№60074Добавлено: Вт 16 Дек 08, 04:36 (16 лет тому назад)
КИ пишет:
Цитата:
А что, какой-то ещё "обьективный" бывает?
Фраза "субъективный опыт" не подразумевает, что полагается и некий "объективный опыт". А понятие "объективный опыт" существует и совсем не редкость.
С первым, в принципе, согласен. В контексте диалога уточнение (формально не нужное) могло быть оправданным.
Что же касается "объективного опыта", в данном случае это может быть, пожалуй, только "объектизированный", сверенный опыт. Остающийся всё равно субъективным.
Последний раз редактировалось: Рауха (Вт 16 Дек 08, 05:53), всего редактировалось 1 раз
Опыт - в философии в традиционном смысле чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира. Широкое распространение получила т. зр., согласно к-рой О. является единственным источником всякого знания (Эмпиризм, Сенсуализм). При этом материализм признавал внешний, объективный, независимый от сознания источник О. Созерцательность домарксового материализма сказалась в понимании этого вопроса т. обр., что О. рассматривался лишь как результат пассивного восприятия внешнего мира. Но сам по себе чувственный О. не дает всеобщего и необходимого знания, а схватывает лишь внешнюю, поверхностную сторону явлений объективного мира. Как реакция против недостатков созерцательного материализма в толковании понятия «О.» возникли, с одной стороны, рационализм, а о др. - субъективно-идеалистическое и агностическое понимание О. Последнее сводило О. к различным состояниям сознания субъекта (переживания, ощущения, восприятия, словесные высказывания, теоретические построения мышления), а его источник либо игнорировало, либо объявляло, принципиально непознаваемым. Особую позицию в этом вопросе занимал Кант. Он считал, что хаотические воздействия объекта («вещь в себе») на сознание превращаются в О. лишь в результате упорядочивающей деятельности априорных (доопытных) форм рассудка. Однако в постановке вопроса Кантом, несмотря на идеализм, содержится рациональный смысл - это идея об активности мышления субъекта в познании. Совр. позитивиэм, сводя О. к ощущениям, чувственным переживаниям человека и т. п., по существу, отрицает возможность и необходимость постановки и решения вопроса о том, что стоит за таким О., т. е. о существовании реального, независимого от сознания, мира, считая этот вопрос «псевдовопросом». Используя достижения предшествующей философии и продолжая традиции материализма, марксизм преодолел созерцательный характер толкования О.: признавая опыт вторичным, производным по отношению к объективной реальности, марксистская философия определяет его не как пассивное содержание сознания, а как практическое воздействие человека на внешний мир. В процессе этого воздействия открываются необходимые связи, свойства, закономерности явлений, отыскиваются и испытываются целесообразные методы и средства деятельности и т. д. Т. обр., О. понимается и как взаимодействие общественного субъекта с внешним миром, и как результат такого взаимодействия. В таком понимании О, непосредственно сливается со всей совокупной общественной практикой. О. служит важнейшим средством обогащения науки, развития теории и практики. О. наз. также научный эксперимент и наблюдение.
И каким, по-Вашему, должен быть "объективный опыт" с буддийской позиции?
№60082Добавлено: Вт 16 Дек 08, 04:59 (16 лет тому назад)
Я разве говорил про "буддийскую традицию"? Я сказал, что термин такой существует. То есть, его можно в определенных контекстах использовать. С буддийкой традиции "объективным опытом" является то, что дается чистой эмпирикой. _________________ Буддизм чистой воды
№60086Добавлено: Вт 16 Дек 08, 05:22 (16 лет тому назад)
КИ пишет:
Я разве говорил про "буддийскую традицию"? Я сказал, что термин такой существует. То есть, его можно в определенных контекстах использовать. С буддийкой традиции "объективным опытом" является то, что дается чистой эмпирикой.
Т.е., то, что подтверждается извне, в первую очередь другими людьми. Эмпирика абстрагирующаяся от этого подтверждения - обьект изучения психиаторов, не так ли?
Стало быть, корректней речь вести об "объективизации", а не об "обьективности".
№60088Добавлено: Вт 16 Дек 08, 05:28 (16 лет тому назад)
Эмпирика это чувственное. Про других людей речи не шло. Есть чувственное, а есть его осмысление. Первое единично, безошибочно, объективно, второе - субъективно. _________________ Буддизм чистой воды
№60092Добавлено: Вт 16 Дек 08, 05:47 (16 лет тому назад)
КИ пишет:
Эмпирика это чувственное. Про других людей речи не шло. Есть чувственное, а есть его осмысление. Первое единично, безошибочно, объективно, второе - субъективно.
Чувственное, не подтверждаемое никак и никем извне становиться патологией, и на роль "объективного" не катит ни с какой позиции. Игнорируя задаваемый через социум дискурс рассуждения об "объективном" совершенно бессмысленны.
№60096Добавлено: Вт 16 Дек 08, 05:59 (16 лет тому назад)
Знание о других так же дается чувственным, затем осмысляется, и полученные образы как-то используются. Чистая эмпирика всегда первична для верного знания. А верность выводного\понятйного следует из верной логики. _________________ Буддизм чистой воды
№60143Добавлено: Ср 17 Дек 08, 00:45 (16 лет тому назад)
КИ пишет:
Знание о других так же дается чувственным, затем осмысляется, и полученные образы как-то используются.
В таком случае, стоит отметить, что именно эта разновидность "чувственного знания" (на самом деле чувственного только отчасти) и детерминирует чувственное восприятие...
Цитата:
Чистая эмпирика всегда первична для верного знания.
"Чистая эмпирика" - довольно нелепая абстракция. Сознательные образы всегда комплексны, любая их дискретность условна.
Цитата:
А верность выводного\понятйного следует из верной логики.
Подобострастное отношение к "верной логике" (не путать с самма диттхи) не порождает ничего кроме ограниченности сознания.
№60147Добавлено: Ср 17 Дек 08, 01:44 (16 лет тому назад)
"Чистая эмпирика" понимается в буддмизме, как самые первичные моменты восприятия, которые до любой ментальной конституции реальности. Именно это называется "чистым восприятием". Уже оформленные образы объектов относятся к знанию с элементом ложности - викальпа. _________________ Буддизм чистой воды
№60170Добавлено: Ср 17 Дек 08, 03:37 (16 лет тому назад)
КИ пишет:
"Чистая эмпирика" понимается в буддмизме, как самые первичные моменты восприятия, которые до любой ментальной конституции реальности. Именно это называется "чистым восприятием". Уже оформленные образы объектов относятся к знанию с элементом ложности - викальпа.
"Перцептивный детерминизм" более чем условен. Это не более чем дидактический и не универсальный метод.
Обозначить обратный порядок зависимости вполне допустимо, а в отдельных случаях - предпочтительно.
№60182Добавлено: Ср 17 Дек 08, 04:43 (16 лет тому назад)
А почему "детерминизм"? Как раз в буддизме есть учение под названием "нираламбанавада", которое говорит о том, что номинальное не происходит (не опирается) из эмпирического. _________________ Буддизм чистой воды
№60195Добавлено: Ср 17 Дек 08, 05:42 (16 лет тому назад)
КИ пишет:
А почему "детерминизм"? Как раз в буддизме есть учение под названием "нираламбанавада", которое говорит о том, что номинальное не происходит (не опирается) из эмпирического.
Вот именно.
Посему утверждение некоего примата "чистой эмпирики" ...
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы