть непостоянство и тягота, как и все составные и обусловленные вещи), то он может не захотеть ничего больше изучать и даже вообразить, будто достиг непоколебимости. Возможно, он будет в еще худшем положении, чем тот, кто ищет радости в страстях, потому что такой человек обычно отдает себе отчет, что цепляется за что-то эфемерное и вредное.
Проблема о которой вы говорите возможно и существовала бы, если бы существовало большое количество мирян, способных часами, а то и сутками наслаждаться джханами. Но речь (за редчайшими исключениями) идет скорее не о часах, а о минутах и не совсем понятно, как несколько минут наслаждения восторгом или покоем могут отвлечь от чтения и обдумывания сутт.
Джхана на минуту это из разряда анекдотов.
Читайте сутты.
"[Благословенный сказал]: «Монахи, если монах даже на время, за которое можно лишь щёлкнуть пальцами, (1) развивает первую джхану, то он зовётся монахом, который не лишён джханы, который поступает в соответствии с учением Учителя, который отзывается на его совет, и который не ест понапрасну еду, полученную как подаяние в округе. Что уж говорить о тех, кто [постоянно] взращивает её!»."
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an1_394-pathama-sutta-sv.htm _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Jane верно сказал. на минуту это из разряда анегдотов.
слова Будды (имхо) это к тому, что джхана будет в дальнейшем иметь развитие, от указанной выше длительности до бесконечности. при условии что последователь не оставит дело развития джхан.
Еще раз слова Благословенного: "если монах даже на время, за которое можно лишь щёлкнуть пальцами, развивает первую джхану, то он зовётся монахом, который не лишён джханы, который поступает в соответствии с учением Учителя". Это анекдот? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Строго говоря, дхьяна — это видение. Даже обыденное восприятие — это уже д., кама-дхьяна. Но речь шла о дхьяне йогов. Такая д. является успокоением в том смысле, что восприятие менее подвижных объектов приводит к умиротворению воспринимающего. «С кем поведёшься, от того и наберёшься» работает и тут.
Дело в том, что когда во время медитации что-то удается, то потом отследить по часам, сколько именно длилось достигнутое состояние не представляется возможным. Медитирующий может отследить по часам (если есть такое желание) только когда он сел в медитацию и когда он свернул коврик (убрал подушку). А вот сколько именно он просидел наблюдая, скажем, свечение или пребывая в свете сказать не получится. По своему скромному опыту могу сказать, что самое большее, что удается в выходные - это посидеть около двух-трех часов. Скорее всего оставшихся двадцати двух часов практику, который развивает мудрость, должно хватить на развитие.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы