Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

о вопросе о свободе воли

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 11260
Откуда: Москва

652403СообщениеДобавлено: Сб 24 Май 25, 23:22 (7 мес. назад)    о вопросе о свободе воли Ответ с цитатой

о вопросе о свободе воли



При рассуждении о том, есть ли свобода воли или её нет, некоторые высказывают такую мысль: "Если свободы воли нет, то нет и ответственности людей за свои поступки. И вообще всё теряет смыл. Зачем что-то делать, если от нас ничего не зависит".

На это можно привести такие возражения:

1. Наличие/отсутствие свободы воли и ответственность за поступки никак не связаны.  

  1) Если человек в состоянии аффекта убил тёщу топором, и мы признаём свободу воли, то человека справедливо будет лечить или наказать (телесно, или ограничить свободу, или расстрелять) -  потому что мы считаем, что так он исправится и больше не будет убивать тёщу.
  2) Если человек в состоянии аффекта убил тёщу топором, и мы НЕ признаём свободу воли, то человека рационально будет точно также - лечить или наказать - раз это НЕ свободновольное существо совешило деяние, а некий био-робот - то этого био-робота нужно отремонтировать (лечить или наказать телесно или ограничить свободу - так как это традиционные способы ремонта биороботов) или выкинуть его на помойку (расстрелять).

  Так что наше отношение к существам (какого ОТВЕТА перед нами мы от них за их поступки ждём) не зависит от того, признаём мы в нём свободную волю или нет.

 

2. Наше поведение в случае отсутствия у нас свободы воли мы никак не сможем отличить от нашего поведения в случае её присутствия:

     1) Когда мы считаем себя свободновольными, то мы считаем, что наши намерения ни от кого внешнего не зависят, и потому их никто не сможет предсказать. А зависят наши намерения "только от нас самих". Но "мы сами" (атман) нами не наблюдаемы. А зависимость от ненаблюдаемого, от пустоты - это и есть случайность. Наше крайне устойчивое мнение "это же МОЁ намерение" - есть лишь приписывание событию ненаблюдаемой причины. И такое приписывание успокаивает психику, с ним легче жить.
     2) когда мы не считаем себя свободновольными, то мы сразу просто объявляем намерения случайными. Осебячивание случайности и есть создание иллюзии атмана, "я".

     То есть оба случая идентичны.

     

Как видим, отсутствие/присутсвие свободы воли и в случае рассмотрения других, и при рассмотрении нас самих даёт одну и ту же картину. Стало быть этот вопрос бессмысленен.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
MeERROR



Зарегистрирован: 15.08.2016
Суждений: 424
Откуда: Отсюда

652424СообщениеДобавлено: Вс 25 Май 25, 10:10 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Первый пункт рассуждения, по-моему, удачный.
Насчёт второго есть некоторые соображения.
1) Психологические термин "рационализация" обозначает приписывание субъектом неких подобных рациональному объяснений иррациональным поступкам или событиям. Например, хорошо известны эксперименты с гипнабельными людьми, которым давалась установка в определённый момент встать и открыть окно в комнате (где они находились во время как бы собеседования с экспериментаторами) - эти люди выполняли установочное задание, а потом, когда экспериментатор спрашивал, почему они отвлеклись от беседы и пошли к окну (не все открывали, но все подходили), то люди "на чистом глазу" давали "рационализированные" объяснения "что-то мне душно стало", "тут у вас какой-то плохой запах в комнате" или "там за окном что-то случилось"...

2) Во втором пункте я не понял вашей мысли; но есть клинические наблюдения за психопатами с параноидальными идеями, в частности тех, кто уверен, что ими кто-то управляет (то есть отрицают свободу своей воли) - эти люди ничего не считают случайным.

От себя добавлю ассоциативное: по-древнегречески "зависимость от ненаблюдаемого" - метеорологическая зависимость Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 11260
Откуда: Москва

652441СообщениеДобавлено: Вс 25 Май 25, 12:39 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Во втором пункте я не понял вашей мысли

там обычное рассуждение о том, что такое свобода воли, применимая к обычному человеку.

Любой человек может задаться вопросом: свободны ли мои поступки ? Какой поступок я могу сам захотеть и совершить ?

Возьмём подопытного Васю, без философского образования, и спросим его: "Вася, что ты хочешь ?"

И Вася ответит, для начала: "хочу покушать".
Тогда мы ему укажем, что хотение покушать биологически обусловлено и что это НЕ ОН хочет кушать, это желание предопределено биологией и тем, что он не ел уже 8 часов.
Тогда Вася уточнит: "пусть я кушать захотел изза биологии, но вот что мне хочется съесть борщ, а не овсянку - это я решил уже сам".
Тогда мы ему опять укажем на некоторую предопределённость,...

и прорассуждав так много-много раз Вася поймёт, что:

либо нет ничего, что он хочет сам - т.е. что всё в нём предопределено;

либо есть что-то не предопределённое, т.е. случайное, что Вася и считает собой.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 14629

652443СообщениеДобавлено: Вс 25 Май 25, 13:12 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Вы можете направить внимание на любой объект по своему желанию. Смысл рассуждать о наличии свободы воли при ее актуальном наличии в опыте? Такое возможно, если полагать свое познание побочным следствием нейронов. Заряд по ним прошел электрический - познание изменилось и думает, что что решает. Или иметь психическое заболевание, что вашим умом кто то руководит.

Атман для направления внимания не нужен. Железо может быть железным и без сущности железа внутри. А просто потому, что это - железо.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 11260
Откуда: Москва

652449СообщениеДобавлено: Вс 25 Май 25, 16:27 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Такое возможно, если полагать свое познание побочным следствием нейронов. Заряд по ним прошел электрический - познание изменилось и думает, что что решает

Так ведь и происходит. Заряд прошел - квалия возникла.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Пустые ножны



Зарегистрирован: 09.09.2024
Суждений: 155

652462СообщениеДобавлено: Вс 25 Май 25, 22:15 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Эксперименты Либета давно все по своим местам расставили .Командует мозг как механизм без всякого осознания,и лишь потом это оформляется как будто ты решил.Если сравнить с нейросетью то какие веса преобладают то такое решение и принимается.

Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 14629

652463СообщениеДобавлено: Вс 25 Май 25, 22:36 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Такое возможно, если полагать свое познание побочным следствием нейронов. Заряд по ним прошел электрический - познание изменилось и думает, что что решает

Так ведь и происходит. Заряд прошел - квалия возникла.

Откуда вы это знаете?

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 14629

652464СообщениеДобавлено: Вс 25 Май 25, 22:47 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Пустые ножны пишет:
Эксперименты Либета давно все по своим местам расставили .Командует мозг как механизм без всякого осознания,и лишь потом это оформляется как будто ты решил.Если сравнить с нейросетью то какие веса преобладают то такое решение и принимается.

>>Результаты эксперимента оказались опровергнуты новыми исследованиями в 2019 году.
>> давно все по своим местам расставили


У кого?

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 11260
Откуда: Москва

652466СообщениеДобавлено: Вс 25 Май 25, 23:11 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Такое возможно, если полагать свое познание побочным следствием нейронов. Заряд по ним прошел электрический - познание изменилось и думает, что что решает

Так ведь и происходит. Заряд прошел - квалия возникла.

Откуда вы это знаете?

так ведь опыты проводили - жгли мозг электродом в определённом месте - и у испытуемого вкус клубники в сознании появлялся.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 11260
Откуда: Москва

652467СообщениеДобавлено: Пн 26 Май 25, 00:01 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Смысл рассуждать о наличии свободы воли при ее актуальном наличии в опыте?

думаю, что при тщательном анализе этого "актуального наличия" выяснится, что это лишь наше убеждение.

Нам кажется, что мы свободны,
доказать это никак нельзя,
как по правде - неизвестно,
и главное - на наше поведение это никак не влияет.

Вопрос о свободе воли не имеет ни решения для нас, ни влияния на нас. Как жизнь на Марсе из "Карнавальной ночи".

Поэтому "за скобку" его Smile

=============

( явления ) Объективная реальность, Бог, Атман (Душа), Свобода воли

получается совсем по Канту

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 14629

652471СообщениеДобавлено: Пн 26 Май 25, 00:38 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Кира пишет:
Цитата:
Такое возможно, если полагать свое познание побочным следствием нейронов. Заряд по ним прошел электрический - познание изменилось и думает, что что решает

Так ведь и происходит. Заряд прошел - квалия возникла.

Откуда вы это знаете?

так ведь опыты проводили - жгли мозг электродом в определённом месте - и у испытуемого вкус клубники в сознании появлялся.

Ну и что? Это объекты же, не знающая часть. Вот если бы фигакнули разрядом или таблетками и я бы вдруг санскрит узнал, то был бы слепящий шин физикализма. А унылые объекты можно вызвать и просто надавливая на глаз. Критической разницы нет с электродом.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 14629

652472СообщениеДобавлено: Пн 26 Май 25, 00:42 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Смысл рассуждать о наличии свободы воли при ее актуальном наличии в опыте?

думаю, что при тщательном анализе этого "актуального наличия" выяснится, что это лишь наше убеждение.

Нам кажется, что мы свободны,
доказать это никак нельзя,
как по правде - неизвестно,
и главное - на наше поведение это никак не влияет.

Вопрос о свободе воли не имеет ни решения для нас, ни влияния на нас. Как жизнь на Марсе из "Карнавальной ночи".

Поэтому "за скобку" его Smile

=============

( явления ) Объективная реальность, Бог, Атман (Душа), Свобода воли

получается совсем по Канту

Лишь убеждение - это алогичные воззрения про Творца. Они - ничто, кроме мыслей. А фактор воли вам прямо в глаза лезет. Вы же выбираете предмет рассуждения не стесненные ничем, кроме своих знаний.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 11260
Откуда: Москва

652473СообщениеДобавлено: Пн 26 Май 25, 00:46 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Вот если бы фигакнули разрядом или таблетками и я бы вдруг санскрит узнал, то был бы слепящий шин физикализма

так ведь всё именно так и происходит, но с небольшими поправочками:
1) разрядом вас не бьют, но зато могут давать слушать и смотреть санскритский текст - это тоже внешнее воздействие на организм, в конце-концов доходящее до нейронов мозга
2) таблетки можно - витамины группы Б - для улучшения внимания
3) узнали бы санскрит не сразу, но постепенно. Но на фоне вечности - фактически сразу..

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 51601

652474СообщениеДобавлено: Пн 26 Май 25, 07:57 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Свобода воли по определению есть субъективное качество. Опровергать её с позиции материалистического детерминизма - логическая ошибка. Поэтому так странно и непонятно - потому, что ошибочный подход.

Если же онтология (воззренческие построения реальности), в которую вы верите, противоречит тому, что вам дано прямо, то полезнее будет разобраться с онтологией.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 14629

652512СообщениеДобавлено: Пн 26 Май 25, 16:12 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Вот если бы фигакнули разрядом или таблетками и я бы вдруг санскрит узнал, то был бы слепящий шин физикализма

так ведь всё именно так и происходит, но с небольшими поправочками:
1) разрядом вас не бьют, но зато могут давать слушать и смотреть санскритский текст - это тоже внешнее воздействие на организм, в конце-концов доходящее до нейронов мозга
2) таблетки можно - витамины группы Б - для улучшения внимания
3) узнали бы санскрит не сразу, но постепенно. Но на фоне вечности - фактически сразу..

1) А вы игнорите и не обращаете внимание. И никакого более полного знания не случается. Ведете себя как аутист. Эмпирический объект промелькнул, но вы в него не углубляетесь, даже не распознали. И все - оно никак не работает.
2) улучшение - это не внимание. А «улучшить» его может и обстановка.
3) какой срок охвата у памяти того, чего не хотите знать? Неделя после экзамена? Вам же нужно понять увиденное. Т.е. в своем сознании построить модель и воспринять смысл, который сами же и построили. Он не приходит извне. Есть еще вариант зазубрить, но для этого тоже нужны усилия с вашей стороны.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Пустые ножны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.039 (0.758) u0.017 s0.001, 18 0.023 [263/0]