Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Наивысшая Этика Будды

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30630

630783СообщениеДобавлено: Сб 08 Июл 23, 20:04 (1 год тому назад)    Наивысшая Этика Будды Ответ с цитатой

Базис буддийской этики - быть свободным от мысленных предустановок, шаблонности мышления. Как гласит сутта, Будда не придерживается никаких воззрений, ни воззрений ведантистов-этерналистов, ни воззрений их противников спорщиков-нигилистов. Не цепляясь и не склоняясь ни к какой из предустановок мышления, он свободен от предубеждений, и поэтому не спорит с людьми, хотя люди могут спорить с ним.
Будда проповедует Дхарму всем людям, независимо от того, каких воззрений они сознательно и бессознательно придерживаются. Потому что Этика, духовная дисциплина, которой учит Будда, вне любых предубеждений и поэтому может быть преподана в любой форме, понятной данному человеку.
Есть сутта, где Будда молчит в ответ на все вопросы обратившегося к нему любителя философских споров. Как поясняется учителями, это молчание - тоже ответ, то есть одна из форм преподавания Этики Будды.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Nikto
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4126

630963СообщениеДобавлено: Вт 11 Июл 23, 00:52 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Маленький шаг вперед и там уже не будет буддизма. Ведь этика же понятна.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Элтон
заблокирован


Зарегистрирован: 20.06.2023
Суждений: 392

631010СообщениеДобавлено: Ср 12 Июл 23, 01:45 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Веданта в суттах ПК вообще не упоминается. В них критикуют другое направление брахманизма и пару-тройку направлений шраманизма. Также и этика в суттах не особо-то и уникальна:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Цитата:
В ряде индуистских текстов утверждается, что дхарма сводится к пяти обобщённым принципам:
ахимса — ненасилие,
сатья — правдивость,
астея — неворовство,
шауча — чистота,
индрия-ниграха — обуздание чувств [52].
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30630

631048СообщениеДобавлено: Ср 12 Июл 23, 16:14 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Этика Будды состоит не в том, чтобы знать, как надо бы сделать, а в том, чтобы делать так, как надо. Поэтому молчание - тоже правильное действие.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13416

631069СообщениеДобавлено: Ср 12 Июл 23, 21:15 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Сутры\сутты - это ситуативное общение, а не обобщенный философский дискурс. Вы ведь тоже на некоторые вопросы не отвечаете в быту.
_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Vadim B



Зарегистрирован: 28.11.2023
Суждений: 16

641266СообщениеДобавлено: Чт 21 Мар 24, 16:39 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Даже мучимые жестокими страданиями добрые неспособны стать на путь низких, находя опору в своей высокой нравственной стойкости и в своем прекрасном
знании праведного закона, которому они неустанно следовали; помня об этом, надо прилагать все усилия для укрепления в нравственной стойкости и праведном законе.
~Джатака об Умнадаянти. Арья Шура. "Гирлянда Джатак".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nikto



Зарегистрирован: 10.11.2024
Суждений: 16

646256СообщениеДобавлено: Вс 10 Ноя 24, 22:29 (23 дня назад)    Re: Наивысшая Этика Будды Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Базис буддийской этики - быть свободным от мысленных предустановок, шаблонности мышления. Как гласит сутта, Будда не придерживается никаких воззрений, ни воззрений ведантистов-этерналистов, ни воззрений их противников спорщиков-нигилистов. Не цепляясь и не склоняясь ни к какой из предустановок мышления, он свободен от предубеждений, и поэтому не спорит с людьми, хотя люди могут спорить с ним.
Будда проповедует Дхарму всем людям, независимо от того, каких воззрений они сознательно и бессознательно придерживаются. Потому что Этика, духовная дисциплина, которой учит Будда, вне любых предубеждений и поэтому может быть преподана в любой форме, понятной данному человеку.
Есть сутта, где Будда молчит в ответ на все вопросы обратившегося к нему любителя философских споров. Как поясняется учителями, это молчание - тоже ответ, то есть одна из форм преподавания Этики Будды.

Не придерживаться воззрений- это не этика.  К тому же не придерживаться никаких воззрений для живого и мыслящего человека-  это тоже воззрение.  Только для достигающего ниббаны это может быть не воззрением, а результатом и одним из свойств освобождения.
Этика буддизма, индуизма и джайнизма- это ахимса.  Она ни высшая, ни низшая, она правильная, как правильный путь.
Этика буддизма-  дхарма. Ахимса ее составная часть.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30630

646318СообщениеДобавлено: Ср 13 Ноя 24, 10:09 (20 дней назад)     Ответ с цитатой

Этика как термин.
В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Буддийская этика подразумевает ахимсу, метту и бодхичитту. Последенее - устремление к Истине - как раз означает, с моей точки зрения, ту самую "индифферентность к воззрениям".

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Nikto
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nikto



Зарегистрирован: 10.11.2024
Суждений: 16

646721СообщениеДобавлено: Сб 23 Ноя 24, 19:26 (10 дней назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
с моей точки зрения
Т.е. без "Вашей точки зрения" нет никакой высшей этики буддизма? Или она видна только с некоторых точек зрения, подобных Вашей?

Ответы на этот пост: LS_rus78, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2454
Откуда: Мартышкино

646725СообщениеДобавлено: Сб 23 Ноя 24, 21:59 (10 дней назад)     Ответ с цитатой

Nikto пишет:
Горсть листьев пишет:
с моей точки зрения
Т.е. без "Вашей точки зрения" нет никакой высшей этики буддизма? Или она видна только с некоторых точек зрения, подобных Вашей?

Без наблюдателя говорить о наличии или отсутствии чего бы то ни было бессмыссленно


Ответы на этот пост: Nikto
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30630

646747СообщениеДобавлено: Пн 25 Ноя 24, 12:22 (8 дней назад)     Ответ с цитатой

Nikto пишет:
Горсть листьев пишет:
с моей точки зрения
Т.е. без "Вашей точки зрения" нет никакой высшей этики буддизма? Или она видна только с некоторых точек зрения, подобных Вашей?
С моей точки зрения она видится таковой.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Nikto
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nikto



Зарегистрирован: 10.11.2024
Суждений: 16

646766СообщениеДобавлено: Пн 25 Ноя 24, 23:30 (8 дней назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
Nikto пишет:
Горсть листьев пишет:
с моей точки зрения
Т.е. без "Вашей точки зрения" нет никакой высшей этики буддизма? Или она видна только с некоторых точек зрения, подобных Вашей?

Без наблюдателя говорить о наличии или отсутствии чего бы то ни было бессмыссленно
А разве буддизм не про освобождение  наблюдателя от себя и смыслов?

Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nikto



Зарегистрирован: 10.11.2024
Суждений: 16

646767СообщениеДобавлено: Пн 25 Ноя 24, 23:44 (8 дней назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Nikto пишет:
Горсть листьев пишет:
с моей точки зрения
Т.е. без "Вашей точки зрения" нет никакой высшей этики буддизма? Или она видна только с некоторых точек зрения, подобных Вашей?
С моей точки зрения она видится таковой.
Дело в том, что ахимса и метта привязаны к воззрениям и не имеют без воззрений никакого смысла и никакого обоснования. Придерживайся ахимсы потому, что так сказано. Т.е. такое воззрение основано на вере в то, что ахимса улучшает карму.  Теистические религии основаны на вере в то, что бог есть. Но если  предположить, что ахимса не имеет других оснований, кроме веры, то верить можно во что угодно и таким образом у ахимсы нет никаких смыслов. Это выдумка.
Например можно обосновать, что убивать и мучить существ- это хорошо, т.к. страдания улучшают их карму и приближают к освобождению и помогают благому рождению.


Ответы на этот пост: Nikto, LS_rus78, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nikto



Зарегистрирован: 10.11.2024
Суждений: 16

646768СообщениеДобавлено: Пн 25 Ноя 24, 23:46 (8 дней назад)     Ответ с цитатой

Nikto пишет:
Горсть листьев пишет:
Nikto пишет:
Горсть листьев пишет:
с моей точки зрения
Т.е. без "Вашей точки зрения" нет никакой высшей этики буддизма? Или она видна только с некоторых точек зрения, подобных Вашей?
С моей точки зрения она видится таковой.
Дело в том, что ахимса и метта привязаны к воззрениям и не имеют без воззрений никакого смысла и никакого обоснования. Придерживайся ахимсы потому, что так сказано. Т.е. такое воззрение основано на вере в то, что ахимса улучшает карму.  Теистические религии основаны на вере в то, что бог есть. Но если  предположить, что ахимса не имеет других оснований, кроме веры, то верить можно во что угодно и таким образом у ахимсы нет никаких смыслов. Это выдумка.
Например можно обосновать, что убивать и мучить существ- это хорошо, т.к. страдания улучшают их карму и приближают к освобождению и помогают благому рождению.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2454
Откуда: Мартышкино

646769СообщениеДобавлено: Вт 26 Ноя 24, 00:06 (8 дней назад)     Ответ с цитатой

Nikto пишет:
LS_rus78 пишет:
Nikto пишет:
Горсть листьев пишет:
с моей точки зрения
Т.е. без "Вашей точки зрения" нет никакой высшей этики буддизма? Или она видна только с некоторых точек зрения, подобных Вашей?

Без наблюдателя говорить о наличии или отсутствии чего бы то ни было бессмыссленно
А разве буддизм не про освобождение  наблюдателя от себя и смыслов?

Это когда Я воспринимается как истинное и утверждённое - тогда освобождение.
В остальных же случаях - речь о функциональной динамике, арахант в пример.
Буддизм многослоен, и то, что для мирянина - это ещё не весь буддизм
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.080) u0.015 s0.000, 18 0.014 [266/0]