Этот афоризм "Делай, что должен, и будь что будет", как правило, связывают с одной из основных линий Бхагавад Гиты (хотя там это выражено несколько иначе).
Однако очень похожие высказывания можно встретить и у многих современных учителей буддизма, в особенности дзен-буддизма.
Как вы считаете, насколько это выражение соответствует буддизму, с которым вы знакомы?
В буддизме стало быть так --> чем меньше делаешь, тем меньше страдаешь.
Ибо всякое действие обусловлено тришной... желанием получить приятность или избежать неприятности.
То есть, по-вашему, на буддийский манер этот афоризм нужно перевернуть - не делай того, что не должен, и ничего тебе не будет?
Даже более радикально -- не делай то, что должен и не должен, если это мешает достижению твоего душевного спокойствия.
Я просто пояснил, как ближе к буддизму в соответствии с тем, что говорят, думают и поступают буддисты. Но возможно более широкое толкование, так как буддизм разный. Есть например деятельный (engaged), светский (secular) буддизмы, там может быть по другому. _________________ सर्वधर्मशून्यता
1. должен в силу внешних обстоятельств (кому-то)
2. должен по совести (себе)
То есть, либо должен кому-то, либо сам себе? А что значит долженствование самому себе? Что это за "голос совести"? Откуда он исходит?
в воззрении читателей "Розы мира" есть ответ на вопрос про голос совести.
А вот интересно, как уважаемые участники, согласятся ли вообще с тем, что этот "голос совести" есть.
То есть есть феномен, когда "в голове" возникает представление о "правильном поступке", хотя при этом могут возникать нежелание и страх и понимание бытовой невыгодности делать такой поступок.
Т.е. в сознании есть как бы два потока дхарм - параллельных и противоборствующих друг с другом. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Или вы считаете, что я сам "должен" ответить на свой вопрос?
Тогда, во-первых, какой смысл продолжать беседу?
А во-вторых, я никому ничего не должен
Я предложил порассужджать... но если вы хочете моих рассуждений, то их есть у меня
Выражение "делай, что должен" означает наличие в сознании человека осознания должного и долженствования. Как правило, это выступает контрапунктом к тому, что определяется словом "хочу".
Однако само это высказывание, как я понимаю, обозначает состояние человека перед выбором того, что ему делать. Как было обозначено выше в разговоре, в парадигме Гиты это сопряжено с представлением о высшем долге человека. В буддийской парадигме это, с моей точки зрения, сопряжено с понятием призвания. Ну, или должностных или каких-либо ещё "ролевых" обязанностей.
...феномен, когда "в голове" возникает представление о "правильном поступке", хотя при этом могут возникать нежелание и страх и понимание бытовой невыгодности делать такой поступок.
Т.е. в сознании есть как бы два потока дхарм - параллельных и противоборствующих друг с другом.
Я полагаю, что это отражение психоаналитического "должен", исходящего из Супер-Эго.
Два параллельных "потока дхарм" - это Супер-Эго и Ид.
№623389Добавлено: Ср 29 Мар 23, 20:34 (2 года тому назад)
Горсть листьев
Цитата:
Выажение "делай, что должен" означает наличие в сознании человека осознания должного и долженствования. Как правило, это выступает контрапунктом к тому, что определяется словом "хочу".
Настоящее долженствование тождественно желанию.
Без желания - это насилие.
Из трёх возможных вариантов
1. Должен, но не хочу
2. Хочу, но не должен
3. Должен и хочу
Я просто пояснил, как ближе к буддизму в соответствии с тем, что говорят, думают и поступают буддисты.
Вы просто пояснили, как ближе к тому, как вы понимаете буддизм. Спасибо.
Да я б рад ошибаться, но на деле у буддистов так - пишут же книжки их авторитеты... все дукха, все пропало... нет смысла ничего создавать... самая крутая цель жизни -- уйти в монахи, жить на подаяние... не работать, деревья не садить, деньги не трогать... без этого никак не достичь высшего счастья _________________ सर्वधर्मशून्यता
Как было обозначено выше в разговоре, в парадигме Гиты это сопряжено с представлением о высшем долге человека.
В БГ еще есть учение о Бхакти и учение о Джняне. Между вайшнавами и смартами идут споры о большей важности из этих учений. Варнашраму-то они как бы по умолчанию воспринимают, а точнее то, что от нее осталось сегодня.
Выажение "делай, что должен" означает наличие в сознании человека осознания должного и долженствования. Как правило, это выступает контрапунктом к тому, что определяется словом "хочу".
Настоящее долженствование тождественно желанию.
Без желания - это насилие.
Из трёх возможных вариантов
1. Должен, но не хочу
2. Хочу, но не должен
3. Должен и хочу
только третий безупречен.
Безупречен в том, что не содержит конфликта.
Например, "долг отца" - я должен заботиться о своём ребёнке и я хочу о нём заботиться.
И вопрос тогда уже только в плоскости того, как я понимаю содержание этой заботы.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы