№113387Добавлено: Чт 22 Мар 12, 13:56 (13 лет тому назад)О лежании пластом: анапанасати, цигун и Шапиро.
На эту тему меня вдохновил Еше Нинбо своим стоянием столбом в теме «Чань и тайцзицюань, ушу, цигун» поэтому открыл ее в том же разделе.
Ничего не имею против стояния столбом, но оно мне не… комфортно (использую такое слово, не вдаваясь в чисто технико-механические детали этой «некомфортности»), поэтому предпочитаю лежать пластом.
Отправной точкой дальнейших построений является практика осознания дыхания типа анапанасати, т.е. не чань или дзен, а вовсе даже тхеравада. Хотя сама по себе практика осознания дыхания – это только практика осознания дыхания, все остальное – концептуальная нагрузка, которая нам объясняет, почему это стоит делать достаточно долго и каждый день, а не от случая к случаю и по несколько секунд как в обычной повседневной жизни.
Для того, чтобы показать, что такое в моем понимании идеальная внутренняя связь практик, их "стыковка", концептуальные довески к которым несоизмеримы и несопоставимы, мне придется сделать одно отступление от буддизма и цигуна. Отсюда и Фрэнсин Шапиро.
Зачин
То, что «рисует» в своей теме Еше Нинбо и то, что «изображается» ниже, я называю игрой в бисер. В духе известного во второй половине прошлого века интеллектуального романа «Игра в бисер» Германа Гессе (швейцарский писатель и художник немецкого происхождения, 1877-1962, лауреат Нобелевской премии 1946 г.). Роман, который я осилил в два приема с интервалом примерно в четверть века, очень толстый и очень скучный: ни одной картинки, ни секса, ни насилия, ни гор трупов – насквозь искусственный мир, созданный гением писателя.
Но гениальность основной идеи была понятна сразу. Для индивидуального восхождения горняя мастера игры в бисер из фантастической страны Касталии используют все достижения духовности и культуры, всех времен и всех народов, создавая из них некие произведение искусства. Соединение отдельных тем определяется эрудицией, интуицией, духовным «слухом» автора.
Правда, если оценивать результат восхождения горняя не по красноречивому многоглаголанию и числу слов в авторских текстах и их тиражам, а по посмертным знакам реализации , то у главного героя романа Гессе он довольно грустный, если к нему подходить мирскими мерками и ничего не додумывать (может быть он таким образом вознесся или реализовал паринирвану). На исходе своей жизни Мастер Игры в Бисер оставил это занятие аристократов духа, покинул страну Касталию, сошел в мир и стал репетитором. Однажды утром, во время прогулки со своим учеником он поплыл по озеру навстречу восходящему солнцу и не вернулся.
Вот к чему приводит самодеятельность, отсутствие вангов и лунгов, а также прочая шизотерика, как сказал бы один из местных Донов, почитателей фундаментализма и традиционализма.
Сей узор «бисера» практик создан в честь Германа Гессе, которого я считаю одним из своих учителей.
№113389Добавлено: Чт 22 Мар 12, 14:48 (13 лет тому назад)
У парадного входа дома Германа Гессе имелась надпись на немецком, которая была переводом с древнекитайского.
Слова Мен-Це
Когда человек достигнет преклонного возраста
И исполнит свое предназначение
У него есть право встретить
Мысль о смерти в мире.
Он не нуждается в ком-либо из людей.
Он знает их и знает о них достаточно.
То, что ему нужно – это покой.
Не хорошо приходить к этому человеку или говорить с ним,
Доставлять ему беспокойство банальностями.
Должно проходить мимо
Двери его дома,
Словно бы в нем никто не живет.
№113390Добавлено: Чт 22 Мар 12, 16:53 (13 лет тому назад)
Своим трепом я не побеспокою Гессе.
Чжоу И и Фрэнсин Шапиро
Как сказал на одном из ретритов ЧННР Фабио, возьмите отсюда то, что считаете полезным и практикуйте. Прагматичный подход к традициям можно считать «зеркалом» игры в бисер. Восхождение горняя на принципе полезности здесь-и-теперь, а не в одной из будущих жизней, по крайней мере до некоторого уровня.
Анапанасати пока останется «за кадром».
Несколько лет назад на БФ промелькнула темка о цигуне для глаз Мастер цигун Чжоу И разработал специальный комплекс для улучшения зрения и написал по этому поводу книжку. У меня зрение (почти) 1 до сих пор, но за компом приходится сидеть много, а лет мне уже немало, поэтому цигун для глаз от Чжоу И мне понравился. Опять же мастер обещал, что от регулярной практики умнеют. Взял из него минимум: массаж китайских точек вокруг глаз. Что было бы со зрением, если бы с тех пор я пару раз в день не делал этот массаж, разумеется, не знаю и знать не хочу. Может, от него одного вообще нет никакого толка, кто его знает. Со временем и практикой появилась дополнительная мотивация, о которой пойдет речь ниже.
В комплексе Чжоу И есть упражнения движения глаз от одного края зрительного поля до другого, которые предложит любой окулист как профилактические при различных заболеваниях глаз. Этим упражнениям я не придал особого значения, но иногда делал.
Года три назад у меня был сложный период и чтобы не обращаться к медикаментам и врачам нужно было по-быстрому подлечить психотравму. Медитация на дыхании, конечно, психотерапевтически полезна, но я еще не достиг того уровня, чтобы парой вдохов-выдохов решать все свои проблемы. А надо именно это! Никаких философий, никаких медитаций на непостоянстве, пустоте и прочая (читай: уговаривании себя, нагромождение ума на ум, одной концепции на другую). Вдох-выдох – или что-то в этом роде – молниеносное решение всех на свете проблем, мгновенное освобождение от всех страданий сразу.
Методика Шапиро как раз такого типа.
Ее применяли к оставшимся в живых жертвам терактов, ветеранам вьетнамской войны, четверть века страдающим от невыносимых воспоминаний, жертвам сексуального насилия и т.д. При этом она идеально стыкуется с гимнастикой для глаз, но не с массажем точек, конечно, а с движением от одного каря зрительного поля до другого.
Поясню, что значит идеальная внутренняя стыковка практик с моей точки зрения.
Отбросим по возможности все понятия, сопровождающие практику, которые не даны нам в опыте непосредственно (помня, что поле опыта может со временем изменяться). Например, «цигун» = «ци»+ «гун» (работа), что такое ци я пока не знаю из собственного опыта с той же достоверностью и очевидностью, как что такое воздух, поэтому такие понятия без колебаний и сожалений отбрасываются.
Что же остается помимо вдохов-выдохов и ощущений в теле? Движения глаз от одного края зрительного поля до другого. Классический вариант техники Шапиро основан на них, механическая разница с гимнастикой для глаз в числе движений.
10-15 движений - гимнастика для глаз, больше, 40-50 и т.д. - переход к Шапиро, но, разумеется, нужны не только движения глаз, но и кое-что еще, однако (классическим) физиологическим «носителем» методики являются движения глаз.
Больше года назад пару месяцев пару раз в день я двигал глазами по Шапиро.
По поводу полученного результата недавно ради интереса связался с отечественными профи, работающими с клиентами по этой методике, но они не сказали ничего нового (я и не ожидал, т.к. предварительно познакомился с соответствующей литературой), попросили разрешения использовать описание моего случая в своей практике анонимно, я не возражал.
Не буду детально описывать совершенно неожиданный результат, достаточно сказать, что он не из области психотерапии, а скорее неврологии и физиологии. Т.е. речь не об эмоциях или фобиях, а о проходимости нервных путей и мышечной активности. Удивительна также удаленность причины и следствия: какое отношение движение глаз имеет к мышцам ног? Я не знаю, профи могут что-то предположить, но точно тоже не знают.
Однако активация произошла и необратимо, что меня несказанно обрадовало в свое время.
На этот момент я хочу обратить внимание Еше Нинбо. В некоторых случаях (в моем) мышцы ног укрепляются не стоянием столбом, а лежанием пластом с одновременным движением глаз. Детали по личке. Ценность этого опыта, конечно же, не в его всеобщности, применимости ко всем сразу, а именно в индивидуальности, в том, что он мой, хотя техники могут использовать все желающие.
№113398Добавлено: Чт 22 Мар 12, 19:03 (13 лет тому назад)
Образ тела
Прежде чем продолжить рисовать свой узор практик, напомню о понятии образа тела. Мне приходится это сделать, т.к. мой узор основан не на традиции и, соответственно, авторитетных текстах, а на моем опыте, ключом к которому является тело, точнее говоря, его образ. Дальше практики я стыкую именно на основе изменений в образе тела. (Интересно, какой образ тела у того, кто реализует радужное тело?)
Образ тела непосредственно доступен в любой момент времени, это просто тот комплекс ощущений, в первую очередь тактильных, который мы ассоциируем со «своим телом» с открытыми глазами или закрытыми. Просто сам факт осознания-ощущения тела. Мы знаем, что внутри тела есть внутренние органы, но кроме сердца их мало кто чувствует. Аналогично, китайцы не понятно откуда знают о множестве биологически активных точек и меридианах, но кто их воспринимает непосредственно? Насколько я знаю, восприятие собственного тела на уровне потоков энергии и чакр, с точки зрения ортодоксальной психиатрии (не китайской или индийской ), относится скорее к шизофрении, чем к норме. Равно, как и, скажем, телепатия.
Если посмотреть атлас китайских меридианов, то точки вокруг глаз с ногами связывают меридианы желудка, мочевого и желчного пузыря, т.е. массируя точки вокруг глаз, можно повлиять на ток энергии в области ног.
Один из предполагаемых нейромеханизмов методики Шапиро, до конца они не поняты, состоит в проработке ассоциативных связей психотравмы на уровне ориентационного рефлекса. Ориентационный рефлекс - это просто ежесекундное осознание мое-тело-здесь-а-это-там. Мышцы ног играют решающую роль в поддержании тела в вертикальном положении...
№113399Добавлено: Чт 22 Мар 12, 20:30 (13 лет тому назад)
Свет и сосны образа тела
Год назад я открыл тему «Естественное освобождение» и недавно продолжил ее. Там рассказал о том, что одна из подготовительных практик этой книги помогает мне дольше ходить. Сейчас это не магистральное направление, т.к. углубление этой практики сидя, ведет к некоей жесткости в образе тела, которая меня не радует. Углубление значит просто увеличение продолжительности отдельных сессий, с нескольких минут непрерывно хотя бы минут до 20-30 без перерывов.
Здесь важно то, что именно неожиданные изменения в образе тела во время практики сидя в свое время вселили в меня веру в то, что написано в этой книге.
Каждый знает, что в поле зрительного внимания есть центр и периферия. Даже если мы ни на чем особенно не концентрируемся, все равно глаза куда-то направлены. Очень важные для меня изменения в образе тела происходили за счет периферийного внимания.
В какой-то момент сверху сами собой пошли струи света, как бы пронизывающие все тело и вызывающие легкие экстатические переживания. В какой-то момент поле внимания само собой как бы расширилось до 180 градусов, затем в него «вошли» два присутствия, рядом со скамейкой стоявшие сосны, и заполнили меня мягкой и теплой энергией.
Я люблю деревья, особенно сосны, наверное, поэтому этот опыт стал таким значимым.
№113402Добавлено: Чт 22 Мар 12, 23:46 (13 лет тому назад)
Нет, по той же причине, по которой о стоянии столбом пишет Еше Нинбо, а я о лежании пластом.
Дальше мой узор практик выглядит так.
Анапанасати и випассана
Основным направлением практики последних нескольких лет было накопление опыта в анапанасати и випассане в духе Гоенки, т.е. осознание дыхания и ощущений в теле. От строгого следования Гоенке почти сразу отказался по причине активации уже отмеченной жесткости в образе тела (локализация жесткости). Следую боле мягкому стилю (B.A.Wallace): строго упорядоченный «осмотр» образа тела заменяется спонтанным движением внимания. Оно ведь само по себе не задерживается слишком долго на каких-то ощущениях, а будучи в целом направленным на образ тела спонтанно движется по нему.
Каких-то значимых изменений в образе тела не было, именно в образе тела, а не в самом теле. Однако в какой-то момент произошел резонанс этих практик и описанных выше. Образ тела «задышал», задвигался в такт с дыханием, может быть, что-то такое происходило и раньше, но я не обращал на это внимание.
Этот опыт мне показался интересным и чем-то напоминающим то, что описано в канонических стадиях развития анапанасати.
№113623Добавлено: Пн 26 Мар 12, 21:40 (13 лет тому назад)
Лично мне гессевская "Игра..." представляется описанием занятий богов(дева), т.е. существ определённого уровня реализации, пробуждённых в равности и иллюзорности всех дхарм, наслаждающихся игрой любыми дхармами, и складывающих из них различные узоры, легко перемешивая данные любых чувств, ощущений, смыслов, образов, сохраняющих при этом их внутренний катарсический алгоритм. Но уровень райских существ в буддизме также как и прочие уровни принадлежит самсаре. Поэтому эти игры преходящи и иногда приводящи к последующему перерождению в Аду, или продолжению приостановленной практики. По-моему это чистый дзен.
№113626Добавлено: Пн 26 Мар 12, 22:01 (13 лет тому назад)
Казалось бы, дыхание оно и есть дыхание ... однако в известной мне дзенской литературе нет аналога Анапанасати сутты, которая бы расписывала стадии развития осознавания дыхания.
№113628Добавлено: Пн 26 Мар 12, 23:46 (13 лет тому назад)
Думаю, что главное в практике любых буддийских школ - всё же развитие осознавания. Дыхание это удобный обьект для концентрации внимания. Но ведь можно сосредотачиваться и на пульсе, и на появлении следующей мысли и т.д. - кому как удобней. Но даже пользуясь только осознаванием дыхания вполне возможно достичь самадхи. А с приобретением опыта самадхи, мне кажется, можно наконец-то заняться и праджней, т.е. с постепенным постижением всей неисчерпаемой глубины Дхармы. Но это моё личное мнение.
№113630Добавлено: Вт 27 Мар 12, 09:01 (13 лет тому назад)
Я только о том, что и тхеравадинская анапанасати, и дзадзен - это осознавание дыхания (с небольшими техническими отличиями, насколько я знаю), но в тхераваде стадии развития осознавания дыхания расписаны детально, а в дзен, чань - нет.
№113633Добавлено: Вт 27 Мар 12, 11:33 (13 лет тому назад)
Думаю, этот вопрос имеет отношение к более общему вопросу различий в подходах к практикам Двух Колесниц. Лично меня устраивает мнение Асвагхоши:
" Иногда для пользы слабых и трусливых существ они показывают, как, минуя все последовательные ступени, быстро достичь совершенного пробуждения. Иногда для пользы ленивых и медлительных существ они объясняют, как идти по Пути достижения состояния Будды в течение асанкхейя кальп. "
Т.е. в таком случае, я, со своей приверженностью к чань и тантрам отношусь к классу слабых и трусливых существ, а Вы с тхеравадой - ко всем остальным.
№113640Добавлено: Вт 27 Мар 12, 13:43 (13 лет тому назад)
Ну что ж "все остальные", так все остальные. Одни проскакивают промежуточные стадии, не обращая на них внимания, другие же по разным причинам обращают. Я как раз отношусь к последним и тему открыл для того, чтобы высказать свое мнение (не все же могут на Шаолинь ориентироваться, да на мужиков с топорами, как Еше Нинбо ) о технической "стыковке" с цигун. Как говаривал когда А.И Райкин "мне лично так каээтся".
Дыхание образа тела: анапанасати и цигун
Согласно Анапанасати-сутте, первые четыре стадии освоения полного осознавания дыхания таковы (всего их 16 в этой сутте):
Цитата:
1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным вдохом". Выдыхая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом". Так он практикует.
2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: " Я вдыхаю коротким вдохом". Выдыхая коротким выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом". Так он практикует.
3. "Я вдыхаю и осознаю всё моё тело. Я выдыхаю и осознаю всё моё тело". Так практикует он.
4. "Я вдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным." Так практикует он.
Известный буддолог Руперт Гетин в работе, посвященной понятию медитации в раннем буддизме , пишет о третьей и четвертой стадиях, что они «increasingly obscure» (с. 205), а в качестве опорного текста для описания канона медитации в раннем буддизме берет Сатипаттхана-сутту в которой есть только эти 4 стадии. В отсутствии канонических разъяснений 3 и 4 стадий естественно обратиться к комментариям современных учителей, которые кратко суммированы в обзорной статье
в самом названии этого этапа введено новое понятие «тела дыхания», судя по приведенным комментариям учителей, это сделано вслед за Аджаном Буддадасой
Цитата:
на этом этапе нужно научиться видеть, что есть два тела - тело дыхания и физическое тело. Нужно созерцать дыхание, пока это не станет очевидным. затем нужно увидеть, как тело дыхания влияет на физическое тело, а физическое - на тело дыхания. Когда вы смогли увидеть все эти взаимосвязи, то можно перейти к следующему этапу.
Тханиссаро Бхиккху не вводит новое понятие, но пишет о близких вещах
Цитата:
когда дыхание установилось на выбранной области в теле, попробуйте теперь ощутить как дыхание ощущается во всём теле: ниже пупка, справа, слева, выше пупка, в середине груди и так далее.
Когда образ моего тела «задышал», задвигался в такт с дыханием, то мне кажется, я понял, что имел в виду Аджан Буддадаса (умер в 1993 г.) под различием тела дыхания и физического тела. Когда в образе тела дыхание пошло «через» какую-то его часть, то стало ясно, о чем пишет Тханиссаро Бхиккху.
Сегодняшний сеанс связи подошел к концу. следующий шаг в тот цигун, который мне первым подвернулся под руку.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы