|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30657
|
№302639Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 13:37 (8 лет тому назад) Ох уж эти наги! |
|
|
|
В «Собрании правил», Виная Кхандхака, в самом начале, в положении о посвящении в монахи, содержится правило, запрещающее посвящать животных, а именно - нагов. Как и положено, к этому правилу приводится соответствующий рассказ. Он о том, как некий нага, будучи взращённым нагами, однажды выяснил, как можно быстро принять облик человека. Научившись этому, он принял облик человека и был принят в монахи. Однако расслабившись в своей хижине и заснув, он вновь превратился обратно в нага, да такого огромного, что не смог уместиться в хижине и его хвост высунулся в наружу.
Увидев такое, обитавший по соседству монах содрогнулся и завопил, поднял суматоху. В общем, никому это не понравилось. Нагу привели к Будде, и Будда сообщил ему, что наги не обладают способностью к продвижению в его учении и дисциплине. Чтобы обрести такую способность, недостаточно выглядеть, как человек. Наге нужно соблюдать дни упосатхи и прочие положения для мирян. То есть, чтобы стать хорошим монахом, наге сначала нужно стать хорошим гражданином - только тогда он по-настоящему станет человеком.
Получив такой от ворот поворот, нага заплакал и ушёл, а Будда объяснил монахам, что наги необходимо раскрывают своё естество в двух случаях: когда занимаются сексом и когда расслабляются и засыпают. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ю, Серж |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30657
|
№302640Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 13:39 (8 лет тому назад) |
|
|
|
Очень похоже, что "Змея" здесь - не совсем змея. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Ёжик заблокирован
Зарегистрирован: 08.03.2014 Суждений: 16142
|
№302644Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 14:10 (8 лет тому назад) |
|
|
|
Кого же по твоему имел в виду Будда, говоря о нагах? |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30657
|
№302645Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 14:26 (8 лет тому назад) |
|
|
|
Забавно, что в ланкийском обряде высшего посвящения (упасампада) кандидаты должны быть одеты так, чтобы часть одеяния над их головой была сложена в виде подобия капюшона кобры. Этот элемент одежды так и называется - нага. Объяснения этому обычаю встречаются самые разные и причудливые, но все они явно придуманы «постфактум».
В санскрите и пали слово «нага» имеет три значения. Первое - это «сверхъестественный змей», по виду кобры; второе обозначает слона, а третье - железное дерево. Знаток индийских традиций Сумана Ратнаяка сообщает, что в преданиях нага называется величайшим среди деревьев, змей и мирских людей. Он также сообщает, что нага служит символом богатства, как и дракон у китайцев.
Очень похоже, что в «Собрании правил» слово нага имеет не совсем буквальный смысл, а скорее служит неким образным выражением, почерпнутым из разговорной речи.
В Писании не раз встречается эпитет «маханага», адресованный к весьма почитаемым людям, в частности к Сарипутте и Могаллане. Буддагоса даёт свою, «наивную» этимологию, объясняя слово «нага» как шифр - мол, это значит na-agu - «не оскорбляющий». Грамотный санскритолог и историк, конечно, улыбнутся этой версии, но в любом случае она подтверждает метафоричность этого эпитета.
Впрочем, интерпретация смысла слова «нага» Буддагосой находится в полном соответствии с буддийской проповеднической традицией переиначивать на свой лад понятия из популярных культов, давая им новое значение - «новую жизнь». Известно, что поклонение змеям - нагам - издревле было народным культом на Шри-Ланке и до сих местами таковым остаётся. В связи с этим упомянутый элемент обряда упасампады становится вполне «прозрачным»: Ваши наги стали наши. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Ёжик заблокирован
Зарегистрирован: 08.03.2014 Суждений: 16142
|
№302647Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 14:34 (8 лет тому назад) |
|
|
|
То есть в сутре речь идет о неких "не оскорбляющих" людях?
О ком говорит Будда? |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30657
|
№302649Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 14:38 (8 лет тому назад) |
|
|
|
"Не оскорбляющий" - это эпифеномен трактата Буддагосы.
В рассказе Винаи явно говорится не о таком "наге".
Поразмысли. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Ёжик заблокирован
Зарегистрирован: 08.03.2014 Суждений: 16142
|
№302652Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 14:44 (8 лет тому назад) |
|
|
|
Фикус
О кей. Будда говорил об оборотнях - змее-людях. Или Будда говорил в иносказательном смысле о хитрых, или умных людях. Ну примерно как мы говорим о людях- баран, козел, свинья, и тд.
В первом случае Будда заблуждается - оборотней не существует. А раз Будда априори незаблуждается, значит он или прикидывается заблуждающимся, чтобы вписаться в компанию, или говорит в переносном смысле, и слущащие его понимают что он говорит иносказательно.
Что верно, или каков правильный ответ по твоему? |
|
Наверх |
|
|
мяфкие лапки Гость
Откуда: Irkutsk
|
№302655Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 14:50 (8 лет тому назад) |
|
|
|
ничоси...
а железное дерево - это у которого узкие длинные листики, и новые листики - розового цвета? |
|
Наверх |
|
|
xormx
Зарегистрирован: 19.05.2012 Суждений: 2885
|
№302659Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 15:02 (8 лет тому назад) |
|
|
|
Чёй то Фикус вдруг заинтересовался оборотнями? Да стакой этимологией я тоже могу высказать предположение, что Нагарджуна, автор трактатов мадхъямики, был змеем по кличке Арджуна. Кстати, слыхал, что у индусов, со змеями боролся Арджуна и вроде даже как бы их угрохал. Но как может быть Арджуна нагом, да еще спускающимся вниз под воду к ним за текстами, этого я не понимаю. В русском, вроде, нагой человек, это же голый. А зачем Будде в сангхе ходящий голышом? А ещё...вроде бы Будду защищал какой то змей, с капющоном. Карочь это как в мультике совейском - Кем хочешь могу стать, а собой не могу. |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13450
|
№302662Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 15:44 (8 лет тому назад) |
|
|
|
Черные дыры предположили в 18 веке на основании расчетов. Почему не предположить других существ в других мирах? Есть же положение о том, что бхавана меняет чувственные способности. Получится что-то вроде гипотезы математической вселенной, только вместо математики - теория познания. К Будде же спускались дэвы. Во с сне к некоторым умершие недавно родственники приходят или снятся события, которые произойдут. При отключении чувств случилось корявое самадхи ненадолго
Ответы на этот пост: xormx |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30657
|
№302663Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 15:45 (8 лет тому назад) |
|
|
|
Ёжик
В наставлениях Будды метафоры занимают чрезвычайно значительное место. Однако многие метафоры со временем перестали "считываться", что привело к буквализму трактовок (в тхераваде) и переиначиванию их смысла (в махаяне). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30657
|
№302665Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 15:49 (8 лет тому назад) |
|
|
|
По-моему, вы упускате из виду одно из главных "метафорических" значений слова "нага", связанных с богатством.
Вспомните: "Трудно богатому бездельнику войти в Царствие Божие. Легче канат воткнуть в иголье ушко". Ошибка в переводе (омонимы "канат" и "верблюд" в первоисточнике) породила расхожую поговорку про верблюда в угольном ушке. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: мяфкие лапки |
|
Наверх |
|
|
мяфкие лапки Гость
Откуда: Irkutsk
|
№302670Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 16:16 (8 лет тому назад) |
|
|
|
По-моему, вы упускате из виду одно из главных "метафорических" значений слова "нага", связанных с богатством
по-моему, вы упускаете то, что упускать можно только то, что (было на виду, но упущено из-за невнимания)/(знали, на забыли). я вот первый раз слышу про такое значение слова нага |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30657
|
№302671Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 16:17 (8 лет тому назад) |
|
|
|
мяфкие лапки
Я его привёл. Теперь вы его знаете. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: мяфкие лапки |
|
Наверх |
|
|
мяфкие лапки Гость
Откуда: Irkutsk
|
№302672Добавлено: Чт 24 Ноя 16, 16:20 (8 лет тому назад) |
|
|
|
мяфкие лапки
Я его привёл. Теперь вы его знаете.
а упускаю задним числом, да? (-:
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|