Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Путеводитель неграмотных или советы товарищам по невежеству

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

345409СообщениеДобавлено: Чт 28 Сен 17, 14:35 (7 лет тому назад)    Путеводитель неграмотных или советы товарищам по невежеству Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Кира пишет:


А зачем мне тренироваться ?
Разве дхармы — это не самоочеВидное ? Если я дхарму не наблюдаю, то значит ее и нет !


1.1. Вы в очередной раз убеждаете меня в том, что то, как наш брат, современный интеллигентный европеец, приступает к знакомству с буддизмом - это тупиковый путь. Ведь мы не согласны, уподобившись неграмотному азиатскому простолюдину-домохозяину, взять из буддизма только учение о нравственности (не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не изменяй жене, не пей спиртного; а также, желательно, воздерживайся от грубостей и оскорблений, от сплетен и пустословия, и не позволяй жадности, зависти,  злобе овладевать твоим сознанием) . Нам хочется "истин" о человеке, о мире, о смысле жизни, и т.д., и т.п. Между тем, навык сосредоточения, навык внимательности, навык работы со своим умом у нас на уровне, лишь немного превышающем (если превышающем - а бывает, что и наоборот) уровень того самого неграмотного азиатского простолюдина. Поэтому вместо того, чтобы исследовать понятия, которыми оперирует Будда (то есть, наблюдать те психические явления, к которым эти понятия относятся, и смотреть, что именно с этими явлениями происходит), мы пытаемся эти понятия заменить какими-то (как правило, вводящими в заблуждение) аналогиями из собственного интеллектуального багажа. Затем мы рассуждаем об интеллектуальном продукте, получившемся на выходе, как о ещё одной умозрительной теории, и анализируем её так, как мы это привыкли делать с умозрительными теориями. Говоря короче, неправильный материал обрабатывается неправильными мыслительными операциями.

Видимо, излагать даже самые основы буддизма нужно иначе. Не рассказывать об основных буддийских классификациях (4 Благородные истины, 8 факторов Благородного восьмеричного пути (разделяемых на три группы - факторы мудрости, факторы нравственности, факторы сосредоточенности), 5 совокупностей, 12 факторов зависимого возникновения, 12 опор контакта (6 внешних и 6 внутренних), 3 характеристики существования, 7 факторов пробуждения, 4 плода Пути (3 промежуточных и один окончательный) и т.д.) в модусе "есть такая теория" (или группа теорий), а начинать с практических рекомендаций по развитию внимательности/осознанности. Затем - рассказывать, как с помощью развитой внимательности наблюдать дхаммы, группируемые в пять совокупностей, как усматривать в них характеристики существования, и как замечать зависимое возникновение. Затем - как распознавать первые проявления факторов пробуждения, и что с ними делать. И т.д., и т.п. Тогда категории будут вставать на то место, на котором должны стоять, и применяться по назначению.

Раз уж я заговорил с уважаемым Кирой о том, что он (и не он один) задает неправильные вопросы, потому что смотрит не туда, а надо смотреть правильно, и тогда вопросы тоже будут правильные - следует мне, порывшись в своих конспектах и воспоминаниях, поделиться кое-каким опытом, кое-какими соображениями по этой теме. Подчеркну сразу - я не считаю себя способным выполнить эту задачу в полной мере, или даже в значительной степени. У меня нет арийских плодов, посвящений или передач, я не могу хвалиться знаменитыми учителями. Но полное невежество и незначительность имеют свои преимущества. Я тоже блуждал по тёмному лесу, и мне пришлось самому обнаруживать, к чему же относятся буддийские концепции на практике. То, что я отчасти понимаю проблемы товарищей по невежеству, не только даёт право, но даже возлагает на меня обязанность – начать разговор, в надежде, что те, кто знает больше и видят дальше меня, его продолжат.  

Прежде чем перейти к делу, перечислю некоторые важные сутты Палийского канона, ИМХО, необходимые для полноценного понимания тех тем, которые я постараюсь слегка затронуть, и тех вопросов, которые я затрагивать сейчас не буду, но которые, тем не менее, близко связаны с тем, о чём пойдёт речь.

Список некоторых важных сутт Палийского канона:

А) о явлениях, данных в опыте, и о том, как их наблюдать: SN22.56, MN148, SN47.40. Последнюю из перечисленных полезно сравнить с суттами DN22 и MN10 (помня о том, что в этих двух суттах описан целый комплекс практик, и некоторые из них подходят для выполнения только монахами, да и то при наличии опытных руководителей; не пытайтесь повторить это в домашних условиях).

Б) об обусловленности и безличности: SN22.59, SN12.2, MN35, MN38, DN15.

В) о том, как практика осознанности и исследования явлений с помощью осознанности приводит к проявлению следующих факторов пробуждения: энергии, восторга, блаженного покоя, сосредоточенности, невозмутимости: SN46.6, SN46.3, MN44, SN47.8. Ср. SN46.20, SN46.3

Г) о нравственности мирянина: AN5.179, AN10.176, SN55.7, AN5.177.

Д) о том, какую роль осознанность играет в развитии нравственности: MN117, ср. AN10.61, MN61

Е) О начале конца Пути – о «вступлении в поток»: DN16, AN5.179, AN9.12, AN10.92, AN3.87. Ср. AN10.13

Ж) О развитии доброжелательности, сострадания, сорадования и беспристрастности, и о достижении плода анагамина/Чистых земель/Обителей Брахмы – AN4.125, AN4.126, DN13, DN16, AN3.87, AN9.12

З) Об обусловленности Бога/Брахмы – DN1

И) О непривязанности даже к самым чистым и совершенным состояниям сознания, о невозмутимости по отношению к этим состояниям, как о завершении Пути, о полном освобождении, о достижении ниббаны – MN1, MN106, MN52

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

345411СообщениеДобавлено: Чт 28 Сен 17, 14:44 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Итак, к делу.

