Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Гегель про виджняну и атман

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13521

646523СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 22:40 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
 А виджняна - разве возможна без содержания?

Конечно возможна. Со-знание, совместное знание, это просто фиксация того факта, что вы воспринимаете некое нечто и вместе с ним и другое нечто. Нечты разные, но сознание организует их в единство.

Обратите внимание, если вас спросить про «я», то вы точно так же обнаружите, что это «я» трудно представить без содержания. (Как и сознание).

Невозможно. Это как предложение (силлогизм) без имен.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10842
Откуда: Москва

646526СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 23:57 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
 А виджняна - разве возможна без содержания?

Конечно возможна. Со-знание, совместное знание, это просто фиксация того факта, что вы воспринимаете некое нечто и вместе с ним и другое нечто. Нечты разные, но сознание организует их в единство.

Обратите внимание, если вас спросить про «я», то вы точно так же обнаружите, что это «я» трудно представить без содержания. (Как и сознание).

Невозможно. Это как предложение (силлогизм) без имен.

А дхарму «виджняна» вы представить можете ? 😀

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13521

646527СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 00:35 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Кира пишет:
Цитата:
 А виджняна - разве возможна без содержания?

Конечно возможна. Со-знание, совместное знание, это просто фиксация того факта, что вы воспринимаете некое нечто и вместе с ним и другое нечто. Нечты разные, но сознание организует их в единство.

Обратите внимание, если вас спросить про «я», то вы точно так же обнаружите, что это «я» трудно представить без содержания. (Как и сознание).

Невозможно. Это как предложение (силлогизм) без имен.

А дхарму «виджняна» вы представить можете ? 😀

Каждый раз представляете, вспоминая что-то. "Было вот такое-то и такое-то знание, такие-то и такие-то восприятия". Можно представить даже "правдивого лжеца" или то, что "у сознания нет содержания". Логически возможно иметь такие представления.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10842
Откуда: Москва

646529СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 01:46 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Каждый раз представляете, вспоминая что-то. "Было вот такое-то и такое-то знание, такие-то и такие-то восприятия".

Вот и я так же в примере со сложением объяснял.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 844
Откуда: New Moscow, Old Russia

646530СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 01:56 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:


"единство апперцепции" как идея - да, это вечное, неизменное. Но потому, что таковы все идеи.

Ну а разве это не подмена осознания как процесса на идею осознания?
Это разные вещи. Идея осознания может быть объектом осознания. Но вот само то осознание, вряд ли.
Впрочем, это тоже древний спор, из серии - "может ли глаз увидеть самого себя?"


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10842
Откуда: Москва

646533СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 02:26 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Кира пишет:


"единство апперцепции" как идея - да, это вечное, неизменное. Но потому, что таковы все идеи.

Ну а разве это не подмена осознания как процесса на идею осознания?
Это разные вещи. Идея осознания может быть объектом осознания. Но вот само то осознание, вряд ли.
Впрочем, это тоже древний спор, из серии - "может ли глаз увидеть самого себя?"

Вы ж сами решили, что апперцепция - нечто постоянное.
А я вам - что она постоянная как идея.
А вы мне - что я путаю апперцепцию просто и как идею.

Ну так верно - апперцепция (она же виджняна, она же душа-сама-по-себе , она же атман) - не постоянная.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Твик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30688

646539СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 11:54 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Горсть листьев
Цитата:
То есть являет собой (являет-ся) этим единством.

как я понимаю, вот если в сознании есть зелёное, кругое, солёное - то надо просто отыскать, что у них всех общее. Сознание и есть "сумматор" этого общего. Апперцепции единство - единство того общего, что даётся в опыте.

А общее у зелёного и солёного только то, что они "есть".


Вот и вещи-сами-по-себе (наши атманчики) - такие же (по мысли Гегеля).
Хм... Я полагаю, что общее у зелёного и солёного, так же как и у круглого и испанского, то, что это концепции. Про них можно сказать, что "они есть" только с уточнением "есть как феномены сознания", то есть как элементы мышления. Есть концепции - есть мышление. Такая тут логическая связь. Есть мышление - есть сознание. Но это не говорит о том, что сознание "есть" как бы "вне мышления". Мышление = сознание.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30688

646540СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 11:59 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:

А ещё в опыте есть мысли о том, что наверно есть что-то вне опыта. И это что-то = атман.
Вот это очень забавное заявление.
Его можно перевернуть вот так, и не потерять при этом смысл: в опыте (процессе мышления) есть (появляются) мысли о том, что, наверное (Может быть! А что, если...), есть что-то "вне опыта" (может быть, есть что-то вне процесса мышления - что-то немылимое!). Да! Наверняка, есть, и я даже знаю что это! ("ой, он это смог помыслить! он смог помыслить немыслимое!") Это - Трампампам! Понимаете? ("нет, не понимаем... да и как же мы можем это понять? это же немыслимое!")

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30688

646541СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 12:01 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:

Ну так верно - апперцепция (она же виджняна, она же душа-сама-по-себе , она же атман) - не постоянная.
То есть, она возникает и пропадает.
Скажите, пожалуйста, при каких условиях происходит возникновение и пропадание виджняны-атмана?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10842
Откуда: Москва

646544СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 13:31 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Кира пишет:

А ещё в опыте есть мысли о том, что наверно есть что-то вне опыта. И это что-то = атман.
Вот это очень забавное заявление.
Его можно перевернуть вот так, и не потерять при этом смысл: в опыте (процессе мышления) есть (появляются) мысли о том, что, наверное (Может быть! А что, если...), есть что-то "вне опыта" (может быть, есть что-то вне процесса мышления - что-то немылимое!). Да! Наверняка, есть, и я даже знаю что это! ("ой, он это смог помыслить! он смог помыслить немыслимое!") Это - Трампампам! Понимаете? ("нет, не понимаем... да и как же мы можем это понять? это же немыслимое!")

вещь-сама-по-себе , она же немыслимое, мыслится нами лишь как граница самой вещи. И тут мышление останавливается. За границу не переходит.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 844
Откуда: New Moscow, Old Russia

646548СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 17:30 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Твик пишет:
Кира пишет:


"единство апперцепции" как идея - да, это вечное, неизменное. Но потому, что таковы все идеи.

Ну а разве это не подмена осознания как процесса на идею осознания?
Это разные вещи. Идея осознания может быть объектом осознания. Но вот само то осознание, вряд ли.
Впрочем, это тоже древний спор, из серии - "может ли глаз увидеть самого себя?"

Вы ж сами решили, что апперцепция - нечто постоянное.
А я вам - что она постоянная как идея.
А вы мне - что я путаю апперцепцию просто и как идею.

Ну так верно - апперцепция (она же виджняна, она же душа-сама-по-себе , она же атман) - не постоянная.

Ну я так не решил - я так предположил исходя из вашей логики рассуждений. Лично я скорее придерживаюсь позиции, что постоянный наблюдатель (так же как и безобъектное сознание) - это иллюзия. И что "мыслитель - это мысли".
Другими словами, Атмана никак нельзя вытащить из ума (впихнуть в ум) не применяя метафизическую онтологию в виде Брахмана. Я могу пофантазировать на эту тему, но у меня нет достоверного знания по этому вопросу (Брахман-Атман) и я не понимаю как его можно получить. Это вопрос веры и не зря же тот же Шанкара отсылал к священному писанию. С другой стороны, у меня нет никаких оснований и отрицать Атман-Брахман.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10842
Откуда: Москва

646552СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 19:12 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Кира пишет:

Ну так верно - апперцепция (она же виджняна, она же душа-сама-по-себе , она же атман) - не постоянная.
То есть, она возникает и пропадает.
Скажите, пожалуйста, при каких условиях происходит возникновение и пропадание виджняны-атмана?

виджняна = "единство апперцепции" очевидно есть тогда, когда воспринимается некое А1, и следом за ним А2. Единство апперцепции - это то общее, что есть у А1 и А2.


Атман - как "потустороннее" явлений (как являющееся) есть лишь тогда, когда есть явления в опыте. То есть тогда же, когда и виджняна="единство апперцепции".

Как видим, их тождество ещё раз подтверждается.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13521

646560СообщениеДобавлено: Пн 18 Ноя 24, 20:37 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Каждый раз представляете, вспоминая что-то. "Было вот такое-то и такое-то знание, такие-то и такие-то восприятия".

Вот и я так же в примере со сложением объяснял.

«Представить» не равно может быть как то иначе чем представление. Я помню, в какой-то книге про сарвастиваду это было, что «дхарма сознание - это сознание без содержания». Абстракция же, как в логике убрано все содержание по-максимуму. «Предикат - это какое то качество чего то». Все фактическое содержание сведено к нулю. Это не значит, что предикаты могут быть без содержания.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10842
Откуда: Москва

646580СообщениеДобавлено: Вт 19 Ноя 24, 01:15 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Я помню, в какой-то книге про сарвастиваду это было, что «дхарма сознание - это сознание без содержания». Абстракция же, как в логике убрано все содержание по-максимуму. «Предикат - это какое то качество чего то». Все фактическое содержание сведено к нулю.

Да, верно в той книге, максимальная абстракция без содержания.

И я-сам-по-себе=атман - тоже максимальная абстракция.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30688

646653СообщениеДобавлено: Чт 21 Ноя 24, 12:10 (1 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Горсть листьев пишет:
Кира пишет:

А ещё в опыте есть мысли о том, что наверно есть что-то вне опыта. И это что-то = атман.
Вот это очень забавное заявление.
Его можно перевернуть вот так, и не потерять при этом смысл: в опыте (процессе мышления) есть (появляются) мысли о том, что, наверное (Может быть! А что, если...), есть что-то "вне опыта" (может быть, есть что-то вне процесса мышления - что-то немылимое!). Да! Наверняка, есть, и я даже знаю что это! ("ой, он это смог помыслить! он смог помыслить немыслимое!") Это - Трампампам! Понимаете? ("нет, не понимаем... да и как же мы можем это понять? это же немыслимое!")

вещь-сама-по-себе , она же немыслимое, мыслится нами лишь как граница самой вещи. И тут мышление останавливается. За границу не переходит.
Когда мы видим мираж, наше мышление точно так же останавливается на границе видимого и не переходит дальше - потому что нет никакого "дальше", не так ли? Впрочем, мы можем начать фантазировать о том, какие же там деревья и фонтаны, какая чистая вода в том оазисе, что видится нам в мираже... Но это ведь тоже не является переходом за ту "границу"? Или является?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Страница 3 из 9

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.668) u0.018 s0.001, 18 0.013 [266/0]