№40756Добавлено: Пт 14 Сен 07, 13:20 (17 лет тому назад)
Если оставить в стороне "юридическую" трактовку кармы у Шохина, которая не имеет отношения к буддийской теории кармы, то остается вопрос, каким образом обитатели из низших сфер существования могут обрести рождение в высших сферах. Проблему сформулировал Юрий Тихонравов в своем блоге.
Здесь прозвучала мысль, что обитатели низших царств - не могут продуцировать камму, поскольку не в состоянии осуществлять осознанные намеренные поступки. Это махаянский взгляд? Насколько я понимаю, он не соответствует палийским суттам и абхидхамме. В Балапандита-сутте Будда указывает, что сверхдлительный срок пребывания в адской форме рождения обусловлен тем, что в аду отсутствует праведный образ жизни, добродетельные поступки и добродетельное состояние ума. Из его слов можно сделать вывод, что обитатели ада продуцируют камму, которая ведет к воспроизводству адской формы рождения. Когда понимаешь это, характеристика "драгоценное" применительно к рождению в человеческой форме уже не кажется простым риторическим украшением. _________________ Саббамангалам!
№40762Добавлено: Пт 14 Сен 07, 14:08 (17 лет тому назад)
Цитата:
Насколько я понимаю, он не соответствует палийским суттам и абхидхамме.
Соответствует классической абхидхарме, что касается животных и богов высших сфер. У Рудого (или Островской) читал об этом. Жители ада смотря какие - если они могут действоваьт сознательно, и сознательно совершают неблагое, то конечно они создают плохую карму. А если пассивно мучаются, то уже нет. Простая логика - карму создают только сознательные поступки. Где их нет по каким-то причинам, там и не создается новая карма. А старая расходуется, как семена из мешка. _________________ Буддизм чистой воды
№40764Добавлено: Пт 14 Сен 07, 14:12 (17 лет тому назад)
Если утверждение встречается у Рудого или Островской, то оно, скорее всего, взято из Абхидхармакоши. Было бы интересно посмотреть на источник.
Что касается осознанности. Карма - это четана? Четана присутствует во всяком моменте психической деятельности? У животных она присутствует? _________________ Саббамангалам!
№40765Добавлено: Пт 14 Сен 07, 14:37 (17 лет тому назад)
Вот что поиском навскидку нашел у них (было еще на эту тему, на сейчас не попалось):
К неблагоприятным формам существования при-
надлежат такие обитатели чувственного мира, как
животные, голодные духи и нараки — кромешники,
страждущие в адских узилищах вследствие дурной
кармы. Адское рождение — явление временное, как
и все в сансаре. Когда дурное кармическое следствие
приходит к своему исчерпанию, нарака умирает и
его сознание вступает в благую (человеческую) фор-
му существования. Аналогичное происходит и с жи-
вотными, и с голодными духами.
.....
В адских вместилищах, как, впрочем, и в божествен-
ных сферах, живые существа не обладают способностью
что-либо изменить относительно настоящей формы свое-
го существования, ибо эта форма есть ни что иное, как
процесс созревания плода деятельности. Плод деятельно-
сти созреет окончательно в момент смерти живого суще-
ства (именно в канун умирания в аду его обитатели снова
обретают корни благого). То же самое можно сказать
и применительно к таким типам живых существ, как го-
лодные духи и животные. Таким образом, «деятельность»
как категория буддийской культуры характеризует чело-
веческую уникальность в аспекте сознательного волеизъ-
явления. Человек зависит от результатов действий созна-
ния в прошлых — человеческих же — рождениях, но
в своей нынешней жизни он волен избрать благие пути де-
ятельности. Никакая участь, судьба, никакой внешний по
отношению к его сознанию проект не довлеет над ним.
В силу одного только этого человеческая форма существо-
вания рассматривается как драгоценная возможность при-
нять прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, т. е. сознатель-
но избрать стезю религиозной жизни, единственный путь
победы над страданием.
№40767Добавлено: Пт 14 Сен 07, 14:51 (17 лет тому назад)
Я правильно понимаю, что из приведенного отрывка следует, что деятельность - в смысле кармы, - возможность, существующая только для людей? Все остальные типы рождений - кармически пассивные состояния? _________________ Саббамангалам!
№40768Добавлено: Пт 14 Сен 07, 14:55 (17 лет тому назад)
Ну, тут я позволю себе немножко собственное мнение - я думаю, что не все пассивны, а только крайние сферы. Чем ближе к людям, тем больше возможности для сознательной (волевой) деятельности, которая может повлиять на будущее. _________________ Буддизм чистой воды
№40769Добавлено: Пт 14 Сен 07, 15:05 (17 лет тому назад)
Описанная картина у меня вызывает сомнения. Если анализировать составляющие сознания, чем таким животные и боги отличаются от людей принципиально от людей, что не могут совершать кармически значимые поступки? У них отсутствует намерения? Намерения их необусловлены аффектами? _________________ Саббамангалам!
№40772Добавлено: Пт 14 Сен 07, 15:21 (17 лет тому назад)
fkruk пишет:
Описанная картина у меня вызывает сомнения. Если анализировать составляющие сознания, чем таким животные и боги отличаются от людей принципиально от людей, что не могут совершать кармически значимые поступки? У них отсутствует намерения? Намерения их необусловлены аффектами?
У них отсутствует возможность сознательного выбора, а имеется действие в силу накопленных причин. Если нечто обусловленно "аффектами" чисто механически, без возможности изменения ситуации в данный момент, то такое действие не создает новой кармы. В цитате из Рудого все очень толково сказано. _________________ Буддизм чистой воды
№40773Добавлено: Пт 14 Сен 07, 15:24 (17 лет тому назад)
Это легко понять даже не воображая себе животных, или голодных духов.
Когда Вы завидуете кому-то или чему-то, Ваше восприятие, Ваше понимание, Ваши устремления, Ваши мысли, Ваши слова, Ваши действия направляются завистью. Это не значит, что у Вас нет волевых действий, просто они ограничены тем, что Вы воспринимаете.
Если Вы видите вокруг себя враждебный к Вам мир, Вы действуете исходя из того, что он - враждебный. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№40777Добавлено: Пт 14 Сен 07, 15:33 (17 лет тому назад)
БТР, это я представить могу. Я не могу понять, почему деятельность под влиянием зависти при этом не имеет кармических последствий. _________________ Саббамангалам!
№40778Добавлено: Пт 14 Сен 07, 15:33 (17 лет тому назад)
fkruk пишет:
КИ, хотелось бы поподробнее. Возможность сознательного выбора - это какая дхарма?
Это не дхарма, а скорее определенная ситуация в их комбинации, где нет сильных влияний на текущую психическую деятельность. Например, если человек под действием сильных лекарств и в полубессознательном состоянии, то он не может свободно действовать. Существа в низших и высших локах примерно в таком положении. _________________ Буддизм чистой воды
№40779Добавлено: Пт 14 Сен 07, 15:35 (17 лет тому назад)
fkruk пишет:
БТР, это я представить могу. Я не могу понять, почему деятельность под влиянием зависти при этом не имеет кармических последствий.
Имеет, просто дело в том, что эта деятельность уже ограничена и предопределена сложившейся кармой, а причины этой кармы лежат за пределами зависти, то есть как зависть сформирована определенными действиями, так и последствия зависти так же предопределены прежде всего теми действиями, а не действиями, которые совершаются под влиянием зависти. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№40780Добавлено: Пт 14 Сен 07, 15:36 (17 лет тому назад)
fkruk пишет:
БТР, это я представить могу. Я не могу понять, почему деятельность под влиянием зависти при этом не имеет кармических последствий.
У животных ведь нет осознанной зависти. А те редкие исключения, которые можно видеть в поведении домашних животных, не являются определяющими. _________________ Буддизм чистой воды
№40781Добавлено: Пт 14 Сен 07, 15:38 (17 лет тому назад)
Представьте себе, что Вы плаваете на лодке по озеру и видите как где-то вдалеке вода устремляется к одной точке. Вы направляетесь туда и попадаете в сильное течение. Вы еще можете уплыть, но Вам любопытно, что это такое. И тут Вы попадаете в водопад. Вы уже не можете ничего сделать, Ваши действия не изменят результата, Вы и Ваша лодка упадете вместе с падающей водой и далее Вас будет нести стремнина, пока вода не успокоится.
Вы можете что-то делать падая, Вы можете что-то делать на стремнине, но Ваши действия оказываются очень незначительными, не имеющими последствий, по сравнению с действием совершаемым мощным потоком воды. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы