Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Размышления о душе

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

368643СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 20:25 (6 лет тому назад)    Размышления о душе Ответ с цитатой

На днях размышлял о буддийской доктрине анатмавады и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа. В итоге пришел к выводу абсурдности последней и истинности первой. Рассуждения строились примерно следующим образом: если у каждой личности есть индивидуальная душа, которая составляет ее сущность, то значит она должна обладать какими-то отличительными признаками, по которым ее можно идентифицировать. Другими словами, когда душа попадает в рай, или, скажем, в джайнскую нирвану, то у каждой души должны быть отличительные признаки, и тогда мы можем сказать - вот душа одного человека, а вот другого. Но это противоречит идее о трансцендентности души. Потому как если душа не является нашими эмоциями, характером, темпераментом, мировоззренческими установками, чувствами и т.д., то что тогда ее индивидуализирует?

Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: Hermann, Серж, empiriocritic_1900, Гвоздь, Frithegar, Кузьмич, Svaha, Svaha, СлаваА, Смог
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

368644СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 20:30 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:

Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.
Внеопытная Ниббана после смерти Араханта у Махаси Саядо принципиальным образом не отличается от внеопытного Ниргуна Брахмана после смерти Дживанмукты в адвайта-веданте Шанкарачарьи. http://www.theravada.ru/Teaching/Lectures/mahasi-about-nibbana-sv.htm

Ответы на этот пост: shpiler
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48473

368645СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 20:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Что за идея о трансцендентности души? Это что-то про аватаров из киберпанка?
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: shpiler
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

368650СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 20:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Hermann пишет:
shpiler пишет:

Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.
Внеопытная Ниббана после смерти Араханта у Махаси Саядо принципиальным образом не отличается от внеопытного Ниргуна Брахмана после смерти Дживанмукты в адвайта-веданте Шанкарачарьи. http://www.theravada.ru/Teaching/Lectures/mahasi-about-nibbana-sv.htm

вот и я об этом. почитать описания Брахмана у адвайты и сравнить с нирваной - очень уж похоже.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

368652СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 20:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Что за идея о трансцендентности души? Это что-то про аватаров из киберпанка?

Цитата:
джива описывается как неизменная, вечная и неразрушимая. Она не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело. В «Бхагавад-гите» сказано, что джива не принадлежит к материальному миру, а имеет «духовную» природу.

но раз она изначальная и вечная, то она никак не связана со всеми психическими проявлениями: эмоциями, мыслями, чувствами и т.д. (ибо это все преходяще и подвержено изменению), а значит связи с душой не имеет. но тогда по каким признакам можна индивидуализировать душу непонятно.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48473

368654СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 20:58 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это не про душу, а про атман. Не в каждом воззрении атман тождественен душе (дживе, пудгале). В некоторых - да, в некоторых - нет.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4109

368665СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 21:33 (6 лет тому назад)    Re: Размышления о душе Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Рассуждения строились примерно следующим образом: если у каждой личности есть индивидуальная душа, которая составляет ее сущность, то значит она должна обладать какими-то отличительными признаками, по которым ее можно идентифицировать.
Ну, не обязательно. Яйца же у вас в холодильнике как то лежат, хотя отличительных характеристик у них нет.
И зачем вообще о всякой ерунде размышлять?
По мне то, доктрина "чистой земли" куда более последовательна, чем вселенский эмм... вселенская сингулярная точка, хоть как ее вы там назовите.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

368667СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 21:41 (6 лет тому назад)    Re: Размышления о душе Ответ с цитатой

shpiler пишет:


Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.

Отвергает. См. MN22, DN1. Восприятия, эмоции, установки, волевые импульсы, и т.п. - это дано в опыте (но можно наблюдать безличность всего этого). А "трансцендентная душа" - в каком опыте она дана? Если же не дана - то где основания, чтобы утверждать её существование?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: EvgeniyF
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Гвоздь
Гость





368676СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 22:13 (6 лет тому назад)    Re: Размышления о душе Ответ с цитатой

shpiler пишет:
На днях размышлял о буддийской доктрине анатмавады и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа. В итоге пришел к выводу абсурдности последней и истинности первой. Рассуждения строились примерно следующим образом: если у каждой личности есть индивидуальная душа, которая составляет ее сущность, то значит она должна обладать какими-то отличительными признаками, по которым ее можно идентифицировать. Другими словами, когда душа попадает в рай, или, скажем, в джайнскую нирвану, то у каждой души должны быть отличительные признаки, и тогда мы можем сказать - вот душа одного человека, а вот другого. Но это противоречит идее о трансцендентности души. Потому как если душа не является нашими эмоциями, характером, темпераментом, мировоззренческими установками, чувствами и т.д., то что тогда ее индивидуализирует?

Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.

Душа, то какраз не очень противоречит буддизму, если понимается, что душе не присущие - ненеделимость, ненезависимость.
Читта, хот это и ненеделимое и ненезависимое и ненезависимое, но при этом и как поток вечное и индивидуальное.
И не важно, как это назвать - душа, психика, ум. Это то что есть, присутствует в  индивидуальном опыте каждого.

А такое, что неделимое, независимое, самосущее, такое просто необнаружимо.
И неважно, как это назвать, атман, единая душа, душа, дух, брахман, материя..... - такого чтоб обладало такими характеристиками(неделимое, независимое, самосущее) просто никак не существует, кроме как в виде авидйа\авиджа.
И даже если наделить буддийские термины, даже такие как читта, нирвана, ниббана, наделить такими характеристиками (неделимое, независимое, самосущее), то это будет всё тоже авидйа\авиджа.

Важны ведь не ярлыки, а содержимое понятий.
И от содержимого, от того что вкладывается в эти понятие, будет зависеть соответствует ли это тому что есть и как есть, или не соответствует. От этого будет зависеть, буддизм это или нет.

Проверяет всё на то что считаете что оно существует, на то как оно существует. Проверяйте всё сами на делимость и независимость, обнаруживается ли такое в реальном опыте, или всётаки Буда прав и такое никак не существует, кроме как авидйа\авиджа.
Наверх
Гвоздь
Гость





368678СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 22:16 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Проверяйте то что считаете что оно существует, на то как оно существует.
Такая личная проверка будет самым авторитетным свидетельством.
Наверх
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

368696СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 23:21 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Hermann пишет:
shpiler пишет:

Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.
Внеопытная Ниббана после смерти Араханта у Махаси Саядо принципиальным образом не отличается от внеопытного Ниргуна Брахмана после смерти Дживанмукты в адвайта-веданте Шанкарачарьи. http://www.theravada.ru/Teaching/Lectures/mahasi-about-nibbana-sv.htm

вот и я об этом. почитать описания Брахмана у адвайты и сравнить с нирваной - очень уж похоже.
Применительно к бирманскому буддизму так и есть.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

368700СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 23:29 (6 лет тому назад)    Re: Размышления о душе Ответ с цитатой

shpiler пишет:
На днях размышлял о буддийской доктрине анатмавады и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа. В итоге пришел к выводу абсурдности последней и истинности первой.

Что подразумевать под "индивидуальной душой"? Когда вы ощущаете страдание или удовольствие - то это ощущаете только вы. Так как это ощущается только вами. ... тем не менее нет постоянной и отдельной от других души. В том смысле, кто "душа" меняется, страдает и получает удовольствие при контакте с другими

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

368704СообщениеДобавлено: Вс 31 Дек 17, 23:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

... когда вы принимаете решение совершить какой-то поступок у вас есть свобода выбора, исходящая из свободы воли. Вы можете поступить так или иначе. Или вообще удержаться от поступка. В этом индивидуальность. Но следствия уже не в нашей власти. И ни в чьей власти. Никто не может отменить следствия, созданные свободной волей. Ни люди, ни боги. Никто. В этом зависимость
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4434

368745СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 03:52 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
На днях размышлял о буддийской доктрине анатмавады и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа. В итоге пришел к выводу абсурдности последней и истинности первой. Рассуждения строились примерно следующим образом: если у каждой личности есть индивидуальная душа, которая составляет ее сущность, то значит она должна обладать какими-то отличительными признаками, по которым ее можно идентифицировать.

В буддизме душа, индивидуальная личность и признаки личности  - синонимы, существование матрёшек и зомби отрицается.


Ответы на этот пост: ZeTsU
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ZeTsU
Гость


Откуда: Sala


368757СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 10:48 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Fritz пишет:
В буддизме душа, индивидуальная личность и признаки личности  - синонимы, существование матрёшек и зомби отрицается.
вы о том что гдето чтото написано, или о том что обнаружили лично сами?

Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.026 (0.879) u0.016 s0.000, 18 0.011 [271/0]