I have heard that on one occasion Ven. Anuruddha was staying near Savatthi in the Dark Forest — diseased, in pain, severely ill. Then a large number of monks went to Ven. Anuruddha and on arrival said to him, "What dwelling[1] are you dwelling in so that the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind?"
"When I dwell with my mind well-established in the four frames of reference, the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind. Which four? There is the case where I remain focused on the body in & of itself — ardent, alert, & mindful — putting aside greed & distress with reference to the world. I remain focused on feelings in & of themselves... mind in & of itself... mental qualities in & of themselves — ardent, alert, & mindful — putting aside greed & distress with reference to the world. When I dwell with my mind well-established in these four frames of reference, the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind."
Итак, Ануруддха пребывает с умом, хорошо утвержденным в четырех сатипаттханах (frames of reference). На пали они называются кая, веданы, читта и дхармы.
С первыми тремя более-менее понятно, а что представляет собой четвертая, которую перевели как mental qualities?
А, это те самые сатипаттханы. Дхармы там в широком смысле "то, о чём учил Будда"?
- пять помех
- пять упаданаскандх
- шесть аятан
- семь факторов
- четыре БИ
№128211Добавлено: Пт 19 Окт 12, 21:52 (12 лет тому назад)
Качества ума подробно рассматриваются в матриках _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№128212Добавлено: Пт 19 Окт 12, 22:11 (12 лет тому назад)
Сознание никак вообще не описывается. Только через остальные дхармы (четасики, рупу, нирвану). Все 6 корней - четасики. Аналог виджняны - это самжня. Но пишут, что различие между самжней, виджняной и праджней такое, что первое - это ребенок видящий монетку, второе - взрослый, который в курсе ее покупательной способности и последнее - это восприятие химика, который знает еще и состав монетки. На долю сознания остается не так и много. И если рупу через четасики не объяснить, то сознание почти получается.
А, это те самые сатипаттханы. Дхармы там в широком смысле "то, о чём учил Будда"?
- пять помех
- пять упаданаскандх
- шесть аятан
- семь факторов
- четыре БИ
№128220Добавлено: Сб 20 Окт 12, 01:20 (12 лет тому назад)
Просмотрел еще раз элемент сознания. Который тройной в 18 дхату.
По Абхидхамматтхе учителя Ануруддхи есть:
1) мано-дхату. Это то, что воспринимает, как способность видеть. Состоит из сознания поворота к 5 чувствам и 2-х "получающих сознаний". Судя по комментариям, последнее как раз есть то, что у Дхармакирти называется "внутренним чувством". Точечные вспышки чувственных сознаний здесь объединяются в цепь моментов. Содержат 7 присутствующих всегда факторов (контакт, ощущение, волиция, восприятие, сосредоточенность, жизненность, внимание) и еще витакку, вичару и адхимокху.
2) Есть дхамма-дхату - это 52 фактора сознания, 16 тонких руп и Ниббана. Это объекты, как свет для способности видеть. (Хотя там еще и все 89 читт как объекты должны быть)
3) Есть мано-винняна-дхату - это 76 сознаний (89 сознаний без 10 двойных сознаний 5 чувств и 3-х сознаний, что в мано-дхату). Ответ на то, что мано-дхату видит в дхамма-дхату.
Вобщем, ничего не прояснилось. Везде четасики
ЗЫ если все явления признаются у Дхармакирти "самоочевидными", то это, имхо, что-то вроде деконструкции 5 скандхи и есть. Или она настолько тонкая, что о ней трудно что-то сказать (есть у тхеравадинов 6 парных прекрасных четасик, непонятного характера - пара относится к читте и к четасикам. Прасадхи-расслабленность, лахута-легкость и т.д.) Все равно ведь не просто так они в списке...
№128227Добавлено: Сб 20 Окт 12, 04:57 (12 лет тому назад)
мано-дхату и мано-винняна-дхату это винняна.
Кстати, это интересный вопрос о том что конкретно винняна означает и разницу винняны от других умственных совокупностей. Иногда под винняной похоже подразумевается "простое осознание" но в некоторых местах (возникновение и прекращение 5 совокупностей) и в Висуддхимагге винняна более комплексна чем 3 умственных совокупностей. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы