И очень часто концептуально придумывают высочайший порог джханы, соглашаясь называть джханой только самма-самадхи.
4 джханы - это и есть самма самадхи. Азы же...
Нет, конечно же. С чего Вы взяли? Зачем Вы все сваливаете в одну кучу, ведь знаете же сутты довольно обширно и глубоко.
Самма самадхи - это только правильное применение четвертой джханы. Тут нет не только равенства или тождества, тут даже нет какого-то охватывания одного вопроса другим.
Цитата:
Есть развитие сосредоточения, которое ведёт к приятному пребыванию в этой самой жизни. Есть развитие сосредоточения, которое ведёт к обретению знания и видения. Есть развитие сосредоточения, которое ведёт к осознанности и бдительности. Есть развитие сосредоточения, которое ведёт к уничтожению пятен [умственных загрязнений].
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an4_41-samadhibhavana-sutta-sv.htm _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Если жажды славы почти не осталось , то с сигаретами сложнее- я люблю их
И какие Ваши дальнейшие планы на счет всех этих лап?
я даже не думаю об этом, лишь иногда...
Отчего же тогда Вы подумали, чтобы освободиться из лап джханы? Почему такое особенное положение?
Я думал как Будда -"это ли путь к мудрости" и в суттах написано что он погрузился в первую, вторую... и дошел до освобождения, ниббаны. Но все мои попытки пройти по этому пути терпят неудачу.Я не могу идти по этому пути, я не могу как он по желанию погружатьсяв джханны. А он смог сразу, вспомнив случай из детства как он пережил это состояние. В общем я запутался на пути к счастью.
№449673Добавлено: Пт 02 Ноя 18, 17:46 (5 лет тому назад)
А как Вы осваивали погружение в джхану? Какие упражнения пробовали, что не получатся? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
А как Вы осваивали погружение в джхану? Какие упражнения пробовали, что не получатся?
Я как то просто решил сесть как будда на картинках и просто посидеть - через минут 10 и я пребывал в восторге и телесном наслаждении, приятное ощущение началось в районе живота и со времен охватило все тело, я сидел без устали и в блаженстве. Тогда я еще не знал что это называется джханой.Я думал что я достиг нирваны. Выйдя из этого состояния я был радостным и как никогда уверенным, что я достиг чего то стоящего в этой жизни. ПОтом почитал про джханы , немного успокоился. Решил опять испытать это состояние, через 5-6 неудачных попыток, путем неимоверных усилий я все-таки смог добиться вхождения еще раз. И все. После этого ни разу за 4 года. ПРактиковыл и анапанасати и прочие рекомендации. Самое интересное при первых погружениях я ничего не знал про практики и техники.
Решил опять испытать это состояние, через 5-6 неудачных попыток, путем неимоверных усилий я все-таки смог добиться вхождения еще раз. И все. После этого ни разу за 4 года.
Скорее, "несмотря на неимоверные усилия, всё-таки ещё одно вхождение было, а после этого - всё". Тут если не весь успех, то огромная часть успеха - в том, чтобы воздерживаться от "неимоверных усилий". А их, конечно же, хочется применить, чтобы добиться результата поскорее. И это блокирует любое достижение. Когда научитесь замечать эту алчность к результату, которая возникает спонтанно, и спонтанно же приводит к "неимоверным усилиям" - замечать её, и за ней не следовать, оставаться спокойным - тогда и достигнете снова вхождения или, по крайней мере, подойдете к нему вплотную.
Но, конечно, научиться этому весьма непросто. _________________ Границы мира - это границы языка
А как Вы осваивали погружение в джхану? Какие упражнения пробовали, что не получатся?
Я как то просто решил сесть как будда на картинках и просто посидеть - через минут 10 и я пребывал в восторге и телесном наслаждении, приятное ощущение началось в районе живота и со времен охватило все тело, я сидел без устали и в блаженстве. Тогда я еще не знал что это называется джханой.Я думал что я достиг нирваны. Выйдя из этого состояния я был радостным и как никогда уверенным, что я достиг чего то стоящего в этой жизни. ПОтом почитал про джханы , немного успокоился. Решил опять испытать это состояние, через 5-6 неудачных попыток, путем неимоверных усилий я все-таки смог добиться вхождения еще раз. И все. После этого ни разу за 4 года. ПРактиковыл и анапанасати и прочие рекомендации. Самое интересное при первых погружениях я ничего не знал про практики и техники.
Точь в точь и моя история, только вместо блаженства меня обуял страх перед неизвестностью и я вышел из этого состояния. И также не могу повторить вход.
И очень часто концептуально придумывают высочайший порог джханы, соглашаясь называть джханой только самма-самадхи.
