при медитации мы должны сконцентрировать ум и не давать ему думать =
например на дыхании = Very Happy
что мы имеем = ум не думает = желания не возникают = мы пробуждаемся.
эфект сравним с мутной водой в стакане = если его всё время мешать = то вода будет мутной
если оставить в покое = то муть осядет
Если результат нужен, а не просто поиграться в тишину, то тут фундаментальная ошибка.
Понятно, что это все слова и у всех свои ассоциации, но все же... Речь ведь о практике идет, о методе, тут не просто философия...
Кто будет не давать уму думать?
Кто зафиксировал то, что ум не думает?
Что вы подразумеваете под словом думать? Почему бы воду из стакана просто не вылить? Муть ведь никуда из стакана не делась
Может лучше вообще стакан разбить?
Обсуждать это конечно очень забавно.
Проблема современного человека в том, что он "думает", что это он "думает", "думает", что самостоятельно принимает решения и выбирает. И это при условии полного отсутствия реального выбора, когда даже следующий вздох делается под давлением неминуемо надвигающегося страдания, не говоря обо всем остальном. Весь выбор состоит в том какую кофточку надеть синюю или красную, все устремления человека сводятся к переодеванию и желанию ВЫГЛЯДЕТЬ (смена авто, квартиры, мировоззрения по сути то же самое переодевание). Мы все сидим на игле общественного одобрения и признания. Гордость это наиболее запутанная клеша, наивысшая степень заблуждения. Результатом такого подхода становится то, что человек что-то знает, а в чем то даже убежден
. Любой может легко проанализировать все свои знания и убеждения, и понять, что Наполеон из дурдома даже более адекватен в своих убеждениях, потому как хотя бы сам себя определил
Мало кто задумывается над источником всех своих знаний, откуда собственно информация? Бог дал в откровении? Ученые доказали? (тут надо вникать в суть эксперимента, чем никто не занимается) Очевидно? (бывают и миражи). По факту все это еще в детстве принято на веру (в бога или в науку не важно). Но никто не станет выходить из этого общественного договора "ни о чем". Вся реальность "выдумана" от начала до конца, это просто игра бессодержательных смыслов настоянных на огне сексуального влечения и жажды признания, это фундаментальная основа всей человеческой морали. Лишь единицы из всех живших открывали какие-то фундаментальные качества и свойства окружающего мира, такие как принцип относительности, транзисторный эффект, электромагнитная индукция и т.п. Но это внешнее, а взглянувшие во внутрь в большинстве своем вообще сошли с ума, история жизни многих известных западных психологов - наглядный пример. Плюс многое из того, что сейчас признано в области психологии выдумано под кокаином
.
Это вкратце о той мути, что в наших стаканах...
В таком случае наиболее целесообразно размешивать эту муть так, чтоб все расплескалось
По сути методы тибетского буддизма и тантра в частности (самый быстрый и опасный путь к пробуждению) это атомная бомба, которая уничтожает все содержание личности, все концепции и всю философию, все знания и в конечном счете даже себя саму (тантру). С точки зрения эго (я, личности) пробуждение это смерть... Обладая западным складом мышления с его отношением к жизни и к смерти, к мышлению, эмоциям, чувствам, к значению личности вообще, попытки следовать моде на буддистскую философию могут привести к плачевным результатам. Это не примочка, не очередное переодевание, для того, что западный человек считает собой это пи..ец, по другому не скажешь. Никакого профита здесь искать не стоит. Если в результате практики вы не приходите к полному хаосу, то скорее всего вы занимаетесь ерундой и обращаете внимание на временные побочные эффекты (спокойствие, умиротворенность, блаженство и т.п.) В лучшем случае на выходе получится махровый духовный материализм, в худшем - дурка, хотя принципиальной разницы тут нет...
Нирвана не достижение, не заслуга, не медалька. Нирвана заключается в абсолютном погашении иллюзорных построений воображения. Она не где-то там, она здесь же, это просто "трезвый" взгляд на сансару
Разрыв шаблона образно говоря
Хотя словами о нирване конечно не скажешь, по этому все эти слова относится скорее к нирванистическому взгляду на "то что есть".
Но как правило, те кто считают себя буддистами занимаются саморазводкой и видят сны на яву, как и все остальные, просто сны - "тематические"...
Теперь вернемся к нашим "пирогам" о медитации на дыхание. "Не давать уму думать" это как попытка эха управлять породившим его криком. Ну или сравнимо с действиями Мюнгхаузена вытащить свое тело из болота за косичку
. Это не возможно в принципе, нет точки опоры, нет обратной связи.
Медитация на дыхание дает возможность узреть прозрачность (призрачность) мыслей, их пустотность. Тут стоит добавить, что многие (почти все) принимают за мысль разговор "про себя", хотя эта внутренняя болтовня не мысль, это речь (выраженная мысль). В тибетском языке мысль и воля обозначается одним и тем же словом, мысль это гораздо "глубже" и гораздо быстрее, чем мы себе представляем, заметить ее не просто, об этом наверное ничего и не скажешь... Для начала нужно разобраться со внутренней болтовней и эмоциями, понять, что значение, которое мы им придаем ничем не обусловлено, понять свой внутренний идиотизм. Без умения смеяться над собой и чувства юмора, медитация-пустая трата времени.
Итак мы просто сидим и спокойно обращаем внимание на дыхание, никак не пытаясь его контролировать, не концентрируемся на нем, просто следим. Рано или поздно мы заметим, что отвлеклись, это неизбежно. Мы уже о чем-то думаем, о чем угодно, все зависит от человека (о работе, о любви, о врагах, о проблемах, о радостях). И вот тут важный момент: мы просто понимаем, что это "думка" не даем оценки этой "думке", не гоним ее, не запрещаем уму ее думать, не считаем ее плохим или хорошим знаком, просто "вешаем" ярлык (любое слово, по собственному разумению, у меня была "дума"
, в последствии он будет мощным психологическим рычагом. И опять возвращаемся к наблюдению за дыханием. Это все, все очень просто, но нет в мире ничего сложнее такого типа простоты. Смысл тут в том, чтобы перенести эту практику в свою повседневную деятельность (будет особенно эффективно, если удастся распознать пустотность наших внутренних переживаний в какой-нибудь критической ситуации вызывающей сильные эмоции, достаточного одного раза, что бы жизнь изменилась навсегда).
Это первый и наверное самый сложный этап, но этот этап пригодился бы каждому, т.к. всерьез меняет качество жизни. Медитация в действии (перенос слежки за дыханием в повседневную деятельность) это и есть то, что называют обузданием своего ума. Это первый шажок к пробуждению, дальше существует куча методов, но главное понимать что вам нужно. Три цвета это уже не игрушки, оттуда уже не возвращаются, это дорожка по лезвию бритвы, мир может перевернется сильнее чем от ЛСД, но уже не отпустит
Но в любом случае для такого метода нужно личное посвящение от учителя с обсуждением сугубо индивидуальных нюансов, тогда эффект точно будет, а описывать его бесполезно. Сиддхартха Гаутама говорил, вопрошающим, что не может ничего сказать им об истине, но предлагал им методы, с мощью которых можно удалить бревно из собственных "глаз" и увидеть свет истины самостоятельно...