...
2. Эта ситуация имеет своим условием то-то и то-то.
...
2-я формулировка - буддистская.
Можно обсуждать, насколько полезны эти способы понимания вещей в практике избавления от страдания. Мне кажется, 2-й способ эффективнее, практичнее, не привлекает к решению задачи лишних концепций, без которых вполне можно обойтись.
Если же цель иная (не избавление от страданий), то тогда - другое дело. Здесь практик должен определиться, что ему важнее всего. Будда утверждал, что важнее избавления от страданий ничего нет.
если речь идёт об "условиях", т.е. умственных конструкциях "if...then...else" , то к этому надо мыслить ещё и чей-то ум, верно ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
какая же эта уловка с моей стороны ? Это в реальности такие уловки наставлены.
Если Ваша мысль приходит к тупику, рассуждая о каком-то вопросе, то надо заняться пересмотром своих взглядов, если возможно.
Верно, верно. Если мысль зашла в тупик, значит, надо пересмотреть ход мысли. Не правда ли? Но так же следует учесть, что в реальности мысль никуда не идёт. Так что в реалтности никаких ловушек нет - они есть только в самой мысли. Такая вот мысль пришла.
Из бесконечного моря фактов можно собирать любые комбинации. Далее, уже собранные комбинации становятся аттрактором, магнитом для того, какие факты собирать, какие отвергать.
это самое "бесконечное море фактов" - оно каким-то образом есть до того момента, как ум приступил к собиранию комбинаций ?
Нет, за пределами бесчисленных комбинаций фактов нет. Оттого это и называется пустотой. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Но такое путешествие без успокоения чувственных страстей может привести к ввержению в существование голодными духами, которые жаждут чувственных удовольствий, но не могут их обрести, поскольку обитают вне контакта с объектами мира чувств, как бы ни страждали этого контакта.
а разве голодные духи (преты) не в кама-локе обитают ? В ней же есть "материальные" чувства. Например чувство голода.
Преты (голодные духи) и нараки (существа ада) имеют лишь неутолимую жажду и неизбежное отвращение. Именно таково для них чувственное восприятие.
Другого контакта у них нет, оттого и "материальная сфера" для них - не объектна. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
если речь идёт об "условиях", т.е. умственных конструкциях "if...then...else" , то к этому надо мыслить ещё и чей-то ум, верно ?
"Чей-то ум" уже предполагает отход от анатты и, возможно, переход к метафизике. Будда так прямо и говорил в суттах: "Неверно говорить, что ум - это Я, ум содержится во Мне, Я содержусь в уме, Я владею умом".
Я бы также поостерегся говорить, что "ум - ничей". Сутты ПК говорят в этом плане о том, как неверно говорить. Таким образом, я бы ограничился тем, что сказал Будда, не домысливая ничего от себя. Если возникает мысль "это - мой ум" (принадлежит мне), ее нужно отбросить как неверную и не заботиться об остальном.
если речь идёт об "условиях", т.е. умственных конструкциях "if...then...else" , то к этому надо мыслить ещё и чей-то ум, верно ?
"Чей-то ум" уже предполагает отход от анатты и, возможно, переход к метафизике. Будда так прямо и говорил в суттах: "Неверно говорить, что ум - это Я, ум содержится во Мне, Я содержусь в уме, Я владею умом".
Я бы также поостерегся говорить, что "ум - ничей". Сутты ПК говорят в этом плане о том, как неверно говорить. Таким образом, я бы ограничился тем, что сказал Будда, не домысливая ничего от себя. Если возникает мысль "это - мой ум" (принадлежит мне), ее нужно отбросить как неверную и не заботиться об остальном.
т.е. Вы мыслите умственную конструкцию "if...then...else", и при этом не обнаруживаете никакой ум, как-то связанный с ней ?
Даже свой собственный ум при этом не обнаруживаете ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Из бесконечного моря фактов можно собирать любые комбинации. Далее, уже собранные комбинации становятся аттрактором, магнитом для того, какие факты собирать, какие отвергать.
это самое "бесконечное море фактов" - оно каким-то образом есть до того момента, как ум приступил к собиранию комбинаций ?
Нет, за пределами бесчисленных комбинаций фактов нет. Оттого это и называется пустотой.
т.е. пустота - это "бесконечное море фактов" ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№208420Добавлено: Вт 24 Июн 14, 01:21 (11 лет тому назад)
Мысль "свое" и "чужое" - не первична. Это - зависимая от цепляния конструкция. Сначала возникают безличные явления, затем посредством контакта чувства и жажды и цепляния они разделяются на свое и чужое.
Поэтому можно выйти за пределы цепляния.
Поэтому учителя дзен часто повторяют: мыслящие умы - разные. Умы до мышления - одинаковы.
Некоторые могут подумать, что речь идет о чем-то едином. Но нет. У всех бесчисленных умов одна природа, так же как одна природа у всех электронов, молекул воды, песчинок или звезд.
Можно различать моменты сознания, но не обязательно присваивать их или отчуждать. Цепляние мешает увидеть абсолютную безличность всего. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
если речь идёт об "условиях", т.е. умственных конструкциях "if...then...else" , то к этому надо мыслить ещё и чей-то ум, верно ?
"Чей-то ум" уже предполагает отход от анатты и, возможно, переход к метафизике. Будда так прямо и говорил в суттах: "Неверно говорить, что ум - это Я, ум содержится во Мне, Я содержусь в уме, Я владею умом".
Я бы также поостерегся говорить, что "ум - ничей". Сутты ПК говорят в этом плане о том, как неверно говорить. Таким образом, я бы ограничился тем, что сказал Будда, не домысливая ничего от себя. Если возникает мысль "это - мой ум" (принадлежит мне), ее нужно отбросить как неверную и не заботиться об остальном.
т.е. Вы мыслите умственную конструкцию "if...then...else", и при этом не обнаруживаете никакой ум, как-то связанный с ней ?
Даже свой собственный ум при этом не обнаруживаете ?
Для того, чтобы мыслить такие конструкции, не обязательно считать ум своим. Но если такое происходит, то есть полагание ума "своим", то следует избавиться от такого понимания. Иначе заблуждения, накопленные в мысли "Я владею", будут вставлять палки в колеса...
№208422Добавлено: Вт 24 Июн 14, 05:05 (11 лет тому назад)
Дмитрий, нельзя избавиться от полагания ума "своим" Это один из четырех видов цепляния, при условии которого возникает становление.
Можно лишь пребывать вне полагания. Сами полагания никуда при этом не денутся, но нового становления больше не будет. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Играть можно хоть вдесятером, но в данном случае у вас просто глюк, что в тех словах имеется ловушка. Вы думаете то, чего нет в словах. Еще вы путаете суждения гносеологические и метафизические, и пытаетесь ставить их в один контекст. А это есть ошибка.
вот рассуждение:
"Путём эксперимента со зрением, коробочкой и вещью внутри коробочки мы можем установить, что бывают ситуации, когда вещь в коробочке не видна, но она там есть.
Значит, рассуждая аналогично, но вместо зрения ставя ум, размышления, мы можем прийти к выводу - бывают ситуации, когда объект не мыслим, не воспринимаем, но он есть".
Это рассуждение гносеологическое или метафизическое ?
Зависит от установки - от того, как дефинируется для вас "есть" - гносеологически (достоверно есть то, что дано верным познанием) или метафизически (бытийствует как-то вне нашего сознания).
Бытие других существ - метафизическая установка (условная истина). Даже если это говорят йогачарины. См. Дхармакирти vs Ратнакирти по тексту Торчинова. _________________ Буддизм чистой воды
Дмитрий, нельзя избавиться от полагания ума "своим" Это один из четырех видов цепляния, при условии которого возникает становление.
Можно лишь пребывать вне полагания. Сами полагания никуда при этом не денутся, но нового становления больше не будет.
Тоже верно. Все дело в цеплянии. По поводу "избавления" Будда так и говорил в Каноне: "Не считает, что владеет умом". Это и есть избавление от заблуждений по поводу "Я", от неправильного понимания. Причем конкретно в этих суттах Будда не говорил о "правильном" понимании без частицы "не". Нужно просто избавляться от заблуждений, загрязнений по мере их возникновения.
В контексте разговора с Кирой любопытно, что если мы говорим "Ум - мой", "Я владею умом", "Я - это ум" и т д., то мы с точки зрения Канонов заблуждаемся. Если же мы скажем "Ум - чужой", "Кто-то (за скобками) владеет умом", "Ум - это часть Кого-то (бога, неких трансцендентных сущностей и т. д.)", то мы тоже заблуждаемся.
Таким образом, вопрос "Чей же ум?" следует отставить в сторону в духе Саббасава сутты, так как этот вопрос не ведет к избавлению от страданий. Кстати, я нигде не видел, чтобы Будда на этот вопрос отвечал: "Ничей".
На самом деле, все это - довольно тонкие вопросы. Здесь "шаг влево, шаг вправо - расстрел".
№208452Добавлено: Вт 24 Июн 14, 21:06 (11 лет тому назад)
Не столько вопросы тонкие, сколько множество вопросов свалено в кучу под названием "я".
Это целый лабиринт вопросов. Часть из них достаточно легко объяснить, часть - сложно, часть - почти невозможно.
Дело в том, что в обычной жизни мы не так уж и паримся этим вопросом. Сколько раз за день у нас возникает потребность в самоидентификации? Производимые нами процессы вполне себе автономны. Их может сделать (и делает) практически любой. От замены автора - ничего не изменится.
Значение имеет только прямо сейчас совершаемое усилие. Где его источник?
Вот тут и начинается путь. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы