Эту "дорожную карту" вполне имеет смысл сравнивать с личным опытом.
Вот скажу за себя. "Всепроникающий восторг" мне знаком только как предел, до которого можно подняться, но на котором не получится удержаться. "Малый восторг" и "моментальный/вспышкообразный восторг" тоже знакомы - с них восторг начинает проявляться. А "восторг, омывающий волнами" - знаком, и довольно легко (после нескольких лет тренировок) продуцируется (и действительно ведет к определенному покою, блаженству, и собранности ума). Поэтому и говорю об [уровнях] самадхи, которых достигаю - что это не собственно джхана, а упачара-самадхи.
Возможно переживание восторга Вам проще дается, потому что до буддизма Вы были христианином, то есть следовали пути бхакты.
"Вселенский восторг в его бесконечных проявлениях течёт через нас, вбирая в свои волны каждую форму и движение, но не связанный и не останавливающийся ни в одной из них, всё время стремящийся к большему и более совершенному проявлению. Эта вселенская любовь освободительна и способна к преобразованию; ибо диссонанс форм и видимостей перестает влиять на сердце, которое почувствовало единую Истину за всеми ими и поняло их совершенное значение. Беспристрастная ровность души утратившего эгоистическое я работника и знающего магическим прикосновением божественной Любви превращается во всеобъемлющий экстаз и блаженство, пребывающее в миллионах тел. Все вещи становятся телами и все движения играми божественного
Возлюбленного в его бесконечной обители наслаждения. Даже боль изменяется, изменяются реакции на болезненное и даже сама сущность его; формы боли исчезают, на их месте возникают формы Ананды.
Такова по сути природа изменения сознания, которое превращает само существование в славное поле Божественной Любви и Ананды. По своему существу оно начинается для ищущего, когда он переходит с обычного уровня на духовный и смотрит на мир, себя и других с новым сердцем светлого видения и чувства. Оно достигает своей высоты, когда духовный уровень становится также супраментальным, здесь также становится возможным не только почувствовать его сущность, но и реализовать его динамически как Силу для преобразования всей внутренней жизни и всего внешнего существования. " (с) _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Я как то просто решил сесть как будда на картинках и просто посидеть - через минут 10 и я пребывал в восторге и телесном наслаждении, приятное ощущение началось в районе живота и со времен охватило все тело, я сидел без устали и в блаженстве. Тогда я еще не знал что это называется джханой.
В полный лотос сели? Гаутама именно так на картинках сидит. Без лотоса ничего может не получиться. Это не необходимое, но сильно способствующие условие.
А как Вы осваивали погружение в джхану? Какие упражнения пробовали, что не получатся?
Я как то просто решил сесть как будда на картинках и просто посидеть - через минут 10 и я пребывал в восторге и телесном наслаждении, приятное ощущение началось в районе живота и со времен охватило все тело, я сидел без устали и в блаженстве. Тогда я еще не знал что это называется джханой.Я думал что я достиг нирваны. Выйдя из этого состояния я был радостным и как никогда уверенным, что я достиг чего то стоящего в этой жизни. ПОтом почитал про джханы , немного успокоился. Решил опять испытать это состояние, через 5-6 неудачных попыток, путем неимоверных усилий я все-таки смог добиться вхождения еще раз. И все. После этого ни разу за 4 года. ПРактиковыл и анапанасати и прочие рекомендации. Самое интересное при первых погружениях я ничего не знал про практики и техники.
Распознаете ли Вы чувственную жажду (кама рага)? Знаете когда она возникла, когда прекратилась? Можете ли распознать и отстраниться? Это первый шаг на прямом пути к джхане. У Вас это получается или уже здесь Вы не можете выполнять практику?
Да жажда присутствует - желание испытать это чувство заново. СОбственно и медитирую для этого, с этой целью. Иных целей не вижу для медитации. А как сесть и медитировать не желая джханы не знаю.Самообман получится-желать и утверждать себе что не желаешь. Так что сдается мне, что основная причина моих провалов это страстное желание войти в джхану.
Препятствия перечислены очень конкретно. Жажда джханы становится препятствием лишь если питает тревогу и неугомонность. Представьте себе, что Вы запомнили очень вкусное блюдо. И теперь пытаетесь повторить этот опыт стараясь есть прокисший суп разными способами. Ничего не выйдет - нужны правильные ингредиенты, правильное их сочетание, правильный способ и правильные условия.
Вход в джханы не сложен, Вам нужно лишь распознать препятствия и способствующие факторы.
Я впервые осознанно вошел в первую джхану и устойчиво пребывал в ней читая махасатипаттхана сутту, внимательно разворачивая все сокращения в тексте. И я узнал отстраненность от пяти препятствий и выраженность пяти способствующих факторов. И вспомнил это состояние, в котором неоднократно бывал ранее спонтанно. Что же, у меня каммическая склонность к джхане. У Вас - тоже.
Исследуйте поглощение ума в самых разных ситуациях, когда Вы теряете контакт с этим миром чувств и переживаете в восприятии миры форм. Здесь многих приводит в раздраженное возбуждение мысль о том, что сны это джхана, что увлеченное чтение книги или просмотр фильма это джхана, что беспамятное погружение в игру или решение задачи - это все джхана. Люди ищут особенную джхану, вместо того, чтобы исследовать вполне естественную и знакомую на предмет отстраненности от препятствий и вовлеченности в способствующие факторы.
Когда у Вас уже есть этот опыт в осознании, рассмотрите отстраненность от чувственной телесной жажды. Телесные чувства успокоены. Нет контакта с усталостью или голодом, болью, дискомфортом, напряженностью или слабостью. Это вызывает комфорт ума. Это вызывает сопровождающий фактор сукха. Это уже мир форм, а не мир телесных чувств. Это не сама-самадхи, но это именно мир форм. Чтобы сделать это правильным сосредоточением, следует развивать его в правильном направлении отстраненности от недоброжелательности, сонливости, тревоги и нерешительности. Отстранение от недоброжелательности сопровождается факторо восторга. Отстранение от сонливости фактором легкости и гибкости внимания. Отстранение от неугомонности фактором устойчивости внимания. Отстранение от сомнений фактором однонаправленности.
Вот так развивается вхождение в первую джхану и устойчивое пребывание в ней. Пока эта бдительность и отстраненность не станет естественной, такой же как дышать или моргать. После этого следует начать поглощение ума только восторгом.тренироваться вхождению во вторую джхану. Не нужно слишком торопиться к восторгу, к счастью и невозмутимости. В первой джхане восторг лишь заметен, он не всепоглощающий. Если теряется направленность внимания первой джханы, вместо погружения во вторую развиваются препятствующие факторы неугомонности и сомнения.
Вход в джханы не сложен, Вам нужно лишь распознать препятствия и способствующие факторы.
Я впервые осознанно вошел в первую джхану и устойчиво пребывал в ней читая махасатипаттхана сутту.....
................
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: "Я знаю, как надо!"
Кто скажет: "Идите, люди, за мной,
Я вас научу, как надо!"
И, рассыпавшись мелким бесом,
И поклявшись вам всем в любви,
Он пройдет по земле железом
И затопит ее в крови.
И наврет он такие враки,
И такой наплетет рассказ,
Что не раз тот рассказ в бараке
Вы помянете в горький час....
Кто чем владеет, тот тому и учит. Вы учите бояться. Я учу развитию самадхи. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Одна из высших степеней абсурда, когда слепой начинает пытаться вести за собой зрячих.
И часто Вам такое встречалось? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Я как то просто решил сесть как будда на картинках и просто посидеть - через минут 10 и я пребывал в восторге и телесном наслаждении, приятное ощущение началось в районе живота и со времен охватило все тело, я сидел без устали и в блаженстве. Тогда я еще не знал что это называется джханой.
В полный лотос сели? Гаутама именно так на картинках сидит. Без лотоса ничего может не получиться. Это не необходимое, но сильно способствующие условие.
Я, например, сел по турецки на подушечку. Все эти разговоры про лотос - ерунда, это просто асана из йоги. Не знаю почему её так усердно пропихивают в способствующие условия, если садящиеся в неё ничем не известны, кроме этого умения.
А как сесть и медитировать не желая джханы не знаю.Самообман получится-желать и утверждать себе что не желаешь.
Этого (желая, утверждать себе, что не желаешь) не требуется. Вообще, не нужно во время медитации пытаться никакие желания (ни желание джханы, ни какие-либо ещё) "изгнать" из ума. Вы просто сидите, отмечаете каждый вдох и каждый выдох. Когда вспыхивает какое-либо желание, Вы просто отмечаете, что оно возникло; не боретесь с ним, но и не позволяете ему отвлечь Вас от отслеживания вдохов и выдохов. Это относится и к желание достичь уже результата практики, испытать это блаженство. Оно проявится почти наверняка, будет даже переживаться, как острое нетерпение. Просто отмечаете это нетерпение, и продолжаете отслеживать вдохи и выдохи.
При этом надо очень внимательно следить за тем, чтобы это нетерпение не стало сказываться на дыхании. Поскольку Вы сидите, ничего не делаете, кроме дыхания, психика начинает воспринимать дыхание, как деятельность, с помощью которой достигается желанное блаженство. И нетерпение начинает дыхание форсировать: начинаются попытки дышать чаще, или глубже, или ещё каким-то путём сделать его более интенсивным. Так действует жажда. Вот насчёт этого её действия нужна сугубая бдительность; именно эти проявления жажды нужно пресекать, едва заметив - и сохранять естественный (обычный, какой был до этого) ритм дыхания.
То есть, если кратко, вся эта практика подразумевает три "дела" с Вашей стороны:
А) отслеживать каждый вдох и каждый выдох, не давая никаким внешним и внутренним отвлекающим факторам отвлечь внимание настолько, чтобы какие-нибудь вдохи и выдохи пропускать. Если всё-таки пропустили - не расстраивайтесь, не угрызайте себя, а просто продолжайте. Прошлые вдохи и выдохи уже не вернёшь, а новые - ещё есть возможность не пропустить.
Б) замечать внутренние и внешние отвлекающие факторы, в особенности же - пять препятствий, и саму жажду джханы. Nota bene! Не нужно пункт (Б) рассматривать как отдельную задачу, для решения которой нужно прилагать специальные, отдельные усилия. Если Вы действительно не упускаете вдохи и выдохи, то у Вас уже есть уровень бдительности, уровень концентрации внимания, достаточный, чтобы возникающие отвлечения делались заметными естественным образом. А чрезмерно погружаться в их рассмотрение тоже не нужно - что заметили, то заметили. Главное, не упускать вдохи и выдохи - и тогда детали отвлекающих факторов, не замеченные сейчас, сами "бросятся в глаза" чуть позже.
Что реально полезно, для рассмотрения отвлекающих факторов - это внимательно читать и запоминать (конечно, не во время самих медитативных сессий) буддийские классификации ментальных и телесных явлений. Совокупности (кхандхи), сферы восприятия (аятаны), звенья зависимого возникновения (ниданы), препятствия (нивараны) - все эти перечни и описания явлений нужно изучить и знать.
В) замечать и пресекать возникающие побуждения "активизировать", "интенсифицировать", сделать более частыми, более глубокими, и т.п., вдохи и выдохи.
Вот, собственно говоря, и всё _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Сб 03 Ноя 18, 14:30), всего редактировалось 3 раз(а) Ответы на этот пост: djamali
Я как то просто решил сесть как будда на картинках и просто посидеть - через минут 10 и я пребывал в восторге и телесном наслаждении, приятное ощущение началось в районе живота и со времен охватило все тело, я сидел без устали и в блаженстве. Тогда я еще не знал что это называется джханой.
В полный лотос сели? Гаутама именно так на картинках сидит. Без лотоса ничего может не получиться. Это не необходимое, но сильно способствующие условие.
Я, например, сел по турецки на подушечку. Все эти разговоры про лотос - ерунда, это просто асана из йоги. Не знаю почему её так усердно пропихивают в способствующие условия, если садящиеся в неё ничем не известны, кроме этого умения.
Согласен, главное сесть так чтобы было удобно и не заснуть. Я например входил в джхану сидя, одну ногу подняв к груди а другую положил на землю.Облакотившись на стог сена.
А как сесть и медитировать не желая джханы не знаю.Самообман получится-желать и утверждать себе что не желаешь.
Этого (желая, утверждать себе, что не желаешь) не требуется. Вообще, не нужно во время медитации пытаться никакие желания (ни желание джханы, ни какие-либо ещё) "изгнать" из ума. Вы просто сидите, отмечаете каждый вдох и каждый выдох. Когда вспыхивает какое-либо желание, Вы просто отмечаете, что оно возникло; не боретесь с ним, но и не позволяете ему отвлечь Вас от отслеживания вдохов и выдохов. Это относится и к желание достичь уже результата практики, испытать это блаженство. Оно проявится почти наверняка, будет даже переживаться, как острое нетерпение. Просто отмечаете это нетерпение, и продолжаете отслеживать вдохи и выдохи.
При этом надо очень внимательно следить за тем, чтобы это нетерпение не стало сказываться на дыхании. Поскольку Вы сидите, ничего не делаете, кроме дыхания, психика начинает воспринимать дыхание, как деятельность, с помощью которой достигается желанное блаженство. И нетерпение начинает дыхание форсировать: начинаются попытки дышать чаще, или глубже, или ещё каким-то путём сделать его более интенсивным. Так действует жажда. Вот насчёт этого её действия нужна сугубая бдительность; именно эти проявления жажды нужно пресекать, едва заметив - и сохранять естественный (обычный, какой был до этого) ритм дыхания.
То есть, если кратко, вся эта практика подразумевает три "дела" с Вашей стороны:
А) отслеживать каждый вдох и каждый выдох, не давая никаким внешним и внутренним отвлекающим факторам отвлечь внимание настолько, чтобы какие-нибудь вдохи и выдохи пропускать. Если всё-таки пропустили - не расстраивайтесь, не угрызайте себя, а просто продолжайте. Прошлые вдохи и выдохи уже не вернёшь, а новые - ещё есть возможность не пропустить.
Б) замечать внутренние и внешние отвлекающие факторы, в особенности же - пять препятствий, в том числе - жажду джханы. Nota bene! Не нужно пункт (Б) рассматривать как отдельную задачу, для решения которой нужно прилагать специальные, отдельные усилия. Если Вы действительно не упускаете вдохи и выдохи, то у Вас уже есть уровень бдительности, уровень концентрации внимания, достаточный, чтобы возникающие отвлечения делались заметными естественным образом. А чрезмерно погружаться в их рассмотрение тоже не нужно - что заметили, то заметили. Главное, не упускать вдохи и выдохи - и тогда детали отвлекающих факторов, не замеченные сейчас, сами "бросятся в глаза" чуть позже.
Что реально полезно, для рассмотрения отвлекающих факторов - это внимательно читать и запоминать (конечно, не во время самих медитативных сессий) буддийские классификации ментальных и телесных явлений. Совокупности (кхандхи), сферы восприятия (аятаны), звенья зависимого возникновения (ниданы), препятствия (нивараны) - все эти перечни и описания явлений нужно изучить и знать.
В) замечать и пресекать возникающие побуждения "активизировать", "интенсифицировать", сделать более частыми, более глубокими, и т.п., вдохи и выдохи.
Я как то просто решил сесть как будда на картинках и просто посидеть - через минут 10 и я пребывал в восторге и телесном наслаждении, приятное ощущение началось в районе живота и со времен охватило все тело, я сидел без устали и в блаженстве. Тогда я еще не знал что это называется джханой.
В полный лотос сели? Гаутама именно так на картинках сидит. Без лотоса ничего может не получиться. Это не необходимое, но сильно способствующие условие.
