Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Четыре сатипаттханы

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2603

128204СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 19:38 (5 лет тому назад)    Четыре сатипаттханы Ответ с цитатой

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn52/sn52.010.than.html
I have heard that on one occasion Ven. Anuruddha was staying near Savatthi in the Dark Forest — diseased, in pain, severely ill. Then a large number of monks went to Ven. Anuruddha and on arrival said to him, "What dwelling[1] are you dwelling in so that the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind?"

"When I dwell with my mind well-established in the four frames of reference, the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind. Which four? There is the case where I remain focused on the body in & of itself — ardent, alert, & mindful — putting aside greed & distress with reference to the world. I remain focused on feelings in & of themselves... mind in & of itself... mental qualities in & of themselves — ardent, alert, & mindful — putting aside greed & distress with reference to the world. When I dwell with my mind well-established in these four frames of reference, the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind."

Итак, Ануруддха пребывает с умом, хорошо утвержденным в четырех сатипаттханах (frames of reference). На пали они называются кая, веданы, читта и дхармы.
С первыми тремя более-менее понятно, а что представляет собой четвертая, которую перевели как mental qualities?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18187

128205СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 20:13 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Не понятно, при чём тут SN 52.10? Сатипаттханы описаны подробно, например, в Маха-сатипаттхана сутте: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.22.0.than.html

Самая загадочная из сатипаттхан на мой взгляд как раз таки третья - читта. И вообще все, что читта/виджняна, то странно в буддизме.

Основная мысль для раскрытия смысла сатипаттхан, думаю в том, что 4 сатипаттханы направленны на 4 извращения.


Ответы на этот пост: Полосатик, Витя
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2603

128209СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 21:09 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Не понятно, при чём тут SN 52.10? Сатипаттханы описаны подробно, например, в Маха-сатипаттхана сутте: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.22.0.than.html
А, это те самые сатипаттханы. Дхармы там в широком смысле "то, о чём учил Будда"?
- пять помех
- пять упаданаскандх
- шесть аятан
- семь факторов
- четыре БИ

test пишет:
Самая загадочная из сатипаттхан на мой взгляд как раз таки третья - читта.
Ну, там всевозможные интроспекции перечислены (включая наблюдение внешних проявлений психики).

test пишет:
И вообще все, что читта/виджняна, то странно в буддизме.
Поделитесь соображениями!

Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 7747
Откуда: Королев

128211СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 21:52 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Качества ума подробно рассматриваются в матриках
_________________
Безмятежная ясность
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 3410

128212СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 22:11 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Сознание никак вообще не описывается. Только через остальные дхармы (четасики, рупу, нирвану). Все 6 корней - четасики. Аналог виджняны - это самжня. Но пишут, что различие между самжней, виджняной и праджней такое, что первое - это ребенок видящий монетку, второе - взрослый, который в курсе ее покупательной способности и последнее - это восприятие химика, который знает еще и состав монетки. На долю сознания остается не так и много. И если рупу через четасики не объяснить, то сознание почти получается.

Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18187

128213СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 22:17 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Полосатик пишет:
test пишет:
Не понятно, при чём тут SN 52.10? Сатипаттханы описаны подробно, например, в Маха-сатипаттхана сутте: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.22.0.than.html
А, это те самые сатипаттханы. Дхармы там в широком смысле "то, о чём учил Будда"?
- пять помех
- пять упаданаскандх
- шесть аятан
- семь факторов
- четыре БИ

Четвертое извращение - атмавада. Соотв. предмет четвертой сатипаттханы - анатмавада или — абхидхамма.

Цитата:
test пишет:
Самая загадочная из сатипаттхан на мой взгляд как раз таки третья - читта.
Ну, там всевозможные интроспекции перечислены (включая наблюдение внешних проявлений психики).

И это очень странно. В плане отличия от 4й сатипаттханы.

Цитата:
test пишет:
И вообще все, что читта/виджняна, то странно в буддизме.
Поделитесь соображениями!

Ну чем отличается 5я скандха от остальных? Зачем она вообще нужна? Все умственное уже охвачено другими скандхами...


Ответы на этот пост: Полосатик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18187

128214СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 22:20 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Толя пишет:
И если рупу через четасики не объяснить, то сознание почти получается.

Лично у меня сознание никак не получается. Просто лишняя скандха выходит.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 3410

128215СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 22:29 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я о том, что вся виджняна почти получается через четасики, а рупа не получается. Т.е. разделение виджняна/4 скандхи менее явное, чем рупа/четасики. )
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2603

128216СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 23:16 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Цитата:
Ну, там всевозможные интроспекции перечислены (включая наблюдение внешних проявлений психики).
И это очень странно. В плане отличия от 4й сатипаттханы.
Как вариант, 1..3 являются подготовкой к 4-й.

Цитата:
Ну чем отличается 5я скандха от остальных? Зачем она вообще нужна? Все умственное уже охвачено другими скандхами...
Это особый вид упаданы, к акту познания.
Khajjaniya пишет:
Or when recollecting, 'I was one with such a consciousness in the past,' one is recollecting just consciousness.
Тогда как самжня - упадана к различению и вербализациям.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 30845

128217СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 23:20 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Полосатик пишет:
Это особый вид упаданы, к акту познания.

Я так же говорил (это старый спор)  Cool

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति

"Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать." (Ф. Бэкон)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18187

128218СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 23:57 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Акты познания, это самскары. Виджняна, это метафизическое "непонятно что".

Ответы на этот пост: Полосатик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 3410

128220СообщениеДобавлено: Сб 20 Окт 12, 01:20 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Просмотрел еще раз элемент сознания. Который тройной в 18 дхату.

По Абхидхамматтхе учителя Ануруддхи есть:

1) мано-дхату. Это то, что воспринимает, как способность видеть. Состоит из сознания поворота к 5 чувствам и 2-х "получающих сознаний". Судя по комментариям, последнее как раз есть то, что у Дхармакирти называется "внутренним чувством". Точечные вспышки чувственных сознаний здесь объединяются в цепь моментов. Содержат 7 присутствующих всегда факторов (контакт, ощущение, волиция, восприятие, сосредоточенность, жизненность, внимание) и еще витакку, вичару и адхимокху.

2) Есть дхамма-дхату - это 52 фактора сознания, 16 тонких руп и Ниббана. Это объекты, как свет для способности видеть. (Хотя там еще и все 89 читт как объекты должны быть)

3) Есть мано-винняна-дхату - это 76 сознаний (89 сознаний без 10 двойных сознаний 5 чувств и 3-х сознаний, что в мано-дхату). Ответ на то, что мано-дхату видит в дхамма-дхату.

Вобщем, ничего не прояснилось. Везде четасики  Confused

ЗЫ если все явления признаются у Дхармакирти "самоочевидными", то это, имхо, что-то вроде деконструкции 5 скандхи и есть. Или она настолько тонкая, что о ней трудно что-то сказать (есть у тхеравадинов 6 парных прекрасных четасик, непонятного характера - пара относится к читте и к четасикам. Прасадхи-расслабленность, лахута-легкость и т.д.) Все равно ведь не просто так они в списке...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3189

128227СообщениеДобавлено: Сб 20 Окт 12, 04:57 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

мано-дхату и мано-винняна-дхату это винняна.


Кстати, это интересный вопрос о том что конкретно винняна означает и разницу винняны от других умственных совокупностей. Иногда под винняной похоже подразумевается "простое осознание" но в некоторых местах (возникновение и прекращение 5 совокупностей)  и в Висуддхимагге  винняна более комплексна чем 3 умственных совокупностей.

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 30845

128231СообщениеДобавлено: Сб 20 Окт 12, 07:09 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Самскары - это факторы воли (кармы). Одно явление может быть в разных группах объектов упаданы.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति

"Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать." (Ф. Бэкон)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2603

128235СообщениеДобавлено: Сб 20 Окт 12, 11:13 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Акты познания, это самскары.
Они самскриты, обусловлены самскарами. А самскары уже в 4-й скандхе (самоидентификация "я глупый, я умный", а не "я с таким-то актом познания").

test пишет:
Виджняна, это метафизическое "непонятно что".
Наблюдает солёное, сладкое... это вижняна. Если убрать акт наблюдения (или то, что наблюдает), получится просто солёное (рупа).

Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.055 (0.587) u0.036 s0.002, 19 0.017 [251/0]