Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Нирвикальпа-самадхи

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Максим А



Зарегистрирован: 20.02.2005
Суждений: 1052

854СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 00:35 (12 лет тому назад)    Нирвикальпа-самадхи Ответ с цитатой

Эта ветвь выделена с треда http://dharma.org.ru/board/topic80-0-0-asc.html  (КИ)

Насколько я знаю, плод Тхеравады, это архатство при жизни и покой в незагрязнённом нирвикальпа-самадхи после смерти. На счёт первого, как выяснилось, даже сама Тхеравада не утверждает его окончательность (архат подвержен падению). А насчёт второго, чем заканчивается такое самадхи нам уже объясняет Махаяна. Конечно же, Тхеравада это достойный путь и ничего страшного по окончании такого самадхи не случается. Поскольку сосредоточение архатов является очищенным, то по его окончании в совершенстве проявляется их потенциальность - природа Будды, Сугатагарбха, которая возникает в виде того или иного Будды, преподающего Великую Дхарму. Но это уже совсем другая история Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Склихософский
pragmatic


Зарегистрирован: 24.02.2005
Суждений: 2413

858СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 01:35 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Покой нам только снится.  Very Happy
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Максим А



Зарегистрирован: 20.02.2005
Суждений: 1052

859СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 01:38 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это точно, и как любой сон, когда-нибудь заканчивается.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Склихософский
pragmatic


Зарегистрирован: 24.02.2005
Суждений: 2413

860СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 01:42 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Всё это шито белыми нитками, про то, кто куда после смерти, а потом обратно и в виде кого, или не обратно, а куда-то ещё, и т.д. Не стоит на это ориентироваться в этой жизни.  Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Склихософский
pragmatic


Зарегистрирован: 24.02.2005
Суждений: 2413

861СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 01:44 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Так вот а если смотреть на эту жизнь, то каких-либо очевидных недостатков у Тхеравады по сравнению с Махаяной я не вижу.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
fkruk



Зарегистрирован: 02.03.2005
Суждений: 39

876СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 09:23 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Максим Андреевич пишет:
Насколько я знаю, плод Тхеравады, это архатство при жизни и покой в незагрязнённом нирвикальпа-самадхи после смерти.

Интересно, откуда такие сведения? Что такое нирвикальпа-самадхи (в буддийском контексте)?

_________________
Саббамангалам!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Максим А



Зарегистрирован: 20.02.2005
Суждений: 1052

890СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 18:06 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Валпола Рахула объясняет нирвану как момент отсутствия мысли. Промежуток времени в котором отстутсвует мысль (также желания или цепляния) рассматривается как нирвана. На санскрите такое состояние называется нирвикальпа-самадхи.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
fkruk



Зарегистрирован: 02.03.2005
Суждений: 39

892СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 18:45 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А где именно Валпола Рахула говорит такое?
_________________
Саббамангалам!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28403

893СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 19:22 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

После дхьян витарки и вичары, на следующих этапах они подавляются. Это и есть примерно аналог ведантийской нирвикальпа-самадхи. Витарка и вичара = викальпа (фантазия, конструирующее мышление, познающая деятельность ума).

Я так думаю.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Сергей О.
Гость





894СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 19:38 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ки, вот книга В.Рахулы, глава 4 благородных истины. См. раздел "Третья благородная истина"
http://www.dhamma.ru/lib/whbuddha.htm#_Toc458183338
Можно самим прочитать, что же писал В. Рахула.
Наверх
fkruk



Зарегистрирован: 02.03.2005
Суждений: 39

895СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 19:43 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Однако, даже когда витарка и вичара прекращаются, присуствует апперцепция (самджня). Последняя прекращается только в ниродха-самапатти. Скорее всего, нирвикальпа-самадхи можно сопоставить либо бессознательное сосредоточение (описано в "Абхидхармакоше"), либо ниродха-самапатти (сосредоточение остановки сознания у Васубандху).
_________________
Саббамангалам!


Последний раз редактировалось: fkruk (Ср 30 Мар 05, 19:51), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
fkruk



Зарегистрирован: 02.03.2005
Суждений: 39

896СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 19:49 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Сергей О. пишет:
Можно самим прочитать, что же писал В. Рахула.

Не нашел там ничего похожего на "нирвану как момент отсутствия мысли". Поэтому хочется получить от Максима Андреевича точную ссылку или цитату.

_________________
Саббамангалам!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28403

900СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 20:20 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Ки, вот книга В.Рахулы, глава 4 благородных истины.

Моя любимая книга. Одна из самых цитируемых Wink

Цитата:
Скорее всего, нирвикальпа-самадхи можно сопоставить либо бессознательное сосредоточение (описано в "Абхидхармакоше"), либо ниродха-сампатти (сосредоточение остановки сознания у Васубандху).

Асампраджнята-самадхи - самадхи без объекта, когда нет умственных модификаций. Второй уровень дхьяны как раз этому соответствует.

Тут загвоздка в том, с позиции какой школы рассматривать процесс самадхи. Точнее - чем считается объект медитации. Если он является неким реально существующим объектом, то это одно. А если, как в йогачаре, объект есть модификация сознания, сотворенная как раз витарками и вичарами (конструирующим мышлением, причем, умозаключение о дыме на горе и распознавание зеленого цвета не считаются разными модусами мышления), то картина получается несколько иная. Какой именно объект (что он такое есть) распознает самджня при подавленных витарке и вичаре?

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
fkruk



Зарегистрирован: 02.03.2005
Суждений: 39

902СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 20:39 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Асампраджнята-самадхи - самадхи без объекта, когда нет умственных модификаций. Второй уровень дхьяны как раз этому соответствует.
Если асампраджнята-самадхи = бессознательное сосредоточение, то Васубандху относит его к четвертой дхьяне, кажется.

КИ пишет:
... Какой именно объект (что он такое есть) распознает самджня при подавленных витарке и вичаре?

Если бы на второй дхьяне и выше подавлялось всякое ментальное конструирование, то отсутствовала бы память об этих состояниях (что характерно для нирвикальпа-самадхи) и было бы невозможно любое описание этих стадий.  Палийским источникам это противоречит. Например, в четвертой джхане становится возможным воспоминание предыдущих рождений. Это, так сказать, эмпирика джхан.

_________________
Саббамангалам!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28403

906СообщениеДобавлено: Ср 30 Мар 05, 21:20 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
апперцепция (самджня).

Откуда такой зверский перевод??

Цитата:
Если асампраджнята-самадхи = бессознательное сосредоточение, то Васубандху относит его к четвертой дхьяне, кажется.
Похоже, что к каждой четной. Как и в Йоге. Чередуются 4 раза некий объект и его подавление. Но вторая дхьяна уже безобъектная.

Цитата:
Например, в четвертой джхане становится возможным воспоминание предыдущих рождений.

Это скорее не память, а йогическое восприятие. И память не относится к ментальному конструированию.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.059 (0.754) u0.051 s0.003, 18 0.006 [242/0]