1. Сначала о том, что и как наблюдать.
1.1. Обстановка. Следовать этим рекомендациям можно в любое время и в любой обстановке, за исключением времени, которое посвящено какой-то умственной работе, требующей внимания и сосредоточенности. Физические, монотонные, не требующие особого внимания действия – допустим, тереть сыр на тёрке, или идти по хорошо знакомому маршруту, и т.п., выполнять можно.
1.2. Попробуйте, для начала, выполнять какое-нибудь простое (то есть не требующее полной сосредоточенности) мысленное действие. Можно, например, считать в уме: раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три (снова и снова). Очень вероятно, что в тот момент, когда вы начнёте это делать, ум будет занят какими-то другими мыслями и заботами. Вы пытаетесь считать, но мысли упорно бегут по прежнему руслу. Но этому упорству нужно противопоставить другое упорство. Нужно снова и снова возвращаться к счёту, каждый раз, как мысль убегает.
1.3. Спустя непродолжительное время станет заметно, что направление мыслей, которое доминировало до начала счёта, потеряло своё доминирование. Теперь внимание не рвётся в одном направлении, а скачет с предмета на предмет. В фокусе внимания оказывается то одна, то другая чувственно воспринимаемая вещь (или телесное ощущение); то одно, то другое умственное представление. Умственные представления, в данном контексте – это те слова или вещи, которые не воспринимаются пятью органами чувств здесь и сейчас, но, тем не менее, здесь и сейчас представляются умом. Не пытайтесь прекратить появление чувственных восприятий и умственных представлений, но и не допускайте, чтобы внимание уносилось по цепочке ассоциаций, начинающихся с любого из возникших восприятий/представлений. Просто замечайте, что они возникают, и, заметив, возвращайтесь к счёту.
1.4. Научившись не уноситься безвозвратно по любой цепочке ассоциаций, можно двигаться дальше. Мы остановились на том, что снова и снова возникают умственные представления и чувственные восприятия, а вы снова и снова возвращаете внимание к счёту «раз-два-три-бис». Теперь нужно нащупать правильный ритм этих возвращений к счёту. Следует иметь в виду, что мысленный счёт – это не самоцель, а средство, чтобы наблюдать психические феномены. Поэтому возвращаться к счёту надо настолько часто, чтобы не уноситься по длинным цепочкам ассоциаций, порождаемых восприятиями и представлениями, но не настолько часто, чтобы не успевали проявиться ближайшие условия и следствия возникающих восприятий/представлений. Другими словами, нужно научиться замечать – вот, при таких-то условиях возникло такое-то восприятие, или такое-то представление. Вот, это восприятие или представление переживается так-то. Вот, оно породило то-то. Замечать, но не следовать вниманием за тем, что оно породило, а возвращаться к наблюдению за тем, как возникают восприятия и представления. Когда внимание уже натренировано фокусироваться именно на этих аспектах (что возникло, при каких условиях возникло, как переживается, что порождает), мысленный счёт можно и прекратить – он свою роль уже сыграл.
1.5. Что станет видно при выполнении всего предыдущего?
1.5.1. Станет видно, что чувственные восприятия возникают при двух условиях. С одной стороны, это физическая доступность воспринимаемых предметов для органов чувств, с другой стороны – внимание, которое обращается на контакт именно с этим предметом. Если внимание не сосредоточено, если никакой волевой импульс не направляет его всецело в одном направлении, его (внимания) естественным состоянием будет блуждать, скакать с одного предмета, воспринимаемого органами чувств, на другой. Что касается умственных представлений, то они возникают при условии соответствующей направленности внимания. О том, при каких условиях внимание направляется в определенном направлении, см. ниже, в пункте 1.5.4.
1.5.2. Станет видно, что возникшее чувственное восприятие или умственное представление переживается как приятное, или как неприятное, или как нейтральное. То, как именно оно переживается, скажется на том, что именно оно породит.
1.5.3. Станет видно, что чувственные восприятия и умственные представления порождают волевые импульсы и/или мысленные ассоциации. Даже мысль, которая переживается, как нейтральная, порождает реакцию, ведущую к другим мыслям. Например, если похожие восприятия и представления в прошлом были как-то связаны с предметами X и Z, то и нынешние восприятия и представления могут породить умственное представление о предметах X и Z. Если же восприятие или представление переживается как приятное или как неприятное, то оно почти наверняка породит какой-либо волевой импульс. Среди таких волевых импульсов может быть стремление продлить рассмотрение этого восприятия/представления, или, наоборот, стремление поскорее переключиться на что-нибудь другое, или стремление произнести какие-то слова, предпринять какие-то действия, чтобы добиться приятного / прекратить неприятное, и т.д., и т.п.
1.5.4. Волевые импульсы и мысленные ассоциации, в свою очередь, направляют внимание в определенном направлении. То, куда направлено внимание, определяет, какие именно в следующий момент времени появятся умственные представления.
1.6. Наблюдение за психическими феноменами, результаты которого кратко описаны в предыдущем пункте (1.5.), функционирует по тем же самым механизмам. Умственное представление об интересных/благих/полезных плодах наблюдения порождает волевой импульс – стремление наблюдать. Стремление наблюдать направляет внимание на то, как возникают, как переживаются, и что порождают чувственные восприятия и умственные представления. В результате этой направленности внимания происходит наблюдение.
1.6.1. Наблюдение проявляется в том, что возникают умственные представления: вот, только что появилось такое-то чувственное восприятие. Вот, только что появилось такое-то умственное представление. Вот, оно появилось при таких-то условиях. Вот, оно переживается так-то. Вот, оно приводит к тому-то.
1.6.2. Легко заметить, что отчёт о наблюдении - «вот, только что появилось умственное представление X», возникает не одновременно с самим умственным представлением X, а в следующий момент времени. Если угодно, можно назвать этот отчёт «умственным представлением X1». Не следует ли отсюда заключить, что наблюдение всегда запаздывает, не успевает за наблюдаемым (а значит, не может и претендовать на непосредственную очевидность своих данных)? Нет, не следует. Дело в том, что умственные представления-отчёты о наблюдении возникают не только по поводу (предыдущих) умственных представлений и чувственных восприятий. Они возникают и по поводу реакций на представления и восприятия. Представления-отчёты фиксируют: вот, на умственное представление X возникла такая-то реакция – такая-то мысленная ассоциация, такой-то волевой импульс. Эти реакции, особенно волевые импульсы, являются более продолжительными, чем акты восприятия и чем умственные представления. Поэтому события разворачиваются так: в момент времени t наблюдающее внимание направляется на возникший волевой импульс X. В следующий момент времени t1 наблюдающее внимание порождает умственное представление-отчёт – «возник волевой импульс X». Однако этот волевой импульс, возникший в момент t, в момент t1 всё ещё продолжается. И получается, что умственное представление-отчёт «возник волевой импульс X» в момент времени t1 переживается одновременно с самим импульсом X. А переживается этот волевой импульс, как реакция на определенные умственные представления или чувственные восприятия. Поэтому вместе с волевым импульсом даны, (переживаются как его условия) и предшествующие, сами по себе уже завершившиеся представления и восприятия.
1.6.3. Исходя из вышесказанного, наблюдение за психическими феноменами само может стать своим предметом. Это происходит так – возникает умственное представление-отчёт: «только что возникло (и всё ещё продолжается) намерение наблюдать». А по этому намерению видно и то, что его породило – умственное представление об интересных, полезных, или приятных плодах подобной практики. Да, забегая вперед, можно сказать, плоды наблюдения психических феноменов не только интересны или полезны, но и приятны. И у того, кто эту приятность однажды испытал, возникнет стремление возобновлять практику снова и снова, чтобы снова и снова испытывать эти приятные переживания.
1.6.4. Замечать само это стремление, в то время как оно возникает, продолжается и обращает внимание к наблюдению психических феноменов; другими словами, замечать эту жажду в то самое время, как она проявляется и определяет собой мысли и действия человека – значит непосредственно наблюдать, как функционируют сознание и ментальные факторы человека.

2. Теперь можно сделать некоторые выводы из того, что наблюдалось. Каждый психический феномен возникает обусловлено. Чем обусловлен любой психический феномен? Контактом органов чувств с физическими явлениями и/или другими психическими феноменами. Эти «другие психические феномены», в свою очередь, тоже обусловлены, тем же самым – контактом с физическими явлениями и/или предшествующими психическими феноменами. Как бы далеко мы ни забрались по цепочкам феноменов, обусловливающих друг друга, мы нигде не видим ситуации, где бы действовал гипотетический постоянный центр личности – то, что люди воображают, произнося и думая «я». На деле оказывается, что человеческая психика, человеческая личность – это и есть процесс взаимодействия обусловливающих друг друга, возникающих и исчезающих психических феноменов. Структурно этот процесс гораздо ближе к безличным процессам, известным нам благодаря естественным наукам, чем к функционированию свободного и постоянного субъекта, о котором тысячелетиями грезила европейская философия.
2.1. Мы, современные европейцы, привыкли понимать, что физические процессы обусловлены. Из их обусловленности следует, что физические явления непостоянны (возникают и распадаются при наличии достаточных на то причин), и лишь в ограниченной степени подконтрольны нам (если мы не сумеем создать причин, достаточных для появления/сохранения желательных явлений, то такие явления и не появятся, как бы страстно мы этого ни желали). Буддизм учит нас, что это понимание следует распространять и на психические феномены. Любое удовлетворение продолжается лишь до тех пор, пока сохраняются условия, поддерживающие как стремление именно к этому удовлетворению, так и предмет, благодаря которому удовлетворение достигается. Каждый из этих элементов (стремление, предмет, функции ума и тела, позволяющие этот предмет использовать, и т.п.) обусловлен, а значит – непостоянен. Таким образом, известное нам из опыта непостоянство (наша собственная смертность, смертность всех, кто нам дорог, тленность всех ценных вещей и социальных институтов, и т.п.) получает обоснование во всеобщей обусловленности всех физических и психических явлений, и становится универсальной характеристикой существования.
2.2. Так, на основе осознанного наблюдения психических феноменов, происходит понимание обусловленности/безличности и непостоянства всех явлений.

3. Осознанное наблюдение психических феноменов и понимание обусловленности и непостоянства всех явлений сопровождается некоторыми, достаточно интенсивными переживаниями.
3.1. Поскольку чувственные восприятия и умственные представления часто переживаются как приятные или как неприятные, они вызывают весьма интенсивные желания –  прервать неприятные переживания, и продлить либо возобновить приятные. А обусловленность и непостоянство всех явлений означают, что удовлетворение этих желаний сопряжено с постоянными заботами, с беспокойством, с тревогой – и всё равно они не могут удовлетворяться постоянно; рано или поздно, удовлетворение любого желания прекращается.
3.2. Начавшееся наблюдение психических феноменов быстро выявляет и упомянутые выше стремления, и связанное с ними переживание забот, беспокойств, тревог, страхов и т.п. В обычной ситуации внимание направляется туда, куда его направляют желания, заботы, беспокойства, тревоги и страхи. Если разные желания и заботы влекут в разные стороны, внимание буквально разрывается на части. Практика осознанности, описанная в пункте (1), учит человека не увлекаться вслед за всеми этими желаниями, заботами и т.д., но дистанцироваться от них, и просто замечать их возникновение и прекращение. Так сознание (временно) отстраняется от всего того, что его волновало, беспокоило, заботило, и причиняло боль; временно освобождается от всего этого. Кроме того, та же самая практика осознанности позволяет увидеть, как говорилось в пункте (2), что порождение и переживание всех этих желаний, забот и т.д. – это обусловленный, безличный процесс, подобный природным процессам. Увидев эту безличность, наблюдающее сознание (уже посредством самого наблюдения дистанцировавшееся от того, что наблюдает), временно перестаёт отождествляться с наблюдаемыми психическими феноменами, и смотрит на них как бы извне.
3.3. Этот «взгляд извне» переживается, как свобода от желаний, влекущих за собой заботы и тревоги; как свобода от забот и тревог, от беспокойства и страха; как свобода от всего обусловленного и непостоянного. Это переживание свободы порождает экстатический восторг, переживаемый и как эмоция, и даже как физическое, телесное состояние. Поскольку тело и ум человека не могут всё время сохранять одинаковую интенсивность переживания, восторг успокаивается, и переходит в блаженство, в безмятежный покой. Внимание (временно) перестаёт увлекаться в разные стороны желаниями и тревогами; всё, что воспринимается, воспринимается с невозмутимостью.
3.4. Состояния, описанные выше – очень приятные и вдохновляющие переживания. Тем не менее, они не являются каким-то особенным достижением. Это временный, обусловленный результат практики. Их возникновение – ещё одно подтверждение обусловленного, воспроизводимого характера психических феноменов. Есть условия – есть и феномены, возникающие при этих условиях. Эти вещи можно использовать для дальнейшего продвижения по Пути. Кроме того, их можно применять, чтобы получить временный психотерапевтический эффект; однако не следует к ним привязываться, не следует ими увлекаться.

4. А что значит «двигаться дальше»? В предыдущих пунктах речь шла о том, как не увлекаться приятными и неприятными переживаниями, и отстраняться от желаний, от забот, от беспокойства, от тревоги, от страха. Отстранившись от всего этого, человек отстраняется от всех источников негативного, недовольного, злобного отношения к другим живым существам. В то же время, понимание безличности, также достигнутое благодаря практике осознанности, позволяет понять, что и другие живые существа – это тоже обусловленные психические процессы. Все эти процессы функционируют похожим образом. Всё то, что мне в других людях и животных не нравится, что меня раздражает, что мне мешает, или что мне непонятно, появляется обусловлено, закономерно, так же как и мои восприятия, представления, переживания, волевые импульсы, слова, и действия. Это понимание рождает вместо злобы (которая временно отстранена) сочувствие и доброжелательность. Практик, зародивший в себе такое отношение к другим живым существам, желает им добра, сострадает, когда они страдают, и радуется, если им есть чему радоваться. И распространяется это отношение равным образом на всех – и на тех, кто ему, чисто по-человечески, приятен, и на тех, кто ему безразличен, и на тех, кто ему неприятен.
4.1. Так возникает особое состояние сознания – сознание, отстраненное от жажды приятного и от страха перед неприятным, от заботы, беспокойства, злонамеренности. Сознание, доброжелательное и сострадательное по отношению ко всем другим живым существам. Сознание, которое может проявлять свою доброжелательность и своё сострадание словами и действиями, но остаётся при этом невозмутимым, спокойным.

5. Такое состояние сознания можно назвать Божественным сознанием.
5.1. Здесь следует пояснить, что представление о Боге в буддизме отличается от привычного нам, европейцам, иудео-христианского богословия. Бог (Брахма) считается самым совершенным из всех обусловленных существ; но учение о Боге, как о ничем не обусловленной первопричине, буддизмом решительно отвергается. Традиционная христианская, иудейская, исламская теология (так же как и буддийская теология) наделяют Бога определенными качествами. Среди этих качеств можно назвать разум, милосердие, справедливость, и т.п. Возникает естественный вопрос – сотворил ли эти свои качества сам Бог, или нет? Если Бог их не сотворил, значит, они просто Ему даны; значит, Он над ними не властен; и именно эти качества определяют, как Он может действовать, а как не может. Буддисты, на вопрос о качествах Бога, выберут именно этот вариант ответа – Бог тоже обусловлен. Допустим теперь, что мы выбрали другой вариант ответа, и говорим, что Бог сам творит свои собственные качества. В этом случае придётся заключить, что изначально в Боге нет никаких качеств, а есть только чистый акт воли, творящей мир. При этом нельзя даже сказать, что эта воля существовала до того, как начала творить – ведь в этом случае тоже окажется, что какие-то качества Бога (например, наличие воли) не сотворены Им, но даны Ему и Его обусловливают. Итак, Бог оказывается лишён любых качеств, а Его действия редуцируются к спонтанному, беспричинному событию – к появлению мира из небытия. Другими словами, Бог из этой картины мира полностью испаряется, а остаётся только факт беспричинного появления бытия в целом (или его беспричинного существования – если в истории Вселенной не было первого момента). Так последовательное развитие представления о Боге, как о необусловленной первопричине, приводит к атеизму.
5.2. В буддийском же понимании, как уже было сказано выше, Бог – это наивысшее, наиболее совершенное, но тоже обусловленное (и, следовательно, не всемогущее) бытие. Бытие, которое существует как Божественное сознание. Если практик, достигающий Божественного сознания, исходит из того, что Бог – это особое существо, существующее в том же смысле слова, в каком существуют другие люди, то он воспринимает это состояние, как своё сближение, или даже слияние с Богом. Если же он не считает Бога особым существом, то просто сознаёт, что достигнуто высшее, наиболее совершенное и блаженное из всех (обусловленных) состояний сознания.
5.3. Итак, Божественное сознание – это самое лучшее и высшее, что может быть достигнуто в мире обусловленных явлений. Если выражение «совершенное бытие» вообще имеет смысл, то это именно оно. Если выражение «смысл жизни» вообще имеет смысл, то этот смысл – в достижении совершенного, наивысшего бытия. Практикуя так, как описано в пункте (4), человек хотя бы на несколько мгновений достигает этого состояния, переживает хотя бы отблеск наивысшего бытия.

6. Однако и это не последняя стадия. Достижение Божественного сознания, наивысшего бытия – это ещё не уникальная черта буддизма. Его достигают практики и других религий.
6.1. Например, в христианстве оно достигается через созерцание личности, слов и действий Иисуса Христа, и через вдохновение его примером. Христианин видит, что Иисус – это живой пример доброжелательности и сострадания; что действие этих его качеств не было разрушено ни непониманием, ни преследованиями, ни арестом, ни пытками, ни смертными муками на кресте. Читая и размышляя об Иисусе, христианин воспринимает его живую сострадательную любовь, как направленную на себя лично. Воодушевляясь этой сострадательной любовью, он идентифицирует себя с Иисусом. При этом, созерцая страдания Иисуса, и мысленно присоединяя к ним также и свои проблемы и страдания, христианин переживает отстраненность от своих собственных проблем и бед, от своих страданий и от сознания своей смертности. В этот момент он переживает ту же самую свободу, и ту же самую сострадательную любовь ко всем людям, которая руководила и Иисусом. По сути дела, это то же самое Божественное сознание, которого буддист достигает другим путём – через развитие осознанности, через размышление о безличности (своей и других живых существ), и через сострадание живым существам.
6.2. Уникальность буддизма в том, что Будда показал – достижение Божественного сознания – это тоже определенная человеческая практика, определенная «технология». В том виде, в каком это описано выше, соединение с Богом обусловлено практикой на все сто процентов – пока продолжается выполнение практики, есть и переживание Божественного сознания. Когда выполнение практики прекращается, когда человек возвращается к своей повседневной жизни, исчезает и это переживание. Но даже если речь идёт о практике высокого уровня, который не ограничивается временным отстранением от влечения к приятному и от страха перед неприятным, но окончательно избавляется и от того, и от другого, всё-таки и в нём Божественное сознание остаётся обусловленным.
6.3. Дело в том, что сознание, в том числе и Божественное сознание – это не независимая, абстрактная сущность, но определенная функция, осуществляющаяся в зависимости от определенных условий. Нет «сознания вообще», а есть осознание тех или иных восприятий либо умственных представлений. Осознание возникает там, где есть контакт с осознаваемыми предметами, и где действует внимание, направляемое какими-либо волевыми импульсами или мысленными ассоциациями именно на эти предметы. Но никакие предметы не вечны, никакие волевые импульсы и мысленные ассоциации не постоянны. Говоря короче, сознание (даже Божественное сознание) существует не само по себе, но в зависимости от того, что, как, и почему оно сознаёт. Когда прекращают существовать осознаваемые предметы, и когда прекращается психический процесс, одной из функций которого является сознание, то прекращается и сознание.
6.4. Поэтому Будда учит, что ни к какому сознанию, даже к Божественному сознанию, не следует привязываться, не следует им увлекаться. Достигнув Божественного сознания, практик уже достигает доброжелательной невозмутимости по отношению ко всему осознаваемому. Но теперь остаётся сделать ещё один шаг – осознать обусловленность и непостоянство самого Божественного сознания, и направить невозмутимость уже и на него. И с этой невозмутимостью спокойно встретить его конец (вне зависимости от того, наступит ли конец вместе со смертью этого тела, или же только вместе с концом всего этого мира/эона/кальпы).

7. В предыдущих шести пунктах был краткий обзор Пути. Произвести этот обзор – даже не на словах, а непосредственно увидев всё это с помощью осознанности, ещё отнюдь не значит пройти Путь. Пройти Путь – это значит укорениться во всех этих стадиях, полностью реализовать каждую из них. Научиться в любой момент отстранять желания и страхи, и всегда, когда пожелаешь, без больших усилий видеть безличность психических процессов. Затем – окончательно избавиться от желаний, страхов и злобы и непрерывно пребывать в состоянии Божественного сознания. Наконец, достичь непрерывного видения конечности Божественного сознания, и непрерывной же невозмутимости по этому поводу.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Alex123
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

345421СообщениеДобавлено: Чт 28 Сен 17, 15:59 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
Цитата:
Нет «сознания вообще»
Если исходить из прямых текстов сутт, то есть: винняна анидассана - Д11, МН49.

Представьте, монахи, дом или зал с остроконечной крышей и с окнами, выходящими на север, юг и восток. Когда всходило бы солнце, и луч света попадал бы в окно, где бы он утверждался?»
«На западной стене, Учитель».
«А если бы не было западной стены, где бы он утверждался?»
«На земле, Учитель».
«А если бы не было земли, где бы он утверждался?»
«На воде, Учитель».
«А если бы не было воды, где бы он утверждался?»
«Он нигде бы не утверждался, Учитель».
«Точно также, монахи, если нет страсти к питанию [в виде] съедобной [материальной] пищи… контакту… умственному волевому намерению… сознанию… сознание не утверждается там и не начинает разрастаться…


«Почтенный, если это не относится к Всеобщности Всего [Пять кхандх], так не выходит ли, что это для тебя бессодержательно и пусто?!»

[Благословенный]:
«Сознание непроявляющееся,
Безграничное, сияющее повсюду – не относится к земельности земли, не относится к водянистости воды [Есть сфера...]… …не относится к Всеобщности Всего».

[Брахма Бака]: «Почтенный, я скроюсь от твоего взора».

[Благословенный]: «Скройся от моего взора, если сможешь, Брахма».

И тогда Брахма Бака, сказав: «Я скроюсь от взора отшельника Готамы, я скроюсь от взора отшельника Готамы», не смог скрыться от [моего] взора. И тогда я сказал:
«Брахма, я скроюсь от твоего взора».
«Скройся от моего взора, если сможешь, почтенный».
И тогда я исполнил такое чудо посредством сверхъестественных сил, что Брахма, свита Брахмы, и члены свиты Брахмы могли слышать мой голос, но не могли видеть меня. И после того, как я скрылся от взора, я произнёс эту строфу:

«В существовании увидев ужас,
[Увидев], что оно придёт к концу,
Не одобрял существования я любого,
И не цеплялся к наслаждению я»

И тогда Брахма, свита Брахмы, члены свиты Брахмы были поражены и изумлены, и говорили: «Удивительно, почтенные, как поразительно, почтенные!...он вырвал с корнем существование


Эти сутты говорят о том, что есть нечто не относящееся к Всеобщности Всего (Пять Кхандх, "Все" в Сабба сутта) но в тоже время не являющееся пустым и бессодержательным. Где почтенный отшельник Готама скрылся из виду Брахмы так, что он не мог видеть его, но при этом слышал его голос Smile


Ответы на этот пост: Mindfulness
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Mindfulness



Зарегистрирован: 09.01.2016
Суждений: 1247

345423СообщениеДобавлено: Чт 28 Сен 17, 16:20 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Адзамаро переключился на винньяну Bugaga
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

345425СообщениеДобавлено: Чт 28 Сен 17, 16:28 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Mindfulness
Я никуда не переключался, а просто показал что написано в суттах по поводу "сознания вообще", ни больше ни меньше.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

345426СообщениеДобавлено: Чт 28 Сен 17, 16:28 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Итак, к делу.

1. Сначала о том, что и как наблюдать.

Хорошо написали. Почитал. Спасибо.


Я хотел бы подчеркнуть такую вещь:  Лучше обращать не на сами феномены, а на их общие качества (аничча, дуккха, анатта), и даже больше на "причину дуккхи и её прекращение".  В конце концов всё должно относиться к 4БИ.  А так, хороший у вас пост!

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Mindfulness



Зарегистрирован: 09.01.2016
Суждений: 1247

345427СообщениеДобавлено: Чт 28 Сен 17, 16:50 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:
empiriocritic_1900
Цитата:
Нет «сознания вообще»
Если исходить из прямых текстов сутт, то есть: винняна анидассана - Д11, МН49.

Представьте, монахи, дом или зал с остроконечной крышей и с окнами, выходящими на север, юг и восток. Когда всходило бы солнце, и луч света попадал бы в окно, где бы он утверждался?»
«На западной стене, Учитель».
«А если бы не было западной стены, где бы он утверждался?»
«На земле, Учитель».
«А если бы не было земли, где бы он утверждался?»
«На воде, Учитель».
«А если бы не было воды, где бы он утверждался?»
«Он нигде бы не утверждался, Учитель».
«Точно также, монахи, если нет страсти к питанию [в виде] съедобной [материальной] пищи… контакту… умственному волевому намерению… сознанию… сознание не утверждается там и не начинает разрастаться…


«Почтенный, если это не относится к Всеобщности Всего [Пять кхандх], так не выходит ли, что это для тебя бессодержательно и пусто?!»

[Благословенный]:
«Сознание непроявляющееся,
Безграничное, сияющее повсюду – не относится к земельности земли, не относится к водянистости воды [Есть сфера...]… …не относится к Всеобщности Всего».

[Брахма Бака]: «Почтенный, я скроюсь от твоего взора».

[Благословенный]: «Скройся от моего взора, если сможешь, Брахма».

И тогда Брахма Бака, сказав: «Я скроюсь от взора отшельника Готамы, я скроюсь от взора отшельника Готамы», не смог скрыться от [моего] взора. И тогда я сказал:
«Брахма, я скроюсь от твоего взора».
«Скройся от моего взора, если сможешь, почтенный».
И тогда я исполнил такое чудо посредством сверхъестественных сил, что Брахма, свита Брахмы, и члены свиты Брахмы могли слышать мой голос, но не могли видеть меня. И после того, как я скрылся от взора, я произнёс эту строфу:

«В существовании увидев ужас,
[Увидев], что оно придёт к концу,
Не одобрял существования я любого,
И не цеплялся к наслаждению я»

И тогда Брахма, свита Брахмы, члены свиты Брахмы были поражены и изумлены, и говорили: «Удивительно, почтенные, как поразительно, почтенные!...он вырвал с корнем существование


Эти сутты говорят о том, что есть нечто не относящееся к Всеобщности Всего (Пять Кхандх, "Все" в Сабба сутта) но в тоже время не являющееся пустым и бессодержательным. Где почтенный отшельник Готама скрылся из виду Брахмы так, что он не мог видеть его, но при этом слышал его голос Smile

О первом отрывке:
установление и "разрастание" сознания описанно в биджа-сутте:
когда есть семя (сознания) почва (четыре совокупности или камма) и влага (жажда) сознание начинает утверждаться и разрастаться.
В ином случае оно остается бесплодным и разрушеннным.

Вот что значит не-разрастание: невозможность перерождения.
в иной сутте, освобожденное, неутвержденное (!) сознание описывается как гаснущее по смерти, так, что "только телесные останки остаются".
В этом примере о том же: сознание не цепляющееся к миру, не утверждается в нем. а значит исчезает. ведь оно причиннообусловленно, не существует без опоры. Без опоры существует только атман.
...
В МН49 говорится о неком сознании, которое выходит за рамки мира брахмы. Причем перечилялись только миры рупа, дальше говориться о  Всеобщность всего, точка.

Всеобщность это шесть сфер чувст, в арупа пять чувств из шести нет. Вот вам и всеобщность всего, которую преодолевает достигший арупа.

Т е. Будда говорит брахме, что " твой мир не высший -  есть сфера, где сияет бесконечное сознание, без формы, в нем нет пяти чувст ни  ума рупа мира, я могу скрыться в него и ты не увидешь меня". Будда учил, что каждый следующий уровень невидим для более низкого уровня божеств, есть пример, где Будда говорит, что также как простые люди не видят дэвов мира чувств, так же и дэвы мира чувств не видят брахм.
Будде стоило уйти в арупа, и брахме он становился недоступен.

Но даже если в этом отрывке говориться о сознании араханта, которое лишено упаданы, а следовательно преодолело связанность "всего", рамки этого мира через разотождествление, - даже если так, - то уже в ДН11 это же сознание упоминается в контексте преодоления:
4 махабхут
длинного /короткого (форма)
приятного/неприятного (опять же форма, так как только преодолев мир форм преодолевается приятное и неприятное, жажда и злоба, но нейтральное чувство и неведение остается)  - заметте (!) нейтральное чувство не отмечено в числе вещей, которые не утверждаются в данном сознании.
По описанию полностью подходит к арупа.
Но да ладно.
четыре элемента, длинное и короткое, приятное и неприятное в нем не находят опоры (не уничтожаются, а всего лишь не находят опоры)
И наконец только с прекращением этого сознания, имя-форма прекращается полностью.
Вот как. Это безопорное сияющее сознание, прекращается, что позволяет прекратить имя-форму. (абсолютно согласуется с идеей изложенной в патичча-самуппаде).


Так что, МН49 и ДН11 только подтверждают классическую точку зрения на судьбу сформированных дхамм в момент безостаточной ниббаны.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

345431СообщениеДобавлено: Чт 28 Сен 17, 17:11 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Mindfulness
Цитата:
Всеобщность это шесть сфер чувст, в арупа пять чувств из шести нет. Вот вам и всеобщность всего, которую преодолевает достигший арупа
Всеобщность - шесть, арупа - пять, а достигший арупа преодолевает всеобщность (которая шесть). Логику где-то потеряли.

Ответы на этот пост: Mindfulness
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Mindfulness



Зарегистрирован: 09.01.2016
Суждений: 1247

345432СообщениеДобавлено: Чт 28 Сен 17, 17:51 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:
Mindfulness
Цитата:
Всеобщность это шесть сфер чувст, в арупа пять чувств из шести нет. Вот вам и всеобщность всего, которую преодолевает достигший арупа
Всеобщность - шесть, арупа - пять, а достигший арупа преодолевает всеобщность (которая шесть). Логику где-то потеряли.
Я сказал, что в арупа о всеобщности всего как таковой говорить уже не совсем возможно.
Так как "все" по определению - это шесть сфер контакта, пять из которых в арупа прекращаются и от части шестая.

Почему Будда перечислил только дэвов рупа мира, подытожив их выражением "Всеобщность всего" ? м?
Он описывает некое сознание, которое выходит за их рамки.
в статье "ниббана не сознание" бх. Суджато, хорошо разобран этот момент - он находит прямые паралели, по всем эпитетатм для данного сознания,  с буддистской 2-арупа и протоупанишадовским брахманом.
Чтобы скрыться от брахмы ему стоит только уйти в арупу, которую он не описал в ряде богов рупа мира, что он тут же и делает, когда соообщает об этом особом, неизвестном для Брахмы сознании.

Но даже если я не прав -- говорю я ниже. -- это все-равно сознание, которое имеет опору в имя-форме (хотя и свободно от всего через нецепляние и неотождествление).
О чем ясно подчеркивает ДН11, в которой прямым текстом: "с прекращением сознания, все это прекращается здесь".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

345453СообщениеДобавлено: Чт 28 Сен 17, 19:17 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:



Я хотел бы подчеркнуть такую вещь:  Лучше обращать не на сами феномены, а на их общие качества (аничча, дуккха, анатта), и даже больше на "причину дуккхи и её прекращение".  В конце концов всё должно относиться к 4БИ.  А так, хороший у вас пост!

Я с Вами согласен в том смысле, что наблюдение феноменов, само по себе, ценности не представляет, и что принципиально важно видеть три характеристики. Но ведь три характеристики не существуют сами по себе. Это свойства феноменов, и именно наблюдая феномены, мы видим, как конкретно проявляются три характеристики. Наблюдая возникновение и исчезновение феноменов, мы убеждаемся в их непостоянстве. Наблюдая их возникновение в связи с определёнными условиями, мы убеждаемся в их безличности. А видя непостоянство и безличность явлений, можно уже различить и дуккху, и причину дуккхи - и обратиться к учению о прекращении дуккхи и к Пути прекращения.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Alex123
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

345497СообщениеДобавлено: Пт 29 Сен 17, 02:20 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Я с Вами согласен в том смысле, что наблюдение феноменов, само по себе, ценности не представляет,

Верно.

empiriocritic_1900 пишет:

и что принципиально важно видеть три характеристики. Но ведь три характеристики не существуют сами по себе. Это свойства феноменов, и именно наблюдая феномены, мы видим, как конкретно проявляются три характеристики. Наблюдая возникновение и исчезновение феноменов, мы убеждаемся в их непостоянстве. Наблюдая их возникновение в связи с определёнными условиями, мы убеждаемся в их безличности. А видя непостоянство и безличность явлений, можно уже различить и дуккху, и причину дуккхи - и обратиться к учению о прекращении дуккхи и к Пути прекращения.

Количество феноменов в прошлом, будущем и настоящем, в этой или другой галактике, неизмеримо много.  Даже количество всех умственых состояний у одного живого существа неизмеримо велико. Их что, все надо отследить и заметить их аничча-дуккха-анатта? Может быть лучше достичь "инсайт" когда медитатор понял этот факт без бесконечных чисто эмпирических наблюдений? Это не критика, а просто уточняющий вопрос.

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: Antaradhana, empiriocritic_1900, Adzamaro
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

345499СообщениеДобавлено: Пт 29 Сен 17, 03:16 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Количество феноменов в прошлом, будущем и настоящем, в этой или другой галактике, неизмеримо много.  Даже количество всех умственых состояний у одного живого существа неизмеримо велико. Их что, все надо отследить и заметить их аничча-дуккха-анатта? Может быть лучше достичь "инсайт" когда медитатор понял этот факт без бесконечных чисто эмпирических наблюдений? Это не критика, а просто уточняющий вопрос.

Чем больше прокачана мудрость, тем быстрее человек освободится (посредством мудрости), пробудившись на основе одного или нескольких глубоких наблюдений. А если больше прокачаны другие способности, то человек пройдет по всем джханам и бесформенным сферам, разовьет при этом разные сверхспособности, но в конце концов... все равно освободится мудростью, но через гораздо более заковыристый опыт и большее количество исследований и наблюдений.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

345501СообщениеДобавлено: Пт 29 Сен 17, 08:21 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Я с Вами согласен в том смысле, что наблюдение феноменов, само по себе, ценности не представляет,

Верно.

empiriocritic_1900 пишет:

и что принципиально важно видеть три характеристики. Но ведь три характеристики не существуют сами по себе. Это свойства феноменов, и именно наблюдая феномены, мы видим, как конкретно проявляются три характеристики. Наблюдая возникновение и исчезновение феноменов, мы убеждаемся в их непостоянстве. Наблюдая их возникновение в связи с определёнными условиями, мы убеждаемся в их безличности. А видя непостоянство и безличность явлений, можно уже различить и дуккху, и причину дуккхи - и обратиться к учению о прекращении дуккхи и к Пути прекращения.

Количество феноменов в прошлом, будущем и настоящем, в этой или другой галактике, неизмеримо много.  Даже количество всех умственых состояний у одного живого существа неизмеримо велико. Их что, все надо отследить и заметить их аничча-дуккха-анатта? Может быть лучше достичь "инсайт" когда медитатор понял этот факт без бесконечных чисто эмпирических наблюдений? Это не критика, а просто уточняющий вопрос.

Я думаю, что нет ни необходимости, ни возможности отследить все феномены, поскольку их количество действительно неограниченно. Речь идёт о том, чтобы отслеживая какую-то часть феноменов, на практике увидеть, как и при каких условиях они возникают, переживаются и исчезают. Как ещё это можно увидеть непосредственно, если не в феноменах? Чисто логическое рассуждение, рациональный вывод - это отвлеченная концепция, не обладающая необходимой убедительностью.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

345503СообщениеДобавлено: Пт 29 Сен 17, 08:35 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Alex123 пишет:
Количество феноменов в прошлом, будущем и настоящем, в этой или другой галактике, неизмеримо много.  Даже количество всех умственых состояний у одного живого существа неизмеримо велико. Их что, все надо отследить и заметить их аничча-дуккха-анатта? Может быть лучше достичь "инсайт" когда медитатор понял этот факт без бесконечных чисто эмпирических наблюдений? Это не критика, а просто уточняющий вопрос.

Чем больше прокачана мудрость, тем быстрее человек освободится (посредством мудрости), пробудившись на основе одного или нескольких глубоких наблюдений. А если больше прокачаны другие способности, то человек пройдет по всем джханам и бесформенным сферам, разовьет при этом разные сверхспособности, но в конце концов... все равно освободится мудростью, но через гораздо более заковыристый опыт и большее количество исследований и наблюдений.

Так мудрость - это же именно видение феноменов такими, какими они являются, то есть с тремя характеристиками. Осознанное наблюдение феноменов и правильное применение к ним буддийских аналитических классификаций.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

345510СообщениеДобавлено: Пт 29 Сен 17, 11:26 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Хорошо написали!  И Сатипаттхана действительно  начинается с обычного наблюдения за телом, за чувствами, дыханием, мыслями. Довольно смешно слышать (сейчас это повсеместно ), мол, я занимаюсь випассаной или прохожу випассану. Випассана или возникает, или нет, это нефорсируемый процесс. Человек наблюдает за дыханием и вдруг видит водоворот феноменов, которые исчезают, только появившись. И он осознает, что это лишь тягость - нет никакого покоя, никакой опоры в этом иллюзорном мире. Он видит, что все это возникает без какой-то воли иллюзорном пожелания - само по себе, безлично.
И после этого опыта как может не быть веры, как может не быть счастья? Это единственный путь, ведущий к полному умиротворению, прекращению.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 1 из 6

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.134) u0.021 s0.001, 18 0.015 [266/0]