Обычная махаянская присказка, про непременное достижение состояния будды, которое выше состояния араханта.
Не только махаянская, неоднозначный взгляд на архатство, классификация архатов на готры, возможность утраты архатства были и у ватсипутриев, самматиев, сарвастивадинов (вайбхашиков), пурвашайлов. Я выше давал ссылку на тему, где приведен материал про шесть семейств архатов по классификации сарвастивадинов и диспут с саутрантиками о возможности утраты архатства. А еще были махасангхики, чья виная считается современными учеными, по слову Скилтона - древнейшей.
Скорее всего, истинное архатство имеет всего один уровень — полную нирвану, полное невоспритие/несуществование. А то, что по ошибке считается низшими и средними уровнями архатства — это анагаминство.
№429435Добавлено: Пн 16 Июл 18, 14:04 (6 лет тому назад)
КИ, есть у Рудого глава, называется: Диспут о возможности утраты архатства
Там сообщается следующее:
В отличие от вайбхашиков, углубленно рассматривавших проблему отпадения от высшего плода религиозной жизни, саутрантики придерживались аксиомы о принципиальной невозможности утраты архатства.
Спор между саутрантиками и вайбхашиками о возможности утраты архатства базировался, прежде всего, на интерпретации канонических сутр и наставлений, а тексты канонической Абхидхармы в таких диспутах фигурировали редко.
В «Энциклопедии Абхидхармы» применительно к данной проблеме обсуждается сюжет о досточтимом Бхаутике, персонаже канонических повествований, утратившем состояние архатства. Васубандху излагает дискуссию об этом сюжете между вайбхашиками и саутрантиками. Приводя историю о Бхаутике, вайбхашики пытались подорвать выдвинутую саутрантиками аксиому о неотпадении от архатства.
№429436Добавлено: Пн 16 Июл 18, 14:19 (6 лет тому назад)
Вот еще что пишет Рудой, приводя воззрения вайбхашиков:
Йогин, достигший архатства, но характеризующийся свойством отпадения от обретенного плода (первый тип архата), действительно рискует утратить статус, ибо ему не присуще сильное волевое побуждение и «семя» архата.
Именно мощный волевой импульс, предельная ревностность, подчеркивает Васубандху, и отличает того подвижника, который способен положить конец своему существованию (архат второго типа). Он принимает волевое решение покончить с собственным существованием и, опираясь на твердую решимость (адхимокша), входит в состояние естественной неколебимости. Свойство неколебимости есть естественно вытекающее следствие сильного и продолжительного волевого побуждения.
Йогин, способный держать под контролем свои мысли (третий тип), хотя и не расстался со свойством утраты архатства, тем не менее, имеет силы сохранить, уберечь высший плод религиозной практики. Он защищает обретенный статус, неусыпно контролируя собственные помыслы, и это позволяет ему успешно практиковать путь необучающегося — пребывать в Нирване.
Подвижник, которому свойственна неизменная устойчивость (четвертый тип), также подвержен угрозе утраты архатства. Но она скорее потенциальная, нежели актуальная, поскольку в индивидуальности йогина отсутствует сильный расшатывающий фактор, приводящий к отпадению от плода. Благодаря такой особенности он оказывается способен сделать свое архатство устойчивым, не прибегая к защитительным мерам. Но ради перехода в семейство неколебимых ему требуются настойчивые усилия, направленные на развитие психических способностей.
Архат, «способный к проникновению» (пятый тип),—это йогин, обладающий непосредственной возможностью вступления в семейство неколебимых. В любой произвольно выбранный момент он способен ее актуализировать и тем самым «проникнуть» в высшую готру.
Но только у «неколебимого» (шестой тип) рождается знание о том, что уничтоженные аффекты никогда впредь не возникнут, которое и есть свойство неотпадения от высшего плода монашества.
№429438Добавлено: Пн 16 Июл 18, 14:38 (6 лет тому назад)
КИ, Рудой прямо пишет, что только у шестого типа архатства - неколебимых, рождается знание о том, что уничтоженные аффекты никогда впредь не возникнут, которое и есть свойство неотпадения. Видимо получается дело в аффетках, которые могут возникнуть у других типов архатов.
№429439Добавлено: Пн 16 Июл 18, 14:42 (6 лет тому назад)
Спор между саутрантиками и вайбхашиками там по другому вопросу - о каком-то вопросе классификации на готры. А всё прочее в АК относится к утрате плода архата, а не архатства. Слабые архаты могут терять прижизеннное радование, и идет разнообразное обсуждение этого вопроса. _________________ Буддизм чистой воды
№429440Добавлено: Пн 16 Июл 18, 14:44 (6 лет тому назад)
А про утрату счастливого пребывания в этой жизни, но не самого архатства, это взгляд саутрантиков, с которыми диспутировали вайбхашики, которые утверждали возможность утраты архатства, тогда как первые отрицали это и утверждали, что можно потерять только разновидности блаженства.
№429442Добавлено: Пн 16 Июл 18, 14:46 (6 лет тому назад)
Васубандху говорит о существовании трех возможностей для тех, у кого присутствует риск отпадения от обретенного статуса. Если высший плод утрачен, то есть йогин оказывается не способным практиковать архатство, можно, во-первых, сызнова достичь полного освобождения без попыток перехода в другую готру. Йогин в этом случае совершает повторное восхождение к высшему статусу при сохранении своего семейства. Во-вторых, можно прибегнуть к практике совершенствования психических способностей и обрести полное освобождение, перейдя в более высокую готру. А в-третьих, не исключено и возвращение в статус обучающегося. Каждая из этих альтернатив, указывает автор «Энциклопедии Абхидхармы», является адекватным способом повторного обретения того, что было утрачено.
Вот, только последнее - "А в-третьих.." - можно (но не обязательно) прочитать, как потерю самого архатства. То есть, сам обсуждаемый предмет, который потерян, и который пытаются вернуть - НЕ архатство. _________________ Буддизм чистой воды
А про утрату счастливого пребывания в этой жизни, но не самого архатства, это взгляд саутрантиков, с которыми диспутировали вайбхашики, которые утверждали возможность утраты архатства, тогда как первые отрицали это и утверждали, что можно потерять только разновидности блаженства.
Нет ничего про такой спор. Спор о другом - о том, как происходит деление на готры. _________________ Буддизм чистой воды
Спор о другом - о том, как происходит деление на готры.
Я выше уже прямо процитировал из Рудого, где он приводит классификацию архатов и про последний тип архатов пишет, что они неколебимы, в силу знания что уничтоженные аффекты никогда впредь не возникнут, которое и есть свойство неотпадения.
Спор о другом - о том, как происходит деление на готры.
Я выше уже прямо процитировал из Рудого, где он приводит классификацию архатов и про последний тип архатов пишет, что они неколебимы, в силу знания что уничтоженные аффекты никогда впредь не возникнут, которое и есть свойство неотпадения.
Неколебимы - не утрачивают прижизненного радования. Не отпадают от прижизненного радования - плода архатства. _________________ Буддизм чистой воды
Васубандху говорит о существовании трех возможностей для тех, у кого присутствует риск отпадения от обретенного статуса. Если высший плод утрачен, то есть йогин оказывается не способным практиковать архатство, можно, во-первых, сызнова достичь полного освобождения без попыток перехода в другую готру. Йогин в этом случае совершает повторное восхождение к высшему статусу при сохранении своего семейства. Во-вторых, можно прибегнуть к практике совершенствования психических способностей и обрести полное освобождение, перейдя в более высокую готру. А в-третьих, не исключено и возвращение в статус обучающегося. Каждая из этих альтернатив, указывает автор «Энциклопедии Абхидхармы», является адекватным способом повторного обретения того, что было утрачено.
Вот, только последнее - "А в-третьих.." - можно (но не обязательно) прочитать, как потерю самого архатства. То есть, сам обсуждаемый предмет, который потерян, и который пытаются вернуть - НЕ архатство.
Давайте по шагам читать:
Если высший плод утрачен, то есть йогин оказывается не способным практиковать архатство, можно, во-первых, сызнова достичь полного освобождения без попыток перехода в другую готру.
Вы это читаете, как про потерю собственно архатства - так?
Йогин в этом случае совершает повторное восхождение к высшему статусу при сохранении своего семейства.
Ой, а как же он сохраняет семейство, если он, якобы, уже больше не архат?
Во-вторых, можно прибегнуть к практике совершенствования психических способностей и обрести полное освобождение, перейдя в более высокую готру.
Стать архатом другой готры? То есть, остается архатом.
А в-третьих, не исключено и возвращение в статус обучающегося.
И только тут, речь идет про статус, который имеется у святых до архатства. То есть, до этого речь вообще никак не шла про нечто подобное. Но, это ведь может означать и собственно практику обучения, а не потерю архатства, как того факта, что не будет новых рождений?
Каждая из этих альтернатив, указывает автор «Энциклопедии Абхидхармы», является адекватным способом повторного обретения того, что было утрачено.
То есть, утрачено было именно радование, а не архатство, как факт освобождения от новых рождений. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы