Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Статьи Б.И.Кузнецова


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> От Будды до наших дней
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28406

817СообщениеДобавлено: Пн 28 Мар 05, 19:59 (12 лет тому назад)    Статьи Б.И.Кузнецова Ответ с цитатой

Две статьи известного русского тибетолога Б.И.Кузнецова (1931-1985)

ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИИ В ТРАКТАТЕ ДХАРМАКИРТИ
«ОБОСНОВАНИЕ ЧУЖОЙ ОДУШЕВЛЕННОСТИ »

О ТЕРМИНАХ «ХИНАЯНА» И «МАХАЯНА»



Кузнецов.doc
 Описание:

Скачать
 Имя файла:  Кузнецов.doc
 Размер файла:  64 KB
 Скачано:  373 раз(а)


_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Yeshe



Зарегистрирован: 02.03.2005
Суждений: 767

827СообщениеДобавлено: Пн 28 Мар 05, 20:51 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Спасибо, почитаем.  Smile
_________________
от имха слышу...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28406

829СообщениеДобавлено: Пн 28 Мар 05, 21:03 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В качестве затравки Wink

Цитата:
На древнекитайском языке сохранился комментарий на Винаю (Дисциплину), в котором говорится следующее: «Упали (ученик Будды. — Б. К.), по смерти Татхагаты (т. е. Будды. — Б. К.) под деревом произнес (при первом собрании учения Будды) слова (т. е. предписания учителя), которые заключались (всего) в 80 терминах, отчего и произошло название Винаи в 80 гат; ее сохраняли и передавали в целости и чистоте в продолжении 110 лет при первых пяти патриархах: Кашьяпе, Ананде, Мадъянтике, Шанавасе и Упагуп-те. Впоследствии царь Ашока созвал духовных для вторичного собрания Трех Питак (трех разделов буддийских книг. — Б. К.). При этом бикшу (монахи), давая письменный вид сутрам и винаям, стали приводить каждый слова своих учителей и утверждать несогласие с другими, отчего составились две партии, взаимно обвинявшие друг друга; они стали просить царя произнести над ними приговор, и он велел определиться посредством жеребьевки — черных и белых жеребьев, чтобы показать, кто держался старых, а кто новых мнений. В то время объявивших себя в пользу старых мнений, было много, и оттого они прозвались "маха-сангхиками", а принявших новые, было хотя и мало, но зато они все были людьми, занимавшими высшие места, отчего и назывались "стхавирами"».

В тибетском и нескольких китайских переводах сохранилось сочинение Васумитры. В нем содержится краткая характеристика основных идей, которых придерживались буддийские школы, возникшие из первоначальных двух направлений. Большинство (ма-хасангхики) и некоторые школы, относящиеся к нему, склонны были обожествлять Будду или будд и рассматривать их как высшее божество не от мира сего, наделенное беспредельностью, всемогуществом, бессмертием, беспредельным благочестием, беспредельноймудростью. Этими школами развивалось учение о бод-хисаттвах, отрицалась возможность какого-либо истинного учения, а также благочестия вне буддизма. Они проповедовали учение о «зависимой связи», о душе.

Меньшинство (стхавиры) и школы, относящиеся к нему, более терпимо относились к небуддистам и считали, что и им доступна истина вне буддизма, как и спасение. Исключением была школа хаймавата, которая к этой идее относилась отрицательно. Представители меньшинства считали, что самое высшее в мире состояние есть мысль (дух) в трех видах. В отличие от махасангхиков, более консервативного направления, стхавиры придерживались мнения, что архат (святой) есть лицо, подверженное падению. «Душа и ее проявления существуют (подлинно, потому что не подвержено сомнению, что) существуют цели (или предметы, стремления для) души и ее проявлений». У стха-вир, как и у махасангхиков, также развивалось учение о бодхисаттвах. Следует отметить более либеральное и критическое отношение стхавир к канонической литературе, к сутрам. Одна из школ стхавир считала, что путь будд и шраваков — один, другая придерживалась противоположного мнения: путь шраваков отличен от пути будд, т. е. считала, что шраваки — не буддисты.

Школа махасангхиков — бахушрутия приписывала Будде учение о «пустоте» (шуньяте). Видимо, противоположной точкой зрения является мнение школы хетувада (сарвастивада), относящейся к стхавирам: все существует так, как оно существует.

Текст довольно старый. На это, небольшие понятные ошибки, и соответствующую терминологию делайте прощающие поправки. "Душа" здесь - это читта, sems.

Как оказалось, тхеравада потомок более прогрессивного и толерантного направления, чем махаяна. Что заметно даже в современных школах. До сих пор было удивительно - почему именно в махаянских школах часто встречается сильный консерватизм и приверженность к ритуализму. И было удивительно, почему тхеравадины, как казалось склонные к ретроградству, в храмах, рядом с Буддой спокойно ставят статуи Бенладену и Бэкхему (в Таиланде), и так легко вливаются в современную культуру.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

841СообщениеДобавлено: Вт 29 Мар 05, 17:23 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Именно эти идеи, изложенные выше, имеются в виду, когда говорится, что махаянист есть «тот, кто взвалил на себя бремя заботы о благе других», и именно поэтому махаяна может противопоставляться так называемой хинаяне, т. е. буддизму, например, китайскому, и небуддизму.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Максим А



Зарегистрирован: 20.02.2005
Суждений: 1052

844СообщениеДобавлено: Вт 29 Мар 05, 18:36 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А о чём вообще планируется обсуждение? О самих школах или об их воззрениях? Если о воззрениях, и в частности о том, что небуддисты достигают освобождения, спасаются, то это не отрицает и Махаяна. Но спасаются, разумеется, все по-своему. Например для кого-то будет спасением бесформенная дхъяна, а для кого-то кришневские раи. Но если говорить о буддийском "спасении", о состоянии Будды, то другим традициям это действительно недоступно. Да они об этом вам сами скажут Smile Печально, что Тхеравада не видит разницы, хотя она и не ставит целью обретение состояния Будды - ануттара-самьяк-самбодхи. Что до прогрессивности Тхеравады, то врядли она смогла бы переплюнуть по прогрессивности Нагарджуну, утверждая, что нет страдания, нет причины, нет прекращения и нет пути. 8) Убери из Тхеравады 4 благородные, и смысл ей следовать исчезает сам собой, что не так однозначно для Махаяны. Плевать на сансару, плевать на нирвану - познай свой ум и узнай его в проявлениях, тогда сансара исчезнет сама собой, а нирвана станет непреходящей. Вон спросите у Дхармакирти Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28406

849СообщениеДобавлено: Вт 29 Мар 05, 20:25 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
и именно поэтому махаяна может противопоставляться так называемой хинаяне, т. е. буддизму, например, китайскому, и небуддизму.

То есть, китайские последователи махаяны говорили о китайских же последователях хинаяны. В Китае раньше были представлены все традиции.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28406

850СообщениеДобавлено: Вт 29 Мар 05, 20:28 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Плевать на сансару, плевать на нирвану - познай свой ум и узнай его в проявлениях, тогда сансара исчезнет сама собой, а нирвана станет непреходящей.

Хочешь поговорить об этом? Тогда лучше в отдельном треде Smile.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Склихософский
pragmatic


Зарегистрирован: 24.02.2005
Суждений: 2413

852СообщениеДобавлено: Вт 29 Мар 05, 20:38 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Хм, Макс, а какую цель ставит Тхеравада?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28406

923СообщениеДобавлено: Чт 31 Мар 05, 00:01 (12 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Отделена ветвь в отдельный тред:

http://dharma.org.ru/board/topic84-0.html

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> От Будды до наших дней Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.080 (0.200) u0.067 s0.006, 20 0.007 [268/0]