Добро и зло - категории лежащие в плоскости прежде всего христианского мировосприятия. Сложно будет говорить о Буддизме в рамках христианских представлений.
БТР пишет:
В Буддизме категории добра и зла - это только категории различающего, двойственного сознания, омраченного привязанностями и страхами.
Straga пишет:
Будизм не разделяет добра и зла ибо в будизме нет таких понятий все имеет цельную форму и проявляется в тех или иных условиях для тех или иных обстоятельств.
Конечно-же есть в буддизме добро и зло - это благое и неблагое (kusala и akusala), а правильное на них различение, это мудрость (prajna).
Например читаем словарь русского языка:
Ушаков:
добро
1. Положительное начало в нравственности, антоним. зло.
2. То, что хорошо, полезно, приятно.
3. Доброе дело, добрые поступки.
зло
1. Дурное, греховное, вредное;
Даль:
В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.
Это и есть благое и неблагое, благо и вред.
БСЭ:
Добро и зло, нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.
Т.е. добро и зло, это позитивная или негативная оценка - хорошо и плохо. Правильно оценивать, это мудрость.
Отличие буддийского понимания добра и зла от веры в добро и зло в том, к чему и как эта оценка применяется, в отсуствии абстрактного добра и зла -- в буддизме добро или зло относится к поведению, а для верующего, кроме этого, ещё может быть абстракция, предмет веры, нечто добро или зло, потому что он верит, что это так и не иначе. Для буддиста добрый или злой - во-первых - образ действий, а для верующего - может быть ещё и душа. И выводы соответственно - для буддиста можно исправить поведение, а для верующего, если он концентрируется на душе, то только убить или поверить. (Для верующего возможен еще такой абсурд как злой человек делающий добро или делающий зло добрый человек, всеравно остающийся при этом добрым.)
№53907Добавлено: Чт 05 Июн 08, 23:57 (16 лет тому назад)
Добро и зло - это формы привязанностей. Добро положительная привязанность, к красивым формам, приятным звукам, приятным ощущениям и т. д. Зло отритцательная привязанность к тому что считается некрасивым, неприятным. Всё это субъективно, то что для одного кажется красивым, другому может показатся безобразным.
С точки зрения буддизма любая привязанность зло, как положительная так и отритцательная. _________________ Вы видели Матрицу ? Её совершенство ? Миллиарды людей живут полноценной жизнью...во сне!
№53908Добавлено: Пт 06 Июн 08, 00:16 (16 лет тому назад)
Кузьма пишет:
Добро и зло - это формы привязанностей. Добро положительная привязанность, к красивым формам, приятным звукам, приятным ощущениям и т. д. Зло отритцательная привязанность к тому что считается некрасивым, неприятным. Всё это субъективно, то что для одного кажется красивым, другому может показатся безобразным. С точки зрения буддизма любая привязанность зло, как положительная так и отритцательная.
Видимо такое ложное понимание добра и зла приписали буддизму всякие эзотерики и брахманисты, типа Ошо. Привязанность к благому поведению всегда Буддой прославлялась.
ps. Чтоб не оставлять этот тред без цитаты на английском:
MPPS, p.447:
Thus, in the time of the Buddha, there was a blind (andha) bhikṣu whose eyes no longer could see.805 One day he was mending his robes and he could not thread his needle (sūcī). He said: "May anyone who wants to gain merit (puṇya) thread my needle for me." The Buddha came and said to him: "I am a man who wants to gain merit; I am here to thread your needle." Recognizing the voice of the Buddha, the bhikṣu got up immediately, put away his robes and prostrated at the Buddha's feet, saying: "The Buddha fulfills all the qualities (paripūrṇapuṇya); why does he say that he wants to gain merit?" The Buddha answered: "Even though my merits are complete, I recognize the deep cause (read yin = hetu), fruit (phala) and power (bala) of these qualities. If I have obtained the foremost place among all beings, it is as a result of these qualities. That is why I love them." Having praised the qualities, the Buddha then preached the Dharma according to his wishes. The bhikṣu obtained the purity of the Dharma-eye (dharmacakṣurviśuddhi) and his fleshly eyes (māṃsacakṣus) recovered their sight.
______
805 This anecdote, which the Mppś will repeat at k. 26, p. 249b, is taken from the Śibijātaka as it is told in the Avadānaśataka, I, p. 182-183 (tr. Feer, p. 124-125):
Buddha Bhagavan Śrāvastyāṃ viharati jetavane 'nāthapiṇḍadasyārāme. tena khalu samayena .... puṇyair labdharamo 'ham bhikṣo puṇyair ato me tṛptir nāstḥiti.
In the Siuan tsi po yuan king, T 200, no. 33, k. 4, p. 218a, where the anecdote is also told, the blind bhikṣu is called Che p'o (44; 38 and 8), i.e., Śiva.
№53938Добавлено: Пт 06 Июн 08, 14:11 (16 лет тому назад)
test, проблема благого и неблагого в изменчивости самого восприятия. Для жаждущего глоток воды - наслаждение. Для пресыщенного - мука. Для безмятежного - глоток воды. Привязанности создают неведение и неблагие взгляды.
Мудрость, праджня - есть безмятежное восприятие. Только полагание чего-то благим - не праджня, а привязанность. Следование чему-то как благому лишь по причине того, что некто сказал - это благое - не является праджней, а является привязанностью, неведением и неблагим поведением, приводящим к страданиям.
Это легко понять на примере воспитания детей. Если Вы требуете от ребенка определенного поведения, называя его хорошим, но при этом ни мотивы этого поведения, ни результаты ребенку не ясны, он испытывает страдания от необходимости этого поведения придерживаться. Таким образом "благое" знание приводит к неблагим результатам.
Не опираясь на праджню нет возможности различать благое и неблагое. Не опрокинув ложные воззрения нет возможности опереться на праджню. Не устремившись к безмятежности нет возможности опрокинуть ложные воззрения.
Поэтому только полагать: это - благое, а это - неблагое, является неблагим взглядом, влекущим страдания. Прежде необходимо отбросить неблагие взгляды, в том числе о том, что считать добром, а что считать злом. Придерживаться же ограниченных воззрений - значит не обрести опоры в праджне. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№53956Добавлено: Пт 06 Июн 08, 17:51 (16 лет тому назад)
Цитата:
А это разве не функция сознания-ума?
Ну вроде бы это функция, от которой требуется освободиться.
Но надо ли стремиться к освобождению от... как там... "от мудрости различающей поведение на благое и неблагое"?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы