№504485Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:01 (5 лет тому назад)О 7 и 8 факторах Благородного Восмеричного Пути
Предлагаю вопрос рассмотреть с тхеравадинской точки зрения, потому что там Четвертая БИ включает в себя только Б8П.
Випассана-бхавана (ведущая к прозрению в природу феноменов, которое, в свою очередь, развивает мудрость - панню - и ведет к пробуждению) считается более важной техникой, чем саматха-бхавана (ведущая к успокоению ума - саматхе, а на более глубоком уровне к сосредоточению ума - самадхи).
Випассана-бхавана использует саматха-бхавану в качестве опоры, а может практиковаться и без нее (сукха випассана), причем с тем же результатом - развитием мудрости и пробуждением.
Саматха-бхавана без випассана-бхаваны с буддийской точки зрения к пробуждению не ведет.
7-й фактор Пути - самма сати - насколько я понимаю, связан с випассана-бхаваной (с сатипаттханой, направленной на изменчивые феномены (дхаммы)).
8-й фактор Пути - самма самадхи - насколько я понимаю, связан с саматха-бхаваной (с сатипаттханой, направленной на концепции (панняти)).
В связи с этим, 2 вопроса:
1. Почему в последовательности факторов Пути самма сати идет перед самма самадхи, а не после него?
Мой вариант ответа: это связано с тем, что при пробуждении объектом ума является Ниббана. А раз Ниббана неизменна (хоть она и феномен - дхамма), то это объект саматха-бхаваны, а не випассана-бхаваны. Поэтому последним фактором Пути является правильное самадхи, а именно - сосредоточение на Ниббане.
2. Почему 7 фактор Пути - самма сати - относится не к развитию панни (мудрости), а к развитию самадхи (сосредоточенности)?
Здесь имеется в виду связь 8 факторов пути с развитием трех качеств - мудрость (пання), нравственность (сила), сосредоточенность (самадхи).
Мне это не понятно, потому что если фактор самма сати связан с випассана-бхаваной, то он, по идее, должен вести к прозрению, к мудрости. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№504487Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:31 (5 лет тому назад)
Мудрость это различение факторов, а сати это припоминание, удержание в уме, что очень близко к вниманию (самадхи). _________________ Буддизм чистой воды
Мудрость это различение факторов, а сати это припоминание, удержание в уме, что очень близко к вниманию (самадхи).
Почему же почти везде пишут, что випассана-бхавана ведет к развитию мудрости, и редко упоминают, что она ведет к развитию одного из видов сосредоточенности - мгновенной сосредоточенности (кханика-самадхи)?
Поэтому у меня и сложилась ассоциация випассана-бхаваны прежде всего с мудростью (пання), а не с сосредоточенностью (самадхи). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 19 Сен 19, 20:49), всего редактировалось 1 раз
№504490Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:39 (5 лет тому назад)
Скажу о том же, но иначе: с одной стороны, в буддизме считается, что самадхи индуистских йогов не ведет к окончательному освобождению, а с другой - именно фактором самма самадхи завершается Б8П. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№504491Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:41 (5 лет тому назад)
Вот если бы 7 фактором было самма самадхи, было бы понятно:
индуистские йоги останавливаются на 7 факторе, а буддийские йоги идут дальше - самма сати (8 фактор). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
8БП - это не последовательность этапов. Все могут быть одновременно.
Могут - и одновременно, и в последовательности, но в другой (например, человек развил правильную речь до того, как узнал о правильных воззрениях).
И все же некоторая последовательность (отражающая некую общую закономерность) здесь есть.
И мне понятна логика последовательности всех факторов, кроме 7, который из этой логики выпадает. И понятна логика отнесения всех факторов к 3 качествам (сила, пання, самадхи), кроме 7. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Уже самъяк-дришти дает плодом святость. Как она возможна без прочих элементов?
Б8П, как и ПС, можно представить как спираль с множеством витков.
В случае Б8П каждый виток включает в себя все 8 факторов. То есть к работе над каждым фактором человек возвращается вновь и вновь - множество раз.
И все же у Б8П факторы описаны в определенной последовательности. Не думаю, что случайной. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№504500Добавлено: Чт 19 Сен 19, 21:06 (5 лет тому назад)
Про спираль - это чья-то придумка с Википедии?
У Асанги самъяк-самадхи - это "концентрация на других элементах Пути". Но, это не "с тхеравадинской точки зрения". То есть, не с т.з. современных придумок. _________________ Буддизм чистой воды
Моя. Уж не знаю, лучше это или хуже, с вашей точки зрения, чем чья-то с Википедии _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№504502Добавлено: Чт 19 Сен 19, 21:17 (5 лет тому назад)
Полагаю, 8-й фактор, как надмирское, выделен последним, а сати, предшествует дхьяне. Вообще, логика списка идёт от установки воззрения в направление разворачивания дхармического действия. Есть символ пути - колесо с восемью спицами. Можно представить спицы полыми, а их наполнение - сознание человека. Каждая спица на какой-то процент наполнена, по-разному в разные моменты, в зависимости от кармы. Когда спицы наполняются полностью, круг в колесе замыкается
№504503Добавлено: Чт 19 Сен 19, 21:17 (5 лет тому назад)
Ктото
Випассана-бхавана использует саматха-бхавану в качестве опоры, а может практиковаться и без нее (сукха випассана), причем с тем же результатом - развитием мудрости и пробуждением.
Возможно, все это следствие очередных противоречий тэравады своему собственному коренному тексту (ПК). На сколько мне известно, освобождение мудростью в сутрах не подразумевает отсутствие саматхи вообще, а подразумевает лишь отсутствие достижения 4-х бесформенных сфер.
А представление о том, что можно освободиться без саматхи возможно идет от исторического периода отсутствия в монашеской традиции тэравады практики медитации (вроде как перестали медитировать с какого-то момента, а потом уже ближе к нашему времени практику реконструировали по сутрам).
У Асанги самъяк-самадхи - это "концентрация на других элементах Пути".
Надо еще раз перечитать Асангу - уже более цельно, а то я кусками читала.
Такой подход может быть ответом на вопрос.
Самьяк-самадхи - это некий интегрирующий фактор в системе 8 факторов (наподобие пятой скандхи в системе 5 скандх).
Тогда к самьяк-смрити относятся оба вида медитации - и шаматха-бхавана, и випашьяна-бхавана. Не случайно оба вида медитации - это варианты смритьюпрастханы с разными объектами.
И хотя випашьяна-бхавана из 3 качеств (шила, праджня, самадхи) больше ведет к развитию праджни, но в целом бхавана (випашьяна-бхавана и шаматха-бхавана) больше ведет к развитию самадхи.
Такое толкование правильное? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Випассана-бхавана использует саматха-бхавану в качестве опоры, а может практиковаться и без нее (сукха випассана), причем с тем же результатом - развитием мудрости и пробуждением.
Возможно, все это следствие очередных противоречий тэравады своему собственному коренному тексту (ПК). На сколько мне известно, освобождение мудростью в сутрах не подразумевает отсутствие саматхи вообще, а подразумевает лишь отсутствие достижения 4-х бесформенных сфер.
А представление о том, что можно освободиться без саматхи возможно идет от исторического периода отсутствия в монашеской традиции тэравады практики медитации (вроде как перестали медитировать с какого-то момента, а потом уже ближе к нашему времени практику реконструировали по сутрам).
Возможно. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы