Татха́гата (дев. तथागत) в санскрите и пали — букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы»
... в буддийской философии хинаяны и махаяны (см., напр., Алмазную сутру) для Будды Шакьямуни и для других Будд.
... Все татхагаты являются архатами (букв. «достойными; святыми»),
но не все архаты являются татхагатами, — сказано в палийском каноне.
Поэтому, правильный ответ на ваш вопрос - "нет".
не все архаты являются татхагатами => некоторые да, некоторые нет.
Не совпало.
)) Догадываетесь, в каких случаях архат "совпадает" с татхаготой, а в каких - нет? _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Татха́гата (дев. तथागत) в санскрите и пали — букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы»
... в буддийской философии хинаяны и махаяны (см., напр., Алмазную сутру) для Будды Шакьямуни и для других Будд.
... Все татхагаты являются архатами (букв. «достойными; святыми»),
но не все архаты являются татхагатами, — сказано в палийском каноне.
Поэтому, правильный ответ на ваш вопрос - "нет".
не все архаты являются татхагатами => некоторые да, некоторые нет.
Не совпало.
)) Догадываетесь, в каких случаях архат "совпадает" с татхаготой, а в каких - нет?
Догадайтесь проштудировать учебник логики на тему отношения понятий.
" букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы» " - никаких хождений, а "обретший истину", и т.п. _________________ Буддизм чистой воды
Без остатка - это без самскар, которые есть карма для будущих рождений.
"Без остатка" это ан-упади-сеса - без-"упади"-остаток, то есть остаток это упадана. И это не про Татхагату/архатов. У них нет остатка упаданы.
В общем, мы кажется уже поняли позиции. Позиция излагаемая вами - архату/татхагате еще надо подождать до смерти и только тогда "полная" нирвана. Позиция излагаемая мной - у архата/татхагаты уже "полная" нирвана с момента ее достижения и ничего ждать не надо.
На санскрите там, все-таки, -padhi-.
Зато два таких слова в словаре:
nirupadhisheSa - one in whom no remainder of guile is left
sopadhisheSa - one in whom a residue of guile is left _________________ Буддизм чистой воды
nirupadhisheSa - one in whom no remainder of guile is left
sopadhisheSa - one in whom a residue of guile is left
тот, в ком не осталось никакого остатка инфекции
тот, в ком остался остаток инфекции
Edgerton Buddhist Hybrid Sanskrit Dictionary
Sopadhiśeṣa (सोपधिशेष).—(= Pali sa-upādi-sesa, compare under upadhi),
characterized by a remnant of upadhi = skandhas, i.e. with normal life not fully extinct;
opp. to nir-upadhi°, an-upadhi°
остаток, "инфекция нирваны" - еще не угасшие скандхи еще живого святого.
НБО - посмертно. _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Татха́гата (дев. तथागत) в санскрите и пали — букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы»
... в буддийской философии хинаяны и махаяны (см., напр., Алмазную сутру) для Будды Шакьямуни и для других Будд.
... Все татхагаты являются архатами (букв. «достойными; святыми»),
но не все архаты являются татхагатами, — сказано в палийском каноне.
Поэтому, правильный ответ на ваш вопрос - "нет".
не все архаты являются татхагатами => некоторые да, некоторые нет.
Не совпало.
)) Догадываетесь, в каких случаях архат "совпадает" с татхаготой, а в каких - нет?
Догадайтесь проштудировать учебник логики на тему отношения понятий.
" букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы» " - никаких хождений, а "обретший истину", и т.п.
Отношения понятий по учебнику логики показывают,
что здесь
Все татхагаты являются архатами,
но не все архаты являются татхагатами
в одном случае термины равны, а в другом случае один из них шире.
И ответ как два случая в задаче про кота Шредингера - при мертвом коте VS при живом.
Скандхи же упадана - это скандхи, которые до момента N творят карму для будущих рождений
анупадана - это скандхи, которые с момента N НЕ творят карму для будущих рождений
круг вращающийся после последнего прикосновения гончара
_________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Скандха это теоретическое общее понятие, а не единичная вещь/феномен или их набор, так как она включает в себя, например, "любую" (yā) рупу, а также ненаблюдаемое - прошлую рупу и будущую рупу.
Any kind of form at all—past, future, or present; internal or external; solid or subtle; inferior or superior; far or near: this is called the aggregate of form.
Yaṁ kiñci, bhikkhave, rūpaṁ atītānāgatapaccuppannaṁ ajjhattaṁ vā bahiddhā vā oḷārikaṁ vā sukhumaṁ vā hīnaṁ vā paṇītaṁ vā yaṁ dūre santike vā, ayaṁ vuccati rūpakkhandho.
в одном случае термины равны, а в другом случае один из них шире.
Все татхагаты являются архатами,
но не все архаты являются татхагатами
Откуда тут два "случая" взялось? Тут один.
Именно два (иначе высказывание само-противоречиво = бессмысленно)
"пересекающихся множества":
1) Всякое А есть В
2) Не всякое В есть A
Всякий лед - это H2O
Но не всякое H2O - лед
Одно понятие "шире" другого.
И шире оно только в случае "круговорота воды в природе",
а вот в случае "вода замерзла навсегда" - понятия уже вечно равны. _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Ср 22 Янв 25, 17:14), всего редактировалось 2 раз(а)
Скандха это теоретическое общее понятие, а не единичная вещь/феномен или их набор, так как она включает в себя, например, "любую" (yā) рупу, а также ненаблюдаемое - прошлую рупу и будущую рупу.
Та форма которая прошедшая, будущая или настоящая; внутренняя или внешняя; плотная или тонкая;
низшая или высшая; далекая или близкая: это называется "rūpakkhandho".
Общие понятия "рупа" и "рупа-скандха" НЕ совпадают.
Будда указывает какая именно рупа включается в скандху "Рупа":
"плотная и тонкая" - грубая рупа и прасада.
внешняя и внутренняя - по аятанам
далекая или близкая - по вишайе "видимое"...
Сопостовляя с более детальными классификациями мы исчисляем все дхармы рупы
и рассортировываем каждую из них согласно скандхам, дхату и аятанам.
Кстати, переводить Yaṁ kiñci как "всякая" (sarva) - слишком расширительно,
В нашем контексте это будет "та, которая [указывается далее]".
Всякая - из указанных.
Самое здесь интересное, что в скандхе "Рупа" - грубая материя, атомы махабхут (4 вида),
а в аятанах - видимое, слышимое... - тонкая материя, прасада-рупа (5 видов).
9 разных дхарм (список "75 дхарм саутрантики")
Плюс еще одна (отдельная от 9-ти уже упомянутых) дхарма - самджня-рупа "мыслимая форма".
Объект мановиджняны, которые оба, в отличие от всего нами уже исчисленного - нематериальны
(даже не прасада) _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы