Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Размышления о душе

Страницы Пред.  1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12588

368762СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 11:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

ZeTsU пишет:
Fritz пишет:
В буддизме душа, индивидуальная личность и признаки личности  - синонимы, существование матрёшек и зомби отрицается.
вы о том что гдето чтото написано, или о том что обнаружили лично сами?
Душа, индивидуальная личность и признаки личности предполагают наличие чего-то постоянного, неизменного, указав на что можно было бы сказать - вот она. Поскольку каждый "лично сам" может обнаружить, что ничего неизменного у него нет (ни внутри, ни снаружи), то и в правоте того, что души нету может убедиться каждый. Что касается души вселенской (атман, абсолют, бог-творец и т.п.), то тут ситуация обратная - никто никак не может найти никаких убедительных доказательств того, что это единое вселенское начало есть. Так что вполне можно предположить, что его тоже нету (как если в комнате мы не слышим, не осязаем и не замечаем никаких признаков кошки, то с чего бы нам воображать, что она там есть).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

368763СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 11:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Снова та же ошибка. Думать, что раз что-то изменяется - то этого нету. Ошибка. Пока будете так думать - всегда будете в заблуждении

Трилакшана указывает на то, что если есть непостоянство (аничча), страдание (дукха), объективная реальность (анатта) - это всё признаки того что СУЩЕСТВУЕТ. Признаки существования. Это первое, что надо постулировать при дальнейших размышлениях. ... уже потом думать, а как это связано с "я", с душой и проч.

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Рената Скот, КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

368764СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 11:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А что же такое что не существует? С буддийской точки зрения только то что не осознается ("асати" в противоположность "сати" - осознанность)

Только то, что не осознается - только это и не существует. И буддисты практикуют асати или забвение и не-осознание. Только это окончательно освобождает от того, от чего надо освободиться. Если есть осознание чего-то - это существует.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кузьмич



Зарегистрирован: 01.09.2008
Суждений: 170
Откуда: Сосновый Бор

368767СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 12:01 (6 лет тому назад)    Re: Размышления о душе Ответ с цитатой

shpiler пишет:
На днях размышлял о буддийской доктрине анатмавады и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа. В итоге пришел к выводу абсурдности последней и истинности первой. Рассуждения строились примерно следующим образом: если у каждой личности есть индивидуальная душа, которая составляет ее сущность, то значит она должна обладать какими-то отличительными признаками, по которым ее можно идентифицировать. Другими словами, когда душа попадает в рай, или, скажем, в джайнскую нирвану, то у каждой души должны быть отличительные признаки, и тогда мы можем сказать - вот душа одного человека, а вот другого. Но это противоречит идее о трансцендентности души. Потому как если душа не является нашими эмоциями, характером, темпераментом, мировоззренческими установками, чувствами и т.д., то что тогда ее индивидуализирует?

Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.

Вы выдумали себе тезис и с восторгом опровергаете. А буддизм здесь причем? Это несерьезно...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12588

368775СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 12:24 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Снова та же ошибка. Думать, что раз что-то изменяется - то этого нету. Ошибка. Пока будете так думать - всегда будете в заблуждении

Трилакшана указывает на то, что если есть непостоянство (аничча), страдание (дукха), объективная реальность (анатта) - это всё признаки того что СУЩЕСТВУЕТ. Признаки существования. Это первое, что надо постулировать при дальнейших размышлениях. ... уже потом думать, а как это связано с "я", с душой и проч.
Раз что-то изменяется, то это набор кхандх, а не душа (индивидуальность). А уж как связать непрерывно меняющийся набор кхандх с душой вы можете думать всё то время, пока находитесь в заблуждении.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

368776СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 12:30 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Сканхи и душа - это синонимы. ... Будда не знал никакой "души", в западном понимании этого термина.
Если же начать анализировать что такое скандхи - станет вполне понятно, что это и есть отдельные состявляющие души.

Душа в общем - это чувства, мысли и того, что человек хочет. Все это зависит от внешних объектов. И в общем все это образует человеческое сознание.

Ну и вот, рупа - внешние объекты. Ведана - чувствования. Санна - абстрактные идеи. Санхара - в общем "хотения". И всё это вместе виннана - сознание.

... никак не могу отвыкнтуть произносить слово "скандха" на санскрите. На пали - "кхандха"

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Кузьмич
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

368777СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 12:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кто понимает что означает выражение "набор скандх"?
_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





368779СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 12:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цвета в радуге.
Наверх
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

368780СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 12:35 (6 лет тому назад)    Re: Размышления о душе Ответ с цитатой

shpiler пишет:
На днях размышлял о буддийской доктрине анатмавады и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа. В итоге пришел к выводу абсурдности последней и истинности первой. Рассуждения строились примерно следующим образом: если у каждой личности есть индивидуальная душа, которая составляет ее сущность, то значит она должна обладать какими-то отличительными признаками, по которым ее можно идентифицировать. Другими словами, когда душа попадает в рай, или, скажем, в джайнскую нирвану, то у каждой души должны быть отличительные признаки, и тогда мы можем сказать - вот душа одного человека, а вот другого. Но это противоречит идее о трансцендентности души. Потому как если душа не является нашими эмоциями, характером, темпераментом, мировоззренческими установками, чувствами и т.д., то что тогда ее индивидуализирует?

Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.

...и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа

На минуту оставляя в стороне тему души.
Что представляет из себя живое существо, в наличии у которого имеется душа?


Ответы на этот пост: Кузьмич
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

368783СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 12:45 (6 лет тому назад)    Re: Размышления о душе Ответ с цитатой

shpiler пишет:
...

Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.

Идея из адвайты и упанишад этерналистическая (т.е. идея независимой от условий сущности, Брахмана). Этернализм и нигилизм - это крайности по отношению к срединности буддизма.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
100%
Гость


Откуда: Stavropol


368785СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 12:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вот бы кто говорит что нет души перекрыть бы им кислород на время . 100% они перестали нести чушь что нет души и я.  Первому конечно Э...........у Bugaga

Ответы на этот пост: 100%
Наверх
Кузьмич



Зарегистрирован: 01.09.2008
Суждений: 170
Откуда: Сосновый Бор

368786СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 12:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Сканхи и душа - это синонимы. ... Будда не знал никакой "души", в западном понимании этого термина.
Если же начать анализировать что такое скандхи - станет вполне понятно, что это и есть отдельные состявляющие души.

Душа в общем - это чувства, мысли и того, что человек хочет. Все это зависит от внешних объектов. И в общем все это образует человеческое сознание.

Ну и вот, рупа - внешние объекты. Ведана - чувствования. Санна - абстрактные идеи. Санхара - в общем "хотения". И всё это вместе виннана - сознание.

... никак не могу отвыкнтуть произносить слово "скандха" на санскрите. На пали - "кхандха"

А Вы правильно понимаете западное понимание термина "душа" ?
Это же "искра божья", т.е. природа ума. А не фигулина с крылышками...


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48684

368789СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 13:08 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Снова та же ошибка. Думать, что раз что-то изменяется - то этого нету. Ошибка. Пока будете так думать - всегда будете в заблуждении

Трилакшана указывает на то, что если есть непостоянство (аничча), страдание (дукха), объективная реальность (анатта) - это всё признаки того что СУЩЕСТВУЕТ. Признаки существования. Это первое, что надо постулировать при дальнейших размышлениях. ... уже потом думать, а как это связано с "я", с душой и проч.

Это правильное замечание. Непостоянное - существует, хоть и краткое мгновение. Вечная, или даже просто сколько-то длящаяся, субстанция, которая может изменяться - не существует, и является ложным умственным конструктом.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кузьмич



Зарегистрирован: 01.09.2008
Суждений: 170
Откуда: Сосновый Бор

368803СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 15:16 (6 лет тому назад)    Re: Размышления о душе Ответ с цитатой

Svaha пишет:
shpiler пишет:
На днях размышлял о буддийской доктрине анатмавады и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа. В итоге пришел к выводу абсурдности последней и истинности первой. Рассуждения строились примерно следующим образом: если у каждой личности есть индивидуальная душа, которая составляет ее сущность, то значит она должна обладать какими-то отличительными признаками, по которым ее можно идентифицировать. Другими словами, когда душа попадает в рай, или, скажем, в джайнскую нирвану, то у каждой души должны быть отличительные признаки, и тогда мы можем сказать - вот душа одного человека, а вот другого. Но это противоречит идее о трансцендентности души. Потому как если душа не является нашими эмоциями, характером, темпераментом, мировоззренческими установками, чувствами и т.д., то что тогда ее индивидуализирует?

Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.

...и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа

На минуту оставляя в стороне тему души.
Что представляет из себя живое существо, в наличии у которого имеется душа?

Что глючит, то и представляет...


Ответы на этот пост: Svaha
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
EvgeniyF



Зарегистрирован: 13.12.2017
Суждений: 1571

368811СообщениеДобавлено: Пн 01 Янв 18, 15:51 (6 лет тому назад)    Re: Размышления о душе Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
shpiler пишет:


Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.

Отвергает. См. MN22, DN1. Восприятия, эмоции, установки, волевые импульсы, и т.п. - это дано в опыте (но можно наблюдать безличность всего этого). А "трансцендентная душа" - в каком опыте она дана? Если же не дана - то где основания, чтобы утверждать её существование?


А почему буддисты не могут принять, что индуисты под Атманом подразумевают тот же Бессмертный Элемент/Нирвана, о котором говорил Будда? Это же может быть просто игра слов, а подразумеваться одно и то же.

Цитата:

А́тман (санскр. आत्मन्, ātman IAST, «самость», «дух», «высшее Я») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин используется для описания высшего «Я» человека и всех живых существ. После «пробуждения» человек знает себя как «Атма» — «я не это, я ТО», «я есть абсолют, и я это знаю» — абсолют (человек) осознаёт своё существование.

Цитата:

Философия буддизма отвергает индивидуальный атман — т.наз. доктрина анатман, или анатта. В то же время, буддизм не отрицает и не утверждает о существовании высшего «Я» (Атмана) человека и всех живых существ. Сам Будда говорил, что безличностно (анатта) то, что непостоянно (аничча) и страдательно (дуккха), где Ниббана напротив лишена страданий и является постоянной. Является ли Ниббана Атманом или нет, об этом в Палийском Каноне не говорится. Место Атмана, в частности, в школах буддизма Махаяны занимает доктрина природы Будды.


Последний раз редактировалось: EvgeniyF (Пн 01 Янв 18, 15:59), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.030 (0.341) u0.015 s0.002, 18 0.014 [265/0]