4 джханы - это и есть самма самадхи. Азы же...
Нет, конечно же.
Да, конечно же.
"Что такое правильное сосредоточение?
При этом монах, – совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акусала-дхамма), – входит и остается в первой джхане: восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые рассуждением (витакка) и изучением (вичара).
С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам).
С угасанием восторга (пити), он пребывает в безмятежном наблюдении (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: «В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и распознает».
С отбрасыванием удовольствия и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой джхане: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни удовольствии, ни страдании (адуккхам-асукха): вот что называется правильным сосредоточением. ДН 22
"И что такое, монахи, правильное сосредоточение? Вот, монахи, монах, отстранённый от чувственных удовольствий, отстранённый от неблагих состояний [ума], входит и пребывает в первой джхане, что сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте], с восторгом и удовольствием, которые возникли посредством этой отстранённости. С угасанием направления и удержания [ума на объекте], он входит и пребывает во второй джхане, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, в которой нет направления и удержания, но есть восторг и удовольствие, которые возникли посредством сосредоточения. С угасанием восторга он пребывает невозмутимым, осознанным, бдительным, он ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, пребывает в удовольствии». С успокоением удовольствия и боли, как и с предшествующим угасанием радости и недовольства, он входит и пребывает в четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, и в которой наличествует очищение осознанности посредством невозмутимости. Это называется правильным сосредоточением»". СН 45.8
Цитата:
Самма самадхи - это только правильное применение четвертой джханы. Тут нет не только равенства или тождества, тут даже нет какого-то охватывания одного вопроса другим".
Если мы говорим о самма самадхи, то мы говорим о Восьмеричном Пути Арьев, самма самадхи реализуется только после развития предыдущих 7 этапов:
"В этом отношении, монахи, правильное воззрение идёт первым. И каким образом правильное воззрение идёт первым? У кого есть правильное воззрение, у того возникает правильное устремление. У кого есть правильное устремление, у того возникает правильная речь. У кого есть правильная речь, у того возникает правильное действие. У кого есть правильное действие, у того возникают правильные средства к жизни. У кого есть правильные средства к жизни, у того возникает правильное усилие. У кого есть правильное усилие, у того возникает правильная осознанность. У кого есть правильная осознанность, у того возникает правильное сосредоточение. У кого есть правильное сосредоточение, у того возникает правильное знание. У кого есть правильное знание, у того возникает правильное освобождение".
"И что такое, монахи, благородное правильное сосредоточение с его опорами и вспомогательными средствами, то есть, с правильными воззрениями, правильным устремлением, правильной речью, правильным действием, правильными средствами к жизни, правильным усилием, и правильный осознанностью? Единение ума, наделённое этими семью факторами называется благородным правильным сосредоточением с его опорами и вспомогательными средствами". МН 117
№449708Добавлено: Пт 02 Ноя 18, 20:55 (5 лет тому назад)
Сам по себе, восторг, входом в джхану не является. Он знаком любому, кто занимался медитацией. Это лишь один из необходимых факторов, а помимо факторов есть еще много условий, так что не стоит переоценивать свои способности. Для вхождения в джхану, ум должен быть очищен (не на время сессии, а по жизни) от неблагих состояний и от жажды чувственных удовольствий. Грубо говоря, человек почти святым должен быть. Всякие видения, аудиальные и тактильные глюки - тем более не являются показателями джханы, некоторые из них, даже наоборот, могут свидетельствовать о неправильном сосредоточении. Джхана - это уровень ума брахм, за пределами кама-локи, за пределами сферы влияния Мары. Только очень серьезные аскеты, потерявшие интерес ко всему мирскому, и медитирующие практически круглыми сутками, могут достигать первой джханы, про последующие я даже не говорю.
А как Вы осваивали погружение в джхану? Какие упражнения пробовали, что не получатся?
Я как то просто решил сесть как будда на картинках и просто посидеть - через минут 10 и я пребывал в восторге и телесном наслаждении, приятное ощущение началось в районе живота и со времен охватило все тело, я сидел без устали и в блаженстве. Тогда я еще не знал что это называется джханой.Я думал что я достиг нирваны. Выйдя из этого состояния я был радостным и как никогда уверенным, что я достиг чего то стоящего в этой жизни. ПОтом почитал про джханы , немного успокоился. Решил опять испытать это состояние, через 5-6 неудачных попыток, путем неимоверных усилий я все-таки смог добиться вхождения еще раз. И все. После этого ни разу за 4 года. ПРактиковыл и анапанасати и прочие рекомендации. Самое интересное при первых погружениях я ничего не знал про практики и техники.
Точь в точь и моя история, только вместо блаженства меня обуял страх перед неизвестностью и я вышел из этого состояния. И также не могу повторить вход.
№449718Добавлено: Пт 02 Ноя 18, 21:13 (5 лет тому назад)
Давайте угадаем причину.
На первый раз дхьяну делает накопление из прошлой жизни - старая причина срабатывает при возникновении "проявляющего условия". А далее, новых причин уже нет, так как в этой жизни факторы не развиты. _________________ Буддизм чистой воды
Сам по себе, восторг, входом в джхану не является. Он знаком любому, кто занимался медитацией. Это лишь один из необходимых факторов, а помимо факторов есть еще много условий, так что не стоит переоценивать свои способности. Для вхождения в джхану, ум должен быть очищен (не на время сессии, а по жизни) от неблагих состояний и от жажды чувственных удовольствий. Грубо говоря, человек почти святым должен быть. ... Джхана - это уровень ума брахм, за пределами кама-локи, за пределами сферы влияния Мары. Только очень серьезные аскеты, потерявшие интерес ко всему мирскому, и медитирующие практически круглыми сутками, могут достигать первой джханы, про последующие я даже не говорю.
И верно, и неверно.
Неверно, в том смысле, что первая джхана технически и определяется, как наличие четырёх (или пяти - по другой версии) факторов - витака, вичара, пити, сукха (+ экаггата), без "многих условий".
А в каком смысле верно? В том смысле, что джхана - это устойчивость этих факторов, способность поддерживать их высокую интенсивность длительное время (часами, даже днями). А для того, чтобы быть способным устойчиво и длительно поддерживать эти факторы, действительно нужно вести отшельнический образ, и посвятить медитации львиную долю своей жизни.
(Всё это, что я здесь кратко излагаю, подробно разбирается в IV главе Висуддхимагги).
Поэтому чисто практически получается действительно то, что Вы говорите: ум должен быть очищен "по жизни", "человек почти святым должен быть".
Но (вопреки тому, что Вы пишете), это совсем не означает, что джхана - это нечто сверхъественное, немыслимое, непредставимое, и радикально отличающееся от того, что испытывают люди, не достигающие джхан, но занимающиеся бхаваной. Не нужно окутывать джханы мистическим туманом. Бхавана ведет именно к ним, к джханам - в том числе и не-святых; а не доводит по вполне конкретной причине - из-за недостатка устойчивости факторов. Устойчивость уже действительно обеспечивается отшельническим образом жизни. А прочие различия, о которых Вы пишете - это уже Вы сами домысливаете. _________________ Границы мира - это границы языка
А как Вы осваивали погружение в джхану? Какие упражнения пробовали, что не получатся?
Я как то просто решил сесть как будда на картинках и просто посидеть - через минут 10 и я пребывал в восторге и телесном наслаждении, приятное ощущение началось в районе живота и со времен охватило все тело, я сидел без устали и в блаженстве. Тогда я еще не знал что это называется джханой.Я думал что я достиг нирваны. Выйдя из этого состояния я был радостным и как никогда уверенным, что я достиг чего то стоящего в этой жизни. ПОтом почитал про джханы , немного успокоился. Решил опять испытать это состояние, через 5-6 неудачных попыток, путем неимоверных усилий я все-таки смог добиться вхождения еще раз. И все. После этого ни разу за 4 года. ПРактиковыл и анапанасати и прочие рекомендации. Самое интересное при первых погружениях я ничего не знал про практики и техники.
Точь в точь и моя история, только вместо блаженства меня обуял страх перед неизвестностью и я вышел из этого состояния. И также не могу повторить вход.
Как я рад, что не одинок))
Да, читал сутры Махаяны, решил посидеть. Никаких руководств по медитации не читал и вот накрыло. Сейчас стал более-менее подкованным, а всё - отрезало.
Неверно, в том смысле, что первая джхана технически и определяется, как наличие четырёх (или пяти - по другой версии) факторов - витака, вичара, пити, сукха (+ экаггата), без "многих условий".
1. Пяти, а не одного (пити), про который шла речь.
2. Также преодолением препятствий, которых, к слову не пять (семь, если разделить парные) наиболее упоминаемых, а больше.
Цитата:
Но (вопреки тому, что Вы пишете), это совсем не означает, что джхана - это нечто сверхъественное, немыслимое, непредставимое, и радикально отличающееся от того, что испытывают люди, не достигающие джхан, но занимающиеся бхаваной. Не нужно окутывать джханы мистическим туманом.
"это сверхчеловеческое состояние, исключительность в знании и видении, достойная Благородных" ДН 31
"И докуда не может дойти Мара и его свита? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости. Говорится, что этот монах ослепил Мару, стал невидим Злому, лишив глаз Мары своей возможности." МН 25
"монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости – то в этом случае мысль приходит к монаху: «Теперь я спасён от опасности, и Мара ничего не сможет со мной сделать». И к Злому Маре приходит [та же] мысль: «Монах теперь спасён от опасности, и я ничего не могу с ним сделать»". АН 9.39
"Вот, монахи, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], некий человек входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.
Он лелеет её, желает её, находит в ней удовлетворение. Если он стоек в ней, сфокусирован на ней, часто пребывает в ней, и не теряет её, когда умирает, то он перерождается среди дэвов свиты Брахмы. Срок жизни дэвов свиты Брахмы составляет один цикл [существования мира]". АН 4.123
"Область того, кто находится в джхане, является невообразимостью, которую не стоит пытаться продумать. Того, кто попытается продумать её, ожидает либо сумасшествие, либо неудовлетворённость". АН 4.77
Неверно, в том смысле, что первая джхана технически и определяется, как наличие четырёх (или пяти - по другой версии) факторов - витака, вичара, пити, сукха (+ экаггата), без "многих условий".
1. Пяти, а не одного (пити), про который шла речь.
2. Также преодолением препятствий, которых к слову, не пять, а больше.
Цитата:
Но (вопреки тому, что Вы пишете), это совсем не означает, что джхана - это нечто сверхъественное, немыслимое, непредставимое, и радикально отличающееся от того, что испытывают люди, не достигающие джхан, но занимающиеся бхаваной. Не нужно окутывать джханы мистическим туманом.
"это сверхчеловеческое состояние, исключительность в знании и видении, достойная Благородных" ДН 31
"И докуда не может дойти Мара и его свита? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости. Говорится, что этот монах ослепил Мару, стал невидим Злому, лишив глаз Мары своей возможности." МН 25
"монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости – то в этом случае мысль приходит к монаху: «Теперь я спасён от опасности, и Мара ничего не сможет со мной сделать». И к Злому Маре приходит [та же] мысль: «Монах теперь спасён от опасности, и я ничего не могу с ним сделать»". АН 9.39
"Область того, кто находится в джхане, является невообразимостью, которую не стоит пытаться продумать. Того, кто попытается продумать её, ожидает либо сумасшествие, либо неудовлетворённость". АН 4.77
1. Разумеется, о пяти. Тот восторг, о котором тут идёт речь, возникает в результате отстранения пяти препятствий с помощью определенного направления и удержания внимания, и естественным образом приводит к блаженству (сукха) и к собранности ума. Чем в большей степени отстраняются пять препятствий, тем более устойчиво появляются факторы первой джханы. Отсюда и следует (и следовало бы, даже если бы это не было написано в текстах), что устойчивое и долговременное отстранение препятствий (возможное для монахов и отшельников) делает джхану устойчивой, долговременной, достижимой в любое время, и т.п.
2. Вы прекрасно знаете, что согласно Типитаке (первое, что вспоминается - недавно тут обсуждавшаяся AN6.60), может оказаться так, что Мара всё-таки сделает кое-что с монахом, достигавшем джханы. Так что ясно, какой здесь смысл - если их постоянно практиковать, то Мара действительно не подберется. Но никаких гарантий здесь ещё отнюдь нет.
3. А где в AN4.77 говорится, что это о первой джхане? То, что здесь упоминается также сфера познания Будды, и знание каммы и результата каммы, подталкивает к мысли, что речь идёт о четвертой джхане - а точнее говоря, о том знании и видении, которое в четвертой джхане может обретаться.
P.S. Ваш подход хорошо демонстрирует методологическую слабость любой "суттавады". Есть множество спорных вопросов, в которых каждую из точек зрения можно обосновать теми или иными суттами. Кроме того, во многих суттах не даётся пояснений - как именно понимать то, что в них говорится. Поэтому и нужно опираться на тексты, излагающие Дхамму последовательно и систематически, а не так, как сутты. _________________ Границы мира - это границы языка
Тот восторг, о котором тут идёт речь, возникает в результате отстранения пяти препятствий с помощью определенного направления и удержания внимания, и естественным образом приводит к блаженству (сукха) и к собранности ума.
О таком восторге идет речь в суттах. Но совершенно не очевидно, что о том же восторге, и о тех же причинах его породивших - идет речь у местных достигателей Испытали что-то в теле приятное или в восприятии что-то необычное + необъяснимую вспышку восторга, и сразу же решили, что это была джхана (что просто смешно). Хорошо хоть Пробужденными себя не объявляют, такое тоже часто встречается.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы