На мой взгляд, вопрос о реальности и нереальности разрешен. Всего. И мира, и сознания, и "я", и "не-я". Это звучит примерно так: "Всё то, что сознается - то и существует. То, как это сознается - так это и существует. Если что-то (уже или еще) не сознается - оно не существует. Никак". И это применимо ко всему.
Это не разрешение вопроса, поскольку есть такое явление, как "истинная галюцинация".
Цитата:
Истинные галлюцинации в восприятии больного обладают теми же признаками реальности, что и окружающие предметы и явления (т.е., например, галлюцинаторный голос слышится таким же, как голос реального собеседника, галлюцинаторные образы крыс на полу кажутся настолько реальными, что больной начинает давить их ногами, рубить топором и т.д.), они естественным образом вписываются в окружающую среду (т.е. галлюцинаторные образы проецируются в окружающее пространство). Больные убеждены, что воспринимают эти образы точно так же, как и остальной мир, т.е. при помощи своих органов чувств. Часто им кажется, что окружающие испытывают те же самые переживания, но по непонятным причинам скрывают это.
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
На мой взгляд, вопрос о реальности и нереальности разрешен. Всего. И мира, и сознания, и "я", и "не-я". Это звучит примерно так: "Всё то, что сознается - то и существует. То, как это сознается - так это и существует. Если что-то (уже или еще) не сознается - оно не существует. Никак". И это применимо ко всему.
Это не разрешение вопроса, поскольку есть такое явление, как "истинная галюцинация".
Цитата:
Истинные галлюцинации в восприятии больного обладают теми же признаками реальности, что и окружающие предметы и явления (т.е., например, галлюцинаторный голос слышится таким же, как голос реального собеседника, галлюцинаторные образы крыс на полу кажутся настолько реальными, что больной начинает давить их ногами, рубить топором и т.д.), они естественным образом вписываются в окружающую среду (т.е. галлюцинаторные образы проецируются в окружающее пространство). Больные убеждены, что воспринимают эти образы точно так же, как и остальной мир, т.е. при помощи своих органов чувств. Часто им кажется, что окружающие испытывают те же самые переживания, но по непонятным причинам скрывают это.
То что видит больной - это реальность для него. И если нет другой, относительно которой он будет считать это галлюцинацией - то единственная реальность. Значит, и в этом случае, если не с чем сравнивать - это то, что сознается и что существует.
Развоплощенные люди, те что окончили жизнь в теле, живут среди такого мира вещественных мыслей. Тех мыслей, которые они утвердили, когда были в теле на Земле. Они тем более не могут отличить "реальность" от "галлюцинации" потому что там нет даже врача, который бы на это указал. Потому, так важно утвердить направление мысли еще тут, в теле, на земле. _________________ живите больше
То что видит больной - это реальность для него. И если нет другой, относительно которой он будет считать это галлюцинацией - то единственная реальность. Значит, и в этом случае, если не с чем сравнивать - это то, что сознается и что существует.
Развоплощенные люди, те что окончили жизнь в теле, живут среди такого мира вещественных мыслей. Тех мыслей, которые они утвердили, когда были в теле на Земле. Они тем более не могут отличить "реальность" от "галлюцинации" потому что там нет даже врача, который бы на это указал. Потому, так важно утвердить направление мысли еще тут, в теле, на земле.
А, понятно
Это взгляд с позиции субъективного идеализма.
Меня смутило слово "реальность". Оно в моем понимании больше относится к чему-то объективному - то ли идеализму, то ли материализму.
А в контектсе субъективного идеализма лучше это назвать чем-то вроде "субъективной реальности".
Цитата:
В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№318006Добавлено: Сб 04 Мар 17, 18:31 (8 лет тому назад)Re: Алая-виджняна - всеобщее хранилище или субъективное?
Цитата:
Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение
одно из западных заблуждений. Ничто не может существовать вне сознания. "Само по себе" - это тоже представления сознания, что что-то может существовать "когда нас еще не было". _________________ живите больше
Есть один общий закон распознавания того, что видится и воспринимается. Человек или даже животное видит форму, слышит звук. Потом наступает черед распознавания того, что они видят (хотя видят они примерно одно и то же). Но вот процесс распознавания всегда "субъективен". Это процесс сопоставления того, что воспринято только что с тем, что было воспринято и осмыслено ранее. Именно в этот момент возникает "галлюцинация" - у тех, кто подвержен таким ненормальным влияниям. Что это на самом деле такое - это вопрос достаточно не простой. _________________ живите больше
Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение
одно из западных заблуждений. Ничто не может существовать вне сознания. "Само по себе" - это тоже представления сознания, что что-то может существовать "когда нас еще не было".
Существует ли что-то вне нашего сознания - сложный, конечно, вопрос. Насколько я понимаю, буддизм считает, что не существует - в этом смысле буддизм отностится к субъективному идеализму.
Некоторые религии и философские системы считают, что существует. Например, адвайта-веданта - это скорее объективный идеализм (существует только Брахман).
Думаю, это один из тех вопросов (есть ли Бог, есть ли Я и т.д.), на который нет однозначного ответа. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Есть один общий закон распознавания того, что видится и воспринимается. Человек или даже животное видит форму, слышит звук. Потом наступает черед распознавания того, что они видят (хотя видят они примерно одно и то же). Но вот процесс распознавания всегда "субъективен". Это процесс сопоставления того, что воспринято только что с тем, что было воспринято и осмыслено ранее. Именно в этот момент возникает "галлюцинация" - у тех, кто подвержен таким ненормальным влияниям. Что это на самом деле такое - это вопрос достаточно не простой.
То, что доступная для человека реальность субъективна - нет вопросов.
А вопросов два:
1. Есть ли объективная реальность в принципе.
2. Доступна ли объективная рельность для восприятия существом (например, просветленным). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение
одно из западных заблуждений. Ничто не может существовать вне сознания. "Само по себе" - это тоже представления сознания, что что-то может существовать "когда нас еще не было".
Существует ли что-то вне нашего сознания - сложный, конечно, вопрос. Насколько я понимаю, буддизм считает, что не существует - в этом смысле буддизм отностится к субъективному идеализму.
Некоторые религии и философские системы считают, что существует. Например, адвайта-веданта - это скорее объективный идеализм (существует только Брахман).
Думаю, это один из тех вопросов (есть ли Бог, есть ли Я и т.д.), на который нет однозначного ответа.
есть очень много школ буддизма. Со всеми возможными вариантами отношения как к субъективному, так и к объективному. Буддизм развивался активно 1000 тыс лет, может чуть больше, достигнув расцвета в Индии. Потом, пришел в упадок, потому что его перестали поддерживать правители, цари, чьей поддержкой он всегда пользовался. Потому, потом буддизм перекочевал уже в другие страны. В Тибет тот же. В другие страны. Потому нельзя говорить о буддизме как об одном цельном течении.
Что касается того, что что-то может существовать вне сознания, то это нонсенс даже не с точки зрения буддизма, но просто с точки зрения здравого смысла. Как это может существовать? К примеру, утверждение, что вселенная существовала задолго до рождения конкретного человека верно. Тем не менее, этот факт данный человек узнал только после своего рождения. Следовательно, с этой точки зрения вселенная конкретно для него не могла существовать. А то, что она все-таки существовала - это просто умственное представление, порождение ума человека, основанное на утверждениях других людей.
Но это только начало рассуждения, так как жизнь вечна и перевоплощение существует. Этот факт много дополняет _________________ живите больше
Что касается того, что что-то может существовать вне сознания, то это нонсенс даже не с точки зрения буддизма, но просто с точки зрения здравого смысла. Как это может существовать?
Есть, конечно, точка зрения, что объект существует только тогда, когда воспринимаем субъектом. И в этом есть свой смысл.
Но и в том, что объект существует вне зависимости от того, воспринимаем ли он в данный момент субъектом, есть свой смысл.
Если бы все эти вопросы решались так просто, то субъективный идеализм давно бы вытеснил и объективный идеализм, и объективный материализм. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
То, что доступная для человека реальность субъективна - нет вопросов.
А вопросов два:
1. Есть ли объективная реальность в принципе.
Буддизм говорит, что существует только дхамма, как единственная реальность момента. Которая заменяется другой дхаммой, и это уже следующий момент с его оригинальным и неповторимыми качеством. Что такое "дхамма" в её истинном значении нужно еще понять. На основе этих моментальных состояний строится и восприятие, и осмысление воспринятого. Насколько это объективно? для этого нужно решить, что такое объективность? С точки зрения буддизма это "анатта" (как я понял). То есть буквально "не-я". Все то, что "не-я" или анатта доступно для познания, следовательно объективно. В коечном итоге и дхамма должна стать анатта, то есть отделенной от "я". И это выходит за пределы рассуждения в нынешних условиях сидения за компьютером. Чтобы этого достигнуть, нужно вести соответсв. образ жизни.
Пока что дхамма для нас ни анатта, ни атта. Ни "я" ни "не-я". Это бессознательное. Несмотря на то, что Будда говорил, что "все дхамма анатта". Они для него стали анатта и это его заслуга. А нам этого еще следует достигнуть _________________ живите больше
№318014Добавлено: Сб 04 Мар 17, 19:08 (8 лет тому назад)Re: Алая-виджняна - всеобщее хранилище или субъективное?
Frithegar, спасибо за разъяснение таких тонких моментов буддизма _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Есть, конечно, точка зрения, что объект существует только тогда, когда воспринимаем субъектом. И в этом есть свой смысл.
Субъект, кстати воспринимает не объект, но только представление о нем. Если следовать классическим взглядам философии Шопенгауэра. Объект, к примеру, Солнце - это "вещь в себе". А для воспринимающего доступно только представление о Солнце. Которое меняется со временем. Либо прогрессирует, либо деградирует. В буддизме тоже говорится о "теле сознания", которое человек сотворяет своей волей. И Будда говорит, в одной из сутт, что не нужно это "тело сознания" сотворять как "я", как "моё" и как "склонность к самомнению" и что это основа для освобождения сознания.
Но и в том, что объект существует вне зависимости от того, воспринимаем ли он в данный момент субъектом, есть свой смысл.
Вне представления об этом объекте для человеческого сознания объекта не существует. "Представление" - это совокупность образа этого объекта, смысла этого образа и т.д. в общем, представления. Без представления глаза увидят только нечто неопределенное. Даже не то, что видят животные, так как даже у животных есть хоть что-то, что они имеют в своём сознании по отношению к этому объекту. _________________ живите больше
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы