Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Медицина и идеал бодхисаттвы

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1004

26258СообщениеДобавлено: Пт 15 Дек 06, 18:20 (18 лет тому назад)    Медицина и идеал бодхисаттвы Ответ с цитатой

Продолжая тему полезности и практичности техники внимательности, хочу заметить, что вопрос о том, почему профессия врача не включена в идеал бодхисаттвы, мне кажется интересным. Казалось бы, точнее говоря, исходя из стереотипов современного человека и современных ценностей, в которых одной из ключевых является здоровье, если ты хочешь освободить от страданий все ощущающие существа, то стань врачом, попробуй хотя бы вылечить как можно больше живых существ от всяческих болезней, тем самым хотя бы временно, в этой жизни облегчив им физические и душевные страдания.

Почему среди буддистов нет стремления к медицине, как фундаментальному средству реализации идеала бодхисаттвы? Незримо и неосознаваемо действуют современные индивидуалические ценности или изначальная социальная буддийская пассивность и интравертность?

Продолжая оставаться дилетантом в истории философии буддизма, я не могу оценить традиционное место медицины в буддийских практиках и не понимаю соотношения медицины и идеала боддхисатвы в самих буддийских традициях, внутри традиционного мышления. Но навскидку мне кажется, что принципиально ценность здоровья была включена в перспективу буддийской практики отказом Будды Шакьямуни от крайностей. В том числе и крайности аскетизма, который, понятное дело, ставит здоровье практика в экстремальные условия, если не окончательно подрывает его, превращая практика в не-человеческое существо. В то же время, как мне кажется, этот вопрос не может быть в полной мере адресован Тхераваде с ее идеалом монаха, как 100%-практика.

В Махаяне,  единственная ассоциация которая у меня возникает, - это тибетсткая медицина, т.е. вопрос должен быть адресован тантрической традиции.

Можно еще продвинуться в этом направлении? Можно ли проследить постановку этого вопроса внутри самих традиций?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

26260СообщениеДобавлено: Пт 15 Дек 06, 18:40 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ведь есть же целый Будда Медицины. А тибетская медицина вся насквозь буддийская.

Цитата:
Почему среди буддистов нет стремления к медицине, как фундаментальному средству реализации идеала бодхисаттвы? Незримо и неосознаваемо действуют современные индивидуалические ценности или изначальная социальная буддийская пассивность и интравертность?
У буддистов не социальная пассивность, это часто путают, буддисты "за" справедивое социальное устройство. У нас просто в менталитете запрограммировано, что если не пассив, то надо обязательно бунтовать или выражать недовольство.

Можно почитать про Ашоку, сколько он всего сделал в социальном плане, когда стал буддистом.
http://en.wikipedia.org/wiki/Asoka
http://en.wikipedia.org/wiki/Edicts_of_Ashoka
Цитата:
   "Dhamma is good, but what constitutes Dhamma? (It includes) little evil, much good, kindness, generosity, truthfulness and purity." Pilar Edict Nb2 (S. Dhammika)

   "And noble deeds of Dhamma and the practice of Dhamma consist of having kindness, generosity, truthfulness, purity, gentleness and goodness increase among the people." Rock Pilar Nb7 (S. Dhammika)
В том числе и устраивал лечебницы для людей и для животных.
Цитата:
Everywhere within Beloved-of-the-Gods, King Piyadasi’s domain, and among the people beyond the borders, the Cholas, the Pandyas, the Satiyaputras, the Keralaputras, as far as Tamraparni and where the Greek king Antiochos rules, and among the kings who are neighbors of Antiochos, everywhere has Beloved-of-the-Gods, King Piyadasi, made provision for two types of medical treatment: medical treatment for humans and medical treatment for animals. Wherever medical herbs suitable for humans or animals are not available, I have had them imported and grown. Wherever medical roots or fruits are not available I have had them imported and grown. Along roads I have had wells dug and trees planted for the benefit of humans and animals.” Rock Edict Nb2 (S. Dhammika)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1004

26264СообщениеДобавлено: Пт 15 Дек 06, 19:10 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Да, Будда Медицины есть, я слышал об этом и видел, кажется, в рассылке В. Павлова сообщение о проведении соответствующих ритуалов тибетскими ламами не помню сейчас в каком российском центре.

Существование Будды Медицины свидетельствует о том, что рядоположение этих двух понятий не чуждо буддизму. Но это не ответ на вопрос о соотношении медицины, проще, профессии врача, и идеала бодхисаттвы. Или, точнее говоря, если продолжать это рядоположение, то надо понять историю возникновения Будды Медицины.

