Нет времени подумать. Всё происходит слишком быстро для ума. Например, если вдруг человек услышит резкий звук, то какая будет реакция? Конечно человек вздрогнет, адреналин (и т.д.) выделится, сердцебиение ускорится. Тут всё происходит на подсознательном уровне.
Алекс, вот из воспоминаний ученика о Ело Ринпоче:
Однажды на ретрите резко взвыли огромные динамики, расположенные рядом с Учителем. Все, что естественно и связано с физиологией (ориентировочный рефлекс), вздрогнули или взглянули на них - Ринпоче не отреагировал никак. Ничего не изменилось ни в голосе, ни во взгляде, ни в мимике. (В этот момент я смотрел прямо на него.) Это поразило меня гораздо больше, чем рассказы о различных чудесах, которых много вокруг Учителя, и которые могли оказаться порождением благочестивой фантазии.
Одно дело ходить в ночные клубы и заболтать в постель (тут у Архата конечно нет мотивации). Совсем другое дело при виде горячей девушки просто испытывать инстинктное ощущение на которое Архат больше не поддаётся.
Нет у Будд (Арахантов) таких инстинктивных ощущений, они подчинили инстинкты.
Цитата:
Психологически Архат не испытывает страх. Но есть физиологическая реакция которая предшедствует умственной.
Не нужно выдумывать, страх - всегда психология. Арахант (Будда) даже не моргнет, если на него выскочит тигр. Чего бояться тому, кто не имеет чувства самости, кто победил воинство Мары, кто видит мир как совокупность бессамостных процессов, для кого смерть равна окончательному освобождению?
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Сб 03 Июн 17, 17:23), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№330305Добавлено: Сб 03 Июн 17, 14:39 (7 лет тому назад)
У человека нет инстинктов, есть только рефлексы. Они не имеют отношения к самости, рефлексы это чистая нейрофизиология. У араханта есть тело, поэтому он имеет соответствующие безусловные рефлексы: пищевые, защитные, ориентировочные и половые.
Арахант по своей природе не может:
Испытывать страх.
Это в суттах где-то написано?
Написано.
"В непорочной мысли, в невсполошенной мысли,
отказавшейся от добра и зла, в бодрствующей - нет страха".
"Никому невозможно перечислить достоинства
того, кто почитает достойных почтенья,
преодолевших препятствия, освободившихся от печали и жалоб,
того, кто почитает таких достигших освобождения и не знающих страха".
"Вкусив сладость одиночества и сладость успокоения,
освобождается от страха и от греха тот, кто вкушает сладость блаженства Дхаммы".
"Из приятного рождается печаль, из приятного рождается страх;
у того, кто освободился от приятного, нет печали, откуда страх?
Из склонности рождается печаль, из склонности рождается страх;
у того, кто освободился от склонности, нет печали, откуда страх?
Из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх;
у того, кто освободился от привязанности, нет печали, откуда страх?
Из страсти рождается печаль, из страсти рождается страх;
у того, кто освободился от страсти, нет печали, откуда страх?
Из желания рождается печаль, из желания рождается страх;
у того, кто освободился от желания, нет печали, откуда страх?"
"Не потому он мудр, что много говорит.
Спокойного, свободного от ненависти, не знающего страха называют «мудрым»".
"Вырубите лес, а не одно дерево. Из леса рождается страх.
Вырубив и лес, и чащу, вы, о бхиккху, станете свободными".
"Я называю брахманом того, кто разорвал путы и кто, действительно, не дрожит от страха,
кто преодолел привязанности и отрешился от мира".
Дхаммапада
"Те, не обузданы кто в чувственных усладах,
Те, кто неправедны, не почитают Дхаммы,
Те пропадают из-за жажды, страха, злобы,
Их загрязнённой группой называют.
Вот как сказал Аскет, который знает.
Благие люди те, что похвалы достойны,
Кто в Дхамме утверждён, плохого не свершает,
Не приклоняются пред жаждой, злобой, страхом,
Их группой совершенной называют.
Вот как сказал Аскет, который знает".
АН 4.20
"Весь напрямую мир познав –
Весь мир таким, какой он есть –
От мира сам он отделён,
От всего мира отлучён.
Он победитель надо всем,
Мудрец, распутавший узлы,
Покоя высшего достиг,
Ниббаны, там, где страха нет.
Все пятна Будда устранил,
Спокоен, все сомнения стёр,
Всю камму смог разрушить он,
Без обретений он угас".
АН 4.23
В суттах о Маре, есть повторяющаяся строфа: "Тогда Злой Мара, желая породить страх, трепетание и ужас в Благословенном, подошёл к Благословенному, и неподалёку от него стал проявлять различные формы", там всякое было, и громкие звуки, и сотрясение земли, и летящие в сторону Будды валуны, и несущиеся на него дикие животные, и гигантский змей, и окружающие его войска и ужасные демоны. Но Будда даже глазом не моргнул, и Мара обломался.
Ниббана, согласно суттам, это угасание жажды, злобы и заблуждения. Откуда страх?
Не только. Ниббана - это и угасание страха, и угасание ревности, зависти и кучи других неблагих состояний ума. См. например серию лекций из АН 4 где страх указан в виде основного омрачения, наряду с жаждой, злобой и заблуждением http://megalektsii.ru/s71504t3.html
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Сб 03 Июн 17, 14:46), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Adzamaro
У человека нет инстинктов, есть только рефлексы. Они не имеют отношения к самости, рефлексы это чистая нейрофизиология. У араханта есть тело, поэтому он имеет соответствующие безусловные рефлексы: пищевые, защитные, ориентировочные и половые.
Нет у Араханта этих рефлексов. Арахант (Будда) - это не человеческое существо, хотя простые люди продолжают видеть его как человека. Тело просто доживает срок, но ум Араханта уже не подвластен телесности.
Не только. Ниббана - это и угасание страха, и угасание ревности, зависти и кучи других неблагих состояний ума. См. например серию лекций из АН 4 где страх указан в виде основного омрачения, наряду с жаждой, злобой и заблуждением
Смотря чем вызвано это ощущение страха. От мыслей и ошибочного восприятия страх может не возникать. А от страха при испуге не избавиться, это физиология. Только в медитативных достижениях.
В ниббане, как состоянии, страха нет, это так. Так как это прекращение шести сфер чувств.
Там о ниббане, как о состоянии ума живого Будды речь идет.
Цитата:
Смотря чем вызвано это ощущение страха. От мыслей и ошибочного восприятия страх может не возникать. А от страха при испуге не избавиться, это физиология. Только в медитативных достижениях.
Можно избавиться. Достаточно углубить осознанность до такой степени, чтобы отслеживать возникновение рефлексивных реакций. У Араханта же они вообще не возникают, так как нет живого существа, нет самостного восприятия.
Безусловных рефлексов не может не быть. Тело доживает, несомненно - вот тело и боится. Но ум араханта не разрастается в этом.
Тело не может бояться - это абсурд. Сначала реакция ума, затем выброс гормонов, затем телесная реакция на гормон, так в современной нейрофизиологии. Есть инстинктивные догормональные реакции, но они все равно завязаны на ум, и ум можно обучить отключать эти реакции. Например опытный боец не реагирует инстинктивно на звуки разрывов и т.п. Что уж говорить о Араханте, у которого тело полностью подконтрольно уму.
P.S. Вам лишь бы поспорить? Вы готовы оспаривать даже очевидное, и игнорировать приведенные примеры из сутт?
Можно избавиться. Достаточно углубить осознанность до такой степени, чтобы отслеживать возникновение рефлексивных реакций. У Араханта же они вообще не возникают, так как нет живого существа, нет самостного восприятия.
А еще у араханта наверное нет глотательного рефлекса. Ведь самости нет. А причем здесь самость в этом безусловном рефлексе? А испуг это такой же точно рефлекс как и глотательный.
Тело не может бояться - это абсурд. Сначала реакция ума, затем выброс гормонов, затем телесная реакция на гормон. так в современной нейрофизиологии. Есть инстинктивные догормональные реакции, но они все равно завязаны на ум, и ум можно обучить отключать эти реакции. Например опытный боец не реагирует инстинктивно на звуки разрывов и т.п. Что уж говорить о Араханте, у которого тело полностью подконтрольно уму.
Выброс гормонов не контролируется сознательно - это абсурд. Инстинктивного ничего у человека нет, нет инстинктов я уже говорил - только простейшие реакции - рефлексы. Отключить умом безусловный рефлекс - нельзя. Они необходимы для защиты организма.
P.S. Вам лишь бы поспорить? Вы готовы оспаривать даже очевидное, и игнорировать приведенные примеры из сутт?
Очевидное - это сказочное утверждение что арахант нечеловеческое существо и у него изменилась физиология от просветления? Я вполне признаю что арахант не испытывает страха от мыслей и ошибочного восприятия, но от рефлексов избавиться невозможно. И не нужно.
Выброс гормонов не контролируется сознательно - это абсурд. Инстинктивного ничего у человека нет, нет инстинктов я уже говорил - только простейшие реакции - рефлексы. Отключить умом безусловный рефлекс - нельзя. Они необходимы для защиты организма, они неотключаемы.
Можно отключить. Я вам уже приводил пример с опытным бойцом. Да что там человек, даже служебных собак и кавалерийских лошадей дрессируют до полного отключения рефлексивного испуга, они продолжают выполнять задачу, абсолютно игнорируя триггеры испуга.
Цитата:
Очевидное - это сказочное утверждение что арахант нечеловеческое существо и у него изменилась физиология от просветления?
Арахант - не является живым существом по буддийской классификации. Изменилось в физиологии то, что связано с неблагими состояниями ума, и что связано с бесконтрольным появлением эмоций.
Цитата:
Я вполне признаю что арахант не испытывает страха от мыслей и ошибочного восприятия, но от рефлексов избавиться невозможно. И не нужно.
От всех конечно не нужно, например от функции поддержания гомеостаза, хотя и это в принципе возможно и демонстрируется йогами (но это неполезно). А вот от испуга и рефлексии на противоположный пол можно, и нужно.
Можно отключить. Я вам уже приводил пример с опытным бойцом. Да что там человек, даже служебных собак и кавалерийских лошадей дрессируют до полного отключения рефлексивного испуга, они продолжают выполнять задачу, абсолютно игнорируя триггеры испуга.
Нелья отключить. Это не отключение. Ориентировочный рефлекс угасает при многократном повторении конкретного стимула. Но он не отключается, предъявите другой стимул - и опять снова здорова. Он не отключается умом, он угасает дрессировкой и многократным повторением - да, как у собак и опытных бойцов. Арахант дрессирует себя на все возможные стимулы?
Арахант - не является живым существом по буддийской классификации. Изменилось в физиологии то, что связано с неблагими состояниями ума, и что связано с бесконтрольным появлением эмоций.
Ничего в физиологии не меняется. Просветление это работа с умом, психология, а не с телом. Тело распадается по смерти. Живое существо - это пять кхандх. Араханта нет ни в пяти кхандах, ни вне их. Но пять кхандх никуда не исчезают до достижения окончательной ниббаны или временно по достижению прекращения. Поэтому "не является живым существом" это чисто условно. И пока есть тело, арахант переживает все неприятные ощущения, в том числе и эмоции - но не разрастается (умом) в них.
От всех конечно не нужно, например от функции поддержания гомеостаза, хотя и это в принципе можно и демонстрируется йогами (но это неполезно). А вот от испуга и рефлексии на противоположный пол можно, и нужно.
Бесполезно здесь спорить. Хотите верить в нечеловеческих, в прямом смысле, арахантов - это ваше дело. Мне более близка другая позиция.
Нелья отключить. Это не отключение. Ориентировочный рефлекс угасает при многократном повторении конкретного стимула. Но он не отключается, предъявите другой стимул - и опять снова здорова. Он не отключается умом, он угасает дрессировкой и многократным повторением - да, как у собак и опытных бойцов. Арахант дрессирует себя на все возможные стимулы?
Бойцов и животных, я вам привел, лишь в качестве примера возможности подавления рефлекторной реакции испуга. Арахант, достигает бессташия другими методами.
Цитата:
Ничего в физиологии не меняется. Просветление это работа с умом, психология, а не с телом. Тело распадается по смерти. Живое существо - это пять кхандх. Араханта нет ни в пяти кхандах, ни вне их. Но пять кхандх никуда не исчезают до достижения окончательной ниббаны или временно по достижению прекращения. Поэтому "не является живым существом" это чисто условно. И пока есть тело, арахант переживает все неприятные ощущения, в том числе и эмоции - но не разрастается (умом) в них.
Еще раз, испуг - это умственная, а не телесная реакция. Если все происходит быстро и неосознанно для простых людей, то это совершенно не означает, что это столь же неосознанно для Арахантов. Арахант испытывает только kaya dukkha vedana, неприятных эмоций Арахант не испытывает.
Цитата:
Бесполезно здесь спорить. Хотите верить в нечеловеческих, в прямом смысле, арахантов - это ваше дело. Мне более близка другая позиция.
Вы и в основы сверхъестественных сил не верите? Являетесь сторонником материалистического, естественно-научного подхода к буддизму?
№330315Добавлено: Сб 03 Июн 17, 17:17 (7 лет тому назад)
В Каноне множество примеров абсолютного бесстрашия Будды: неустрашимость перед Марой, его воинством и иллюзиями; укрощение огненного змея из пещеры Кассапы; разъяренного слона, подосланного Дэвадаттой; Ангулималы и т.д.
Вот хорошая сутта о якхе Сучиломе:
"Так я слышал. Однажды злой дух Кхара и злой дух Сучилома проходили неподалеку от Благословенного. И вот злой дух Кхара спросил злого духа Сучилому, пустынник ли был тот человек. Сучилома ответил: «Нет, он не пустынник, он – лицемер: все же пойду удостоверюсь, верный ли он пустынник, или же только лицемер». Тогда злой дух Сучилома подошел к Благословенному и, подойдя к нему, тронул его. Благословенный отстранился от него. Тогда злой дух Сучилома сказал Благословенному: «О пустынник, разве ты сердишься на меня?»
Благословенный ответил: «Нет, друг, я не сержусь на тебя, но твое прикосновение ко мне греховно».
Сучилома сказал: «Я задам тебе вопрос, о пустынник: если не сможешь ты ответить мне, я или развею твои мысли, или расколю твое сердце, или, взяв тебя за пяту, переброшу на ту сторону Ганга».
Совершенный ответил: «Нет никого, о друг, ни в этом мире, ни в мире Девов, Брахмы и Мары, нет никого среди брахман и пустынников, нет никого в сферах людей и богов, кто бы мог развеять мои мысли, кто бы мог расколоть мое сердце или, взяв меня за пяту, перебросить на ту сторону Ганга. Все же, вопрошай меня, друг, о чем задумал».
Тогда злой дух Сучилома с такими словами обратился к Совершенному: «В чем начало страстей и ненависти, отвращения, страха и восхищения? Откуда возникают они? Почему сомнения, возникая, беспокоят разум, как мальчики беспокоят петуха?»
Будда отвечал: «Страсти и ненависть коренятся в плоти: плотью же рождаются и отвращение, и страх, и наслаждение; возникая от плоти, сомнения смущают дух, как шалуны досаждают петуху. Страсти коренятся в плоти, они возникают в самом тебе, как в самом дереве зарождаются его ветви, и похотью к далекому и близкому они связывают человека, как повилика сплетает лесные деревья. Кто знает, где коренятся они, тот сумеет и вырвать их, и – внемли, о злой дух! – тот переплывет этот поток, труднопреодолимый, никем не переплытый доныне, – он переплывет его в великом решении не вступить вновь на этот путь возрождения»".
В Каноне множество примеров абсолютного бесстрашия Будды: неустрашимость перед Марой, его воинством и иллюзиями; укрощение огненного змея из пещеры Кассапы; разъяренного слона, подосланного Дэвадаттой; Ангулималы и т.д.
Если под Марой подразумевать метафору загрязнений и неумелых умственных качеств, то странно как загрязнения могут даже пытатся соблазнить Будду или арханта.
В Каноне есть также случаи когда:
1) Будда не хотел учить других Дхамме, так как это было бы для него утомительно. То есть, он не робот, а человек у кого может быть головная боль. MN26
2) Был записан случай когда у Будды болела спина и Он попросил своего ученика (кажется Сарипутту) провести проповедь. То есть, боль может останавливать Будду.
3) В ДН11 есть фраза где Будда очень сильно испытывал неприязнь к показу сверх возможностей.
"Seeing this drawback to the miracle of psychic power, Kevatta, I feel horrified, humiliated, and disgusted with the miracle of psychic power."
4) Будда радовался некоторым местам, например в ДН16:
"the Lord said to him: "Pleasant, Ananda, is Vesali; pleasant are the shrines of Udena, Gotamaka, Sattambaka, Bahuputta, Sarandada, and Capala."
5) Был случай когда Будда очень жестко выразился про Девадатту.
Sometime later, Devadatta went to the Buddha and suggested that the leadership of the Order should be handed over to him in view of the Buddha's approaching old age. The Buddha scorned the suggestion, saying, "Not even to Sāriputta or Moggallāna would I hand over the Order, and would I then to thee, vile one, to be vomited like spittle?"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы