Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

вопрос про дхьяну №5

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10746
Откуда: Москва

638798СообщениеДобавлено: Пт 26 Янв 24, 13:53 (10 мес. назад)    вопрос про дхьяну №5 Ответ с цитатой

добрый день, уважаемые участники

как мы знаем, в арупа-локе есть дхьяна №5 которой даётся описание "боги, пребывающие на небесах бесконечного пространства".

если в нашем опыте нет форм (т.к. это арупа - лока ), то значит и (пустого) пространства тоже нет, т.к. пространство - это есть приложение к формам.

Отчего же такое странное описание дано дхъяне №5 ?

Конечно же любой человек может сказать - я вот ночью лежу с закрытыми глазами под одеялом, от восприятия предметов (форм) всячески отвлекаюсь, однако же могу себе в воображении представить пустое пространство (и может быть там даже и не будет кусочков представлений форм). Однако такая работа воображения - это точно умственное конструирование, от которого боги в дхъяне №5 должны наверно всячески избавляться.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: СлаваА, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7321

639696СообщениеДобавлено: Вс 11 Фев 24, 00:31 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

Васубандху в Коше говорит
На самом деле нет никакой сферы безграничного пространства,
оно создается умом медитирующего на время дхьяны

Там же еще рассматривает, что дхьяна "акаша" - это не асамскрита-дхарма с таким же названием.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2439
Откуда: Мартышкино

639699СообщениеДобавлено: Вс 11 Фев 24, 00:40 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

бога нет
бесконечного пространства нет
арупа-лока - фантазия

есть игры ума - отсюда и фантазии

зачем усложнять то, что просто - от скуки?


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7321

639706СообщениеДобавлено: Вс 11 Фев 24, 01:08 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
бога нет
бесконечного пространства нет
арупа-лока - фантазия

есть игры ума - отсюда и фантазии

зачем усложнять то, что просто - от скуки?
Так свярбить же, угомонивать надоть.
Исчезнуть неохота, потому пока здесь, надо успеть найти вечный кайф, попробуйте переубедить "бессмертных"

Выход из сансары один: нирвана - когда "ниродхнуты" все шесть аятан.
Прекращен процесс схватывания.
Все остальное - рекламные буклеты, тумаки за ярлыки.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

639718СообщениеДобавлено: Вс 11 Фев 24, 11:30 (10 мес. назад)    Re: вопрос про дхьяну №5 Ответ с цитатой

Кира пишет:
добрый день, уважаемые участники

как мы знаем, в арупа-локе есть дхьяна №5 которой даётся описание "боги, пребывающие на небесах бесконечного пространства".

если в нашем опыте нет форм (т.к. это арупа - лока ), то значит и (пустого) пространства тоже нет, т.к. пространство - это есть приложение к формам.

Я понимаю сферу безграничного пространства как мир где боги не ограничены конкретными формами и вообще формы их не очень интересуют в силу отстраненности. Может так можно передать это "настроение":
"на широком своде самого высокого Пространства
Которое всю жизнь держало в уголке своих просторов.
Всесильное, недвижимое, отстранённое,
Оно участия не принимало в мире, возникавшем из него"

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10746
Откуда: Москва

639726СообщениеДобавлено: Вс 11 Фев 24, 18:50 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

СлаваА
Цитата:
Я понимаю сферу безграничного пространства как мир где боги не ограничены конкретными формами и вообще формы их не очень интересуют в силу отстраненности

т.е. по-Вашему, в сфере-без-форм эти самые формы есть, но они жителям не интересны ?

тогда, наверно, и тела у тех жителей есть ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7321

639727СообщениеДобавлено: Вс 11 Фев 24, 19:48 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

В индийских даршанах форма сознания, познающего треугольник отличается от формы сознания, познающего квадрат.
Они имеют, соответственно, "треугольную" и "квадратную" формы.
Сознание, познающее объект принимает его, объекта "форму". Это признается всеми инд философами,
споры шли лишь о том, придает ли эту форму сознанию сам объект (вайбхашика, все реалист брахманистские направления),
копия объекта (саутрантика) или сознание само создает соответствующую форму,
вообще обходясь без внешнего объекта (йогачара).

Заметьте, в любом случае
форма сознания, познающего пространство без центра и границ имеет соответствующую "форму".

Более того, Васубандху в Коше специально отмечает, что сознания существ, находящихся в Арупье
имеют одинаковую форму соответственно каждой из сфер существований
И признает, что достигать сфер Арупьи (медитативно, или рождаясь там) могут и тиртхики.

Если бы одно пространство без центра и границ могло бы отличаться от другого "пространства без центра и границ",
имея различные формы, то, соответственно, различались бы и познающие их формы сознаний.

Вам вместо того, чтобы предполагать что написано в Коше, лучше бы ее прочитать.

Тиртхики ошибочно считали перерождение в Арупье за достижение нирваны.
Потому что там, как в нирване, "нет знаков" и ИЗМЕНЕНИЙ -
первое же изменение в состоянии сознания означает выход из дхьяны (в случае медитативного ее достижения)
или завершение срока существования там (в случае рожденного в Арупье), "смерть".
Рожденные в Арупье, кстати, по завершении своего тамошнего существования перерождаются непременно в камалоке.

Боги да, совершенно не ограничены никакими "формами", более того, никакими "метками".
Потому миры Арупьи и самые "чистые" в Траялоке, они "ближе" всех к нирване,
особенно бхавагра - "Вершина существования".

Можно сказть, что камалока - та же бхавагра плюс "привнесенные ограничения"
- всевозможные метки, знаки, понятия (в т.ч. и "движения").
Все это "упадхи", искусственное наложение на реальность,
случающаяся лишь соответственно карме того или иного жс
) В мирах ниже Арупьи

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30621

639731СообщениеДобавлено: Вс 11 Фев 24, 22:28 (9 мес. назад)    Re: вопрос про дхьяну №5 Ответ с цитатой

Кира пишет:

Отчего же такое странное описание дано дхъяне №5 ?
Может быть, от того, что авторы этой сказки имели в виду что-то совсем другое, нежели думаете вы...
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10746
Откуда: Москва

639732СообщениеДобавлено: Вс 11 Фев 24, 23:02 (9 мес. назад)    Re: вопрос про дхьяну №5 Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Кира пишет:

Отчего же такое странное описание дано дхъяне №5 ?
Может быть, от того, что авторы этой сказки имели в виду что-то совсем другое, нежели думаете вы...

а может быть дело проще: они представляли себе тот мир как "пустое пространство" в котором ничего нет ? И собственного тела тоже нет.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: LS_rus78, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2439
Откуда: Мартышкино

639735СообщениеДобавлено: Вс 11 Фев 24, 23:44 (9 мес. назад)    Re: вопрос про дхьяну №5 Ответ с цитатой

Кира пишет:
Горсть листьев пишет:
Кира пишет:

Отчего же такое странное описание дано дхъяне №5 ?
Может быть, от того, что авторы этой сказки имели в виду что-то совсем другое, нежели думаете вы...

а может быть дело проще: они представляли себе тот мир как "пустое пространство" в котором ничего нет ? И собственного тела тоже нет.

Будда однозначно учил, что сознания без рупы не бывает.
И я с ним в этом вопросе полностью согласен.
Тем более, что это совершенно очевидно


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

639743СообщениеДобавлено: Пн 12 Фев 24, 09:18 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
СлаваА
Цитата:
Я понимаю сферу безграничного пространства как мир где боги не ограничены конкретными формами и вообще формы их не очень интересуют в силу отстраненности

т.е. по-Вашему, в сфере-без-форм эти самые формы есть, но они жителям не интересны ?

тогда, наверно, и тела у тех жителей есть ?
Физических тел очевидно нет. Но человек может представлять (по аналогии) как будто они в том или ином "теле" сопоставляя со своим физическим опытом.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49288

639744СообщениеДобавлено: Пн 12 Фев 24, 10:00 (9 мес. назад)    Re: вопрос про дхьяну №5 Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
Будда однозначно учил, что сознания без рупы не бывает.
И я с ним в этом вопросе полностью согласен.
Тем более, что это совершенно очевидно

Сознание не бывает без объекта. А объекты - не обязательно рупа.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2439
Откуда: Мартышкино

639749СообщениеДобавлено: Пн 12 Фев 24, 10:52 (9 мес. назад)    Re: вопрос про дхьяну №5 Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
Будда однозначно учил, что сознания без рупы не бывает.
И я с ним в этом вопросе полностью согласен.
Тем более, что это совершенно очевидно

Сознание не бывает без объекта. А объекты - не обязательно рупа.

Мне на данном этапе моего развития представляется что
сознание - это информация, правила, законы,
которые в конце концов должны быть применимы к чему то существенному.
Да, я согласен, правило может быть применено и к правилу,
но в конце цепочки должен быть все равно реальный объект - в нашем случае рупа.

Кроме этого, должен быть носитель информации - ничего, кроме рупы, в голову не приходит.
Будда, в этой связи, говорил о двух связках тростника (нама и рупа) - убери один, второй упадет.

Сознание - это всего лишь правила,
и для актуализации этих правил должно быть ещё нечто вне правил,
"реальный" объект, к которому они применяются.

Не могу пока представить себе голое сознание без наполнителя.
Отсюда и мой старый вопрос о том, где и как хранится каммическая информация конкретного потока бхаванги?
Да и саму бхавангу мне не представить без рупы.
Видимо, у араханта, с его физической смертью, как раз таки и прерывается эта связь намы и рупы,
и получается Ниббана (о которой невозможно говорить)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10746
Откуда: Москва

639752СообщениеДобавлено: Пн 12 Фев 24, 12:19 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Не могу пока представить себе голое сознание без наполнителя.

Насколько я понимаю, именно голое представить точно и нельзя.

Обычно делают так: представляют что-нибудь пусть красное. Тут же возникает мысль «я мыслю красное».

«Я мыслю», самореференция, есть дхарма виджняна.
«воображаемое Красное» есть дхарма наверно какая-нибудь авиджняпти-…


«Я мыслю значит существую» - это ,вероятно , виджняна+виджняна, т.е. самореференция + мышление.
Так, наверно , можно представить виджняну в самом простом виде.


——

Мыслей же просто с одной единственной виджняной ,наверно, и нет.
Мысль всегда о чем-то.

Это как в анекдоте «Сёма , жарьте рыбу. Так нет рыбы. Сёма жарьте, рыба будет».

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2439
Откуда: Мартышкино

639753СообщениеДобавлено: Пн 12 Фев 24, 12:42 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира

Цитата:
Обычно делают так: представляют что-нибудь пусть красное. Тут же возникает мысль «я мыслю красное».

Красного без рупы не существует -
у сознания в таком случае не будет объекта,
а как известно, сознания без объекта не существует


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.030 (0.802) u0.016 s0.001, 18 0.014 [266/0]