Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Что подразумевается под безпризначным, безграничным сознанием?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48670

400254СообщениеДобавлено: Сб 31 Мар 18, 19:52 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это, скорее всего, про одноименный вид божественной сферы и рождение в ней.
_________________
Буддизм чистой воды


Последний раз редактировалось: КИ (Сб 31 Мар 18, 19:53), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Mindfulness



Зарегистрирован: 09.01.2016
Суждений: 1247

400255СообщениеДобавлено: Сб 31 Мар 18, 19:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Максим Фурин пишет:
Цитата:
С достижением бесформенной сферы бесконечного сияющего сознания четыре элемента не находят опоры.

С достижением уничтожения сознания вообще, нама-рупа не просто не находит опоры, но и уничтожается.

Будда перефразировал неправильно заданый вопрос и дал на него корректный ответ в рамках своего учения о трех локах и зависимом возникновении

Абалдеть, никогда не смотрел на этот отрывок под таким углом. Это многое могло бы объяснить. А что бы ты сказал по поводу второго места в каноне там где "не входит во всеобщность всего"?

Забавно, что мне всегда казалось наиболее вероятным именно такое истолкование - что речь идёт о том же самом, что Будда в SN12.64 называет "неустановленным сознанием" (appatiṭṭhitaṃ viññāṇaṃ), которое он сравнивает со светом, не отражающимся ни от каких предметов. Примененная метафора, как и в случае с "бесконечным сияющим сознанием" побуждает представлять сознание, которое было бы ничем не обусловлено и ничем не ограничено.

Но сам Будда объясняет, о чём идёт речь - когда нет жажды, направленной на четыре источника питания (собственно еду, контакт, сознание и интенции), не происходит нового соединения сознания с нама-рупа, не возникает нового существования.  (Замечу в скобках, что сутта SN12.64 продолжает тему многих сутт Самъютты SN12 (например, SN12.38-40) - исследования условий, которые приводят к формированию нового существованию, к соединению сознания и нама-рупа). При этом буквально следующая сутта (SN12.65) прямо отвергает мысль о функционировании сознания отдельно от нама-рупа. То есть, неустановленное сознание - это метафора для сознания, свободного от жажды, свободного от цепляния - и, именно поэтому, не воспроизводящегося, не функционирующего. Полагаю, что  "бесконечное сияющее сознание" - это другая метафора, но с тем же самым содержанием.

Зум в личном общении мне объяснял подобным же образом.
Я находил в суттах указания на то, что неутвержденное непродуцированное сознание - это сознание лишенное цепляния и потенциала к установлению в будущем.

Немного сбивает на версию арупы вот это "повсюду сияющее, бесконечное". И суджато приводит паралели из упанишад, где такие описания касаются Брахамана. А как известно, йоги практиковавшие арупы были творцами упанишад.

_________________
"жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

400259СообщениеДобавлено: Сб 31 Мар 18, 20:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Mindfulness пишет:

Зум в личном общении мне объяснял подобным же образом.
Я находил в суттах указания на то, что неутвержденное непродуцированное сознание - это сознание лишенное цепляния и потенциала к установлению в будущем.

Немного сбивает на версию арупы вот это "повсюду сияющее, бесконечное". И суджато приводит паралели из упанишад, где такие описания касаются Брахамана. А как известно, йоги практиковавшие арупы были творцами упанишад.

Конечно, я не возьмусь категорически отрицать, что здесь может идти речь и об арупа-локах, а именно, о шестой джхане, о беспредельном сознании. Но в чём тут, тогда, логика? Ведь в других суттах (например, MN52, MN121), все арупа-локи характеризуются, как непостоянные, подлежащие прекращению, сформированные, обусловленные намерением. И если рупа в арупа локах, разумеется, отсутствует, то нама там присутствует. Поэтому мне такое истолкование кажется несколько сомнительным.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Mindfulness



Зарегистрирован: 09.01.2016
Суждений: 1247

400260СообщениеДобавлено: Сб 31 Мар 18, 20:06 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дост. Бодхи считает, что это сознание араханта, которое познаёт ниббану как объект. Либо, даже если не считать что ниббана может быть объектом, то можно просто толковать такое сознание как не имеющее опоры во ВСЁМ, другими словами, оно ни на чём не утверждено, ни к чему не липнет, т.е. это всё то же самое сознание араханта. Огонь вода и прочее не находят тут опоры - опять-таки из-за отсутствия цепляния к этому. Именно ведь об этом идёт речь в МН 49 - о цеплянии к этим вещам. А Будда говорит о сознании, которое не цепляется к этим вещам. Поэтому, по мне, вовсе не обязательно пытаться трактовать это как некое запредельно-мистическо-необъяснимое сознание, как некоторые стараются делать...
__________

...А так, для меня достаточно, что в ДН 11 недвусмысленно сказано о том, что это сознание прекратится. Да и чего там - оно же возникло - его ж не было всегда. Так что оно тоже аничча, и значит и дуккха. Вопрос только в том, какое именно из состояний просветлённого оно описывает. Ещё раз напомню, что по мнению Дост. Бодхи, это сознание познающее ниббану...

__________

Насчёт того что сознание прекращается - об этом было бы сказано, что прекращается некое ДРУГОЕ сознание, а не то, о котором идёт речь в стихе. Но ведь в стихе не говорится, что прекращается некое ДРУГОЕ сознание, так ведь? С чего делать в таком случае такой вывод?
Кроме того, есть ведь и другие сутты, в которых говорится о париниббане араханта. В одной из них сказано прямо, что вообще ничего не остаётся, приводя в пример раскалённый горшок, который поставили на мокрую землю. Будда говорит, что горшок охладится и разобьётся, всё тепло исчезнет, и только черепки останутся. Так и с араханатом - только тело останется (труп), а остальное исчезнет.
Есть и Удане стих об араханте, который сжёг себя в момент ухода. Там тоже Будда говорит, что восприятие прекратилось, сознание завершилось. А мог бы сказать: "Непроявленное сознание бла бла бла" - а ведь не сказал ничего такого.
Опять-таки Дост. Бодхи постоянно напоминает, что каждый раз, когда говорится о непроявленном сознании в суттах, везде сказано об араханте при жизни, но никогда о таком сознании не говорится, когда сутты затрагивают тему момента смерти.
Да и вообще - если такое вечное сознание есть - то тогда ничто не мешает нам прямо вот сейчас говорить о наличии души, атты. Просто её надо освободить от наслоений всяких ненужных, и вуяля - атман чистой воды. Но, как видно, это уже немножко другая религия...
===============

Зум об этом отрывке.

_________________
"жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

400265СообщениеДобавлено: Сб 31 Мар 18, 20:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пемасири Тхера о ниббане:

В упанишадах о Ниббане сказано очень много. Это довольно близко к учению, данному Буддой. Потому что большинство того, что вы найдёте в упанишадах было сказано Пачьекка-Буддами.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

400269СообщениеДобавлено: Сб 31 Мар 18, 20:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Итак, мнение учителей из традиционных тхеравадинских стран, не совпадает с мнением австралийских представителей.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

400270СообщениеДобавлено: Сб 31 Мар 18, 20:58 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Бхикку Бодхи как ученый монах, очень хорошо говорит, что из одного отрывка нельзя делать никаких далекоидущих выводов,  потому что это неверный подход. А вот мистический Тханиссаро Бхиккху пишет, что, мол,  сознание, которое прекращается в Париниббане без остатка это, видите ли, сознание шести сфер, а не "истинное" ниббаническое.

Viññanam anidassanam. This term is nowhere explained in the Canon, although MN 49 mentions that it "does not partake in the allness of the All" — the "All" meaning the six internal and six external sense media (see SN XXXV.23). In this it differs from the consciousness factor in dependent co-arising, which is defined in terms of the six sense media. Lying outside of time and space, it would also not come under the consciousness-aggregate, which covers all consciousness near and far; past, present, and future. However, the fact that it is outside of time and space — in a dimension where there is no here, there, or in between (Ud I.10), no coming, no going, or staying (Ud VIII.1) — means that it cannot be described as permanent or omnipresent, terms that have meaning only within space and time. The standard description of nibbana after death is, "All that is sensed, not being relished, will grow cold right here." (See MN 140 and Iti 44.) Again, as "all" is defined as the sense media, this raises the question as to whether consciousness without feature is not covered by this "all."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Гость 12
Гость


Откуда: Volgograd


400275СообщениеДобавлено: Сб 31 Мар 18, 22:56 (6 лет тому назад)    Re: Что подразумевается под безпризначным, безграничным сознанием? Ответ с цитатой

Тренер пишет:

-----
Там, где сознание  безпризначно, безгранично, светящееся (all-luminous)»,
Вот где земля, вода, огонь и воздух не находят никакой опоры,
Там как длинный, так и короткий, маленький и великий, светлый и скверный
Там «имя и форма» [ментальные и физические феномены] полностью уничтожены.
С прекращением сознания всё это разрушено.
-----
Я не совсем понял, идёт ли речь о сознании без признака в ниббане?

Нет, это 4 джхана - невозмутимый ум.
Наверх
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12540

400374СообщениеДобавлено: Вс 01 Апр 18, 12:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Mindfulness пишет:


Насчёт того что сознание прекращается - об этом было бы сказано, что прекращается некое ДРУГОЕ сознание, а не то, о котором идёт речь в стихе. Но ведь в стихе не говорится, что прекращается некое ДРУГОЕ сознание, так ведь? С чего делать в таком случае такой вывод?
Кроме того, есть ведь и другие сутты, в которых говорится о париниббане араханта. В одной из них сказано прямо, что вообще ничего не остаётся, приводя в пример раскалённый горшок, который поставили на мокрую землю. Будда говорит, что горшок охладится и разобьётся, всё тепло исчезнет, и только черепки останутся.
Тепло исчезнет для нас с вами, потому что мы уже не сможем ощутить его, указать на него.

Ответы на этот пост: Mindfulness, Mindfulness
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Mindfulness



Зарегистрирован: 09.01.2016
Суждений: 1247

400376СообщениеДобавлено: Вс 01 Апр 18, 13:07 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Mindfulness пишет:


Насчёт того что сознание прекращается - об этом было бы сказано, что прекращается некое ДРУГОЕ сознание, а не то, о котором идёт речь в стихе. Но ведь в стихе не говорится, что прекращается некое ДРУГОЕ сознание, так ведь? С чего делать в таком случае такой вывод?
Кроме того, есть ведь и другие сутты, в которых говорится о париниббане араханта. В одной из них сказано прямо, что вообще ничего не остаётся, приводя в пример раскалённый горшок, который поставили на мокрую землю. Будда говорит, что горшок охладится и разобьётся, всё тепло исчезнет, и только черепки останутся.
Тепло исчезнет для нас с вами, потому что мы уже не сможем ощутить его, указать на него.

А почему вы используете кривые толкования, если сказано прямо: "только телесные останки остануться".
Что тут еще добавить? перерождения окончились, зависимое возникновение прекратилось.
Ниббана (затухание).

_________________
"жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"


Последний раз редактировалось: Mindfulness (Вс 01 Апр 18, 13:18), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Mindfulness



Зарегистрирован: 09.01.2016
Суждений: 1247

400378СообщениеДобавлено: Вс 01 Апр 18, 13:17 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Mindfulness пишет:


Насчёт того что сознание прекращается - об этом было бы сказано, что прекращается некое ДРУГОЕ сознание, а не то, о котором идёт речь в стихе. Но ведь в стихе не говорится, что прекращается некое ДРУГОЕ сознание, так ведь? С чего делать в таком случае такой вывод?
Кроме того, есть ведь и другие сутты, в которых говорится о париниббане араханта. В одной из них сказано прямо, что вообще ничего не остаётся, приводя в пример раскалённый горшок, который поставили на мокрую землю. Будда говорит, что горшок охладится и разобьётся, всё тепло исчезнет, и только черепки останутся.
Тепло исчезнет для нас с вами, потому что мы уже не сможем ощутить его, указать на него.
Т.е. тепло уйдет в некое другое измерение?
метафора тепла, огня, пылания - это метафора зависимого возникновения: когда есть это есть и то; когда прекращается это прекращается и то. Когда есть топливо огонь горит, когда нет топлива огонь гаснет.

Все основные звення зависимого возникновения Будда описывал через метафору огня: злоба, жажда, неведение; рождения, смерть, старение, болезнь горе и отчаяние; контакт, чувство; сознание. В суттах можно найти сравнение с огнем на каждое из них.

Жажда, обида, злоба, ненависть, гнев, страсть, похоть, жадность, ярость, болезни, старение, смерть, дуккха - это огонь. Такой же огонь, как и сознание, чувство. У них одинаковая природа дуккха, и они одинаково зависят от топлива и составляют сансарный континиум.

Перестал быть определим для нас? т.е. жажда, злоба, ненависть - стали потенциальными и непроявленными и где-то скрытно тлеющими? они же огонь тоже! или все-таки они уничтожены без остатка, так что более не существуют и не возникнут вновь?!
Если Вы оставляете гневи страдание полностью угасшими, а контакт, чувство и сознание - нет, значит у вас отвращение к первому и влечение ко второму.

И да, в сутте говориться не о внешнем наблюдателе, а о том, что чувствуется шестью сферами контакта - о всех дхаммах составляющих пять совокупностей.

_________________
"жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12540

400572СообщениеДобавлено: Вс 01 Апр 18, 19:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Mindfulness пишет:
Рената Скот пишет:
Mindfulness пишет:


Насчёт того что сознание прекращается - об этом было бы сказано, что прекращается некое ДРУГОЕ сознание, а не то, о котором идёт речь в стихе. Но ведь в стихе не говорится, что прекращается некое ДРУГОЕ сознание, так ведь? С чего делать в таком случае такой вывод?
Кроме того, есть ведь и другие сутты, в которых говорится о париниббане араханта. В одной из них сказано прямо, что вообще ничего не остаётся, приводя в пример раскалённый горшок, который поставили на мокрую землю. Будда говорит, что горшок охладится и разобьётся, всё тепло исчезнет, и только черепки останутся.
Тепло исчезнет для нас с вами, потому что мы уже не сможем ощутить его, указать на него.

А почему вы используете кривые толкования, если сказано прямо: "только телесные останки остануться".
Что тут еще добавить? перерождения окончились, зависимое возникновение прекратилось.
Ниббана (затухание).
Телесные останки останутся как то, на что можно указать. Во многих суттах есть подобное разделение - есть то, на что можно указать, есть то, на что указать нельзя. Но категоричного утверждения, типа: есть то, на что можно указать и нет ничего больше, я что-то не припомню.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Mindfulness



Зарегистрирован: 09.01.2016
Суждений: 1247

400576СообщениеДобавлено: Вс 01 Апр 18, 20:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Так их полно.  Пять совокупностей угасают полностью - это единый посыл. И в этой самой сутте говориться о том, что все угаснет прямо здесь, только телесные останки остануться.

Что есть, а чего нет можно прочесть в чуласунньята сутте.

На высшем уровне сосредоточения Будда определяет чего нет - нет всех иных сфер. И что есть - шесть сфер, зависящие от жизненных формирователей, которые прекратятся с окончанием жизни. Не говорится о неком запредельном уме или о чем-то в этом роде.

_________________
"жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

400581СообщениеДобавлено: Вс 01 Апр 18, 20:16 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Mindfulness
Цитата:
А почему вы используете кривые толкования, если сказано прямо: "только телесные останки остануться".
Вы вырвали фразу из контекста. Там конкретней написано, что "Всё что чувствуется прямо здесь и угаснет. Одни лишь телесные останки останутся". То есть телесные останки это именно от того что чувствуется. Вот оно что чувствовалось - от этого только телесные останки останутся, которые можно со стороны будет наблюдать. А не просто "одни лишь телесные останки останутся".

Понимаете, если бы угасало совсем все - не было бы смысла писать "все что чувствуется", если другого, кроме чувствуемого, ничего нет. Так бы и написали: "все прямо здесь и угаснет". Но так не написано. Уточнено что угаснет именно то что чувствуется.


Ответы на этот пост: Mindfulness, Mindfulness
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Mindfulness



Зарегистрирован: 09.01.2016
Суждений: 1247

400591СообщениеДобавлено: Вс 01 Апр 18, 20:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:
Mindfulness
Цитата:
А почему вы используете кривые толкования, если сказано прямо: "только телесные останки остануться".
Вы вырвали фразу из контекста. Там конкретней написано, что "Всё что чувствуется прямо здесь и угаснет. Одни лишь телесные останки останутся". То есть телесные останки это именно от того что чувствуется. Вот оно что чувствовалось - от этого только телесные останки останутся, которые можно со стороны будет наблюдать. А не просто "одни лишь телесные останки останутся".

Понимаете, если бы угасало совсем все - не было бы смысла писать "все что чувствуется", если другого, кроме чувствуемого, ничего нет. Так бы и написали: "все прямо здесь и угаснет". Но так не написано. Уточнено что угаснет именно то что чувствуется.

Вы себя слышите?

Если бы что-то оставалось, как это Вы хотите безосновательно измыслить, Будда бы не сказал "только телесные останки остануться". Это очень точная фраза!
Ваша трактовка ничем не подкреплена кроме фантазий, что будто бы тело относится к чувствуемому и из этого чувствуемого будто бы остается тело, а то что не-чувствуемое где-то там остается. И что Будда ограничивает рассмотрение и как-то особо отделяет чувстуемое от нечувстуемого.

А это не чувствуемое - это читта-ака-бессмертный-элемент? так она ведь чувсуемая? в сатипаттхане она прекрасно наблюдается, даже со стороны внешне, даже читта араханта.  Или вы уже признаете, что читта угасает в безостаточной ниббане?


На самом деле здесь говориться о другом.
Чувствуемое тут: чувство которое прекращается с телом и чувство, которое прекращается с жизнью. Т.е. телесное и умственное чувство.

Все, что чувствуется, согласно сутте о пылании и сутте МН140 - это любые поступающие переживания посредством контакта, переживаемые как приятное, не приятное, нейтральное.

Т.е. речь идет об угасании шести сфер и всего что чувстуется. И остаются только телесные останки. Ни о каком особом нечувствуемом существе здесь неговориться.
По смыслу сутта ничем не отлечается от ряда других: постулируется угасание чувства/шести сфер/ пяти кхандх. Постулируется остаток - тело, которое остыло как черепки ( в котором более нет чувства(сознания, контакта, восприятия, воления etc...)).

Важная добавка в том, что Кроме этих черепков ничего не остается другого. Существо, арахант, или Я тут не рассматривается  по классическим причинам. Речь идет только о дхаммах, о том что осталось и том, чего нет.

_________________
"жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"


Последний раз редактировалось: Mindfulness (Вс 01 Апр 18, 20:42), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 2 из 6

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.034 (0.519) u0.016 s0.001, 18 0.018 [263/0]