По поводу Ашоки. Не надо смешивать деятельность выдающихся исторических деятелей и структуру традиционных ценностей и институтов. Я бы понял и оценил Ваше возражение, если бы Вы привели институциональную реакцию, например, буддийский аналог христианских сестер милосердия, которые, если я не ошибаюсь, положили начало структурному подразделению медсестер в западной медицине.

Да, Ашока велик, в том числе, возможно, и в делах милосердия, но это, на мой взгляд, не по существу в связи с обсуждаемым вопросом.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1004

26267СообщениеДобавлено: Пт 15 Дек 06, 20:10 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вот нашел кое-что о Будде медицины на сайте по тибетской медицине Menla.ru
http://www.menla.ru/buddamed.htm

"Полное имя Будды Медицины - Бхайшаджья-гуру Вандурья, Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния. На традиционных тибетских танках Лазуритовый Будда часто изображается в сопровождении семи других Будд Медицины, одним из которых является сам Будда Шакьямуни.
...
Наиболее отличительная особенность Будды Медицины - это его цвет - глубокий синий цвет лазурита. Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния - один из наиболее почитаемых фигур буддийского пантеона. В Сутрах говорится, что перерождение в восточной Чистой земле Будды Медицины считается таким же высоким, как и перерождение в Сукхавати - западным рае Амитабхи. Начитывание мантры Манла, или даже простое повторение его святого имени, как считают, достаточно для освобождения от трех низких рождений, защищает от опасностей на море и избавляет от преждевременной смерти. В одной из главных Сутр Будда Шакьямуни так говорит своему близкому ученику Ананде:
"Если живые существа [погружённые в пучину страданий сансары] слышат имя Татхагаты Исцеляющего Учителя Лазуритового Сияния, и с предельной искренностью принимают его и помнят о нём, не имея никаких сомнений, тогда не падут они на путь плохих перерождений."
...
В Тибете считается, что искусство исцеления пришло от Будды Медицины. Через него эти учения воплотились в Четыре Медицинские Тантры, основу Тибетской Медицины. Согласно Четырём Тантрам основная причина всех болезней заключена в трёх ядах - неведении, привязанности и гневе. Эти три коренные омрачения ведут к разбаласировке трёх доша (ветер, желчь и слизь); семи составляющих тела (кровь, плоть, кости и т.д.); и трёх видов нечистот. Итого двадцать пять.
...
Таким образом, первая задача при лечении болезни и поддержании здоровья - это приведение различных элементов тела в гармонию, что достигается с помощью четырёх типов лечения. Первые два - это изменения в питании и образе жизни. Затем прописываются лекарства, а если это не помогает, тогда применяются такие методы, как прижигание, кровопускание и другие".

Ритуал разрушения песчаной мандалы Будды медицины
http://www.regnum.ru/news/724747.html

"Возведение песчаной мандалы, символизирующей модель мироустройство и одновременно дом божества, дарующего здоровье, проходило с 13 по 18 октября. Рельефный узор из разноцветного песка, согласно буддийским верованиям, очищает пространство, благотворно воздействуя на здоровье живых существ. Церемония включает в себя построение мандалы, ее демонстрацию и разрушение, что подчеркивает непостоянство всего сущего. Церемония разрушения мандалы в Цаган-Амане продолжалась 4 часа … Обряд провели провели четыре монаха тантрического монастыря Гъюдмед (Индия) под руководством ламы Тубтена Шакъи. Согласно традиции, часть песка была растворена в водах реки Волги, другая - раздана верующим. Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния Манла - один из наиболее почитаемых Будд буддийского пантеона".

Из всего этого видны ответвления в смысловую окрестность (например) аюрведы, в историю монастыря Гъюдмед и в мифологему чистых земель. Последнее, наверное, наиболее существенно для идентификации места Будды медицины?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
disbalanced



Зарегистрирован: 19.11.2005
Суждений: 63

26269СообщениеДобавлено: Пт 15 Дек 06, 21:10 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Yuriy пишет:

Полное имя Будды Медицины - Бхайшаджья-гуру Вандурья, Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния.

Тут оптечака, не "Вандурья", а "Вайдурья".

Цитата:
На традиционных тибетских танках Лазуритовый Будда часто изображается в сопровождении семи других Будд Медицины, одним из которых является сам Будда Шакьямуни.

На БФ была об этом тема:
http://board.buddhist.ru/showthread.php?p=137305
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM Yahoo MSN
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1004

26272СообщениеДобавлено: Пт 15 Дек 06, 22:39 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Да, я видел эту тему, но там нет ничего, кроме переводов имен будд медицины.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

26273СообщениеДобавлено: Пт 15 Дек 06, 23:00 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В Японии тоже был культ Будды Медицины (Bhaisajya Guru) он там называется Yakushi.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
disbalanced



Зарегистрирован: 19.11.2005
Суждений: 63

26293СообщениеДобавлено: Сб 16 Дек 06, 13:08 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
В Японии тоже был культ Будды Медицины (Bhaisajya Guru) он там называется Yakushi.

Это и есть японское чтение китайского Яоши 藥師.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM Yahoo MSN
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1004

26300СообщениеДобавлено: Сб 16 Дек 06, 14:50 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Во, что я узнал!

Тибетская медицина и культ Будды медицины – это разные ветви тибетского буддизма. Это хорошо видно из структуры обучения и ритуальных практик монахов Гьюмеда.

В общем плане ритуальный аспект культа Будды медицины мне очень напоминает ту часть христианских ритуалов, в которой возносятся молитвы о здравии, прошения об устранении различных препятствий и т.д. К служителям этих культов бессмысленно (более того, неприлично) обращаться с просьбой об излечении конкретной болезни в медицинском смысле этого слова. Не знаю как в Оксфорде и Кембридже (Гьюмед по престижности сравнивают с этими унивеситетами), но в МГУ им. М.В. Ломоносова нет медицинского факультета. Эта дисциплина другого типа, более прикладная, менее фундаментальная, чем, скажем, философия, математика, физика, химия, биология и др.

Таким образом, монахи Гьюмеда, как, по-видимому, и любые другие, не лечат, но молятся «об исцелении душ и телес наших».

Монастырь Гьюдмед основан в Лхассе в 1433 г. учеником ламы Цонкапы Шерабом Сенге, один из двух основных монастырей-университетов школы гелугпа. Выпускники Гьюмеда, который считается столь же престижным, как Оксфорд или Кембридж, получают образование, включающее совершенное знание как сутр (геше), так и и тантр, а также овладевают искусствами обертонного пения, построения песочных мандал и масляных скульптур. В основную программу обучения монахов входят практики Ямантаки,  Чакрасамвары  и  Гухьясамаджи. Этим божествам посвящены длительные, 4-дневные церемонии в июне, январе, октябре соответственно.
http://gyudmed.chat.ru/html/index_02.htm (Гьюмед)


Среди других ритуалов монахов Гьюмеда

БОЛЬШОЙ РИТУАЛ БУДДЫ МЕДИЦИНЫ, который проводится в разных городах мира.

        Будда Медицины отвечает за целительные силы пространства, ему мы обязаны появлением «Четырех медицинских тантр», составляющих основу всемирно известной тибетской медицины, которая устраняет не симптомы, но корень заболевания. В течение двухчасового ритуала монахи подносят Будде Медицины звуки цимбал, колокольчиков и длинных труб и просят его избавить от страданий, сопряженных с недугами разного рода.

        Этот ритуал, основанный на священных текстах и мантрах, призван устранить все препятствия, которые встают на пути к исцелению.

        В разных городах мира на ритуал Будды Медицины приходят те люди, которые хотят получить дополнительную энергию и благословение монахов "Гьюдмеда" для того, чтобы избавиться от страданий будь то физического,  эмоционального, ментального или духовного порядков. Многие из пришедших просят благословения от имени своих заболевших родственников или друзей, они приносят с собой их фотографии, имена или даже элементы их одежды.

        Очень часто ритуал посещают профессиональные врачи и медсестры, психологи и массажисты. Их цель – вобрать в себя целительную энергию пространства, сконцентрированную в зале молитвами монахов Тибета и благопожеланиями и добрыми намерениями всех собравшихся, чтобы затем более эффективно помогать своим пациентам, проявлять к ним больше заботы и сострадания. (курсив мой – Yu.)

После этого ритуала весь вечер можно слышать обертонное пение и звучание священных музыкальных инструментов, обладающее огромным терапевтическим эффектом. Каждый, кто посетил этот ритуал, может получить традиционный защитный шнурок, который наделен силой защищать от болезней и препятствий как внутренних, так и внешних.

http://gyudmed.chat.ru/html/index_02.htm (Другие программы)

Что же такое тогда тибетская медицина, кто ее традиционно хранит и развивает?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
disbalanced



Зарегистрирован: 19.11.2005
Суждений: 63

26663СообщениеДобавлено: Вт 26 Дек 06, 20:36 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Yuriy пишет:

Что же такое тогда тибетская медицина, кто ее традиционно хранит и развивает?

Вот она на упомянутых "Четырёх Тантрах" и основана.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM Yahoo MSN
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1004

26684СообщениеДобавлено: Ср 27 Дек 06, 10:36 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это понятно, но я о другом: в каких  традиционных институтах (монастырях) обучают соответствующим знаниям и практикам?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

26685СообщениеДобавлено: Ср 27 Дек 06, 12:58 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пара кликов в гугле и -
Цитата:
http://www.foruminternational.com/chinatibetmedicine.shtml
This tour of Tibetan Medicine will take us to meet Tibetan doctors both in cities and countryside, to visit Tibetan medical colleges attached to monasteries as well as colleges run by the government to know the past and future of Tibetan medicine.
Медицинские колледжи приаттачены к монастырям.
Цитата:
http://www.samyeling.org/
Kagyu Samye Ling Buddhist Monastery and Tibetan Centre was established in 1967 and is the first and largest of its kind in the West. It is located in a peaceful valley on the banks of the river Esk among the scenic rolling hills of the Scottish borders. As well as a centre of Buddhist wisdom and learning, and offering the highest standards of Buddhist teachings, it is also a centre for the preservation of Tibetan Buddhism, arts, medicine and culture.
Например Самье Линг.
Цитата:
http://www.tibet.ca/en/wtnarchive/1999/10/31_2.html
In a country where a formal education can be found only in a monastery,
Wangchuk was 11 when he entered medical school at the Rikhsum Monastery
in eastern Bhutan
.
А вот в Бутане тоже есть медицинские школы при монастырях, к пр. мон. Rikhsum.

Но как я понял эти школы все-таки не монастыри, а отдельные учреждения.
http://www.tibetmed.org/school_training.htm#Lhasa%20Men-Tsee-Khang
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1004

26686СообщениеДобавлено: Ср 27 Дек 06, 15:00 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Спасибо!

Насколько я понял, Самье Линг в Шотландии.

Я тоже понял, что медшколы - это отдельные учреждения. Интересно также, что согласно
http://www.tibetmed.org/school_training.htm#Lhasa%20Men-Tsee-Khang

среди форм обучения врачей после 1959 г. в Тибете "появилось" общественное обучение:

Цитата:
There are some families that have practiced medicine for generations and skills are handed down usually from father to son – very few women became doctors through this system. Community based training has been in existence for approximately 2,500 years, providing primary health care for the majority of the population.

В описании форм образования врача тибетской медицине до 1959 эта отсутствует, есть только образование в правительственных медшколах, куда могут поступить как миряне, так и монахи (sic!).

Самые знаменитые медшколы: Lhasa Men-Tsee-Khang (основана в 1916 г. 13 Далай Ламой) и

Цитата:
Chogpori Tibetan Medical Center in Lhasa, Tibet, was founded in 1696 by Desi Sangye Gyatso. He was the most influential politician, scholar and famous physician of his time.

Эти две даты и общественная форма обучения, которая, согласно этому источнику, и давала врачей Тибету в течение 2500 лет, говорят  сами за себя.

Получается, что тибетская медицина существовала отдельно от монастырской традиции.

Теперь осталось только понять, когда появилиьс те 4 тантры, на которых основано почитание Будды медицины и сам культ, и все станет на свои места.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

26687СообщениеДобавлено: Ср 27 Дек 06, 15:46 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

На 4х тантрах (Чжуд ши) не почитание основано, а это медицинские трактаты. Там описана диагностика и лечение болезней. Некоторые считают, что эти тантры списаны с конкретных индийских аюрведических трактатов, а некоторые, что нет.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Viresh



Зарегистрирован: 25.11.2006
Суждений: 232

26688СообщениеДобавлено: Ср 27 Дек 06, 16:04 (18 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Джуд-ши полностью списана с Аштанга-хридая-самхиты. Это бесспорный факт, который признавали и все тибетские и непальские доктора, с которыми мне приходилось общатья. В это не верят только борцы за чистоту рядов Smile
_________________
Немного здравого смысла - и от глубокомыслия ничего не останется. (с)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.040 (0.236) u0.021 s0.000, 17 0.019 [257/0]