Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Добро и зло в буддизме

Страницы 1, 2, 3, 4  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

53900СообщениеДобавлено: Чт 05 Июн 08, 20:48 (16 лет тому назад)    Добро и зло в буддизме Ответ с цитатой

Часто встречается мнение, что в буддизме нет понятий добра и зла. Это заблуждение.

Например я читаю в одном треде:
Топпер пишет:
Добро и зло - категории лежащие в плоскости прежде всего христианского мировосприятия. Сложно будет говорить о Буддизме в рамках христианских представлений.
БТР пишет:
В Буддизме категории добра и зла - это только категории различающего, двойственного сознания, омраченного привязанностями и страхами.
Straga пишет:
Будизм не разделяет добра и зла ибо в будизме нет таких понятий все имеет цельную форму и проявляется в тех или иных условиях для тех или иных обстоятельств.
Конечно-же есть в буддизме добро и зло - это благое и неблагое (kusala и akusala), а правильное на них различение, это мудрость (prajna).

Например читаем словарь русского языка:
Ушаков:
добро
1. Положительное начало в нравственности, антоним. зло.
2. То, что хорошо, полезно, приятно.
3. Доброе дело, добрые поступки.

зло
1. Дурное, греховное, вредное;
Даль:
В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.
Это и есть благое и неблагое, благо и вред.

БСЭ:
Добро и зло, нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.
Т.е. добро и зло, это позитивная или негативная оценка - хорошо и плохо. Правильно оценивать, это мудрость.

Отличие буддийского понимания добра и зла от веры в добро и зло в том, к чему и как эта оценка применяется, в отсуствии абстрактного добра и зла -- в буддизме добро или зло относится к поведению, а для верующего, кроме этого, ещё может быть абстракция, предмет веры, нечто добро или зло, потому что он верит, что это так и не иначе. Для буддиста добрый или злой - во-первых - образ действий, а для верующего - может быть ещё и душа. И выводы соответственно - для буддиста можно исправить поведение, а для верующего, если он концентрируется на душе, то только убить или поверить. (Для верующего возможен еще такой абсурд как злой человек делающий добро или делающий зло добрый человек, всеравно остающийся при этом добрым.)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кузьма
заблокирован


Зарегистрирован: 20.04.2006
Суждений: 314

53907СообщениеДобавлено: Чт 05 Июн 08, 23:57 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой


Добро и зло - это формы привязанностей. Добро положительная привязанность, к красивым формам, приятным звукам, приятным ощущениям и т. д. Зло отритцательная привязанность к тому что считается некрасивым, неприятным. Всё это субъективно, то что для одного кажется красивым, другому может показатся безобразным.
С точки зрения буддизма любая привязанность зло, как положительная так и отритцательная.

_________________
Вы видели Матрицу ? Её совершенство ? Миллиарды людей живут полноценной жизнью...во сне!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

53908СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 00:16 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кузьма пишет:
Добро и зло - это формы привязанностей. Добро положительная привязанность, к красивым формам, приятным звукам, приятным ощущениям и т. д. Зло отритцательная привязанность к тому что считается некрасивым, неприятным. Всё это субъективно, то что для одного кажется красивым, другому может показатся безобразным. С точки зрения буддизма любая привязанность зло, как положительная так и отритцательная.
Видимо такое ложное понимание добра и зла приписали буддизму всякие эзотерики и брахманисты, типа Ошо. Привязанность к благому поведению всегда Буддой прославлялась.

ps. Чтоб не оставлять этот тред без цитаты на английском:
MPPS, p.447:
     Thus, in the time of the Buddha, there was a blind (andha) bhikṣu whose eyes no longer could see.805 One day he was mending his robes and he could not thread his needle (sūcī). He said: "May anyone who wants to gain merit (puṇya) thread my needle for me." The Buddha came and said to him: "I am a man who wants to gain merit; I am here to thread your needle." Recognizing the voice of the Buddha, the bhikṣu got up immediately, put away his robes and prostrated at the Buddha's feet, saying: "The Buddha fulfills all the qualities (paripūrṇapuṇya); why does he say that he wants to gain merit?" The Buddha answered: "Even though my merits are complete, I recognize the deep cause (read yin = hetu), fruit (phala) and power (bala) of these qualities. If I have obtained the foremost place among all beings, it is as a result of these qualities. That is why I love them." Having praised the qualities, the Buddha then preached the Dharma according to his wishes. The bhikṣu obtained the purity of the Dharma-eye (dharmacakṣurviśuddhi) and his fleshly eyes (māṃsacakṣus) recovered their sight.
______
     805 This anecdote, which the Mppś will repeat at k. 26, p. 249b, is taken from the Śibijātaka as it is told in the Avadānaśataka, I, p. 182-183 (tr. Feer, p. 124-125):
     Buddha Bhagavan Śrāvastyāṃ viharati jetavane 'nāthapiṇḍadasyārāme. tena khalu samayena .... puṇyair labdharamo 'ham bhikṣo puṇyair ato me tṛptir nāstḥiti.
     In the Siuan tsi po yuan king, T 200, no. 33, k. 4, p. 218a, where the anecdote is also told, the blind bhikṣu is called Che p'o (44; 38 and 8), i.e., Śiva.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
nilla



Зарегистрирован: 17.06.2007
Суждений: 643
Откуда: Москва

53910СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 00:44 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В состоянии двойственности всегда будет различение.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

53911СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 00:47 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

nilla пишет:
В состоянии двойственности всегда будет различение.
Различение - это мудрость.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Karma Dorje



Зарегистрирован: 20.12.2007
Суждений: 350
Откуда: Tuva or Bust

53925СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 11:57 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Насчет добра и зла может быть стоит рассмотреть с точки зрения заблуждений и привязанностей, всяких там неведений и пр.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

53938СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 14:11 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test, проблема благого и неблагого в изменчивости самого восприятия. Для жаждущего глоток воды - наслаждение. Для пресыщенного - мука. Для безмятежного - глоток воды. Привязанности создают неведение и неблагие взгляды.
Мудрость, праджня - есть безмятежное восприятие. Только полагание чего-то благим - не праджня, а привязанность. Следование чему-то как благому лишь по причине того, что некто сказал - это благое - не является праджней, а является привязанностью, неведением и неблагим поведением, приводящим к страданиям.

Это легко понять на примере воспитания детей. Если Вы требуете от ребенка определенного поведения, называя его хорошим, но при этом ни мотивы этого поведения, ни результаты ребенку не ясны, он испытывает страдания от необходимости этого поведения придерживаться. Таким образом "благое" знание приводит к неблагим результатам.

Не опираясь на праджню нет возможности различать благое и неблагое. Не опрокинув ложные воззрения нет возможности опереться на праджню. Не устремившись к безмятежности нет возможности опрокинуть ложные воззрения.

Поэтому только полагать: это - благое, а это - неблагое, является неблагим взглядом, влекущим страдания. Прежде необходимо отбросить неблагие взгляды, в том числе о том, что считать добром, а что считать злом. Придерживаться же ограниченных воззрений - значит не обрести опоры в праджне.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Neroli
Принцесса на горошине


Зарегистрирован: 24.05.2005
Суждений: 1719

53940СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 14:34 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вы всетки о чем говорите, о различающем поведении или о различающем восприятии?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

53948СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 17:15 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Neroli пишет:
Вы всетки о чем говорите, о различающем поведении или о различающем восприятии?
Что такое "различающее поведение", о, ангел?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Neroli
Принцесса на горошине


Зарегистрирован: 24.05.2005
Суждений: 1719

53949СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 17:20 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test, ты сказал:
Цитата:
в буддизме добро или зло относится к поведению
ну вот я и придумала терминнн...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

53952СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 17:28 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Neroli пишет:
Цитата:
Вы всетки о чем говорите, о различающем поведении или о различающем восприятии?
test, ты сказал:
Цитата:
в буддизме добро или зло относится к поведению
ну вот я и придумала терминнн...
Тоесть о мудрости разлчающей поведение на благое и неблагое.
А что такое, тогда, "различающее восприятие"?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Neroli
Принцесса на горошине


Зарегистрирован: 24.05.2005
Суждений: 1719

53953СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 17:30 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
А что такое, тогда, "различающее восприятие"?
Это когда событие происходит, а ты его оцениваешь.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Samedy
барон


Зарегистрирован: 23.05.2005
Суждений: 638

53954СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 17:39 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Neroli пишет:
Цитата:
А что такое, тогда, "различающее восприятие"?
Это когда событие происходит, а ты его оцениваешь.
А это разве не функция сознания-ума?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

53955СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 17:44 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Neroli пишет:
Цитата:
А что такое, тогда, "различающее восприятие"?
Это когда событие происходит, а ты его оцениваешь.
Тогда, я про оба. Благое-неблагое различение относится и к поступкам, и к плодам - от неблагих постубпов, по закону кармы, неблагие плоды.

Т.е., другими словами: от злых злые, от добрых добрые, от хороших хорошие, от плохих плохие.


Последний раз редактировалось: test (Пт 06 Июн 08, 17:51), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Neroli
Принцесса на горошине


Зарегистрирован: 24.05.2005
Суждений: 1719

53956СообщениеДобавлено: Пт 06 Июн 08, 17:51 (16 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
А это разве не функция сознания-ума?
Ну вроде бы это функция, от которой требуется освободиться.
Но надо ли стремиться к освобождению от... как там... Smile "от мудрости различающей поведение на благое и неблагое"?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.027 (0.162) u0.011 s0.004, 18 0.013 [256/0]