№829Добавлено: Пн 28 Мар 05, 21:03 (20 лет тому назад)
В качестве затравки
Цитата:
На древнекитайском языке сохранился комментарий на Винаю (Дисциплину), в котором говорится следующее: «Упали (ученик Будды. — Б. К.), по смерти Татхагаты (т. е. Будды. — Б. К.) под деревом произнес (при первом собрании учения Будды) слова (т. е. предписания учителя), которые заключались (всего) в 80 терминах, отчего и произошло название Винаи в 80 гат; ее сохраняли и передавали в целости и чистоте в продолжении 110 лет при первых пяти патриархах: Кашьяпе, Ананде, Мадъянтике, Шанавасе и Упагуп-те. Впоследствии царь Ашока созвал духовных для вторичного собрания Трех Питак (трех разделов буддийских книг. — Б. К.). При этом бикшу (монахи), давая письменный вид сутрам и винаям, стали приводить каждый слова своих учителей и утверждать несогласие с другими, отчего составились две партии, взаимно обвинявшие друг друга; они стали просить царя произнести над ними приговор, и он велел определиться посредством жеребьевки — черных и белых жеребьев, чтобы показать, кто держался старых, а кто новых мнений. В то время объявивших себя в пользу старых мнений, было много, и оттого они прозвались "маха-сангхиками", а принявших новые, было хотя и мало, но зато они все были людьми, занимавшими высшие места, отчего и назывались "стхавирами"».
В тибетском и нескольких китайских переводах сохранилось сочинение Васумитры. В нем содержится краткая характеристика основных идей, которых придерживались буддийские школы, возникшие из первоначальных двух направлений. Большинство (ма-хасангхики) и некоторые школы, относящиеся к нему, склонны были обожествлять Будду или будд и рассматривать их как высшее божество не от мира сего, наделенное беспредельностью, всемогуществом, бессмертием, беспредельным благочестием, беспредельноймудростью. Этими школами развивалось учение о бод-хисаттвах, отрицалась возможность какого-либо истинного учения, а также благочестия вне буддизма. Они проповедовали учение о «зависимой связи», о душе.
Меньшинство (стхавиры) и школы, относящиеся к нему, более терпимо относились к небуддистам и считали, что и им доступна истина вне буддизма, как и спасение. Исключением была школа хаймавата, которая к этой идее относилась отрицательно. Представители меньшинства считали, что самое высшее в мире состояние есть мысль (дух) в трех видах. В отличие от махасангхиков, более консервативного направления, стхавиры придерживались мнения, что архат (святой) есть лицо, подверженное падению. «Душа и ее проявления существуют (подлинно, потому что не подвержено сомнению, что) существуют цели (или предметы, стремления для) души и ее проявлений». У стха-вир, как и у махасангхиков, также развивалось учение о бодхисаттвах. Следует отметить более либеральное и критическое отношение стхавир к канонической литературе, к сутрам. Одна из школ стхавир считала, что путь будд и шраваков — один, другая придерживалась противоположного мнения: путь шраваков отличен от пути будд, т. е. считала, что шраваки — не буддисты.
Школа махасангхиков — бахушрутия приписывала Будде учение о «пустоте» (шуньяте). Видимо, противоположной точкой зрения является мнение школы хетувада (сарвастивада), относящейся к стхавирам: все существует так, как оно существует.
Текст довольно старый. На это, небольшие понятные ошибки, и соответствующую терминологию делайте прощающие поправки. "Душа" здесь - это читта, sems.
Как оказалось, тхеравада потомок более прогрессивного и толерантного направления, чем махаяна. Что заметно даже в современных школах. До сих пор было удивительно - почему именно в махаянских школах часто встречается сильный консерватизм и приверженность к ритуализму. И было удивительно, почему тхеравадины, как казалось склонные к ретроградству, в храмах, рядом с Буддой спокойно ставят статуи Бенладену и Бэкхему (в Таиланде), и так легко вливаются в современную культуру. _________________ Буддизм чистой воды
№841Добавлено: Вт 29 Мар 05, 17:23 (20 лет тому назад)
Цитата:
Именно эти идеи, изложенные выше, имеются в виду, когда говорится, что махаянист есть «тот, кто взвалил на себя бремя заботы о благе других», и именно поэтому махаяна может противопоставляться так называемой хинаяне, т. е. буддизму, например, китайскому, и небуддизму.
№844Добавлено: Вт 29 Мар 05, 18:36 (20 лет тому назад)
А о чём вообще планируется обсуждение? О самих школах или об их воззрениях? Если о воззрениях, и в частности о том, что небуддисты достигают освобождения, спасаются, то это не отрицает и Махаяна. Но спасаются, разумеется, все по-своему. Например для кого-то будет спасением бесформенная дхъяна, а для кого-то кришневские раи. Но если говорить о буддийском "спасении", о состоянии Будды, то другим традициям это действительно недоступно. Да они об этом вам сами скажут Печально, что Тхеравада не видит разницы, хотя она и не ставит целью обретение состояния Будды - ануттара-самьяк-самбодхи. Что до прогрессивности Тхеравады, то врядли она смогла бы переплюнуть по прогрессивности Нагарджуну, утверждая, что нет страдания, нет причины, нет прекращения и нет пути. 8) Убери из Тхеравады 4 благородные, и смысл ей следовать исчезает сам собой, что не так однозначно для Махаяны. Плевать на сансару, плевать на нирвану - познай свой ум и узнай его в проявлениях, тогда сансара исчезнет сама собой, а нирвана станет непреходящей. Вон спросите у Дхармакирти
№849Добавлено: Вт 29 Мар 05, 20:25 (20 лет тому назад)
Цитата:
и именно поэтому махаяна может противопоставляться так называемой хинаяне, т. е. буддизму, например, китайскому, и небуддизму.
То есть, китайские последователи махаяны говорили о китайских же последователях хинаяны. В Китае раньше были представлены все традиции. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы