Нет никакой материи в буддизме. И дуализма в буддизме нет. Буддизм, даже ранний, это чистый идеализм. Рупа и Нама - это классификация элементов сознания, причем достаточно концептуальная, в соответствии с религиозной сотериологий.
В вашем буддизме, возможно, и нет -
в Абхидхамме есть.
Материя, имхо, есть у вайшешики, которые считали, что вселенная возникает из атомов прошлой вселенной. С ними сарвастивадины спорили, что мир возник из «кармического ветра с биджами», что дует с рупалоки.
Тут 7-и пядей во лбу не надо иметь. Вселенная уже как-то там развилась, чтобы люди появились в «мире людей». Буддизм вопросами материи даже не задавался. Теория на уровне А.С. Пушкина, рожденного из слогов алфавита. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Отчего же такое странное описание дано дхъяне №5 ?
Может быть, от того, что авторы этой сказки имели в виду что-то совсем другое, нежели думаете вы...
а может быть дело проще: они представляли себе тот мир как "пустое пространство" в котором ничего нет ? И собственного тела тоже нет.
Если речь идёт о дхьяне, то это не про представления, а про переживания.
Я предполагаю, что Васубандху изложил взгляд, в котором жители дхъяны №5 живут/находятся в бесконечном пространстве, но в том пространстве нет тел.
А в настоящих мирах-без-форм никакого геометрического пустого пространства (куда бы поместились формы, если бы они были) нет. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Скорее психики, чем сознания. Да я бы и "виджняну" не стал бы переводить "сознанием". Скорее, это "знание" или "познание". _________________ Буддизм чистой воды
И вообще, нет в буддизме никакого носителя "информации", так как в этой модели все и есть "информация", которая отличается только, скажем так, конфигурацией и местом в причинно-следственной цепочке. "Информация" здесь в кавычках.
насколько я понимаю, обычно затруднения возникают, когда мы наблюдаем поток дхарм (в каких-то аналитических признаках) например такой: ...101101101101101101... и вот тут у нас, видящих некую закономерность в этом потоке, возникает вопрос (основанный на желании разумом экономии и простоты): "а нет ли какого-либо специального места, помимо наблюдаемого потока, в котором была бы "записана" обнаруженная нами закономерность? И вообще было бы хорошо понять, почему она (закономерность) именно такая".
И такие вопросы неистребимы
Абсолютно точно. От онтологических вопросов не убежать. Но если их нет в буддистской модели, то попытка их туда внести будет искажением этой самой же модели. Буддизм - это в первую очередь религия с определенной целью, а не "теория бытия". Но не все могут ограничить себя только верой. Поэтому попытки домысливания возникали и будут возникать неизбежно.
Материя, имхо, есть у вайшешики, которые считали, что вселенная возникает из атомов прошлой вселенной. С ними сарвастивадины спорили, что мир возник из «кармического ветра с биджами», что дует с рупалоки.
Я эту теорию про атомы у вайшешики не читал, поэтому подробности не знаю. Но еще интересно, что они подразумевают под атомами. Из чего состоят их атомы. Ведь те же махабхуты - это не материя, это первичные элементы чувственного познания.
Если взять современные теории, то того же Стивена Вольфрама, ссылки на статьи которого я приводил выше, многие считают идеалистом потому что его физика основана на атомах пространства и алгоритмах взаимодействия между ними. Потом уже он выводит энергию, материю и т.п. Но это получается какой то уж слишком механистических идеализм )
Я не буддист и не буддолог. Но для себя рассматриваю в буддизме "поток ума", так считаю что это шире, чем непосредственно сознание как знание. Но в литературе чаще упоминается именно "поток сознания".
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы