See also
Copenhagen interpretation
Electromagnetic theories of consciousness
Holonomic brain theory
Many-minds interpretation
Penrose interpretation
Quantum Aspects of Life (book)
Quantum mind
Quantum cognition
Сходство с буддизмом в том, что наука обходится без привлечения представлений о невидимой "душе" якобы прикреплённой к физическому телу. Большинство других религий учат именно наивным представлениям (душа+тело=человек).
№568543Добавлено: Пн 01 Мар 21, 12:34 (4 года тому назад)
Отвечая на это замечание С.В. Медведева, С. Александров ответил, что в современной физике есть отдельные выступления физиков-теоретиков, но нет соответствующей тенденции. Возможно, из уважения к аудитории гуманитариев-буддологов в качестве конкретного примера он сослася вовсе даже не на модель квантового сознания Пенроуза-Хамероффа, а на М.Б. Менского. Он долежн быть дорог сердцам некоторых буддистов, т.к. в 2011 г. выступал со своими идеями на конференции Наука и буддизм, организованной ИФ РАН
http://savetibet.ru/2010/11/14/buddhism_and_physics_2.html
Что сказал Менский, развивая многомировую интерпретацию квантовой механики Х. Эверетта? То, что в квантовом измерении физик выбирает сразу целую Всеелнную...
Я бы сказал, что в контексте корпускулярно-волнового дуализма это соответствует переходу волна-частица и обратно для отдельно взятой элементарной частицы, так сказать "мерцание" прот-сознания частицы
Но опять же это "всего лишь" отдельное выступление, хотя Хамерофф считает, что их теория- квантовая модель человеческого сознания лучшая, о чем он в прошлом году рассказывал в центре по исследованию сознания при философском факультете МГУ им Ломоносова
hardproblem.ru
№568572Добавлено: Пн 01 Мар 21, 16:25 (4 года тому назад)
Светлый человек, думаю, Франция ему солнца добавила. В России не может быть буддиста физика-теоретика, который бы такую книгу написал и на конференции гуманитариев о таких своих идеях рассказывал.
Заглянул к соседям на БФ, там 5 февраля была открыта тема по этому докладу С.Ю. Александрова, вот парадигмально-буддийская реакция Цхултрим Тращи
Цитата:
Обсуждение искусственных тем навроде «Вышивание крестиком и шуньята» вызывает сразу два заблуждения. Буддисты начинают думать, что их учение помогает вышивать крестиком, а вышивальщицы крестиком начинают думать, что их деятельность имеет какое-то отношение к буддизму.
Нужно, конечно, уточнить, что эта парадигмально-буддийская реакция, характерная для форумско-массовой публики, конечно. В формате конференций философы, разумеется, пытаются изобразить некое подобие некоей деятельности. Но в этой многословной деятельности еще меньше конкретного содержания с конкретно-практическими последствиями, чем в тех отдельных попытках физиков-теоретиков, которые по достоинству оценил С.Ю. Александров.
Смысл философского многословия в теме "буддизм и физика" только в том, чтобы напоминать самим себе и простым смертным, с перепуга заглянувшим в их труды, что эта тема вообще существует. Только в том, чтобы толочь воду в ступе. Философы не потентны к тому, чтобы породить запрос практики на сознание в физике и уж тем более на ... природу будды
Где уже есть запрос практики на сознание в физике - читай мое предыдущее сообщение.
№568836Добавлено: Ср 03 Мар 21, 11:33 (4 года тому назад)
Тот же автор, на которого я сослася выше в связи с практическим запросом на сознание в физике, дал кмк абсолютно точную оценку роли гуманитариев, в частности, философов, в теме "наука и буддизм", отреагировав на конференцию в ИВ РАН "Тибетология и буддология на стыке науки и религии", которая совпала с 200летием ИВ РАН.
https://proza.ru/2020/11/18/1342
Будология по своему определению уже находится на стыке гуманитарной науки и буддизма, поэтому смысл деятельности гуманитареив на этом стыке только в том, чтобы в течение 200 лет "поддерживать огонь в очаге", создавать инфраструктуру (в частности, переводить буддийские тексты) и соответствующую"атмосферу" в ожидании, когда придут те, кто занимается делом.)) В данном случае, т.е. на уровне РАН, делом занимается академик РАН С.В. Медведев с коллегами, изучая тукдам и ведущие к нему практики.
200летняя гуманитарная преамбула на стыке науки и буддизма, будем надеяться, у нас в РФ закончилась, наконец-то началось дело.
А. Уоллес в своем последнем международном медитационном проекте претендует на что-то содержательное в теме «буддизм и физика». В научном совете его центра есть серьезные физики, в частности, лауреат нобелевки по физике С. Чу, и этот автор не понимает, на что повелся Чу в проекте Уоллеса.
Судя по институтской рассылке (sbinstitute.com), А. Уоллес через пару лет закончит давать учение Дуджома Лингпы, одним из результатов которого является реализация радужного тела. С.В. Медведев с коллегами взялся изучать тукдам, может быть, С. Чу с другими физиками из научного совета центра Уоллеса готовится изучать радужное тело? Тогда понятно, на что он мог повестись в проекте Уоллеса.
№570629Добавлено: Ср 17 Мар 21, 17:28 (4 года тому назад)
В отличие от десятилетий философствований о возможности таких параллелей последние годы наконец-то наступила новая эра, когда появились ученые, изучающие конкретные феномены. Будем надеяться, что Уоллес нас тут чем-то удивит, кроме него - Medvedev Tukdam Project. Было бы интересно узнать о каких-то еще анлогичных проектах, изучающих конкретные явления на стыке науки и буддизма.
№570632Добавлено: Ср 17 Мар 21, 17:45 (4 года тому назад)
Англоязычные книги и статьи учёных уже давно есть на тему соответствий науки и буддизма. Просто до рунета сама данная тематика довольно поздно дошла и почти ничего не переведено. Переведена лишь одна книжка и одна статья, насколько мне известно.
Англоязычные книги и статьи учёных уже давно есть на тему соответствий науки и буддизма. Просто до рунета сама данная тематика довольно поздно дошла и почти ничего не переведено. Переведена лишь одна книжка и одна статья, насколько мне известно.
Я ровно об этом и написал, что очень солидно, многословно и в течение уже не одного десятка лет и на английском языке, но ни о чем конкретном. В том числе и о том, как работает мозг. Ничего конкретного, ни одного открытия, которое бы продвинуло нейрофизиологию благодаря буддизму за эти десятилетия сделано не было. Ни одного. И вот теперь наконец-то ... и далее выше по моему тексту о наступлении новой эпохи, новой эры в отношениях науки и буддизма. )
№570644Добавлено: Ср 17 Мар 21, 19:15 (4 года тому назад)
В том же, что касается не фундаментальных (я о них), а прикладных исследований, т.е. экспансии MBSR и ее разновидностей, т.е. использовании медиатции (буддийской по происхождению) в медицине и других сферах жизни развитых стран Запада, то покопавшись в этом форуме можно легчайше найти, что сами пропагаторы этой идеологии (польза медитации для здоровья и прочего успеха в жизни) признают, что медитация помогает, но не лучше других изветсных медицине психо-методов
№570662Добавлено: Ср 17 Мар 21, 20:21 (4 года тому назад)
Почему благодаря, речь просто про сходства некоторых открытий и доминирующих теорий с некоторыми вещами из буддизма. Таких сходств обнаружено больше, чем у каких-либо других религий.
№570673Добавлено: Ср 17 Мар 21, 22:07 (4 года тому назад)
Эти аналогии ничего конкретного не дают, поэтому я и написал, что благодаря им ничего в нейрофизиологии не было сделано, но они обнадеживают. А теперь, точнее говоря уже свыше 10 лет назад, был дан импульс фундаментальной конкретике, когда ЕСДЛ предложил западным ученым изучать тукдам. Мне сейчас лень искать цитату из Уоллеса и его сподвижников, но они как раз говорят, что пора переводить диалог науки с буддизмом на новый уровень. Кмк, именно это сейчас и происходит в изучении конкретных феноменов, а не в продолжении общих разговоров об аналогиях. Кстати, об аналогиях: поход Александрова - не "что", а "как" - мне кажется исключительно перспективным.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы