Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Был ли Будда философом?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

335045СообщениеДобавлено: Пт 14 Июл 17, 19:44 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


Весь феноменологический анализ опыта был уже до Будды. Посмотрите санкхью.

И трилакшана тоже?

Частично. Каждый элемент учения Будды можно найти где-то еще. У него главное - в абсолютной системности.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12657

335190СообщениеДобавлено: Сб 15 Июл 17, 15:39 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Большую часть бхаван буддизм заимствует у других даршан. Это касается всего от касин до ца лунга. Не было только анатмы/шуньяты. Самкхью вообще среинтерпретировали в Калачакре, а первозвук и перволучи брахмана в дзогчене. Это невозможно было бы сделать, если "практики в первую очередь".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

335192СообщениеДобавлено: Сб 15 Июл 17, 15:43 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Буддизм использует все, что способствует благородному пути.
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

335211СообщениеДобавлено: Сб 15 Июл 17, 17:01 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Критерий философского мышления - не доктрины, а методы обращения с ними.

Философское мышление определено и нормировано относительно процесса мышления.

"Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представле­нием, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, пони­мает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, по­нимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило­софии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную воз­можность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидог­матична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Призна­ком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» [1].

Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения (в филосо­фии опора на рационально-теоретическое зна­ние, в религии - на веру, вера в сверхъестест­венное - основа религиозного мировоззре­ния); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована ника­ким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в автори­тете и признает некие истины на веру, не требуя доказа­тельств); 3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «зем­ной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небес­ный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) [3, с.28].

Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои ут­верждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собствен­ные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определен­ные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам "

1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие / П.В. Алексеев. - М.: ООО "ТК Велби", 2003 - 256 с.
2. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928 с.
3. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

335230СообщениеДобавлено: Сб 15 Июл 17, 19:46 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

"В просвещенных теологиях древнего мира было принято проводить различие между уровнями интерпретации, подходящими для многочисленных классов, существующих в любом обществе. Отсюда и пошел обычай делить все религиозные наставления на две главные части — экзотерическую и эзотерическую. Это разделение не устанавливалось произвольно жречеством, а проистекало из очевидного расслоения общества. Большая часть человечества не способна понять, применить или оценить по достоинству более серьезные аспекты философской религии. Поэтому вероучения были упрощены до уровня, отвечающего запросам людей. ".
(М.П. Холл)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

335231СообщениеДобавлено: Сб 15 Июл 17, 20:18 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Интересная докомунталка 1985 года:

Диспуты в тибетской традиции

https://www.youtube.com/watch?v=_lbtSsilcoY
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

335296СообщениеДобавлено: Вс 16 Июл 17, 10:32 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Вовсе нет. Я же уже сказал, что ничего не появляется на пустом месте. Так что опирались, конечно. Но, опираясь, всё-таки произвели революцию. И я даже уже сказал, применительно к Галилею, в чём она заключалась. В сущности, я здесь всего лишь воспроизвел старое (но тем не менее, разумное) суждение Александра Койре

А таких столпов современной научной методологии, как Поппера, запишете в анти-революционеры? Какие-то идеи возникают, оказывают значительное влияние. Затем, возникают другие, прямо противоположные, и тоже оказывают своё влияние. У вас же, есть нечто безальтернативно верное, и всё прочее, несоответствующее этому. Подобный подход уже не моден в современной научной методологии.

1. Насчёт безальтернативно "верного" и "неверного" я вообще не говорил. Наука занимается поиском практически применимого (а методология науки - поиском плодотворных методов поиска практически применимого). Философия - поиском необходимого, общеобязательного в человеческом опыте. Но что из всего этого является ещё и объективно верным, корректно описывающим то, "как оно на само деле" - нам неизвестно, и вряд ли может быть известно. Этот зазор между любыми нашими знаниями и реальностью и создаёт возможность ошибок. А возможность ошибок означает, что в будущем не исключена необходимость пересмотра любых, даже самых прочных представлений. Поэтому методологическая строгость подразумевает, помимо прочего, методологическую скромность.

2. Я разве отрицал, что донаучное знание - это тоже знание? Я разве говорил, что оно на сто процентов состояло из заблуждений? Нет. Всё, что я говорил, повторюсь - это что в XVII веке произошли изменения, достаточные, чтобы говорить о перевороте огромной значимости. И этот переворот вполне уместно обозначить, сказав, что до него были донаучные формы знания, а после него и в результате него возникла наука.  

3. Не совсем понял, почему Вы упоминаете Поппера, как аргумент против меня? То понимание науки, на которое я постоянно ссылаюсь, на 95% и позаимствовано у Поппера и Лакатоса.  Поппер и сам произвёл, в своей области, определенную "революцию" (довольно локальную, но тем не менее).

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

335297СообщениеДобавлено: Вс 16 Июл 17, 10:34 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


Весь феноменологический анализ опыта был уже до Будды. Посмотрите санкхью.

И трилакшана тоже?

Частично. Каждый элемент учения Будды можно найти где-то еще. У него главное - в абсолютной системности.

Ну что ж, в этом вопросе я с Вами спорить не буду, поскольку не являюсь (очень мягко говоря) знатоком санкхьи. Раз Вы так говорите, значит, очевидно, так и есть. Значит, Будда опирался на предшественников/современников в большей мере, чем я до сих пор полагал.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

335300СообщениеДобавлено: Вс 16 Июл 17, 11:01 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вы как будто не читали, что пишет Поппер про Галилея.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

335302СообщениеДобавлено: Вс 16 Июл 17, 11:41 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вы как будто не читали, что пишет Поппер про Галилея.

А в чём же я расхожусь с Поппером по отношению к Галилею?

Вот, например, как Поппер излагает то в позиции Галилея, с чем он (Поппер) не согласен (это из "Предположений и опровержений", из главы "Три точки зрения на человеческое познание"):

"(2) Ученый может достигнуть успеха в окончательном обосновании истинности научных теорий — обосновании, не допускающем никакого разумного сомнения.
Этот второй тезис, как я полагаю, нуждается в исправлении. Все, что может сделать ученый, — это проверить свои теории и устранить те из них, что не выдерживают наиболее строгих проверок, которым он их подвергает. Однако он никогда не может быть уверен в том, что новые проверки (или даже новое теоретическое обсуждение) не приведут его к модификации или к отбрасыванию его теорий. В этом смысле все теории являются и остаются гипо-тезами: они суть предположения {doxa) в отличие от несомненного знания (episteme).
(3) Лучшие и истинные научные теории описывают «сущности» или «сущностную природу» вещей — те реальности, которые лежат за явлениями. Такие теории не нуждаются в дальнейшем объяснении и не допускают его: они являются окончательными объяснениями, и нахождение их есть конечная цель ученого"
.

Если уж искать расхождения моей малости с Поппером, то они в том, что я гораздо ближе, чем Поппер, к той точке зрения, которую он называет (там же) "инструментализмом".  Как и Поппер, я не считаю, что наука устанавливает какую-то окончательную истину. В отличие от Поппера, я даже говорю, что наука (вне зависимости от собственных иллюзий ученых по этому поводу) ищет не истинное, а практически применимое (но не обязательно "непосредственно применимое" - последним занимаются только прикладные науки).

Возвращаясь к Галилею, повторю, что он создал науку, в современном смысле слова, когда выдвинул два принципа: А) природные явления и взаимосвязи между ними могут описываться с помощью математики Б) законы природы универсальны.

Но на чём основаны сами эти его принципы? Да ни на чём, в конечном счёте. Никак невозможно доказать, что реальность, в последнем счёте, именно такова. Оправданием этих принципов является только одно - они работают. Они позволяют делать сбывающиеся предсказания. И опровергнуты они до сих пор не были (хотя возможно ли поставить такой эксперимент, который мог бы привести к их доказательному опровержению? Я в этом сильно сомневаюсь). Но, во всяком случае, поскольку они работают, мы продолжаем их применять - и такого оправдания, в целях науки, вполне достаточно.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Vital
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

335303СообщениеДобавлено: Вс 16 Июл 17, 11:52 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Поппер, в частности, доказывает, что Галилей не основал нечто новое, а опирался на того же Платона. Для современной науки, с онтологической позиции, основная идея Галилея, взятая им от Коперника - гелиоцентризм - является еще более ложной, чем для того являлся геоцентризм. А с точки зрения инструментализма, обе система равноправны.

"Законы природы универсальны" - в самом деле, до Галилея не было этой идеи? И математикой не мерели материальный мир?

Коперник был более научен в современном понимании науки - он сразу подходил к гелиоцентризму, как к математическому инструменту, а не как к онтологической реальности.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

335307СообщениеДобавлено: Вс 16 Июл 17, 12:08 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Поппер, в частности, доказывает, что Галилей не основал нечто новое, а опирался на того же Платона. Для современной науки, с онтологической позиции, основная идея Галилея, взятая им от Коперника - гелиоцентризм - является еще более ложной, чем для того являлся геоцентризм. А с точки зрения инструментализма, обе система равноправны.

"Законы природы универсальны" - в самом деле, до Галилея не было этой идеи? И математикой не мерели материальный мир?

1. На Платона - опирался, конечно. Об этом писал и не Поппер даже, а Койре, упоминавшийся мной выше. Галилей производит революцию, опираюсь на Платона - против многовековой традиции изучения природы, опиравшейся на Аристотеля.

2. Насколько я понимаю, концепции универсальности, повсеместной, ко всему Космосу применимости именно тех законов, которые мы открываем именно здесь, на Земле, с помощью эксперимента, и описываем с помощью математики - не было. Хотя по отдельности было и представление о математике, как выражении истинной сущности мира (со времен не то что Платона, а чуть ли не Пифагора), и применение математики к решению инженерных задач здесь, на Земле, и эксперименты, с разными целями, проводились. Но важно было собрать всё это в единую концепцию, объединить единым видением.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

335309СообщениеДобавлено: Вс 16 Июл 17, 12:22 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Идея о всеобщности законов - конечно же мега-древняя. А научный метод, предложенный Галилеем, заключался вовсе в ином - в приоритете экспериментального знания. Но Галилей при этом был реалистом - он считал, что мир необходимо существует именно так, как познан человеческим умом, если познание это верное. Раз установлено математически и экспериментально, что Солнце в центре мира, значит так оно и есть - Солнце сидит в центре мира, а остальные системы ложны.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

335312СообщениеДобавлено: Вс 16 Июл 17, 12:38 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Идея о всеобщности законов - конечно же мега-древняя. А научный метод, предложенный Галилеем, заключался вовсе в ином - в приоритете экспериментального знания. Но Галилей при этом был реалистом - он считал, что мир необходимо существует именно так, как познан человеческим умом, если познание это верное. Раз установлено математически и экспериментально, что Солнце в центре мира, значит так оно и есть - Солнце сидит в центре мира, а остальные системы ложны.

И я о том же - установили, с помощью эксперимента, проведенного здесь, на Земле, что между явлениями такая-то связь. Описали её математической формулой. И можем быть уверены, что этот закон верен, повсюду и всегда. Вот, в общем, метод Галилея. И это и есть основная установка, с помощью которой делается наука до сего дня. Только сегодня более или менее общепринято, что это именно установка - условное допущение, а не окончательное описание "объективной истины". Но условность установки не мешает ей работать.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Прям
Рыжик, дудкин


Зарегистрирован: 05.12.2014
Суждений: 1307
Откуда: Рязань

335321СообщениеДобавлено: Вс 16 Июл 17, 13:51 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Во всех таких научных подходах лежит идея "центризма" - то есть обязательного наличия центра, исходной точки, начала начал, за которым прячется "бог" научного мироздания. Но эта идея - лишь идея. Удобная в некотором, прикладном смысле. Но если это прикладной смысл ставится в позицию философского догмата, то... становится видна религиозная установка такого научного ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 4 из 7

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.034 (0.504) u0.016 s0.000, 18 0.019 [262/0]