В буддизме душа, индивидуальная личность и признаки личности - синонимы, существование матрёшек и зомби отрицается.
вы о том что гдето чтото написано, или о том что обнаружили лично сами?
Душа, индивидуальная личность и признаки личности предполагают наличие чего-то постоянного, неизменного, указав на что можно было бы сказать - вот она. Поскольку каждый "лично сам" может обнаружить, что ничего неизменного у него нет (ни внутри, ни снаружи), то и в правоте того, что души нету может убедиться каждый. Что касается души вселенской (атман, абсолют, бог-творец и т.п.), то тут ситуация обратная - никто никак не может найти никаких убедительных доказательств того, что это единое вселенское начало есть. Так что вполне можно предположить, что его тоже нету (как если в комнате мы не слышим, не осязаем и не замечаем никаких признаков кошки, то с чего бы нам воображать, что она там есть).
№368763Добавлено: Пн 01 Янв 18, 11:47 (7 лет тому назад)
Снова та же ошибка. Думать, что раз что-то изменяется - то этого нету. Ошибка. Пока будете так думать - всегда будете в заблуждении
Трилакшана указывает на то, что если есть непостоянство (аничча), страдание (дукха), объективная реальность (анатта) - это всё признаки того что СУЩЕСТВУЕТ. Признаки существования. Это первое, что надо постулировать при дальнейших размышлениях. ... уже потом думать, а как это связано с "я", с душой и проч. _________________ живите больше
№368764Добавлено: Пн 01 Янв 18, 11:49 (7 лет тому назад)
А что же такое что не существует? С буддийской точки зрения только то что не осознается ("асати" в противоположность "сати" - осознанность)
Только то, что не осознается - только это и не существует. И буддисты практикуют асати или забвение и не-осознание. Только это окончательно освобождает от того, от чего надо освободиться. Если есть осознание чего-то - это существует. _________________ живите больше
На днях размышлял о буддийской доктрине анатмавады и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа. В итоге пришел к выводу абсурдности последней и истинности первой. Рассуждения строились примерно следующим образом: если у каждой личности есть индивидуальная душа, которая составляет ее сущность, то значит она должна обладать какими-то отличительными признаками, по которым ее можно идентифицировать. Другими словами, когда душа попадает в рай, или, скажем, в джайнскую нирвану, то у каждой души должны быть отличительные признаки, и тогда мы можем сказать - вот душа одного человека, а вот другого. Но это противоречит идее о трансцендентности души. Потому как если душа не является нашими эмоциями, характером, темпераментом, мировоззренческими установками, чувствами и т.д., то что тогда ее индивидуализирует?
Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.
Вы выдумали себе тезис и с восторгом опровергаете. А буддизм здесь причем? Это несерьезно...
Снова та же ошибка. Думать, что раз что-то изменяется - то этого нету. Ошибка. Пока будете так думать - всегда будете в заблуждении
Трилакшана указывает на то, что если есть непостоянство (аничча), страдание (дукха), объективная реальность (анатта) - это всё признаки того что СУЩЕСТВУЕТ. Признаки существования. Это первое, что надо постулировать при дальнейших размышлениях. ... уже потом думать, а как это связано с "я", с душой и проч.
Раз что-то изменяется, то это набор кхандх, а не душа (индивидуальность). А уж как связать непрерывно меняющийся набор кхандх с душой вы можете думать всё то время, пока находитесь в заблуждении.
№368776Добавлено: Пн 01 Янв 18, 12:30 (7 лет тому назад)
Сканхи и душа - это синонимы. ... Будда не знал никакой "души", в западном понимании этого термина.
Если же начать анализировать что такое скандхи - станет вполне понятно, что это и есть отдельные состявляющие души.
Душа в общем - это чувства, мысли и того, что человек хочет. Все это зависит от внешних объектов. И в общем все это образует человеческое сознание.
Ну и вот, рупа - внешние объекты. Ведана - чувствования. Санна - абстрактные идеи. Санхара - в общем "хотения". И всё это вместе виннана - сознание.
... никак не могу отвыкнтуть произносить слово "скандха" на санскрите. На пали - "кхандха" _________________ живите больше
На днях размышлял о буддийской доктрине анатмавады и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа. В итоге пришел к выводу абсурдности последней и истинности первой. Рассуждения строились примерно следующим образом: если у каждой личности есть индивидуальная душа, которая составляет ее сущность, то значит она должна обладать какими-то отличительными признаками, по которым ее можно идентифицировать. Другими словами, когда душа попадает в рай, или, скажем, в джайнскую нирвану, то у каждой души должны быть отличительные признаки, и тогда мы можем сказать - вот душа одного человека, а вот другого. Но это противоречит идее о трансцендентности души. Потому как если душа не является нашими эмоциями, характером, темпераментом, мировоззренческими установками, чувствами и т.д., то что тогда ее индивидуализирует?
Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.
...и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа
На минуту оставляя в стороне тему души.
Что представляет из себя живое существо, в наличии у которого имеется душа?
Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.
Идея из адвайты и упанишад этерналистическая (т.е. идея независимой от условий сущности, Брахмана). Этернализм и нигилизм - это крайности по отношению к срединности буддизма.
Сканхи и душа - это синонимы. ... Будда не знал никакой "души", в западном понимании этого термина.
Если же начать анализировать что такое скандхи - станет вполне понятно, что это и есть отдельные состявляющие души.
Душа в общем - это чувства, мысли и того, что человек хочет. Все это зависит от внешних объектов. И в общем все это образует человеческое сознание.
Ну и вот, рупа - внешние объекты. Ведана - чувствования. Санна - абстрактные идеи. Санхара - в общем "хотения". И всё это вместе виннана - сознание.
... никак не могу отвыкнтуть произносить слово "скандха" на санскрите. На пали - "кхандха"
А Вы правильно понимаете западное понимание термина "душа" ?
Это же "искра божья", т.е. природа ума. А не фигулина с крылышками...
Снова та же ошибка. Думать, что раз что-то изменяется - то этого нету. Ошибка. Пока будете так думать - всегда будете в заблуждении
Трилакшана указывает на то, что если есть непостоянство (аничча), страдание (дукха), объективная реальность (анатта) - это всё признаки того что СУЩЕСТВУЕТ. Признаки существования. Это первое, что надо постулировать при дальнейших размышлениях. ... уже потом думать, а как это связано с "я", с душой и проч.
Это правильное замечание. Непостоянное - существует, хоть и краткое мгновение. Вечная, или даже просто сколько-то длящаяся, субстанция, которая может изменяться - не существует, и является ложным умственным конструктом. _________________ Буддизм чистой воды
На днях размышлял о буддийской доктрине анатмавады и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа. В итоге пришел к выводу абсурдности последней и истинности первой. Рассуждения строились примерно следующим образом: если у каждой личности есть индивидуальная душа, которая составляет ее сущность, то значит она должна обладать какими-то отличительными признаками, по которым ее можно идентифицировать. Другими словами, когда душа попадает в рай, или, скажем, в джайнскую нирвану, то у каждой души должны быть отличительные признаки, и тогда мы можем сказать - вот душа одного человека, а вот другого. Но это противоречит идее о трансцендентности души. Потому как если душа не является нашими эмоциями, характером, темпераментом, мировоззренческими установками, чувствами и т.д., то что тогда ее индивидуализирует?
Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.
...и о возможности наличия индивидуальной души у живого существа
На минуту оставляя в стороне тему души.
Что представляет из себя живое существо, в наличии у которого имеется душа?
Но, с другой стороны, буддизм никак не отвергает другую концепцию о душе - идее о единой душе, атмане (Брахмане в адвайта-веданте) упанишад.
Отвергает. См. MN22, DN1. Восприятия, эмоции, установки, волевые импульсы, и т.п. - это дано в опыте (но можно наблюдать безличность всего этого). А "трансцендентная душа" - в каком опыте она дана? Если же не дана - то где основания, чтобы утверждать её существование?
А почему буддисты не могут принять, что индуисты под Атманом подразумевают тот же Бессмертный Элемент/Нирвана, о котором говорил Будда? Это же может быть просто игра слов, а подразумеваться одно и то же.
Цитата:
А́тман (санскр. आत्मन्, ātman IAST, «самость», «дух», «высшее Я») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин используется для описания высшего «Я» человека и всех живых существ. После «пробуждения» человек знает себя как «Атма» — «я не это, я ТО», «я есть абсолют, и я это знаю» — абсолют (человек) осознаёт своё существование.
Цитата:
Философия буддизма отвергает индивидуальный атман — т.наз. доктрина анатман, или анатта. В то же время, буддизм не отрицает и не утверждает о существовании высшего «Я» (Атмана) человека и всех живых существ. Сам Будда говорил, что безличностно (анатта) то, что непостоянно (аничча) и страдательно (дуккха), где Ниббана напротив лишена страданий и является постоянной. Является ли Ниббана Атманом или нет, об этом в Палийском Каноне не говорится. Место Атмана, в частности, в школах буддизма Махаяны занимает доктрина природы Будды.
Последний раз редактировалось: EvgeniyF (Пн 01 Янв 18, 15:59), всего редактировалось 2 раз(а)
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы