Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Гегель про виджняну и атман

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10740
Откуда: Москва

646500СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 16:09 (4 дня назад)    Re: Гегель про виджняну и атман Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Кира пишет:


Единство апперцепции = виджняна.

Почему это? Скорее уж, клиштаманас.

сумматор сам по себе не может загрязнять. Клишта-манас - это ж ум загрязнённый ложными идеями.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10740
Откуда: Москва

646501СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 16:15 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

ТМ
Цитата:
Карл Поппер в книге «Открытое общество и его враги»[80] приводит следующую цитату из гегелевского труда «Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы»:

 Звук есть...


ну, обвинять Гегеля в том, что он, показывая саморазвитие Абсолютной Идеи в природе, мог в чём-то ошибаться и заблуждаться - это так же, как обвинять буддистов в том, что они не совсем верно представляли себе атомы и их связь с 4-мя великими элементами.

Главное - это правильность общей идеи, а тонкости и частности на стыке философии и науки вполне могут содержать ошибки. Научные взгляды же меняются с ходом прогресса.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10740
Откуда: Москва

646502СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 16:20 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев
Цитата:
То есть являет собой (являет-ся) этим единством.

как я понимаю, вот если в сознании есть зелёное, кругое, солёное - то надо просто отыскать, что у них всех общее. Сознание и есть "сумматор" этого общего. Апперцепции единство - единство того общего, что даётся в опыте.

А общее у зелёного и солёного только то, что они "есть".


Вот и вещи-сами-по-себе (наши атманчики) - такие же (по мысли Гегеля).

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
JohnDoe



Зарегистрирован: 17.08.2023
Суждений: 5

646504СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 16:36 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Если "все есть опыт" нельзя говорить "в сознании", это бессмысленно. Иначе вам надо определить что такое "не в сознании", а значит не все будет опыт.

Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10740
Откуда: Москва

646505СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 16:50 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

JohnDoe пишет:
Если "все есть опыт" нельзя говорить "в сознании", это бессмысленно. Иначе вам надо определить что такое "не в сознании", а значит не все будет опыт.

да, так есть. Всё есть опыт. В опыте есть цвета, вкусы, мысли, мысли о том, что содержимое опыта имеет нечто общее (несмотря на различия), и это общее есть "бытие", и в нашем опыте постоянно, как бы в фоновом режиме присутствует "сумматор" этого "бытия", в прострочии именуемый "единство апперцепции" = виджняна = "я".

А ещё в опыте есть мысли о том, что наверно есть что-то вне опыта. И это что-то = атман.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: JohnDoe, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
JohnDoe



Зарегистрирован: 17.08.2023
Суждений: 5

646506СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 17:11 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
да, так есть. Всё есть опыт.
Это называется солипсизм.

Кира пишет:
В опыте есть цвета, вкусы, мысли
В чем смысл слова "опыт" здесь?

Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10740
Откуда: Москва

646508СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 17:39 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

JohnDoe пишет:
Кира пишет:
да, так есть. Всё есть опыт.
Это называется солипсизм.

Кира пишет:
В опыте есть цвета, вкусы, мысли
В чем смысл слова "опыт" здесь?

"Всё" включает в себя видимое, слышимое, обоняемое, осязаемое, вкушаемое, "мыслимое".

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: JohnDoe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 809
Откуда: New Moscow, Old Russia

646510СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 17:56 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
И я кстати не могу представить себе безобъектную виджняну.

Ну вы же можете себе представить операцию , например, сложения. Вот 2+3=5;

Можете представить саму операцию, без конкретных чисел ?
Для операции нужны числа, но мы можем абстрагироваться от чисел.

Так и виджняна - это просто совместное пребывание , например, зелёного, круглого и солёного. И дальше абстрагируемся от этой конкретики.

Ну если убрать конкретику, то останется нечто "неизменное и вечное", не так ли? Ведь изменяться может только конкретика.
Потом как это притянуть к феноменологии буддизма, которая достаточно подробно описана в абхидхармах с перечнем обязательных четасик, которые подразумевают наличие объекта у сознания.
Разве что вообразить в качестве объекта само безобьектное сознание. Ну, по мне так,  это уже не феноменология, а метафизика.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10740
Откуда: Москва

646512СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 18:15 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Ну если убрать конкретику, то останется нечто "неизменное и вечное", не так ли? Ведь изменяться может только конкретика.

"единство апперцепции" как идея - да, это вечное, неизменное. Но потому, что таковы все идеи.


Цитата:
Потом как это притянуть к феноменологии буддизма, которая достаточно подробно описана в абхидхармах с перечнем обязательных четасик, которые подразумевают наличие объекта у сознания.

в любом моменте есть виджняна и ещё ХХХ. В переводе с буддийского - есть единство аппецепции того самого ХХХ.

Кантовское единство апперцепции = "я" как раз очень точно соответствует виджняне.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Твик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10740
Откуда: Москва

646513СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 18:18 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Разве что вообразить в качестве объекта само безобьектное сознание. Ну, по мне так,  это уже не феноменология, а метафизика.

это само-рефлексия же. Лампа освещает саму себя. Сознание имеет объектом самого себя.

Сознание (манас)
имеет объектом, осознает (виджняна)
самого себя (читта).

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
JohnDoe



Зарегистрирован: 17.08.2023
Суждений: 5

646516СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 18:43 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
JohnDoe пишет:
Кира пишет:
да, так есть. Всё есть опыт.
Это называется солипсизм.

Кира пишет:
В опыте есть цвета, вкусы, мысли
В чем смысл слова "опыт" здесь?

"Всё" включает в себя видимое, слышимое, обоняемое, осязаемое, вкушаемое, "мыслимое".
Да, но, а смысл-то слова "опыт" здесь в чем? Вы перечисляете объем понятия. То есть, это у вас просто набор букв без смысла для названия некоего множества и если вы назовете его "сепулькарий" вместо "опыт" будет без разницы, ведь никакой отдельный смысл в это не вложен. Ну и, опять же, солипсизм.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10740
Откуда: Москва

646517СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 19:12 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Да, но, а смысл-то слова "опыт" здесь в чем?

так привыкли говорить. Не говорят же "за пределами "всё"", а говорят "за пределами опыта".

А если сказать "ноумен - это понятие о том что за пределами сепулькария", то так вас точно никто не поймёт.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: JohnDoe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
JohnDoe



Зарегистрирован: 17.08.2023
Суждений: 5

646518СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 19:20 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Да, но, а смысл-то слова "опыт" здесь в чем?

так привыкли говорить. Не говорят же "за пределами "всё"", а говорят "за пределами опыта".

А если сказать "ноумен - это понятие о том что за пределами сепулькария", то так вас точно никто не поймёт.
Я вас и не понимаю. Так не просто привыкли говорить. У слова "опыт" есть определение. Например, это знания полученные в результате взаимодействия с окружающим миром. Или, например, это отражение в сознании окружающего мира в процессе взаимодействия. Что угодно. У вас же это слово просто лишено смысла.

В суттах Палийского Канона, например, кстати такого слова вообще нет (палийского аналога).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Diver



Зарегистрирован: 04.05.2023
Суждений: 166

646520СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 21:24 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Всё смешалось в уме Облонских - гегели, канты и виджняны с нирванами..
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13366

646521СообщениеДобавлено: Вс 17 Ноя 24, 22:36 (4 дня назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
ТМ
Цитата:
Карл Поппер в книге «Открытое общество и его враги»[80] приводит следующую цитату из гегелевского труда «Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы»:

 Звук есть...


ну, обвинять Гегеля в том, что он, показывая саморазвитие Абсолютной Идеи в природе, мог в чём-то ошибаться и заблуждаться - это так же, как обвинять буддистов в том, что они не совсем верно представляли себе атомы и их связь с 4-мя великими элементами.

Главное - это правильность общей идеи, а тонкости и частности на стыке философии и науки вполне могут содержать ошибки. Научные взгляды же меняются с ходом прогресса.

Махабхуты опытны же. А «саморазвитие абсолютной идеи в природе» - туфта.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 2 из 4

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.291) u0.017 s0.000, 17 0.016 [269/0]