Они самскриты, обусловлены самскарами. А самскары уже в 4-й скандхе (самоидентификация "я глупый, я умный", а не "я с таким-то актом познания").
Самскриты, это то что принадлежит 5 скандхам, рупа тоже. Я имел ввиду тут самскары как четасики вообще. Это все акты познания. Нет никакого акта познания, который бы не входил с самскары/четасики.
Правильно тут Толя приводил пример с самджней, виджняной и праджней.
Ведана и самджня, это примитивные виды познания, праджня - высший вид познания, а виджняна посередине. Ну как это середина выскочила в отдельную скандху, отличную, при этом, от четасик?
К тому же четана, это интенциальность - (единственная) функция сознания. (Сам термин "четана", заметим, не имеет ничего ни про какие действия, это просто склонение слова чит[та]. Читтовость, сознательность, действие ума.)
Наблюдает солёное, сладкое... это вижняна. Если убрать акт наблюдения (или то, что наблюдает), получится просто солёное (рупа).
Да, рупа, в том и дело, виджняна опять не у дел.
Рупа - объект познания, если она дана, то виджняна не нужна (так как данность в рупе). Если же мы выносим рупу из познания наружу, то тогда рупа (с другими объектами) в сознании, это виджняна. Виджняна = рупа.
Последний раз редактировалось: test (Сб 20 Окт 12, 22:08), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Полосатик
Кстати, это интересный вопрос о том что конкретно винняна означает и разницу винняны от других умственных совокупностей. Иногда под винняной похоже подразумевается "простое осознание" но в некоторых местах (возникновение и прекращение 5 совокупностей) и в Висуддхимагге винняна более комплексна чем 3 умственных совокупностей.
Пишут, что всё синонимы (но не пишут, в каком случае ) - винняна, манас, читта, хадая. Еще читал, но не помню где, что в 18 дхату винняну разделили для "симметрии" с остальными элементами и так то это все одно и то же. Из того, что я написал там выше получается, что описывается мано-дхату только для двойных (благое-неблагое) 5 сознаний чувств.
А так, в смысле знания вообще оно одинаковое, а по объекту знания разное. Мирское и надмирское, например. Одно прекратилось, готра обычного человека прервалась, началось другое сознание. Которое уже угаснет окончательно, отворотившись от явлений (это мое мнение).
Последний раз редактировалось: ТМ (Сб 20 Окт 12, 22:02), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: test
№128249Добавлено: Сб 20 Окт 12, 22:01 (12 лет тому назад)
Да и ещё. Если мы выделяем органы познания через отличие между собой (зрение не слух), то откуда берутся десятки читт? Разве есть десятки глаз? Различие внутри органа уже проходит по его объектам: красное, зеленое - для глаза. Но глаз, как способность-индрия - один, т.е. зрение. Так же и читта (как мано-индрия) должна быть одна, хоть и с множеством объектов. Тогда что за анализ на кучу читт в 3й сатипаттхане? Это не дхармический анализ, а классификация. (Читта с клешами или читта без клеш, маленькая читта или большая читта и т.п.)
Последний раз редактировалось: test (Сб 27 Окт 12, 15:32), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Alex123
Да и ещё. Если мы выделяем органы познания через отличие между собой (зрение не слух), то откуда берутся десятки читт? Разве есть десятки глаз?
Taм 5 результатов кусала и 5 результатов акусала каммы. Якобы приятные сознание 5 объектов орган чувств это результат благой каммы а 5 сознаний не благих объектов орган чувств, результат не благой каммы. 5+5 = 10. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Ведана и самджня, это примитивные виды познания, праджня - высший вид познания, а виджняна посередине. Ну как это середина выскочила в отдельную скандху, отличную, при этом, от четасик?
Это термин имел какую-то особую важность для доабхидхармистов и много значений.
К примеру, в сн22.87 говорится, что Мара не может найти винняну архата после париниббаны. Душу, что ли?
К тому же четана, это интенциальность - (единственная) функция сознания. (Сам термин "четана", заметим, не имеет ничего ни про какие действия, это просто склонение слова чит[та]. Читтовость, сознательность, действие ума.)
Только читта не тождественна винняне, манасу или русскому сознанию. Упаклешей читты называется чандарага к винняне!
Рупа - объект познания, если она дана, то виджняна не нужна (так как данность в рупе). Если же мы выносим рупу из познания наружу, то тогда рупа (с другими объектами) в сознании, это виджняна. Виджняна = рупа.
Кому-то понадобилась "субъективность", сопровождающая контакт вишаи и индрии.
Только читта не тождественна винняне, манасу или русскому сознанию. Упаклешей читты называется чандарага к винняне!
Это не везде такое. У тхеров пишут, что тождественна (что такое русское сознание - я не знаю ). У нас же есть сознание, которое способность субъекта соотносить себя с миром и мышление, фиксация мира в понятиях. Первое похоже на четану.
Виджняна больше всего похожа на атман (минус постоянство).
Атман, возникающий от контакта
Поддаётся анализу при наличии контакта. Или ещё лучше - каждая виджняна имеет контакт (с чем-то).
Никакое "возниконвение от контакта" не нужно. Да и иначе это будет "первопричина".
Контакт, кстати тоже можно отождествить с виджняной - это сознание феноменологически (в противовес сознанию метафизически - виджняне).
Dhamma-dhatu comprises both nama and rupa. Dhamma-dhatu is the cetasikas, the subtle rupas (sukhuma-rupas) and nibbana. ADL-18
Дхарма-Дхату это четасики. НО. Надо не забывать что согласно Комментаторской Абхидхамме, четасики без читты не возникают.
Я думаю что мы должны быть аккуратны с анализом. Огонь можно аналитически разложить на форму, цвет, освещение, тепло, горение, и.т.д. Но эти вещи не могут быть разложены в различные кучки. Это разные функции одного и того же огня. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Виджняна больше всего похожа на атман (минус постоянство).
The Buddhist thinkers point out, by means of these definitions, that it is not a self that performs the act of cognition, but citta or consciousness. (Abhidhammattha sangaha)
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы