Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос о пустоте дхарм

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

344538СообщениеДобавлено: Сб 23 Сен 17, 03:01 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Насчёт касины - так это и есть "нечто синее", представляемое как синий диск.

Нет, касина синего цвета - это не синий диск. Я ведь не просто так написал в такой форме: "касина синего [цвета]". Это именно образ самого цвета, например синего, а бумажный кружок, покрашенный в синий цвет, это просто реквизит для активации образа у новичков. При успешной практике, образ синего заполняет все пространство зрительного ума, а в идеале на нем концентрируется весь ум.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

344549СообщениеДобавлено: Сб 23 Сен 17, 11:01 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana
И вот вы всё равно вынуждены использовать "образ" синего. Потому, что самого по себе "синего" не существует - это чистая абстакция. КИ знает для этого пододящее индийское слово.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

344564СообщениеДобавлено: Сб 23 Сен 17, 13:41 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Antaradhana
И вот вы всё равно вынуждены использовать "образ" синего. Потому, что самого по себе "синего" не существует - это чистая абстакция. КИ знает для этого пододящее индийское слово.

Разумеется, когда речь идет о сфере восприятия зрения, то будет и образ. Да, синее не существует само по себе, но ровно так-же, как и все остальное в мире.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

344590СообщениеДобавлено: Сб 23 Сен 17, 16:28 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Мне вот интересно, почему Будда не разделял понятия формы и цвета. В понятии формы (то, что воспринимает глаз), у него входит и форма, и цвет. Но ведь на самом деле я могу представить отдельно форму, и отдельно цвет.
_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

344598СообщениеДобавлено: Сб 23 Сен 17, 16:37 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Горсть листьев пишет:
Antaradhana
И вот вы всё равно вынуждены использовать "образ" синего. Потому, что самого по себе "синего" не существует - это чистая абстакция. КИ знает для этого пододящее индийское слово.
Разумеется, когда речь идет о сфере восприятия зрения, то будет и образ. Да, синее не существует само по себе, но ровно так-же, как и все остальное в мире.
Бесспорно. Поэтому мы и говорим о Пустоте как универсальном принципе.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

344599СообщениеДобавлено: Сб 23 Сен 17, 16:39 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Мне вот интересно, почему Будда не разделял понятия формы и цвета. В понятии формы (то, что воспринимает глаз), у него входит и форма, и цвет. Но ведь на самом деле я могу представить отдельно форму, и отдельно цвет.
Потому, что и то, и другое - рупа.
Словом rupa обозначается "телесность" в общем, обобщающем смысле - всё, что различается физически (и даже ментально). Например, ветер - это тоже rupa.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: shpiler
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

344602СообщениеДобавлено: Сб 23 Сен 17, 16:44 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
shpiler пишет:
Мне вот интересно, почему Будда не разделял понятия формы и цвета. В понятии формы (то, что воспринимает глаз), у него входит и форма, и цвет. Но ведь на самом деле я могу представить отдельно форму, и отдельно цвет.
Потому, что и то, и другое - рупа.
Словом rupa обозначается "телесность" в общем, обобщающем смысле - всё, что различается физически (и даже ментально). Например, ветер - это тоже rupa.

но ведь вкусы, запахи, звуки и тактильные ощущения также "телесны". но почему-то форма относится именно к глазу.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

344606СообщениеДобавлено: Сб 23 Сен 17, 16:55 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler
Для простоты понимания того, о чём говорится как о rupa, в пример приводится зримая форма - как наиболее наглядное. Но rupa - гораздо более широкое понятие. Вы наверняка уже читали эту строчку из Сутры Сердца Премудрости - о том, что рупа - шунья, а шунья - рупа. Это наиболее широкий вариант.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

344708СообщениеДобавлено: Вс 24 Сен 17, 03:07 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Ведь когда вы говорите синее, вы не можете представить его себе без того, чтобы не представить что-то синее, не правда ли? "Синее" это всегда синее "что-то". Таким образом само по себе "синее" пусто от самого себя.

Это бред не имеющий отношения к определению пустоты. В стиле, а вы можете представить шахматную доску без квадратиков - таким образом оно пусто от самого себя! Мало ли что вы не можете представить? А другие представят.


Ответы на этот пост: Прям
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

344710СообщениеДобавлено: Вс 24 Сен 17, 03:53 (7 лет тому назад)    Re: Вопрос о пустоте дхарм Ответ с цитатой

Кира пишет:
Подскажите пожалуйста, уважаемые участники, что значит утверждение «дхармы пусты» ?

Вот есть дхарма-синее. В каком месте она (дхарма) пустая ?

Дхармы пусты по многим причинам и трактовкам. Есть трактовки для того, чтоб понять концепцию пустоты. А есть основные, смысловые трактовки.

Например, синее пусто от красного. Синее, как видимое, пусто от звука. Синее без света пусто от синего. Синее без смотрящего пусто от синего (так как квалиа синего только в уме, а не в фотоне). Такие трактовки нужны, чтоб понять, что пустота, это отсутствие или отрицание чего-либо.

Возвращаемся к дхармам. Дхармы не свободны от причинности, т.е. свободны (пусты) от беспричинности (самопорождения или свабхавы в таком значении). Дхармы, в силу феноменологической точки зрения, свободны (пусты) от носителя (дхармина, или свабхавы в этом значении). Дхармы свободны от других дхарм (от других их свабхав, в этом значении). Пусты от постоянства (свабхавы, в этом смысле.)

И наконец, дхармы пусты в смысле три[них]свабхавы. От атмана (парикальпита-свабхава) и так далее, эти трактовки уже очень сложный вопрос.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10348
Откуда: Москва

344713СообщениеДобавлено: Вс 24 Сен 17, 04:15 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test
Как же дхармы могут быть свободны от других дхарм, если другие дхармы - это причина наших рассматриваемых дхарм ?

С причинностью вообще не всё понятно.
Обычно причина переходит в следствие. У них есть нечто общее.
А у причинной и следственной дхармы ничего общего нет по определению, так как дхарма - это опыт раздробленный до мельчайшей степени.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: test, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

344714СообщениеДобавлено: Вс 24 Сен 17, 04:23 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
test
Как же дхармы могут быть свободны от других дхарм, если другие дхармы - это причина наших рассматриваемых дхарм ?

И что?

Кира пишет:
С причинностью вообще не всё понятно.
Обычно причина переходит в следствие.

Некоторые виды причинности такие. Но не в этом случае.

Кира пишет:
У них есть нечто общее.
А у причинной и следственной дхармы ничего общего нет по определению,

Почему нет. У умственной дхармы следствие может быть умственная дхарма.

Кира пишет:
так как дхарма - это опыт раздробленный до мельчайшей степени.

До некой степени.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Raudex



Зарегистрирован: 16.11.2013
Суждений: 5793
Откуда: Москва

344718СообщениеДобавлено: Вс 24 Сен 17, 09:21 (7 лет тому назад)    Re: Вопрос о пустоте дхарм Ответ с цитатой

Кира пишет:
Antaradhana пишет:
Кира пишет:
Подскажите пожалуйста, уважаемые участники, что значит утверждение «дхармы пусты» ?
Вот есть дхарма-синее. В каком месте она (дхарма) пустая ?
Пусты от атты.
А как можно вообразить атман у дхармы ?  Неужели были такие буддисты, которые его воображали ?
Атта это не только иллюзия "это я", это ещё и иллюзия "это моё". Если принять такое определение, то не нужно будет углубляться в рассуждения о природе и реальности дхамм (в смысле - феноменов).

Мы сейчас на занятиях как раз обсуждаем анатту, так что присоединяйтесь, кому интересно, сегодня (24 сенятбря) к трансляции, примерно часа в 2 по Москве.

_________________
t.me/raud_ex
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

344724СообщениеДобавлено: Вс 24 Сен 17, 10:38 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Горсть листьев пишет:
shpiler пишет:
Мне вот интересно, почему Будда не разделял понятия формы и цвета. В понятии формы (то, что воспринимает глаз), у него входит и форма, и цвет. Но ведь на самом деле я могу представить отдельно форму, и отдельно цвет.
Потому, что и то, и другое - рупа.
Словом rupa обозначается "телесность" в общем, обобщающем смысле - всё, что различается физически (и даже ментально). Например, ветер - это тоже rupa.

но ведь вкусы, запахи, звуки и тактильные ощущения также "телесны". но почему-то форма относится именно к глазу.

Согласно стандартному пониманию, rupa - это "то, что подвержено тлению/разложению/порче". К этому понятию относятся, во-первых, первичные стихии (ими в традиционном буддизме, как и у греческих досократиков, считали землю, воду, огонь и воздух), и, во-вторых, производные четырёх стихий - физические явления, воспринимаемые органами чувств человека (см. Висуддхимагга, глава XIV, параграфы 34-36). Это описание рупа Буддагоса не сам придумал, оно приводится и в суттах (см., например, SN22.56). Перевод rupa словом "форма" обусловлен тем, что во многих случаях это действительно хорошее решение. Во многих, но не во всех. В других же случаях его лучше переводить, как "тело", или как "телесность", или как "материя", или как "физические явления" - в зависимости от контекста.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Mindfulness
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

344726СообщениеДобавлено: Вс 24 Сен 17, 10:45 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:

А у причинной и следственной дхармы ничего общего нет по определению, так как дхарма - это опыт раздробленный до мельчайшей степени.

Вовсе нет! Если человек, осознанно наблюдающий, как возникают и исчезают восприятия, мысли, и т.д., может аналитически разложить свой опыт на элементы, это вовсе не означает, что эти элементы и даны, как независимые друг от друга. На самом деле, верное обратное - каждая дхамма дана, именно как зависимая от других дхамм. Например, волевой импульс, возникший, как реакция на пришедшую в голову мысль, является именно в связи с этой мыслью; если можно так выразиться, он несет в себе отпечаток этой мысли. Или, допустим, какая-то мысль, или какое-то чувственное восприятие переживается, как приятное. Аналитически можно отделить эту мысль/восприятие от этого приятного переживания. Но даны-то они вместе. Приятное переживание переживается, как обусловленное именно этой мыслью, именно этим восприятием. И т.д.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 2 из 6

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.030 (0.531) u0.015 s0.002, 18 0.014 [266/0]