Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Максим А
Зарегистрирован: 20.02.2005 Суждений: 1052
|
№854Добавлено: Ср 30 Мар 05, 00:35 (20 лет тому назад) Нирвикальпа-самадхи |
|
|
|
Эта ветвь выделена с треда http://dharma.org.ru/board/topic80-0-0-asc.html (КИ)
Насколько я знаю, плод Тхеравады, это архатство при жизни и покой в незагрязнённом нирвикальпа-самадхи после смерти. На счёт первого, как выяснилось, даже сама Тхеравада не утверждает его окончательность (архат подвержен падению). А насчёт второго, чем заканчивается такое самадхи нам уже объясняет Махаяна. Конечно же, Тхеравада это достойный путь и ничего страшного по окончании такого самадхи не случается. Поскольку сосредоточение архатов является очищенным, то по его окончании в совершенстве проявляется их потенциальность - природа Будды, Сугатагарбха, которая возникает в виде того или иного Будды, преподающего Великую Дхарму. Но это уже совсем другая история |
|
Наверх |
|
|
Склихософский pragmatic
Зарегистрирован: 24.02.2005 Суждений: 2413
|
№858Добавлено: Ср 30 Мар 05, 01:35 (20 лет тому назад) |
|
|
|
Покой нам только снится. |
|
Наверх |
|
|
Максим А
Зарегистрирован: 20.02.2005 Суждений: 1052
|
№859Добавлено: Ср 30 Мар 05, 01:38 (20 лет тому назад) |
|
|
|
Это точно, и как любой сон, когда-нибудь заканчивается. |
|
Наверх |
|
|
Склихософский pragmatic
Зарегистрирован: 24.02.2005 Суждений: 2413
|
№860Добавлено: Ср 30 Мар 05, 01:42 (20 лет тому назад) |
|
|
|
Всё это шито белыми нитками, про то, кто куда после смерти, а потом обратно и в виде кого, или не обратно, а куда-то ещё, и т.д. Не стоит на это ориентироваться в этой жизни. |
|
Наверх |
|
|
Склихософский pragmatic
Зарегистрирован: 24.02.2005 Суждений: 2413
|
№861Добавлено: Ср 30 Мар 05, 01:44 (20 лет тому назад) |
|
|
|
Так вот а если смотреть на эту жизнь, то каких-либо очевидных недостатков у Тхеравады по сравнению с Махаяной я не вижу. |
|
Наверх |
|
|
fkruk
Зарегистрирован: 02.03.2005 Суждений: 39
|
№876Добавлено: Ср 30 Мар 05, 09:23 (20 лет тому назад) |
|
|
|
Максим Андреевич пишет: Насколько я знаю, плод Тхеравады, это архатство при жизни и покой в незагрязнённом нирвикальпа-самадхи после смерти.
Интересно, откуда такие сведения? Что такое нирвикальпа-самадхи (в буддийском контексте)? _________________ Саббамангалам! |
|
Наверх |
|
|
Максим А
Зарегистрирован: 20.02.2005 Суждений: 1052
|
№890Добавлено: Ср 30 Мар 05, 18:06 (20 лет тому назад) |
|
|
|
Валпола Рахула объясняет нирвану как момент отсутствия мысли. Промежуток времени в котором отстутсвует мысль (также желания или цепляния) рассматривается как нирвана. На санскрите такое состояние называется нирвикальпа-самадхи. |
|
Наверх |
|
|
fkruk
Зарегистрирован: 02.03.2005 Суждений: 39
|
№892Добавлено: Ср 30 Мар 05, 18:45 (20 лет тому назад) |
|
|
|
А где именно Валпола Рахула говорит такое? _________________ Саббамангалам! |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№893Добавлено: Ср 30 Мар 05, 19:22 (20 лет тому назад) |
|
|
|
После дхьян витарки и вичары, на следующих этапах они подавляются. Это и есть примерно аналог ведантийской нирвикальпа-самадхи. Витарка и вичара = викальпа (фантазия, конструирующее мышление, познающая деятельность ума).
Я так думаю. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Сергей О. Гость
|
|
Наверх |
|
|
fkruk
Зарегистрирован: 02.03.2005 Суждений: 39
|
№895Добавлено: Ср 30 Мар 05, 19:43 (20 лет тому назад) |
|
|
|
Однако, даже когда витарка и вичара прекращаются, присуствует апперцепция (самджня). Последняя прекращается только в ниродха-самапатти. Скорее всего, нирвикальпа-самадхи можно сопоставить либо бессознательное сосредоточение (описано в "Абхидхармакоше"), либо ниродха-самапатти (сосредоточение остановки сознания у Васубандху). _________________ Саббамангалам!
Последний раз редактировалось: fkruk (Ср 30 Мар 05, 19:51), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
Наверх |
|
|
fkruk
Зарегистрирован: 02.03.2005 Суждений: 39
|
№896Добавлено: Ср 30 Мар 05, 19:49 (20 лет тому назад) |
|
|
|
Сергей О. пишет: Можно самим прочитать, что же писал В. Рахула.
Не нашел там ничего похожего на "нирвану как момент отсутствия мысли". Поэтому хочется получить от Максима Андреевича точную ссылку или цитату. _________________ Саббамангалам! |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№900Добавлено: Ср 30 Мар 05, 20:20 (20 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Ки, вот книга В.Рахулы, глава 4 благородных истины.
Моя любимая книга. Одна из самых цитируемых
Цитата: Скорее всего, нирвикальпа-самадхи можно сопоставить либо бессознательное сосредоточение (описано в "Абхидхармакоше"), либо ниродха-сампатти (сосредоточение остановки сознания у Васубандху).
Асампраджнята-самадхи - самадхи без объекта, когда нет умственных модификаций. Второй уровень дхьяны как раз этому соответствует.
Тут загвоздка в том, с позиции какой школы рассматривать процесс самадхи. Точнее - чем считается объект медитации. Если он является неким реально существующим объектом, то это одно. А если, как в йогачаре, объект есть модификация сознания, сотворенная как раз витарками и вичарами (конструирующим мышлением, причем, умозаключение о дыме на горе и распознавание зеленого цвета не считаются разными модусами мышления), то картина получается несколько иная. Какой именно объект (что он такое есть) распознает самджня при подавленных витарке и вичаре? _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
fkruk
Зарегистрирован: 02.03.2005 Суждений: 39
|
№902Добавлено: Ср 30 Мар 05, 20:39 (20 лет тому назад) |
|
|
|
КИ пишет: Асампраджнята-самадхи - самадхи без объекта, когда нет умственных модификаций. Второй уровень дхьяны как раз этому соответствует. Если асампраджнята-самадхи = бессознательное сосредоточение, то Васубандху относит его к четвертой дхьяне, кажется.
КИ пишет: ... Какой именно объект (что он такое есть) распознает самджня при подавленных витарке и вичаре?
Если бы на второй дхьяне и выше подавлялось всякое ментальное конструирование, то отсутствовала бы память об этих состояниях (что характерно для нирвикальпа-самадхи) и было бы невозможно любое описание этих стадий. Палийским источникам это противоречит. Например, в четвертой джхане становится возможным воспоминание предыдущих рождений. Это, так сказать, эмпирика джхан. _________________ Саббамангалам! |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№906Добавлено: Ср 30 Мар 05, 21:20 (20 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: апперцепция (самджня).
Откуда такой зверский перевод??
Цитата: Если асампраджнята-самадхи = бессознательное сосредоточение, то Васубандху относит его к четвертой дхьяне, кажется. Похоже, что к каждой четной. Как и в Йоге. Чередуются 4 раза некий объект и его подавление. Но вторая дхьяна уже безобъектная.
Цитата: Например, в четвертой джхане становится возможным воспоминание предыдущих рождений.
Это скорее не память, а йогическое восприятие. И память не относится к ментальному конструированию. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|