|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№128247Добавлено: Сб 20 Окт 12, 21:49 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Акты познания, это самскары.
Они самскриты, обусловлены самскарами. А самскары уже в 4-й скандхе (самоидентификация "я глупый, я умный", а не "я с таким-то актом познания").
Самскриты, это то что принадлежит 5 скандхам, рупа тоже. Я имел ввиду тут самскары как четасики вообще. Это все акты познания. Нет никакого акта познания, который бы не входил с самскары/четасики.
Правильно тут Толя приводил пример с самджней, виджняной и праджней.
Ведана и самджня, это примитивные виды познания, праджня - высший вид познания, а виджняна посередине. Ну как это середина выскочила в отдельную скандху, отличную, при этом, от четасик?
К тому же четана, это интенциальность - (единственная) функция сознания. (Сам термин "четана", заметим, не имеет ничего ни про какие действия, это просто склонение слова чит[та]. Читтовость, сознательность, действие ума.)
Виджняна, это метафизическое "непонятно что".
Наблюдает солёное, сладкое... это вижняна. Если убрать акт наблюдения (или то, что наблюдает), получится просто солёное (рупа).
Да, рупа, в том и дело, виджняна опять не у дел.
Рупа - объект познания, если она дана, то виджняна не нужна (так как данность в рупе). Если же мы выносим рупу из познания наружу, то тогда рупа (с другими объектами) в сознании, это виджняна. Виджняна = рупа.
Последний раз редактировалось: test (Сб 20 Окт 12, 22:08), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Полосатик |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13438
|
№128248Добавлено: Сб 20 Окт 12, 22:00 (12 лет тому назад) |
|
|
|
мано-дхату и мано-винняна-дхату это винняна.
Кстати, это интересный вопрос о том что конкретно винняна означает и разницу винняны от других умственных совокупностей. Иногда под винняной похоже подразумевается "простое осознание" но в некоторых местах (возникновение и прекращение 5 совокупностей) и в Висуддхимагге винняна более комплексна чем 3 умственных совокупностей.
Пишут, что всё синонимы (но не пишут, в каком случае ) - винняна, манас, читта, хадая. Еще читал, но не помню где, что в 18 дхату винняну разделили для "симметрии" с остальными элементами и так то это все одно и то же. Из того, что я написал там выше получается, что описывается мано-дхату только для двойных (благое-неблагое) 5 сознаний чувств.
А так, в смысле знания вообще оно одинаковое, а по объекту знания разное. Мирское и надмирское, например. Одно прекратилось, готра обычного человека прервалась, началось другое сознание. Которое уже угаснет окончательно, отворотившись от явлений (это мое мнение).
Последний раз редактировалось: ТМ (Сб 20 Окт 12, 22:02), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: test |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№128249Добавлено: Сб 20 Окт 12, 22:01 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Да и ещё. Если мы выделяем органы познания через отличие между собой (зрение не слух), то откуда берутся десятки читт? Разве есть десятки глаз? Различие внутри органа уже проходит по его объектам: красное, зеленое - для глаза. Но глаз, как способность-индрия - один, т.е. зрение. Так же и читта (как мано-индрия) должна быть одна, хоть и с множеством объектов. Тогда что за анализ на кучу читт в 3й сатипаттхане? Это не дхармический анализ, а классификация. (Читта с клешами или читта без клеш, маленькая читта или большая читта и т.п.)
Последний раз редактировалось: test (Сб 27 Окт 12, 15:32), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Alex123 |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№128250Добавлено: Сб 20 Окт 12, 22:02 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Еще читал, но не помню где, что в 18 дхату винняну разделили для "симметрии" с остальными элементами
В Махаянасамграхе. |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№128251Добавлено: Сб 20 Окт 12, 22:22 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Да и ещё. Если мы выделяем органы познания через отличие между собой (зрение не слух), то откуда берутся десятки читт? Разве есть десятки глаз?
Taм 5 результатов кусала и 5 результатов акусала каммы. Якобы приятные сознание 5 объектов орган чувств это результат благой каммы а 5 сознаний не благих объектов орган чувств, результат не благой каммы. 5+5 = 10. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно" |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№128262Добавлено: Вс 21 Окт 12, 15:24 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Ведана и самджня, это примитивные виды познания, праджня - высший вид познания, а виджняна посередине. Ну как это середина выскочила в отдельную скандху, отличную, при этом, от четасик? Это термин имел какую-то особую важность для доабхидхармистов и много значений.
К примеру, в сн22.87 говорится, что Мара не может найти винняну архата после париниббаны. Душу, что ли?
К тому же четана, это интенциальность - (единственная) функция сознания. (Сам термин "четана", заметим, не имеет ничего ни про какие действия, это просто склонение слова чит[та]. Читтовость, сознательность, действие ума.) Только читта не тождественна винняне, манасу или русскому сознанию. Упаклешей читты называется чандарага к винняне!
Рупа - объект познания, если она дана, то виджняна не нужна (так как данность в рупе). Если же мы выносим рупу из познания наружу, то тогда рупа (с другими объектами) в сознании, это виджняна. Виджняна = рупа. Кому-то понадобилась "субъективность", сопровождающая контакт вишаи и индрии.
Ответы на этот пост: ТМ, test |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13438
|
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№128327Добавлено: Вс 21 Окт 12, 23:51 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Виджняна больше всего похожа на атман (минус постоянство).
Только читта не тождественна винняне, манасу
Они все относятся к дхарма-дхату или к мано-дхату?
Ответы на этот пост: Полосатик, test |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№128334Добавлено: Пн 22 Окт 12, 12:11 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Виджняна больше всего похожа на атман (минус постоянство). Атман, возникающий от контакта
Они все относятся к дхарма-дхату или к мано-дхату? Манодхату же манас. А в дхарма-дхату входит как будто всё, кроме вижнян и грубой рупы.
Ответы на этот пост: test |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49362
|
№128335Добавлено: Пн 22 Окт 12, 13:19 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Полосатик пишет: Атман, возникающий от контакта
Похоже на свабхаву чувственного у прасангиков. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13438
|
№128343Добавлено: Пн 22 Окт 12, 20:59 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Мало ли что пишут у тхеров. Филологи находят отличия в употреблении терминов в суттах, хотя, бывает, читта-винняна-манас замещают друг друга.
Мне кажется, что нужно на контекст смотреть. Если 18 дхату - это читта, то манас, понятно, ее не описывает полностью. |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№128347Добавлено: Пн 22 Окт 12, 23:08 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Виджняна больше всего похожа на атман (минус постоянство).
Атман, возникающий от контакта
Поддаётся анализу при наличии контакта. Или ещё лучше - каждая виджняна имеет контакт (с чем-то).
Никакое "возниконвение от контакта" не нужно. Да и иначе это будет "первопричина".
Контакт, кстати тоже можно отождествить с виджняной - это сознание феноменологически (в противовес сознанию метафизически - виджняне).
Цитата: Цитата: Только читта не тождественна винняне, манасу Они все относятся к дхарма-дхату или к мано-дхату? Манодхату же манас. А в дхарма-дхату входит как будто всё, кроме вижнян и грубой рупы.
Читта относится к дхарма-дхату?..
Ответы на этот пост: Alex123, Полосатик |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№128348Добавлено: Пн 22 Окт 12, 23:54 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Читта относится к дхарма-дхату?..
мано-дхату и мано-виняна это читта.
Dhamma-dhatu comprises both nama and rupa. Dhamma-dhatu is the cetasikas, the subtle rupas (sukhuma-rupas) and nibbana. ADL-18
Дхарма-Дхату это четасики. НО. Надо не забывать что согласно Комментаторской Абхидхамме, четасики без читты не возникают.
Я думаю что мы должны быть аккуратны с анализом. Огонь можно аналитически разложить на форму, цвет, освещение, тепло, горение, и.т.д. Но эти вещи не могут быть разложены в различные кучки. Это разные функции одного и того же огня. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно" |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№128353Добавлено: Вт 23 Окт 12, 03:15 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Виджняна больше всего похожа на атман (минус постоянство).
The Buddhist thinkers point out, by means of these definitions, that it is not a self that performs the act of cognition, but citta or consciousness. (Abhidhammattha sangaha) |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|