№413846Добавлено: Сб 12 Май 18, 16:07 (7 лет тому назад)Вопрос о страдании («У меня болит голова», это то же самое, что «я страдаю» или нет?)
Страдание - это, как известно, краеугольный камень буддийской философии. Возникает вопрос: «У меня болит нога» это то же самое, что «я страдаю» или нет? «У меня болит голова», это то же самое, что «я страдаю» или нет?
Это я к тому… а впрочем к чему, это чуть попозже … _________________ живите больше
№413866Добавлено: Сб 12 Май 18, 17:04 (7 лет тому назад)
... Это я к тому, что можно ли страдание считать не-Атманом или тем, что «это не моё, я не оячиваю это, это не мой Атман». То есть «это не моё, я не оячиваю это как мою Субъективность». … все оячивают свои чувства как свою субъективность. Все обычные люди оячивают свои мысли и идеи как свою Субъективность… свои хотения и желания – все оячивают как свою Субъективность. Это всё так.
И нам советуют в буддийских суттах не считать свои чувства своей собственностью, не оячивать их и не считать их своей Субъективностью. … это всё касается и всех остальных кхандх. Так вот, вопрос: возможно ли боль и страдание не оячивать и не считать это своей Субъективностью? _________________ живите больше
Frithegar
Есть три вида буддийского понимания страдания:
1. Физическое страдание
2. Страдание изменчивости и непостоянства
3. Всепроникающее страдание
То что вы написали относится к первому виду.
может быть. Но если страдание есть, сложно или невозможно даже считать это "не моим", тем, что "я не оячиваю" и тем ,что "не есть моя субъективность". Или все-таки можно? Я вот не решил пока. ... Можно однозначно считать не моим какое-то нейтральное чувство или мысль. И не оячивать её. Это можно ... но вот приятное чувство тоже не просто считать "не моим", так ведь? И не оячивать его. К примеру, вы хотите съесть пирожок, что есть если вы голодны, во всех отношениях приятное действие. Можно ли этот пирожок считать "не моим" в момент его съедания и тем ,что "я не оячиваю". Это как в том мультфильме про "двое из ларца одинаковых с лица". _________________ живите больше
№413869Добавлено: Сб 12 Май 18, 17:16 (7 лет тому назад)
Frithegar
Например вы хотите есть, и именно пирожок. Но вы можете разложить эту мысль на составляющие, проанализировать откуда она взялась. И решить, что стоит дать питательные вещества вашим клеткам. Или решить, что к вам это чувство голода никакого отношения не имеет. Тело пусть помирает, а вы получите другое. Может какого ни будь червячка. Но и тело червячка к вам не будет иметь отношения. Но будучи в теле червячка, вы не сможете этого понять, потому что у червячков не развит мозг, вернее его вообще нет.
Frithegar
Например вы хотите есть, и именно пирожок. Но вы можете разложить эту мысль на составляющие, проанализировать откуда она взялась. И решить, что стоит дать питательные вещества вашим клеткам. Или решить, что к вам это чувство голода никакого отношения не имеет. Тело пусть помирает, а вы получите другое. Может какого ни будь червячка. Но и тело червячка к вам не будет иметь отношения. Но будучи в теле червячка, вы не сможете этого понять, потому что у червячков не развит мозг, вернее его вообще нет.
хорошо ... в случае именно пирожка, да. Может быть и можно как-то отказаться от данного приятного чувства. Поесть потом. Но можно ли вообще отложить приятное и оячивание его навсегда? И возникающее в связи с этим страдание тоже не считать своим. Не оячивать его как свою субъективность? Согласитесь, что всякое страдание человек прекращает удовлетворением того, в чем он нуждается. И именно это и называется "счастьем" вообще. Счастье не может быть без удовлетворенной нужды. Счастье это и есть, в общем-то удовлетворенная во всех отношениях нужда. _________________ живите больше
№413871Добавлено: Сб 12 Май 18, 17:30 (7 лет тому назад)
вопрос сложный, да. Но ответ на него всё-таки есть. Недавно сравнительно упоминали уже тут, на этом форуме. Про "кайику" и "четасику". Есть упоминания в "вопросах Милинды" и в суттах тоже есть. Там ответ _________________ живите больше
И нам советуют в буддийских суттах не считать свои чувства своей собственностью, не оячивать их и не считать их своей Субъективностью. … это всё касается и всех остальных кхандх. Так вот, вопрос: возможно ли боль и страдание не оячивать и не считать это своей Субъективностью?
№413876Добавлено: Сб 12 Май 18, 17:51 (7 лет тому назад)
Удовлетворение осознанных потребностей вполне может происходить без представления 'ох, какмя страдаю о неудовлетворения моих потребностей". Необходимо лишь отличать потребности от "хотений" - или, как учил Будда, "необходимое от необязательного и/или ненужного" (букв.полезное от вредного и/или бесполезного). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
И нам советуют в буддийских суттах не считать свои чувства своей собственностью, не оячивать их и не считать их своей Субъективностью. … это всё касается и всех остальных кхандх. Так вот, вопрос: возможно ли боль и страдание не оячивать и не считать это своей Субъективностью?
Не можно, а нужно.
Верно и гораздо короче, чем я выразился. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
И нам советуют в буддийских суттах не считать свои чувства своей собственностью, не оячивать их и не считать их своей Субъективностью. … это всё касается и всех остальных кхандх. Так вот, вопрос: возможно ли боль и страдание не оячивать и не считать это своей Субъективностью?
Не можно, а нужно.
Получается? Сомневаюсь. По крайней мере, в "вопросах Милинды" и в СН 36.6 говорится по-другому. Если не брать в расчет свой личный опыт. _________________ живите больше
... когда необученный заурядный человек встречается с болезненным телесным чувством, он печалится, горюет и плачет. Он рыдает, бьёт себя в груди, становится обезумевшим. Он испытывает два чувства – телесное и умственное. Представьте, как если бы человека пронзили бы дротиком, а затем его тут же вслед пронзили бы вторым дротиком, так что этот человек ощутил бы чувство, вызванное [ударом] двух дротиков. Точно также, когда необученный заурядный человек встречается с болезненным телесным чувством, он печалится, горюет и плачет. Он рыдает, бьёт себя в груди, становится обезумевшим. Он испытывает два чувства – телесное и умственное.
... Монахи, когда обученный ученик Благородных встречается с болезненным телесным чувством, он не печалится, не горюет и не плачет. Он не рыдает, не бьёт себя в груди, не становится обезумевшим2. Он ощущает [только] одно чувство – телесное, но не умственное. Представьте, как если бы человека пронзили бы дротиком, но тут же вслед не пронзили бы вторым дротиком, так что этот человек ощутил бы чувство, вызванное [ударом] только одного дротика. Точно также, когда обученный ученик Благородных встречается с болезненным телесным чувством, он не печалится, не горюет и не плачет. Он не рыдает, не бьёт себя в груди, не становится обезумевшим. Он ощущает [только] одно чувство – телесное, но не умственное.
Несмотря на всё знание, даже архату все-таки "телесное" страдание (как тут переведено) испытывать приходится. ... Только в оригинале "телесное" это "кайика". Кайика - это чувство, связанное с кайя или кармическими накоплениями. Как буквально переводится этот термин "кайя" ... Другое дело, что архат зная суть вещей уже не возобновляет страдание. Никак не реагируя сверх той болевой реакции, котороую он испытывает. Не возмущается, не горюет и не плачет. _________________ живите больше
№413894Добавлено: Сб 12 Май 18, 18:13 (7 лет тому назад)
вообще, тема навеяна вот этим всем
вывод такой, на данный момент: пока не окончательно изжита карма, не оячивать что-то как свою Субъективность невозможно. Потому, что всегда будет страдание, которое возвращается для его переживания. И которое не может быть не оячено как "я", как "моё" и как "моя Субъективность". То есть, всецело.
Под изживанием кармы подразумевается "срывание созревшего плода", как это называется в "вопросах Милинды" _________________ живите больше
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы