Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Поток живых существ конечен или бесконечен?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Росс
Гость





343062СообщениеДобавлено: Вт 12 Сен 17, 19:06 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

То есть, принимая буддийское мировозрение, следовало бы тогда спросить проще: вечны ли дхармы? Если понятно - что это за дхармы, то какой смысл одними дхармами вопрошать другие?)
Наверх
Antardhan



Зарегистрирован: 02.12.2008
Суждений: 213
Откуда: Москва

343095СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 10:43 (7 лет тому назад)    Re: Поток живых существ конечен или бесконечен? Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Живые существа будут воплощаться вечно или рано или поздно все обретут нирвану?

Они будут воплощаться вечно, но рано или поздно все (точнее, каждый) обретут нирвану. Количество существ бесконечно. Вечное коловращение - суть мира. Из бесконечно неосознанного в вечно осознанное идёт вечное движение.

Цитата:
Если вечно, то какой тогда смысл в Дхамме

Невозможно стать просветлённым не пройдя школу жизни. Только через физический мир существо может познать и осознать себя.

Цитата:
живые существа будут постоянно рождаться и страдания не закончатся никогда в этом мире

Он для этого и есть. Да и страдания - чисто умственная концепция о добре и зле, которая существует только в отдельно взятой голове. Причём, она даже в ней меняется со временем. В мире же нет ни добра, ни зла, ни страданий. Это только субъективное отношение к происхоящим событиям.

Цитата:
до нирваны добиралось в лучшем случае 1%

Все там будут. Это неизбежность. Кто быстрее, кто медленнее. Все обретут нирвану, даже располедний негодяй и первейший святоша - они с точки зрения обретения просветления равны перед друг другом и остальными.

Цитата:
от населения планеты

Земля - не последняя планета в бесконечном мире.

Цитата:
а точнее только от людей

Существа - не только люди. Животные те же самые, растения... вплоть до атомов. Все на разных стадиях просто.

Цитата:
доктрина Махаяны с их Бодхисаттвами. Какой тогда смысл в их "деятельности" на небесах. если они никогда не вытащат всех живых существ из сансары, да и сами никогда не обретут нирваны.

Обретут. Вообще, теологические и мифологические образы Древних Веков не следует понимать буквально и прямо - это большая глупость, совершаемая чаще всего теми, кто искажает своим "изучением" и "переводами" смысл учений. В частности такой когортой внебуддийских субкультур и кружков по интересам, как "буддологи", "увлекающиеся буддизмом на диване" и "вообще по приколу восточная мистика, там в чалме будды сидят".

_________________
Самопознание и самотрансформация. Мой уютненький дневничок: antardhan.livejournal.com


Последний раз редактировалось: Antardhan (Ср 13 Сен 17, 21:17), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343106СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 14:53 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
если ум не получил удовлетворительных, рационально аргументированных ответов, то у него остается только два пути - либо слепо верить, либо слепо не верить

Вы очень любите задавать вопросы, то об одном аспекте Дхаммы, то о другом. Может быть, поступим так – соберем вместе основные положения Дхаммы (в её «южном», тхеравадинском варианте, основанном на Палийском каноне), и Вы скажете сразу обо всём, что считаете не рациональным, и/или не основанным на опыте?

Итак, поехали? Smile

0. Буддизм имеет дело только с тем, что дано в опыте (с физическими и психическими явлениями). О чём-либо ещё невозможно ни говорить, ни мыслить. (см. SN35.23).

0.1. Будда классифицирует физические и психические явления, подразделяя их на пять типов, пять совокупностей. Это, во-первых, физические тела, а также четыре типа психических явлений. Восприятия, полученные посредством пяти органов чувств, и мысли, возникающие в уме, (1) переживаются как приятные, или неприятные, или нейтральные, (2) распознаются, отличаются друг от друга, (3) вызывают разнообразные реакции - желания, намерения, мысленные ассоциации, и т.п., (4) осознаются. (см. SN22.56). Хотя осознание перечисляется здесь последним, не следует считать, что оно является последним по хронологии из того, что происходит с восприятиями. Наоборот, осознание - это необходимый компонент восприятия, как такового. У восприятия есть три необходимых условия: наличие воспринимающего органа чувств, наличие того, что воспринимается, и осознание. Восприятие происходит тогда, когда все три условия задействованы: рецептор и предмет (например, ухо и звуковая волна) соприкасаются, и это соприкосновение осознаётся (см. MN148).

1. Все явления, данные в опыте, непостоянны - они возникают, изменяются, исчезают. Их возникновение и исчезновение можно наблюдать.

2. Все явления, данные в опыте, безличны. В конечном счёте, именно их безличность объясняет, почему они непостоянны.  

2.1. Безличность явлений, данных в опыте, означает, во-первых, что никакое явление, данное в опыте, не является "я". Это очевидно, поскольку можно наблюдать его возникновение и его исчезновение - то есть, наблюдение начинается до возникновения, и продолжается после исчезновения (см. MN148)

2.2. Безличность явлений, данных в опыте, означает, во-вторых, что они появляются и исчезают не по распоряжению субъекта (см. SN22.59, MN35). А как они появляются? В зависимости друг от друга. При каких условиях возникают чувственные восприятия и мысли, уже говорилось выше (при соприкосновении воспринимаемых предметов с органами чувств и осознании этого соприкосновения). Восприятия и мысли переживаются, как приятные, неприятные или нейтральные, и вызывают разнообразные намерения/желания (SN22.56, MN148). Намерения (помимо того, что приводят к словам и к действиям) направляют внимание, а направленность внимания определяет, какие мысли получат продолжение, какие новые мысли возникнут, а какие прекратятся.

Итак, при наличии условий своего существования явления возникают, при их исчезновении - прекращаются (SN22.56, MN148, SN46.51, SN12.2). Таким образом, никакой постоянный (постоянный хотя бы в пределах одного существования) центр личности, который можно было бы назвать "я", в опыте не проявляется.

2.3. Говорить же о каком-либо "я", никак не переживаемом, не данном в опыте, бессмысленно (см. DN15).

3.Явления, переживаемые как приятные, вызывают желание их продлить или возобновить (если они прервались), а явления, переживаемые как неприятные - желание их прекратить (MN148). Это желание называется жаждой.

3.1. Желание продлить или возобновить приятные переживания выражается в поиске предметов, которые стали бы постоянными источниками приятных переживаний, и в стремлении обеспечить постоянный доступ к этим предметам, постоянный контроль над ними. Ради этого человек выстраивает более или менее долгосрочные планы действий, и осуществляет их. Эти (относительно устойчивые) стремления, планы, а также заботы, связанные с их осуществлением и становятся тем, что человек воспринимает как своё постоянное "я". (Изначально разрозненные) стремления к сохранению и продолжению приятных переживаний дополняются желанием сохранить и продлить существование "я", которое кажется благополучным, или, при ощущении неблагополучия, заменить его на другое, более благополучное существование (см. SN56.11, DN15).

3.2. Стремления человека, выражающиеся в мыслях, словах и делах, не только приводят к возникновению иллюзии постоянного "я" в течение жизни, но и после смерти человека каким-то образом воздействуют на формирование сознания какого-либо нового живого существа; существа, которое рождается в условиях, подходящих, соответствующих именно этим намерениям. Обычные люди, в большинстве случаев, об этом не помнят, потому что подобное воздействие редко приводит к воспроизводству ещё и воспоминаний (а не только намерений). Однако считается, что араханты (те, кто достиг ниббаны), в том числе Будда (см. ниже) помнят предыдущие существования, и могут свидетельствовать о них на основании своего опыта. Пункт (3.2) - это, из числа перечисленных выше, единственный, недоступный проверке обычного, любого человека.

4.Поиск постоянных источников приятных переживаний, стремление обеспечить постоянный доступ к ним и постоянный контроль над ними, попытка обеспечить постоянное благополучное существование - это проекты, обреченные на поражение, поскольку противоречат природе явлений, данных в опыте (эти явления непостоянны и безличны). Человек помнит прошлый опыт (свой и других людей) и, проецируя его на будущее, осознаёт неизбежность поражения, неизбежность гибели всего - своей собственной, и всего, за что он пытается цепляться. Поэтому даже и радостные переживания, даже и благополучные периоды отравлены, в большей или меньшей степени, заботами, беспокойством, тревогой (см. SN35.28, SN 22.7).  
 
4.1 Пытаясь спастись из этой ловушки, люди пытаются в своём воображении наделить непостоянные явления характеристикой постоянства, или измыслить несуществующие явления, чтобы думать о них, как о постоянных. Таков, в последнем счёте, мотив создания разнообразнейших метафизических, идеологических, религиозных концепций о реальности, как она есть вне нашего опыта, о "вечных истинах", о "смысле жизни",  и т.п. (DN1, MN1). Однако этот подход не ведет к освобождению от страданий; к освобождению от страданий ведет устранение причины страданий, то есть жажды (SN56.11).

5. К прекращению жажды ведет практика Благородного восьмеричного пути, то есть, развитие правильных взглядов, надлежащей решимости следовать этим взглядам, правильной речи, правильных поступков, правильного выбора средств к существованию, правильных усилий, правильной осознанности, и правильной сосредоточенности (см. SN56.11, SN45.8). Эти восемь факторов также распределяются по трём группам:

А) факторы мудрости/понимания - правильные взгляды и решимость им следовать,

Б) факторы нравственности - правильные слова, дела, и средства к существованию, и

В) факторы сосредоточенности - правильные усилия, правильная осознанность, и правильная сосредоточенность, как таковая (см. MN44).

5.1 При правильной практике Б8П сначала должна достичь полного развития нравственность, затем, на её основе, должна достичь полного развития сосредоточенность, а на основе сосредоточенности должно полностью развиться понимание/мудрость (см. DN16; ср. SN46.6). Но это не означает, будто сначала можно развить нравственность, не думая о мудрости и сосредоточенности, затем сосредоточенность - не думая о мудрости, и уже затем, поставив две галочки, переходить к мудрости. Наоборот, необходимо одновременно развивать и нравственность, и сосредоточенность, и мудрость, потому что факторами, необходимыми для развития нравственности, выступают правильные взгляды (фактор мудрости), правильные усилия и правильная осознанность (факторы сосредоточенности) (см. MN117).

5.2. Правильные взгляды, которые могут быть у человека в начале пути - это, конечно, не видение всех вещей, как они есть, но хотя бы понимание, что наши действия имеют последствия, что некоторые действия ведут к благим, а некоторые - к дурным последствиям, и что есть люди, у которых можно в этом плане кое-чему научиться (см. MN117). Если наш опыт побуждает нас хотя бы в чём-то согласиться с Буддой, мы можем с некоторым доверием прислушаться и к его словам о том, чего мы ещё сами не знаем (см. AN 3.65). Принятие Дхаммы хотя бы с некоторым доверием пробуждает в принявшем желание её практиковать, чтобы достичь плодов, о которых она говорит (см. AN10.61, ср. SN46.3).  

5.2 Для того, чтобы развивать нравственность, причём не только монашескую, но и нравственность мирянина (о нравственности мирянина см. AN5.179, AN10.176, SN55.7, AN5.177), необходимо оценивать свои слова, действия, и намерения (ещё прежде чем они выразились в словах и действиях) на предмет того, не причинят ли они вред самому человеку или другим живым существам (см. MN61). Для того, чтобы их оценивать, их нужно замечать, нужно обращать на них внимание (ср. AN10.61).

Но замечать, отслеживать четыре установления осознанности, а именно:
А) физические состояния/телесные ощущения,
Б) приятные, неприятные, нейтральные переживания,
В) состояния ума (определяемые тем, какие намерения в данный момент доминируют), и
Г) мысли и восприятия - это и есть правильная осознанность (см. SN 45.8, MN10, DN22). Следует только иметь в виду, что в двух последних суттах даётся целый комплекс практик, которые Будда давал монахам; не все из них подходят мирянину. О наблюдении трупов Буддагоса, например, писал, что и монахам-то это делать можно только под руководством опытного наставника; однако наблюдать, как возникают, изменяются и прекращаются его мысли, чувственные восприятия, переживания и намерения, мирянину никто и ничто не возбраняет.

5.3. Правильная осознанность развивается, когда человек учится отслеживать, как телесные ощущения, переживания, состояния ума и мысли/восприятия возникают и исчезают (SN47.40). Как это помогает развитию нравственности?

Человек действует безнравственно, когда в нём разгорается страсть или недоброжелательность по отношению к тем или иным предметам (живым существам). А разгораются они, когда внимание человека направлено на эти предметы (см. SN46.51). Допустим теперь, что человек интенсивно (или с меньшей интенсивностью, но уже постоянно, за счёт привычки, выработанной в ходе сеансов преднамеренной интенсивной тренировки) отслеживает, как возникают и исчезают мысли и восприятия, переживания, намерения. В этом случае, при возникновении новой мысли о каком-либо предмете, при переживании этой мысли, как приятной, или неприятной, или нейтральной, и при появлении намерений, вызванных этой мыслью, внимание человека временно отвлекается от предмета мысли  на саму мысль, само переживание, само намерение.  Соответственно, возникшие страсть или недоброжелательность временно перестают подпитываться и разрастаться. В то же самое время, они делаются заметны ещё прежде чем приводят к словам и делам. В результате, возникает возможность их довольно легко остановить.

5.4. Развивая четыре установления осознанности, научившись более или менее успешно отслеживать возникновение и исчезновение явлений, следует применять к наблюдаемым явлениям разработанные Буддой классификации, и замечать, что чем является. Другими словами, определять, как конкретное наблюдаемое явление классифицировать с помощью таких схем, как четыре Благородные истины, пять совокупностей, пять препятствий (пятью препятствиями называются чувственное желание, недоброжелательность, лень и сонливость, возбуждённость, сомнение/неуверенность), шесть сфер восприятия (восприятие умом и пятью органами чувств)  (см. MN10, DN22).

Что за явление замечено? Это страдание? Или жажда - причина последующих страданий? Или усилие, ведущее по Б8П к прекращению страданий?  Мысль ли это? Или восприятие органами чувств? Какими именно органами чувств производится это восприятие? Если переживание, то приятное/неприятное/нейтральное? Если намерение, то какое? И т.д. При каких условиях оно возникло? При каких условиях оно прекратилось?

Именно эта практика позволяет непосредственно наблюдать, как одни явления, данные в опыте, возникают при условии наличия других. Другими словами, эта практика позволяет непосредственно наблюдать непостоянство и обусловленность, а значит - безличность, явлений, данных в опыте (см. SN22.56), а не просто о них теоретически рассуждать.

5.5. Практика осознанности приводит к достижению правильной сосредоточенности (см. MN44, SN47.8). О том же самом, но несколько другими словами Будда говорит, когда учит, что практика осознанности приводит к развитию семи факторов пробуждения (см. SN46.6; ср. SN46.51, SN46.5, SN46.20, SN46.3).  

Соединение осознанности (первый фактор пробуждения) с исследованием Дхаммы (второй фактор) описано выше. Сначала это соединение воодушевляет человека - он видит, что Дхамма подтверждается опытом, и в нём возникает энергия (третий фактор), побуждающая исследовать далее.

Развитие осознанности уже означает, что внимание человека хотя бы временно, в момент интенсивной практики, отстраняется от предметов, вызывающих страсть или недоброжелательность. А соединение осознанности с исследованием Дхаммы показывает человеку, что существование - это безличный процесс, подобный природным процессам. Нет того "я", о благополучном существовании которого было столько забот и беспокойств. Поскольку сознание, в такие моменты, наблюдает безличность психических процессов как бы извне, в нём возникает ощущение, что оно свободно от всего этого. Возникает радость, экстатический восторг (тем более сильный, чем сильнее внимание отстранено от предметов, вызывающих страсть или недоброжелательность). Это четвертый фактор пробуждения.

Поскольку восторг не может переживаться всё время с одинаковой интенсивностью, он постепенно успокаивается, оставляя после себя ощущение безмятежного, блаженного покоя (пятый фактор). Дальнейшее успокоение приводит сначала к сосредоточенности ума (шестой фактор), когда ум временно перестаёт увлекаться всеми воспринимаемыми предметами,  метаться от одних восприятий, мыслей, намерений, к другим, а затем - к невозмутимости (седьмой фактор).

Восторг и следующие факторы, вплоть до невозмутимости, могут играть двоякую роль. С одной стороны, они временно освобождают человека от страданий, и мотивируют практиковать дальше. С другой стороны, ощущение, что безличный психический процесс наблюдается извне - это иллюзия. На самом деле, подобное наблюдение тоже обусловлено - обусловлено выполняемой практикой осознанности. Выполняется практика - есть такое наблюдение, не выполняется - его нет. Поэтому все факторы пробуждения следует понимать, как обусловленные, непостоянные, и не привязываться к ним (ср. MN1, MN106). Для этого саму практику осознанности нужно осознанно наблюдать - как мысли о Дхамме и её плодах порождают намерение практиковать осознанность, как намерение приводит к определенной направленности внимания, а направленность внимания приводит к наблюдению.

5.6. Говоря короче, следует понимать, что временное проявление факторов пробуждения - это ещё отнюдь не само пробуждение, далеко не оно! Тем не менее, и промежуточные достижения, приносимые этой практикой, очень важны. Во-первых, человек научается временно, но серьезно ослаблять свои страдания, отвлекаться от них (таким же образом, как и от восприятий и мыслей, побуждающих к безнравственным поступкам).

Во-вторых, он теперь знает, как непосредственно увидеть, непосредственно наблюдать безличность психических процессов. Множество вопросов о вечных истинах и о смысле жизни отпадают, как шелуха. Однако речь на данном этапе идёт именно о формировании правильного понимания безличности, но не о полном прекращении иллюзии "я". Эта иллюзия обусловлена не какими-то интеллектуальными ошибками, а жаждой. Поэтому, пока есть жажда, иллюзия "я" будет возникать снова и снова, несмотря на то, что практик будет снова и снова убеждаться (путём наблюдения) в её иллюзорности.

Если человек укоренится в этом понимании, то полностью устранит все колебания и сомнения в учении Будды, потому что именно понимание безличности отличает Дхамму Будды от всех прочих учений (см.MN11). Если же он полностью устранит, таким образом, все колебания и сомнения в Дхамме Будды, это означает, что он достиг свободы от трёх низших оков (об оковах см. AN10.13). Тот, кто достиг свободы от трёх низших оков и, при этом, не допускает даже малейших нарушений (как минимум мирянской) нравственности,  называется "вступившим в поток". Если он умрёт в этом положении, он не переродится ни животным, ни голодным духом, ни адским жителем, но человеком - и от полного пробуждения его отделяет не более семи существований (см. AN5.179, AN9.12, AN3.87).

5.7. Достигнув вступления в поток, человек будет (или в этой же жизни, или в следующих существованиях) уже напрямую работать (продолжая далее совершенствовать осознанность и развивать все семь факторов пробуждения) над ослаблением, а затем и над устранением чувственных страстей и недоброжелательности. Как уже говорилось выше, вступление в поток вполне достижимо для мирянина, и среди учеников Будды были сотни мирян, умиравших в состоянии вступивших в поток (см. DN16). Однако работа если не над ослаблением, то над полным устранением чувственных желаний, очевидно, требует монашеского образа жизни (для мирянина это достижимо только в порядке исключения; и если мирянин, в порядке такого исключения, полностью освободится от чувственных желаний, после этого он естественным образом станет вести монашеский образ жизни).

Полностью освободившись от недоброжелательности и чувственных желаний, практик двинется дальше - станет устранять наиболее тонкие формы жажды:  привязанность к переживаниям, испытываемым во время медитативного сосредоточения, и иллюзию "я", в той мере, в какой она продолжала порождаться жаждой (даже наиболее тонкими формами жажды). Достигнув этого, человек полностью освобождается от беспокойства и от невежества. Все десять оков сняты, больше нет никакой страсти, никакой злобы, никакого невежества. Свобода от них - это и есть ниббана (см. AN3.55).

5.8. Человек, достигший ниббаны, достиг того же пробуждения, которым пробудился и сам Готама Будда, с той только разницей, что Готама прошёл этот путь самостоятельно, а его последователи достигают пробуждения, опираясь на учение Будды (см. SN22.58). После того, как человек достигает ниббаны, его действия обусловлены уже не (полностью прекращённой) жаждой, но состраданием к другим живым существам (см. SN 43.1). Поскольку жажда прекращена, человек, достигший ниббаны, свободен от следующих существований. Однако не исключено, что у него есть возможность не уходить из этого мира ради других существ (именно это допущение легло в основу центральных идей Махаяны). Согласно DN16, Будда обдумывал такой вариант накануне кончины, но, в конце концов, решил, что необходимости в этом нет, потому что после него остаётся община, состоящая из монахов и мирян (а также монахинь и мирянок), утвержденных в Дхамме, и способных эту Дхамму разъяснять другим.

Finis.

_________________
Границы мира - это границы языка


Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Чт 14 Сен 17, 10:57), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: shpiler
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

343133СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 17:52 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Bet, 2.1 gonna be a stuck point.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343140СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 18:46 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Bet, 2.1 gonna be a stuck point.

It would be an unfortunate (but possible) outcome.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48670

343157СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 21:15 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Считать, что живые существа когда-нибудь закончатся - падение для бодхисаттвы, недостаточное намерение спасать (вроде это в Шурангаме-сутре).
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев, шинтанг
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

343158СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 21:19 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Считать, что живые существа когда-нибудь закончатся - падение для бодхисаттвы, недостаточное намерение спасать (вроде это в Шурангаме-сутре).
А для небодхисаттвы?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48670

343163СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 21:30 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Считать, что живые существа когда-нибудь закончатся - падение для бодхисаттвы, недостаточное намерение спасать (вроде это в Шурангаме-сутре).
А для небодхисаттвы?

А для них какая разница?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

343167СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 21:54 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Считать, что живые существа когда-нибудь закончатся - падение для бодхисаттвы, недостаточное намерение спасать (вроде это в Шурангаме-сутре).
А для небодхисаттвы?

А для них какая разница?
У небодхисаттв нет намерения спасать всех. Значит, он может считать, как ему угодно? То есть, ему нет никакой разницы, что бесконечны существа, что конечны...
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48670

343168СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 21:57 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Лучше никак не считать то, что невозможно знать достоверно, и не используется как метод,
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

343169СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 21:58 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Лучше никак не считать то, что невозможно знать достоверно, и не используется как метод,
Согласен. Задавание таких вопросов - лишь бессмысленная трата времени. Впрочем, об этом мы уже, кажется, говорили. Wink Будда не желал тратить бессмысленно ни своё, ни чужое время, поэтому просто хранил благородное сострадательное молчание.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

343172СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 23:06 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
снова повторюсь, что вопрос не бессмысленный, так как позволил бы пролить свет на вопрос "А действительно ли буддизм способен избавить от страданий?". Не только конкретно меня или вас, а ВСЕХ живых существ.

Дхамма практична. Сначала избавьтесь от страданий сами, а потом уже думайте о помощи в спасении других. А то может случиться, что ни себе, ни другим не поможете.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

343173СообщениеДобавлено: Ср 13 Сен 17, 23:10 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

BonZa пишет:
Почему постоянно идет сравнение с горящем домом? Куда вообще спешить и зачем? Допустим, в христианстве жизнь одна. Времени в обрез учитывая тот факт, что человек еще и внезапно смертен! А в буддизме 100500 миллионов воплощений, при чем ни кто и ни чего не помнит. Так куда спешить? Почему нельзя задаваться вопросами которые интересны человеку с самого изначального своего существования.


[Благословенный сказал]: «Монахи, представьте, если бы вся эта великая земля была бы полностью покрыта водой, и кто-нибудь бросил бы туда ярмо, с единственным отверстием в нём. И восточный ветёр нёс бы ярмо на запад, западный ветер нёс бы его на восток, северный ветер – на юг, а южный – на север. И представьте, там была бы слепая морская черепаха. Она бы всплывала на поверхность один раз в сто лет. И как вы думаете, могла бы эта черепаха, всплывающая на поверхность раз в сто лет, просунуть голову в это ярмо с единственным отверстием в нём?»

«Это было бы случайнейшим совпадением, Учитель, чтобы эта слепая черепаха, всплывающая на поверхность раз в сто лет, смогла бы просунуть голову в это ярмо с единственным отверстием в нём».

«Точно также, это случайнейшее совпадение, что кто-либо рождается человеком. Точно также, это случайнейшее совпадение, что Татхагата, достойный и правильно самопробуждённый, появляется в мире. Сейчас человеческое рождение обретено. Татхагата, достойный и правильно самопробуждённый, появился в мире. Дхамма и Виная, что изложены Татхагатой, возникли в мире.

Поэтому ваша задача – это рассмотрение: «Это – страдание… Это – причина страдания… Это – прекращение страдания». Ваша задача – это рассмотрение: «Таков путь практики к прекращению страдания».


СН 56.48


Ответы на этот пост: BonZa
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


343175СообщениеДобавлено: Чт 14 Сен 17, 00:52 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Считать, что живые существа когда-нибудь закончатся - падение для бодхисаттвы, недостаточное намерение спасать (вроде это в Шурангаме-сутре).

Согласно Алмазной сутре бодхисаттва должен стремиться освободить всех.
Но при этом он должен осознавать, что существа - это праджняпти. Тогда это будет абсолютная бодхичитта.
Наверх
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12632

343176СообщениеДобавлено: Чт 14 Сен 17, 00:59 (7 лет тому назад)    Re: Поток живых существ конечен или бесконечен? Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Живые существа будут воплощаться вечно или рано или поздно все обретут нирвану?

Если вечно, то какой тогда смысл в Дхамме, если все равно живые существа будут постоянно рождаться и страдания не закончатся никогда в этом мире (особенно учитывая тот факт, что даже во времена расцвета Дхаммы до нирваны добиралось в лучшем случае 1%, если не меньше, от населения планеты, а точнее только от людей). Особенно в этом случае печально выглядит доктрина Махаяны с их Бодхисаттвами. Какой тогда смысл в их "деятельности" на небесах. если они никогда не вытащат всех живых существ из сансары, да и сами никогда не обретут нирваны.

Если второй вариант, то, во-первых, это противоречит буддийской концепции о вечности мира и всех процессов с ним связанных, а во-вторых лишенная живых существ вселенная абсурдна. Кто же тогда будет генерировать карму, которая поддерживает циклическое возникновение, становление и разрушение вселенной и всего, что в ней.

Как по мне, это существенный логический недочет в учении Будды.

Шраваки-архаты оказываются в буддакшетрах, где их учит Амитабха. Первый эон они очень увлечены приятностью самадхи, потом, возможно, кто-то становится бодхисаттвой. Это по тиб. источникам - книга Yogini's Eye.

В махаяне свой вид нирваны, позволяющий посреди сансары находиться как в арупа-самадхи.

Существ бесконечное множество - они никогда не кончатся, поэтому никогда не кончится нирвана будд и новых в т.ч. Никогда не кончатся будда-кшетры. Все логично.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 5 из 7

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.715) u0.022 s0.003, 18 0.010 [264/0]