Я, например, сел по турецки на подушечку. Все эти разговоры про лотос - ерунда, это просто асана из йоги. Не знаю почему её так усердно пропихивают в способствующие условия, если садящиеся в неё ничем не известны, кроме этого умения.
Так Сиддхартха сидел и нам велел. Правда на древнейших его изображениях он сидит в полулотосе.
Ну и парочка цитат для вдохновения из книги в соседней ветке:
Цитата:
Проблема с джанами, однако, в том, что они труднодостижимы даже для монахов, у которых и дел-то других нет, кроме как сидеть в лотосе по десять часов в день. Для абсорбций нужно иметь очень чистую совесть и очень спокойный ум. И если древние индусы при живом Будде кое-как еще справлялись, то потом джаны перестали быть главной буддийской практикой. Вместо них монахи начали делать поклоны и распевать священные мантры.
Цитата:
Ребята, сказал бы я, мальчишки и девчонки – пока молодые, развивайте полный лотос, он очень пригодится вам в жизни.
P.S. Насчет подушек - в лес или на пляж не будешь же их с собой брать. Плюс энергетика совсем другая, когда в асане сидишь или по-турецки на подушке. Будда то подушками не пользовался.
Эту "дорожную карту" вполне имеет смысл сравнивать с личным опытом.
Вот скажу за себя. "Всепроникающий восторг" мне знаком только как предел, до которого можно подняться, но на котором не получится удержаться. "Малый восторг" и "моментальный/вспышкообразный восторг" тоже знакомы - с них восторг начинает проявляться. А "восторг, омывающий волнами" - знаком, и довольно легко (после нескольких лет тренировок) продуцируется (и действительно ведет к определенному покою, блаженству, и собранности ума). Поэтому и говорю об [уровнях] самадхи, которых достигаю - что это не собственно джхана, а упачара-самадхи.
Возможно переживание восторга Вам проще дается, потому что до буддизма Вы были христианином, то есть следовали пути бхакты.
Нет, не поэтому. Кое-какой христианский медитативный опыт мне знаком. Но он и переживается несколько иначе, и достигается другими методами. _________________ Границы мира - это границы языка
Я как то просто решил сесть как будда на картинках и просто посидеть - через минут 10 и я пребывал в восторге и телесном наслаждении, приятное ощущение началось в районе живота и со времен охватило все тело, я сидел без устали и в блаженстве. Тогда я еще не знал что это называется джханой.
В полный лотос сели? Гаутама именно так на картинках сидит. Без лотоса ничего может не получиться. Это не необходимое, но сильно способствующие условие.
Я, например, сел по турецки на подушечку. Все эти разговоры про лотос - ерунда, это просто асана из йоги. Не знаю почему её так усердно пропихивают в способствующие условия, если садящиеся в неё ничем не известны, кроме этого умения.
Я за несколько лет досиделся в сиддхасане до варикоза левой стопы. Последние года два сижу исключительно на стуле, что и всем рекомендую. Иногда мечтаю о кресле, как у геймеров. Мне кажется, что с ним бы практика вышла на другой, более глубокий, уровень. Серьёзные тибетские йоги, кстати, практикуют в ящиках. По сути, это ведь шаг в сторону кресла.
Я за несколько лет досиделся в сиддхасане до варикоза левой стопы. Последние года два сижу исключительно на стуле, что и всем рекомендую. Иногда мечтаю о кресле, как у геймеров. Мне кажется, что с ним бы практика вышла на другой, более глубокий, уровень. Серьёзные тибетские йоги, кстати, практикуют в ящиках. По сути, это ведь шаг в сторону кресла.
Я только время на ваджрасану (йогическую не тибетскую) сильно сократил. Раньше мог час запросто в ней провести, сейчас тоже столько же смогу, но колени потом болят долго.
А так пользуюсь полулотосом, чего и всем рекомендую. Плюс активно занимаюсь бегом и хожу в баню (русская и финская парилка + ледяной бассейн). Вены так же тренировать нужно, чтобы осложнений с ними не возникало.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы