№63712Добавлено: Пн 02 Мар 09, 12:00 (16 лет тому назад)Re: Субстанциализм в буддизме
Caddy пишет:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, Дхармакая понимается в Махаяне и Ваджраяне как самосущий Абсолют, не подверженный изменению? Т.е. это субстанция?
Нет, это не субстанция, субстанций в буддизме нет. Самосущий абсолют в некоторых традициях - это постоянная ("изначальная") потенциальная способность (Адибудда, имхо) любого ЖС (любой сансары) стать буддой, т.е. любая сансара может, благодаря Йидаму (будд. Пути), стать нирваной (то самое растворение Йидама в шунье (безсубстанциональности)).
№63714Добавлено: Пн 02 Мар 09, 15:13 (16 лет тому назад)Re: Субстанциализм в буддизме
Fritz пишет:
Нет, это не субстанция, субстанций в буддизме нет. Самосущий абсолют в некоторых традициях - это постоянная ("изначальная") потенциальная способность (Адибудда, имхо) любого ЖС (любой сансары) стать буддой, т.е. любая сансара может, благодаря Йидаму (будд. Пути), стать нирваной (то самое растворение Йидама в шунье (безсубстанциональности)).
Огромное спасибо за разъяснение. Всегда приятно услышать желаемое
№64013Добавлено: Чт 12 Мар 09, 18:04 (16 лет тому назад)
Caddy пишет:
Насколько я понимаю, они считали, что дхармы есть на самом деле, поскольку не различили два аспекта - содержание и способ быть. Дхармы имеют свабхаву, но она несамостоятельна.
Vy zaputalis. Svabhava -- eto sobstvennaya priroda, poetomu po opredeleniyu ne mozhet byt nesamostoyatelnoj.
№64024Добавлено: Чт 12 Мар 09, 22:10 (16 лет тому назад)
Denpa пишет:
Caddy пишет:
Насколько я понимаю, они считали, что дхармы есть на самом деле, поскольку не различили два аспекта - содержание и способ быть. Дхармы имеют свабхаву, но она несамостоятельна.
Vy zaputalis. Svabhava -- eto sobstvennaya priroda, poetomu po opredeleniyu ne mozhet byt nesamostoyatelnoj.
Так ведь ничего самостоятельного, с точки зрения мадхьямаки. Или я ошибаюсь?
№64038Добавлено: Пт 13 Мар 09, 08:40 (16 лет тому назад)
Смотря как понимать "самостоятельная", это может значить и независимая, и самодостаточная и просто отдельная. Для дхарм свабхава и свалакшана, это одно и то-же, (дхармы являются лишь собственными признаками), дхармы различимы, но возникают и относятся друг к другу - зависимо, по условиям. Например неблагие поступки (намерения, четана) производят неблагой плод (пхала, кармавипака) и не могут произвести благой. Четана, это отдельная различимая дхарма, она не возникает независимо, или сама по себе, или только лишь сама из себя, четана возникает в следствии прочих дхарм (например контакта, неведения), но она влияет только на определённые другие дхармы (например поступки тела речи и ума и далее их плод соответствующий тому как была окрашена клешами четана). Или в отношении двух моментов сознания можно сказать, что причина (хету) сознания - предыдущее сознание (т.е. свабхава-хету, одно сознание следствие другого как молоко и сливки), но сознание ведь возникает только по причинам (орган, объект и контакт - необходимые условия возникновения сознания).
№64047Добавлено: Пт 13 Мар 09, 13:50 (16 лет тому назад)
Свабхава дхарм прежде всего это "дхарма-дхармин-абхеда", то есть, неотличность признака от носителя (нет никакого иного носителя (субстанции) синего за феноменом (видимостью) синего). (Видимое синее само несет видимость синего, а не что-то еще ее нам дает). Тем самым, тот, кто отрицает свабхаву дхарм, утверждает наличие такового носителя. _________________ Буддизм чистой воды
№64051Добавлено: Пт 13 Мар 09, 14:47 (16 лет тому назад)
Цитата:
Это похоже на формулировку в стиле возражения.
Не тебе возражение, если что.
Цитата:
По умному разве нужно вообще упоминание о каких-либо носителях?
По-умному, это не понимать в данном случае слово "носитель" в виде какой-то штучки, астрального облачка или "субстанции" _________________ Буддизм чистой воды
№64057Добавлено: Пт 13 Мар 09, 22:34 (16 лет тому назад)
Цитата:
По-умному почему вообще речь должна зайти о каких-то носителях?
Речь идет не вообще о носителе, а о носителе свойства. Нечто обладает свойством. Чашка круглая и синяя. Мысль приятная или неприятная. Вот в буддизме нет иного реального носителя за простейшим феноменом (синее не принадлежит чашке, а приятность мысли). Еще вот так (не другой вариант, а одна из сторон предыдущей логики) - вещь есть лишь совокупность воспринятых свойств. А почему дхармин все-таки остается - так он в таком виде фактически и не остается (в буддизме нет дхармина, как такового), это просто фраза такая, фигура речи. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы