Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Четыре сатипаттханы

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2593

128204СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 19:38 (4 года тому назад)    Четыре сатипаттханы Ответ с цитатой

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn52/sn52.010.than.html
I have heard that on one occasion Ven. Anuruddha was staying near Savatthi in the Dark Forest — diseased, in pain, severely ill. Then a large number of monks went to Ven. Anuruddha and on arrival said to him, "What dwelling[1] are you dwelling in so that the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind?"

"When I dwell with my mind well-established in the four frames of reference, the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind. Which four? There is the case where I remain focused on the body in & of itself — ardent, alert, & mindful — putting aside greed & distress with reference to the world. I remain focused on feelings in & of themselves... mind in & of itself... mental qualities in & of themselves — ardent, alert, & mindful — putting aside greed & distress with reference to the world. When I dwell with my mind well-established in these four frames of reference, the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind."

Итак, Ануруддха пребывает с умом, хорошо утвержденным в четырех сатипаттханах (frames of reference). На пали они называются кая, веданы, читта и дхармы.
С первыми тремя более-менее понятно, а что представляет собой четвертая, которую перевели как mental qualities?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18023

128205СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 20:13 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Не понятно, при чём тут SN 52.10? Сатипаттханы описаны подробно, например, в Маха-сатипаттхана сутте: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.22.0.than.html

Самая загадочная из сатипаттхан на мой взгляд как раз таки третья - читта. И вообще все, что читта/виджняна, то странно в буддизме.

Основная мысль для раскрытия смысла сатипаттхан, думаю в том, что 4 сатипаттханы направленны на 4 извращения.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2593

128209СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 21:09 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Не понятно, при чём тут SN 52.10? Сатипаттханы описаны подробно, например, в Маха-сатипаттхана сутте: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.22.0.than.html
А, это те самые сатипаттханы. Дхармы там в широком смысле "то, о чём учил Будда"?
- пять помех
- пять упаданаскандх
- шесть аятан
- семь факторов
- четыре БИ

test пишет:
Самая загадочная из сатипаттхан на мой взгляд как раз таки третья - читта.
Ну, там всевозможные интроспекции перечислены (включая наблюдение внешних проявлений психики).

test пишет:
И вообще все, что читта/виджняна, то странно в буддизме.
Поделитесь соображениями!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 6321
Откуда: Питер

128211СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 21:52 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Качества ума подробно рассматриваются в матриках
_________________
Пока человек верит в безусловность правильных взглядов, он просто не смотрит на условия в которых эти взгляды взращиваются
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 2461

128212СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 22:11 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Сознание никак вообще не описывается. Только через остальные дхармы (четасики, рупу, нирвану). Все 6 корней - четасики. Аналог виджняны - это самжня. Но пишут, что различие между самжней, виджняной и праджней такое, что первое - это ребенок видящий монетку, второе - взрослый, который в курсе ее покупательной способности и последнее - это восприятие химика, который знает еще и состав монетки. На долю сознания остается не так и много. И если рупу через четасики не объяснить, то сознание почти получается.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18023

128213СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 22:17 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Полосатик пишет:
test пишет:
Не понятно, при чём тут SN 52.10? Сатипаттханы описаны подробно, например, в Маха-сатипаттхана сутте: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.22.0.than.html
А, это те самые сатипаттханы. Дхармы там в широком смысле "то, о чём учил Будда"?
- пять помех
- пять упаданаскандх
- шесть аятан
- семь факторов
- четыре БИ

Четвертое извращение - атмавада. Соотв. предмет четвертой сатипаттханы - анатмавада или — абхидхамма.

Цитата:
test пишет:
Самая загадочная из сатипаттхан на мой взгляд как раз таки третья - читта.
Ну, там всевозможные интроспекции перечислены (включая наблюдение внешних проявлений психики).

И это очень странно. В плане отличия от 4й сатипаттханы.

Цитата:
test пишет:
И вообще все, что читта/виджняна, то странно в буддизме.
Поделитесь соображениями!

Ну чем отличается 5я скандха от остальных? Зачем она вообще нужна? Все умственное уже охвачено другими скандхами...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18023

128214СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 22:20 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Толя пишет:
И если рупу через четасики не объяснить, то сознание почти получается.

Лично у меня сознание никак не получается. Просто лишняя скандха выходит.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 2461

128215СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 22:29 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Я о том, что вся виджняна почти получается через четасики, а рупа не получается. Т.е. разделение виджняна/4 скандхи менее явное, чем рупа/четасики. )
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2593

128216СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 23:16 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Цитата:
Ну, там всевозможные интроспекции перечислены (включая наблюдение внешних проявлений психики).
И это очень странно. В плане отличия от 4й сатипаттханы.
Как вариант, 1..3 являются подготовкой к 4-й.

Цитата:
Ну чем отличается 5я скандха от остальных? Зачем она вообще нужна? Все умственное уже охвачено другими скандхами...
Это особый вид упаданы, к акту познания.
Khajjaniya пишет:
Or when recollecting, 'I was one with such a consciousness in the past,' one is recollecting just consciousness.
Тогда как самжня - упадана к различению и вербализациям.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28359

128217СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 23:20 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Полосатик пишет:
Это особый вид упаданы, к акту познания.

Я так же говорил (это старый спор)  Cool

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18023

128218СообщениеДобавлено: Пт 19 Окт 12, 23:57 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Акты познания, это самскары. Виджняна, это метафизическое "непонятно что".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 2461

128220СообщениеДобавлено: Сб 20 Окт 12, 01:20 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Просмотрел еще раз элемент сознания. Который тройной в 18 дхату.

По Абхидхамматтхе учителя Ануруддхи есть:

1) мано-дхату. Это то, что воспринимает, как способность видеть. Состоит из сознания поворота к 5 чувствам и 2-х "получающих сознаний". Судя по комментариям, последнее как раз есть то, что у Дхармакирти называется "внутренним чувством". Точечные вспышки чувственных сознаний здесь объединяются в цепь моментов. Содержат 7 присутствующих всегда факторов (контакт, ощущение, волиция, восприятие, сосредоточенность, жизненность, внимание) и еще витакку, вичару и адхимокху.

2) Есть дхамма-дхату - это 52 фактора сознания, 16 тонких руп и Ниббана. Это объекты, как свет для способности видеть. (Хотя там еще и все 89 читт как объекты должны быть)

3) Есть мано-винняна-дхату - это 76 сознаний (89 сознаний без 10 двойных сознаний 5 чувств и 3-х сознаний, что в мано-дхату). Ответ на то, что мано-дхату видит в дхамма-дхату.

Вобщем, ничего не прояснилось. Везде четасики  Confused

ЗЫ если все явления признаются у Дхармакирти "самоочевидными", то это, имхо, что-то вроде деконструкции 5 скандхи и есть. Или она настолько тонкая, что о ней трудно что-то сказать (есть у тхеравадинов 6 парных прекрасных четасик, непонятного характера - пара относится к читте и к четасикам. Прасадхи-расслабленность, лахута-легкость и т.д.) Все равно ведь не просто так они в списке...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 2550

128227СообщениеДобавлено: Сб 20 Окт 12, 04:57 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

мано-дхату и мано-винняна-дхату это винняна.


Кстати, это интересный вопрос о том что конкретно винняна означает и разницу винняны от других умственных совокупностей. Иногда под винняной похоже подразумевается "простое осознание" но в некоторых местах (возникновение и прекращение 5 совокупностей)  и в Висуддхимагге  винняна более комплексна чем 3 умственных совокупностей.

_________________
"тлен и прах..."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28359

128231СообщениеДобавлено: Сб 20 Окт 12, 07:09 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Самскары - это факторы воли (кармы). Одно явление может быть в разных группах объектов упаданы.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2593

128235СообщениеДобавлено: Сб 20 Окт 12, 11:13 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Акты познания, это самскары.
Они самскриты, обусловлены самскарами. А самскары уже в 4-й скандхе (самоидентификация "я глупый, я умный", а не "я с таким-то актом познания").

test пишет:
Виджняна, это метафизическое "непонятно что".
Наблюдает солёное, сладкое... это вижняна. Если убрать акт наблюдения (или то, что наблюдает), получится просто солёное (рупа).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.105 (0.277) u0.079 s0.005, 18 0.010 [242/0]