Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Почему не возвращаются гнев и чувственное желание?

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Вопрос
Гость





431862СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 19:29 (6 лет тому назад)    Почему не возвращаются гнев и чувственное желание? Ответ с цитатой

Тут такой вопрос. Не совсем понятно почему с 3 ступени и выше не возвращаются гнев и чувственные желания? Гнев - это ответная реакция на какой-то стимул. Допустим можно стерпеть боль в зубах,но невозможно стерпеть тяжелейшую (смертельную) травму или тяжелейшую болезнь. Я бы мог поверить,что можно до какой-то степени стерпеть какие-то личные оскорбления,но допустим не систематические жестокие издевательства. Или невозможно стерпеть потерю чего-то очень дорогого (допустим уничтожения семьи,или учения Будды). В конце-концов человек же не становится полностью лоботомированным. Даже в случае частичной лоботомии сохраняются реакции на многие стимулы. Трудно поверить,чтобы вот так вот прямо после одного момента пробуждения все стимулы куда-то исчезли,и никогда более не вернулись даже в слабейшей форме,даже на один момент. Этот процесс вообще как-то описан кроме общих фраз (типа и в нем исчез корень того-то)?

Ответы на этот пост: Antaradhana, СлаваА, empiriocritic_1900
Наверх
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

431911СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 01:36 (6 лет тому назад)    Re: Почему не возвращаются гнев и чувственное желание? Ответ с цитатой

Вопрос пишет:
Тут такой вопрос. Не совсем понятно почему с 3 ступени и выше не возвращаются гнев и чувственные желания? Гнев - это ответная реакция на какой-то стимул. Допустим можно стерпеть боль в зубах,но невозможно стерпеть тяжелейшую (смертельную) травму или тяжелейшую болезнь. Я бы мог поверить,что можно до какой-то степени стерпеть какие-то личные оскорбления,но допустим не систематические жестокие издевательства. Или невозможно стерпеть потерю чего-то очень дорогого (допустим уничтожения семьи,или учения Будды). В конце-концов человек же не становится полностью лоботомированным. Даже в случае частичной лоботомии сохраняются реакции на многие стимулы. Трудно поверить,чтобы вот так вот прямо после одного момента пробуждения все стимулы куда-то исчезли,и никогда более не вернулись даже в слабейшей форме,даже на один момент. Этот процесс вообще как-то описан кроме общих фраз (типа и в нем исчез корень того-то)?

Я так понимаю, что вы имеете в виду анагамина? Потому что его ум очистился и возвысился выше этих состояний, его ум далек от таких состояний сознания. Он видит прямо к чему они ведут (прямо увидел их опасность, полностью поняв их), не имеет к ним больше стремления и его ум не склоняется к ним.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

431914СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 02:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

У неразумного человека нет самоконтроля, у разумного есть. Реакции можно контролировать.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Чт 26 Июл 18, 15:44), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

431920СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 07:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Потому что так хочется теоретикам буддизма.
Пионер не курит, и не пьет, слушается старших, заботится о природе.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

431925СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 08:42 (6 лет тому назад)    Re: Почему не возвращаются гнев и чувственное желание? Ответ с цитатой

Вопрос пишет:
Трудно поверить,чтобы вот так вот прямо после одного момента пробуждения все стимулы куда-то исчезли,и никогда более не вернулись даже в слабейшей форме,даже на один момент. Этот процесс вообще как-то описан кроме общих фраз (типа и в нем исчез корень того-то)?
Они возвращаются, просто контролируются и им не позволяется влиять на ум и поступки. Даже Будда страдал и укрывался от физических страданий в джханах.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

431973СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 14:27 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
У неразумного чпловека нет сасоконтроля, у разумного есть. Реакции можно контролировать.
Нет, не в этом дело. Какие-то реакции, которые мы считали безусловными, просто исчезают. Можно вспомнить, как хотелось в детстве и юности больших компаний, приключений, общения, посиделок и как хочется избежать всего этого через сколько-то лет. Скажем, я отнюдь не анагамин, просто практикую понемногу, тем не менее уже очень давно не испытывала гнева, то, что раньше злило, теперь кажется ужасно смешным. Вполне могу представить себе человека, у которого гневной реакции нет как таковой. Вот и в суттах есть пример с человеком, который не гневается, когда его пилят пилой.  Вряд ли это история о самоконтроле.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37
Гость


Откуда: Barnaul


431976СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 14:39 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Архат это чистая, холодная, нержавеющая сталь без эмоций и прочей белиберды, как Кай в сказке "Снежная королева".

Ответы на этот пост: Горсть листьев, Ёжик
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

431988СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 15:02 (6 лет тому назад)    Re: Почему не возвращаются гнев и чувственное желание? Ответ с цитатой

Вопрос пишет:
Тут такой вопрос. Не совсем понятно почему с 3 ступени и выше не возвращаются гнев и чувственные желания? Гнев - это ответная реакция на какой-то стимул. Допустим можно стерпеть боль в зубах,но невозможно стерпеть тяжелейшую (смертельную) травму или тяжелейшую болезнь. Я бы мог поверить,что можно до какой-то степени стерпеть какие-то личные оскорбления,но допустим не систематические жестокие издевательства. Или невозможно стерпеть потерю чего-то очень дорогого (допустим уничтожения семьи,или учения Будды). В конце-концов человек же не становится полностью лоботомированным. Даже в случае частичной лоботомии сохраняются реакции на многие стимулы. Трудно поверить,чтобы вот так вот прямо после одного момента пробуждения все стимулы куда-то исчезли,и никогда более не вернулись даже в слабейшей форме,даже на один момент. Этот процесс вообще как-то описан кроме общих фраз (типа и в нем исчез корень того-то)?

То, что мы обычно называем эмоциями, может иметь разный характер. Это могут быть спонтанные реакции влечения и отвращения по отношению к приятным/неприятным переживаниям. Также это могут быть волевые импульсы, порожденные цеплянием. Например, Вы испытываете боль. Возникает спонтанное отвращение к этой боли, желание её прервать. Это отвращение устанавливает доминирование над вниманием, обращает внимание к источнику этой боли. И возникает гнев по отношению к этому источнику, стремление его уничтожить, и т.п.

Однако анагамин, тем более арахант, обладает высочайшей собранностью ума. Это значит, что он может в любое время и беспрепятственно входить и пребывать в джханах. Говоря проще, он может в любой момент отстраниться от телесных ощущений - смотреть на них как бы извне, не реагируя на них. Войдя в это состояние, он знает, что ему сейчас причиняется боль, но рассматривает её со стороны, беспристрастно, не реагирует на неё. Соответственно, все последующие звенья (фиксация внимания на источнике боли, гнев по отношению к этому источнику и т.д.) у него просто не возникают. Кроме того, если источником боли является другое живое существо, он видит это живое существо не как субъекта со злой волей, но как переплетение условий, направивших поток сознания мучителя туда, куда он направляется - и понимает, что для гнева нет оснований, потому что предмета, на который гнев мог бы быть направлен, в действительности нет.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

432011СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 15:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Скажем, я отнюдь не анагамин, просто практикую понемногу, тем не менее уже очень давно не испытывала гнева, то, что раньше злило, теперь кажется ужасно смешным. Вполне могу представить себе человека, у которого гневной реакции нет как таковой.
Вот вы же говорите, что вместо гнева у вас теперь смех - подумайте, это ведь и означает, что гнева у вас теперь нет. И даже никого другого представлять не надо - вот, у вас самой уже нет гнева. А произошло это благодаря тому самоконтролю, которому вы (во-первых) научились по жизни и (во-вторых) в ходе буддийских занятий.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

432012СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 15:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

миг37 пишет:
Архат это чистая, холодная, нержавеющая сталь без эмоций и прочей белиберды, как Кай в сказке "Снежная королева".
Вы ведь никогда не видели живого архата. Зачем тогда такое говорите про незнакомых вам людей?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

432014СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 15:56 (6 лет тому назад)    Re: Почему не возвращаются гнев и чувственное желание? Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Вопрос пишет:
Тут такой вопрос. Не совсем понятно почему с 3 ступени и выше не возвращаются гнев и чувственные желания? Гнев - это ответная реакция на какой-то стимул. Допустим можно стерпеть боль в зубах,но невозможно стерпеть тяжелейшую (смертельную) травму или тяжелейшую болезнь. Я бы мог поверить,что можно до какой-то степени стерпеть какие-то личные оскорбления,но допустим не систематические жестокие издевательства. Или невозможно стерпеть потерю чего-то очень дорогого (допустим уничтожения семьи,или учения Будды). В конце-концов человек же не становится полностью лоботомированным. Даже в случае частичной лоботомии сохраняются реакции на многие стимулы. Трудно поверить,чтобы вот так вот прямо после одного момента пробуждения все стимулы куда-то исчезли,и никогда более не вернулись даже в слабейшей форме,даже на один момент. Этот процесс вообще как-то описан кроме общих фраз (типа и в нем исчез корень того-то)?

То, что мы обычно называем эмоциями, может иметь разный характер. Это могут быть спонтанные реакции влечения и отвращения по отношению к приятным/неприятным переживаниям. Также это могут быть волевые импульсы, порожденные цеплянием. Например, Вы испытываете боль. Возникает спонтанное отвращение к этой боли, желание её прервать. Это отвращение устанавливает доминирование над вниманием, обращает внимание к источнику этой боли. И возникает гнев по отношению к этому источнику, стремление его уничтожить, и т.п.

Однако анагамин, тем более арахант, обладает высочайшей собранностью ума. Это значит, что он может в любое время и беспрепятственно входить и пребывать в джханах. Говоря проще, он может в любой момент отстраниться от телесных ощущений - смотреть на них как бы извне, не реагируя на них. Войдя в это состояние, он знает, что ему сейчас причиняется боль, но рассматривает её со стороны, беспристрастно, не реагирует на неё. Соответственно, все последующие звенья (фиксация внимания на источнике боли, гнев по отношению к этому источнику и т.д.) у него просто не возникают. Кроме того, если источником боли является другое живое существо, он видит это живое существо не как субъекта со злой волей, но как переплетение условий, направивших поток сознания мучителя туда, куда он направляется - и понимает, что для гнева нет оснований, потому что предмета, на который гнев мог бы быть направлен, в действительности нет.
И развивается это умение проводить вот такой "полевой анализ"  - в ходе практики, как и любой навык, собственно. В идеале - то есть, "у архата", то есть Великого мастера медитации - навык таков, что весь процесс "контакт-оценка контакта/анализ данных-ответ на контакт" (что может быть и отсутствием какого-либо физического, словесного или ментального действия) происходит молниеносно. Или, выражаясь простым буддийским языком - он достигает интуитивного уровня познания Дхармы.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената
Гость





432060СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 18:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Вот вы же говорите, что вместо гнева у вас теперь смех - подумайте, это ведь и означает, что гнева у вас теперь нет. И даже никого другого представлять не надо - вот, у вас самой уже нет гнева. А произошло это благодаря тому самоконтролю, которому вы (во-первых) научились по жизни и (во-вторых) в ходе буддийских занятий.
Почему при виде трехколесного велосипеда у взрослого человека не возникает желания немедленно на нем прокатиться? Скорее всего не из-за самоконтроля. Так и желание гневаться, и другие сильные эмоции пропадают у мудрого человека не в результате самоконтроля, а просто потому, что он их перерастает.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

432077СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 19:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
Горсть листьев пишет:

Вот вы же говорите, что вместо гнева у вас теперь смех - подумайте, это ведь и означает, что гнева у вас теперь нет. И даже никого другого представлять не надо - вот, у вас самой уже нет гнева. А произошло это благодаря тому самоконтролю, которому вы (во-первых) научились по жизни и (во-вторых) в ходе буддийских занятий.
Почему при виде трехколесного велосипеда у взрослого человека не возникает желания немедленно на нем прокатиться? Скорее всего не из-за самоконтроля. Так и желание гневаться, и другие сильные эмоции пропадают у мудрого человека не в результате самоконтроля, а просто потому, что он их перерастает.
Перерастает - это и есть результат развития самоконтроля. Элементарно (, Ватсон)! Smile Взрослый человек, например, может увидеть чей-то новенький трёхколёсный электромобиль, которым управлять так же легко, как трёхколёсным детским велосипедом. Если этому человеку нравятся электромобили, то желание немедленно на нём прокатиться, вполне может возникнуть.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

432080СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 20:07 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

миг37 пишет:
Архат это чистая, холодная, нержавеющая сталь без эмоций и прочей белиберды, как Кай в сказке "Снежная королева".
А Пионер - всем детям пример. Хорошо учится, помогает взрослым, не обижает маленьких.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37
Гость


Откуда: Barnaul


432081СообщениеДобавлено: Чт 26 Июл 18, 20:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А депутат всем олигархам бьят. Он всем им помогает, но и про себя не забывает.
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.283) u0.015 s0.000, 18 0.019 [267/0]