№431862Добавлено: Ср 25 Июл 18, 19:29 (6 лет тому назад)Почему не возвращаются гнев и чувственное желание?
Тут такой вопрос. Не совсем понятно почему с 3 ступени и выше не возвращаются гнев и чувственные желания? Гнев - это ответная реакция на какой-то стимул. Допустим можно стерпеть боль в зубах,но невозможно стерпеть тяжелейшую (смертельную) травму или тяжелейшую болезнь. Я бы мог поверить,что можно до какой-то степени стерпеть какие-то личные оскорбления,но допустим не систематические жестокие издевательства. Или невозможно стерпеть потерю чего-то очень дорогого (допустим уничтожения семьи,или учения Будды). В конце-концов человек же не становится полностью лоботомированным. Даже в случае частичной лоботомии сохраняются реакции на многие стимулы. Трудно поверить,чтобы вот так вот прямо после одного момента пробуждения все стимулы куда-то исчезли,и никогда более не вернулись даже в слабейшей форме,даже на один момент. Этот процесс вообще как-то описан кроме общих фраз (типа и в нем исчез корень того-то)?
Тут такой вопрос. Не совсем понятно почему с 3 ступени и выше не возвращаются гнев и чувственные желания? Гнев - это ответная реакция на какой-то стимул. Допустим можно стерпеть боль в зубах,но невозможно стерпеть тяжелейшую (смертельную) травму или тяжелейшую болезнь. Я бы мог поверить,что можно до какой-то степени стерпеть какие-то личные оскорбления,но допустим не систематические жестокие издевательства. Или невозможно стерпеть потерю чего-то очень дорогого (допустим уничтожения семьи,или учения Будды). В конце-концов человек же не становится полностью лоботомированным. Даже в случае частичной лоботомии сохраняются реакции на многие стимулы. Трудно поверить,чтобы вот так вот прямо после одного момента пробуждения все стимулы куда-то исчезли,и никогда более не вернулись даже в слабейшей форме,даже на один момент. Этот процесс вообще как-то описан кроме общих фраз (типа и в нем исчез корень того-то)?
Я так понимаю, что вы имеете в виду анагамина? Потому что его ум очистился и возвысился выше этих состояний, его ум далек от таких состояний сознания. Он видит прямо к чему они ведут (прямо увидел их опасность, полностью поняв их), не имеет к ним больше стремления и его ум не склоняется к ним.
Трудно поверить,чтобы вот так вот прямо после одного момента пробуждения все стимулы куда-то исчезли,и никогда более не вернулись даже в слабейшей форме,даже на один момент. Этот процесс вообще как-то описан кроме общих фраз (типа и в нем исчез корень того-то)?
Они возвращаются, просто контролируются и им не позволяется влиять на ум и поступки. Даже Будда страдал и укрывался от физических страданий в джханах.
У неразумного чпловека нет сасоконтроля, у разумного есть. Реакции можно контролировать.
Нет, не в этом дело. Какие-то реакции, которые мы считали безусловными, просто исчезают. Можно вспомнить, как хотелось в детстве и юности больших компаний, приключений, общения, посиделок и как хочется избежать всего этого через сколько-то лет. Скажем, я отнюдь не анагамин, просто практикую понемногу, тем не менее уже очень давно не испытывала гнева, то, что раньше злило, теперь кажется ужасно смешным. Вполне могу представить себе человека, у которого гневной реакции нет как таковой. Вот и в суттах есть пример с человеком, который не гневается, когда его пилят пилой. Вряд ли это история о самоконтроле.
Тут такой вопрос. Не совсем понятно почему с 3 ступени и выше не возвращаются гнев и чувственные желания? Гнев - это ответная реакция на какой-то стимул. Допустим можно стерпеть боль в зубах,но невозможно стерпеть тяжелейшую (смертельную) травму или тяжелейшую болезнь. Я бы мог поверить,что можно до какой-то степени стерпеть какие-то личные оскорбления,но допустим не систематические жестокие издевательства. Или невозможно стерпеть потерю чего-то очень дорогого (допустим уничтожения семьи,или учения Будды). В конце-концов человек же не становится полностью лоботомированным. Даже в случае частичной лоботомии сохраняются реакции на многие стимулы. Трудно поверить,чтобы вот так вот прямо после одного момента пробуждения все стимулы куда-то исчезли,и никогда более не вернулись даже в слабейшей форме,даже на один момент. Этот процесс вообще как-то описан кроме общих фраз (типа и в нем исчез корень того-то)?
То, что мы обычно называем эмоциями, может иметь разный характер. Это могут быть спонтанные реакции влечения и отвращения по отношению к приятным/неприятным переживаниям. Также это могут быть волевые импульсы, порожденные цеплянием. Например, Вы испытываете боль. Возникает спонтанное отвращение к этой боли, желание её прервать. Это отвращение устанавливает доминирование над вниманием, обращает внимание к источнику этой боли. И возникает гнев по отношению к этому источнику, стремление его уничтожить, и т.п.
Однако анагамин, тем более арахант, обладает высочайшей собранностью ума. Это значит, что он может в любое время и беспрепятственно входить и пребывать в джханах. Говоря проще, он может в любой момент отстраниться от телесных ощущений - смотреть на них как бы извне, не реагируя на них. Войдя в это состояние, он знает, что ему сейчас причиняется боль, но рассматривает её со стороны, беспристрастно, не реагирует на неё. Соответственно, все последующие звенья (фиксация внимания на источнике боли, гнев по отношению к этому источнику и т.д.) у него просто не возникают. Кроме того, если источником боли является другое живое существо, он видит это живое существо не как субъекта со злой волей, но как переплетение условий, направивших поток сознания мучителя туда, куда он направляется - и понимает, что для гнева нет оснований, потому что предмета, на который гнев мог бы быть направлен, в действительности нет. _________________ Границы мира - это границы языка
Скажем, я отнюдь не анагамин, просто практикую понемногу, тем не менее уже очень давно не испытывала гнева, то, что раньше злило, теперь кажется ужасно смешным. Вполне могу представить себе человека, у которого гневной реакции нет как таковой.
Вот вы же говорите, что вместо гнева у вас теперь смех - подумайте, это ведь и означает, что гнева у вас теперь нет. И даже никого другого представлять не надо - вот, у вас самой уже нет гнева. А произошло это благодаря тому самоконтролю, которому вы (во-первых) научились по жизни и (во-вторых) в ходе буддийских занятий. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Тут такой вопрос. Не совсем понятно почему с 3 ступени и выше не возвращаются гнев и чувственные желания? Гнев - это ответная реакция на какой-то стимул. Допустим можно стерпеть боль в зубах,но невозможно стерпеть тяжелейшую (смертельную) травму или тяжелейшую болезнь. Я бы мог поверить,что можно до какой-то степени стерпеть какие-то личные оскорбления,но допустим не систематические жестокие издевательства. Или невозможно стерпеть потерю чего-то очень дорогого (допустим уничтожения семьи,или учения Будды). В конце-концов человек же не становится полностью лоботомированным. Даже в случае частичной лоботомии сохраняются реакции на многие стимулы. Трудно поверить,чтобы вот так вот прямо после одного момента пробуждения все стимулы куда-то исчезли,и никогда более не вернулись даже в слабейшей форме,даже на один момент. Этот процесс вообще как-то описан кроме общих фраз (типа и в нем исчез корень того-то)?
То, что мы обычно называем эмоциями, может иметь разный характер. Это могут быть спонтанные реакции влечения и отвращения по отношению к приятным/неприятным переживаниям. Также это могут быть волевые импульсы, порожденные цеплянием. Например, Вы испытываете боль. Возникает спонтанное отвращение к этой боли, желание её прервать. Это отвращение устанавливает доминирование над вниманием, обращает внимание к источнику этой боли. И возникает гнев по отношению к этому источнику, стремление его уничтожить, и т.п.
Однако анагамин, тем более арахант, обладает высочайшей собранностью ума. Это значит, что он может в любое время и беспрепятственно входить и пребывать в джханах. Говоря проще, он может в любой момент отстраниться от телесных ощущений - смотреть на них как бы извне, не реагируя на них. Войдя в это состояние, он знает, что ему сейчас причиняется боль, но рассматривает её со стороны, беспристрастно, не реагирует на неё. Соответственно, все последующие звенья (фиксация внимания на источнике боли, гнев по отношению к этому источнику и т.д.) у него просто не возникают. Кроме того, если источником боли является другое живое существо, он видит это живое существо не как субъекта со злой волей, но как переплетение условий, направивших поток сознания мучителя туда, куда он направляется - и понимает, что для гнева нет оснований, потому что предмета, на который гнев мог бы быть направлен, в действительности нет.
И развивается это умение проводить вот такой "полевой анализ" - в ходе практики, как и любой навык, собственно. В идеале - то есть, "у архата", то есть Великого мастера медитации - навык таков, что весь процесс "контакт-оценка контакта/анализ данных-ответ на контакт" (что может быть и отсутствием какого-либо физического, словесного или ментального действия) происходит молниеносно. Или, выражаясь простым буддийским языком - он достигает интуитивного уровня познания Дхармы. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вот вы же говорите, что вместо гнева у вас теперь смех - подумайте, это ведь и означает, что гнева у вас теперь нет. И даже никого другого представлять не надо - вот, у вас самой уже нет гнева. А произошло это благодаря тому самоконтролю, которому вы (во-первых) научились по жизни и (во-вторых) в ходе буддийских занятий.
Почему при виде трехколесного велосипеда у взрослого человека не возникает желания немедленно на нем прокатиться? Скорее всего не из-за самоконтроля. Так и желание гневаться, и другие сильные эмоции пропадают у мудрого человека не в результате самоконтроля, а просто потому, что он их перерастает.
Вот вы же говорите, что вместо гнева у вас теперь смех - подумайте, это ведь и означает, что гнева у вас теперь нет. И даже никого другого представлять не надо - вот, у вас самой уже нет гнева. А произошло это благодаря тому самоконтролю, которому вы (во-первых) научились по жизни и (во-вторых) в ходе буддийских занятий.
Почему при виде трехколесного велосипеда у взрослого человека не возникает желания немедленно на нем прокатиться? Скорее всего не из-за самоконтроля. Так и желание гневаться, и другие сильные эмоции пропадают у мудрого человека не в результате самоконтроля, а просто потому, что он их перерастает.
Перерастает - это и есть результат развития самоконтроля. Элементарно (, Ватсон)! Взрослый человек, например, может увидеть чей-то новенький трёхколёсный электромобиль, которым управлять так же легко, как трёхколёсным детским велосипедом. Если этому человеку нравятся электромобили, то желание немедленно на нём прокатиться, вполне может возникнуть. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы