|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
zendo
Зарегистрирован: 26.03.2016 Суждений: 116
|
№387350Добавлено: Вт 27 Фев 18, 09:22 (7 лет тому назад) Коаны в китайском дзене |
|
|
|
Впервые на русском языке - перевод беседы Мастера Джона Крука Коаны в китайском дзене.
В частности, об особенностях практики у Мастера Сюй Юня (Пустого Облака) и о том, как "повседневные вопросы" практикуют в качестве коана.
Ответы на этот пост: Еше Нинбо |
|
Наверх |
|
|
Еше Нинбо
Зарегистрирован: 02.03.2010 Суждений: 2246
|
№387357Добавлено: Вт 27 Фев 18, 10:03 (7 лет тому назад) Re: Коаны в китайском дзене |
|
|
|
Впервые на русском языке - перевод беседы Мастера Джона Крука Коаны в китайском дзене.
В частности, об особенностях практики у Мастера Сюй Юня (Пустого Облака) и о том, как "повседневные вопросы" практикуют в качестве коана.
Большое спасибо. |
|
Наверх |
|
|
Ю
Зарегистрирован: 02.05.2015 Суждений: 605
|
№389752Добавлено: Вс 04 Мар 18, 18:35 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Госю пришел к дзэнскому наставнику Юи-э и сказал: "Многие годы я практиковал дзэн, но так и не преуспел. Прошу вас, укажите мне дорогу".
"В практиковании дзэн нет никакой хитрости. Нужно лишь освободиться от рождения и смерти", - ответил наставник.
"Как же вырваться из круга рождения и смерти к свободе?" - спросил Госю.
"Каждая мелькающая в твоем сознании мысль есть рождение и смерть", - повысив голос, произнес Юи-э.
Ответы на этот пост: Призрак рождества |
|
Наверх |
|
|
Доктор пистон Гость
|
№389757Добавлено: Вс 04 Мар 18, 19:26 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Пошел на поправку. |
|
Наверх |
|
|
Вел Гость
|
№401725Добавлено: Чт 05 Апр 18, 13:25 (7 лет тому назад) |
|
|
|
На берегах реки жили два буддиста - монах и поэт. Они плавали через реку друг другу в гости. однажды поэт приплыл к монаху, но того не было дома. Поэт написал стихи: "Даже восемь ветров не сдвинут меня, поэта с места!" и уплыл к себе. Вернувшийся монах приписал ниже "Мой пердень воняет лучше твоих стихов!" - отослал записку поэту. Разъяренный поэт прыгнул в лодку, пересек реку и ворвался в дом монаха: "Да как ты посмел сравнить мои прекрасные стихи со своим перденьем!" - заорал он. "Ну вот видишь, - рассмеялся монах - восемь ветров не могли сдвинуть тебя с места, а я один раз перднул и ты через реку перелетел!"
В этой не слишком приличной притче три смысла. Кто скажет, какие?
Ответы на этот пост: zendo |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№401736Добавлено: Чт 05 Апр 18, 13:47 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Даже четыре! _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№401745Добавлено: Чт 05 Апр 18, 14:07 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Если ум не имеет формы, как он застрял в ловушке? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Ответы на этот пост: Svaha |
|
Наверх |
|
|
zendo
Зарегистрирован: 26.03.2016 Суждений: 116
|
№401790Добавлено: Чт 05 Апр 18, 16:44 (7 лет тому назад) |
|
|
|
На берегах реки жили два буддиста - монах и поэт. Они плавали через реку друг другу в гости. однажды поэт приплыл к монаху, но того не было дома. Поэт написал стихи: "Даже восемь ветров не сдвинут меня, поэта с места!" и уплыл к себе. Вернувшийся монах приписал ниже "Мой пердень воняет лучше твоих стихов!" - отослал записку поэту. Разъяренный поэт прыгнул в лодку, пересек реку и ворвался в дом монаха: "Да как ты посмел сравнить мои прекрасные стихи со своим перденьем!" - заорал он. "Ну вот видишь, - рассмеялся монах - восемь ветров не могли сдвинуть тебя с места, а я один раз перднул и ты через реку перелетел!"
В этой не слишком приличной притче три смысла. Кто скажет, какие?
Это история о чиновнике-поэте 11 века (династии Сун) Су Ши (Су Дунпо) и его друге, дзенском мастере Фо Ине.
Су Дунпо был выдающимся государственным деятелем, поэтом и буддийским практикующим. Позже Доген подробно комментировал его стихи о буддизме.
Однажды, испытав самадхи, Су Дунпо решил поделиться радостью и пониманием с Фо Инем и послал ему такие стихи:
稽首天中天,毫光照大千,八風吹不動,端坐紫金蓮。
Кланяясь небесам вне небес,
тонким сиянием озаряющим все миры,
недвижимый восьми ветрами,
сижу в пурпурно-золотом цветке лотоса.
Фо Инь отослал стихи обратно с подписью "пердёж".
Су Дунпо, изумлённый таким ответом, спешно отправился к Фо Иню, и тот сказал:
Тебя не пошатнут Восемь ветров,
Но один пуск газов переносит через реку.
...
Восемь ветров, или Восемь мирских факторов - это такие вещи как хвала и насмешка, слава и позор, обретение и потеря, счастье и страдание.
В разных источниках список может меняться, но смысл остаётся примерно тем же.
Об этих восьми факторах говорят, что четыре благоприятны, а четыре неблагоприятны.
Вот как объяснял их Мастер Шен Янь, со ссылкой на историю Су Дунпо (на китайском с английскими субтитрами):
https://www.youtube.com/watch?v=J69FKOebc5E
Моё объяснение:
Восемь ветров "цепляют" людей, которые заботятся об иллюзорном "я".
Почему четыре из них называются благоприятными?
Хвала благоприятна, поскольку помогает людям ценить то, что хвалят.
Слава благоприятна, поскольку помогает людям прислушиваться к тому, что говорит прославляемый.
Обретение благоприятно, поскольку расширяет возможности.
Счастье благоприятно, поскольку позволяет не отвлекаться на свои страдания.
И аналогично, из-за четырёх неблагоприятных факторов - не ценят, не слушают, лишают возможностей, отвлекают...
Обычно в мировоззрении людей центром всего и ориентиром является "я".
Поэтому Восемь ветров "касаются" этого я и пробуждают энергии, вложенные в заботу об этом я.
Можно сравнить это с ситуацией человека, который отправился в дальний путь и хочет добраться до цели как можно скорее. Он просыпается у дороги и хочет идти дальше, но оказывается, что время ночное, и очень плохо видно, куда ставить ноги. Если человек не привязан к энергиям "я", а открыт, то он спокойно решает, как быть дальше. Он может пойти вперёд медленно и осторожно, или сделать что-то другое: отдохнуть, или при свете костра заняться починкой обуви - подождав, когда рассветёт, и снова можно будет идти быстро.
Если же человек привязан к идее идти быстро-быстро, нетерпелив, то он ломанётся вперёд и, вероятно, повредит себе ноги.
Так же и благоприятные и неблагоприятные факторы: хотя объективно они могут быть "благоприятны" и "неблагоприятны", без эгоцентрированного отношения мы воспринимаем их беспристрастно, как просто факторы, которые учитываются в общей картине. Мы принимаем решения и действуем, не выходя из гармонии всех факторов, всей картины.
Привязанность же к "я" означает решения и действия, исходящие из узкого кругозора. Есть намерение прийти побыстрее - давай ломиться куда-то, сам не свой.
Итак, Восемь ветров овладевают человеком эгоцентричного мировоззрения. Энергия, вложенная в заботу о "я" - энергия кармы - куда-то хватает и несёт.
Например, спорить, когда "кто-то в интернете не прав".
Без цепляния за "я", факторы - это просто факторы, часть общей картины.
Итак, вот 1-й смысл этой истории с Су Дунпо и Фо Инем:
Су Дунпо сказал, что 8 ветров не носят его, но Фо Инь показал, что это не так.
Второй смысл - в том, что Фо Инь жулик и лжец.
Су Дунпо описал в стихе своё переживание самадхи, а Фо Инь "передёрнул" и заговорил совсем о другом.
Третий смысл в том, что мы сейчас судим об историях других людей, но не потому ли, что нас зацепили Восемь ветров?
Последний раз редактировалось: zendo (Чт 05 Апр 18, 17:08), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№401791Добавлено: Чт 05 Апр 18, 16:53 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Небо упало на землю, вода затопила небесные обители, повсюду полыхают пожары, раздуваемые колючим северным ветром.
В одном глотке чая страдания бесчисленных существ и свобода от всех страданий.
Кошка спит, высунув язык _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Вел Гость
|
№401794Добавлено: Чт 05 Апр 18, 17:03 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Как говорит Чан-Чен Ци, ни одна школа так не многословна, как дзен, который постоянно многословно проповедует краткость.
В общем и целом, два первых смысла верны - восемь ветров - это в восточной традиции не только направление движения воздуха, но и эмоции. Монах показал, что поэт просто хвастается. А вот третий смыл иной - согласно традиции, у того, кто достиг просветления, экскременты приятно пахнут. Вот монах скрытно намекнул поэту, что если тот достиг бесстрастности, то он монах, уже просветлен. Поэт и этого не сообразил.
Ответы на этот пост: zendo |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№401795Добавлено: Чт 05 Апр 18, 17:06 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Вор, который крадет у себя ни находит, ни теряет, за что же его порицать? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
zendo
Зарегистрирован: 26.03.2016 Суждений: 116
|
№401797Добавлено: Чт 05 Апр 18, 17:20 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Как говорит Чан-Чен Ци, ни одна школа так не многословна, как дзен, который постоянно многословно проповедует краткость.
В общем и целом, два первых смысла верны - восемь ветров - это в восточной традиции не только направление движения воздуха, но и эмоции. Монах показал, что поэт просто хвастается. А вот третий смыл иной - согласно традиции, у того, кто достиг просветления, экскременты приятно пахнут. Вот монах скрытно намекнул поэту, что если тот достиг бесстрастности, то он монах, уже просветлен. Поэт и этого не сообразил.
Смыслы живут в нас, не в традиции. Поэтому, на самом деле, разных смыслов много.
И понимание их зависит от человека.
На самом деле, если кто-то достиг бесстрастности, то нет никаких просветлённых.
Поэтому не полагайтесь на смыслы, вычитанные или услышанные в традициях - это самообман.
Ответы на этот пост: Won Soeng |
|
Наверх |
|
|
Svaha
Зарегистрирован: 14.03.2015 Суждений: 1395
|
№401799Добавлено: Чт 05 Апр 18, 17:33 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Если ум не имеет формы, как он застрял в ловушке?
А Вы скажите, будьте так добры. Меня это очень интересует. Как?
Ответы на этот пост: Won Soeng |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№401801Добавлено: Чт 05 Апр 18, 17:38 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Если ум не имеет формы, как он застрял в ловушке?
А Вы скажите, будьте так добры. Меня это очень интересует. Как? Вы видите, что ум не имеет формы?
Вы видите, что ум застрял в ловушке? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№401802Добавлено: Чт 05 Апр 18, 17:44 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Как говорит Чан-Чен Ци, ни одна школа так не многословна, как дзен, который постоянно многословно проповедует краткость.
В общем и целом, два первых смысла верны - восемь ветров - это в восточной традиции не только направление движения воздуха, но и эмоции. Монах показал, что поэт просто хвастается. А вот третий смыл иной - согласно традиции, у того, кто достиг просветления, экскременты приятно пахнут. Вот монах скрытно намекнул поэту, что если тот достиг бесстрастности, то он монах, уже просветлен. Поэт и этого не сообразил.
Смыслы живут в нас, не в традиции. Поэтому, на самом деле, разных смыслов много.
И понимание их зависит от человека.
На самом деле, если кто-то достиг бесстрастности, то нет никаких просветлённых.
Поэтому не полагайтесь на смыслы, вычитанные или услышанные в традициях - это самообман.
Не полагаться на смыслы или полагаться на смыслы - это все самообман. Понимание - самообман.
Есть правильные взгляды. Коан помогает обнаружить заблуждения.
Коан про запуканного поэта это ситуация его ума, когда он услышал от мастера, что четыре пука заставили его перебраться через реку. Коаны - это истории пробуждения ума.
Этот коан прост, каждый может вспомнить ситуацию подобного пробуждения. Таких коанов множество - про череп, вода из которого была свежайшей, про пустую лодку. Это то, что Сун Сан называет кость пространства (космоса)
Когда задается вопрос о трех смыслах - это ловушка. Коан помогает преодолеть мышление, вопрос о смысле - провокация размышлений. Если нет опыта обучения дзен, размышления текут рекой и нет никаких сомнений, что это правильное направление.
Такой коан легко отделяет тех, кто уже знает исходную точку, направление и отношение от тех, кто все еще болтается в проруби жизни и смерти. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|