|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№128204Добавлено: Пт 19 Окт 12, 19:38 (12 лет тому назад) Четыре сатипаттханы |
|
|
|
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn52/sn52.010.than.html
I have heard that on one occasion Ven. Anuruddha was staying near Savatthi in the Dark Forest — diseased, in pain, severely ill. Then a large number of monks went to Ven. Anuruddha and on arrival said to him, "What dwelling[1] are you dwelling in so that the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind?"
"When I dwell with my mind well-established in the four frames of reference, the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind. Which four? There is the case where I remain focused on the body in & of itself — ardent, alert, & mindful — putting aside greed & distress with reference to the world. I remain focused on feelings in & of themselves... mind in & of itself... mental qualities in & of themselves — ardent, alert, & mindful — putting aside greed & distress with reference to the world. When I dwell with my mind well-established in these four frames of reference, the pains that have arisen in the body do not invade or remain in the mind."
Итак, Ануруддха пребывает с умом, хорошо утвержденным в четырех сатипаттханах (frames of reference). На пали они называются кая, веданы, читта и дхармы.
С первыми тремя более-менее понятно, а что представляет собой четвертая, которую перевели как mental qualities? |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№128205Добавлено: Пт 19 Окт 12, 20:13 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Не понятно, при чём тут SN 52.10? Сатипаттханы описаны подробно, например, в Маха-сатипаттхана сутте: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.22.0.than.html
Самая загадочная из сатипаттхан на мой взгляд как раз таки третья - читта. И вообще все, что читта/виджняна, то странно в буддизме.
Основная мысль для раскрытия смысла сатипаттхан, думаю в том, что 4 сатипаттханы направленны на 4 извращения.
Ответы на этот пост: Полосатик, Витя |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№128209Добавлено: Пт 19 Окт 12, 21:09 (12 лет тому назад) |
|
|
|
А, это те самые сатипаттханы. Дхармы там в широком смысле "то, о чём учил Будда"?
- пять помех
- пять упаданаскандх
- шесть аятан
- семь факторов
- четыре БИ
Самая загадочная из сатипаттхан на мой взгляд как раз таки третья - читта. Ну, там всевозможные интроспекции перечислены (включая наблюдение внешних проявлений психики).
И вообще все, что читта/виджняна, то странно в буддизме. Поделитесь соображениями!
Ответы на этот пост: test |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№128211Добавлено: Пт 19 Окт 12, 21:52 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Качества ума подробно рассматриваются в матриках _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13438
|
№128212Добавлено: Пт 19 Окт 12, 22:11 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Сознание никак вообще не описывается. Только через остальные дхармы (четасики, рупу, нирвану). Все 6 корней - четасики. Аналог виджняны - это самжня. Но пишут, что различие между самжней, виджняной и праджней такое, что первое - это ребенок видящий монетку, второе - взрослый, который в курсе ее покупательной способности и последнее - это восприятие химика, который знает еще и состав монетки. На долю сознания остается не так и много. И если рупу через четасики не объяснить, то сознание почти получается.
Ответы на этот пост: test |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№128213Добавлено: Пт 19 Окт 12, 22:17 (12 лет тому назад) |
|
|
|
А, это те самые сатипаттханы. Дхармы там в широком смысле "то, о чём учил Будда"?
- пять помех
- пять упаданаскандх
- шесть аятан
- семь факторов
- четыре БИ
Четвертое извращение - атмавада. Соотв. предмет четвертой сатипаттханы - анатмавада или — абхидхамма.
Цитата: Самая загадочная из сатипаттхан на мой взгляд как раз таки третья - читта. Ну, там всевозможные интроспекции перечислены (включая наблюдение внешних проявлений психики).
И это очень странно. В плане отличия от 4й сатипаттханы.
Цитата: И вообще все, что читта/виджняна, то странно в буддизме. Поделитесь соображениями!
Ну чем отличается 5я скандха от остальных? Зачем она вообще нужна? Все умственное уже охвачено другими скандхами...
Ответы на этот пост: Полосатик |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№128214Добавлено: Пт 19 Окт 12, 22:20 (12 лет тому назад) |
|
|
|
И если рупу через четасики не объяснить, то сознание почти получается.
Лично у меня сознание никак не получается. Просто лишняя скандха выходит. |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13438
|
№128215Добавлено: Пт 19 Окт 12, 22:29 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Я о том, что вся виджняна почти получается через четасики, а рупа не получается. Т.е. разделение виджняна/4 скандхи менее явное, чем рупа/четасики. ) |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№128216Добавлено: Пт 19 Окт 12, 23:16 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Ну, там всевозможные интроспекции перечислены (включая наблюдение внешних проявлений психики). И это очень странно. В плане отличия от 4й сатипаттханы. Как вариант, 1..3 являются подготовкой к 4-й.
Цитата: Ну чем отличается 5я скандха от остальных? Зачем она вообще нужна? Все умственное уже охвачено другими скандхами... Это особый вид упаданы, к акту познания.
Khajjaniya пишет: Or when recollecting, 'I was one with such a consciousness in the past,' one is recollecting just consciousness. Тогда как самжня - упадана к различению и вербализациям. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49362
|
№128217Добавлено: Пт 19 Окт 12, 23:20 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Полосатик пишет: Это особый вид упаданы, к акту познания.
Я так же говорил (это старый спор) _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№128218Добавлено: Пт 19 Окт 12, 23:57 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Акты познания, это самскары. Виджняна, это метафизическое "непонятно что".
Ответы на этот пост: Полосатик |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13438
|
№128220Добавлено: Сб 20 Окт 12, 01:20 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Просмотрел еще раз элемент сознания. Который тройной в 18 дхату.
По Абхидхамматтхе учителя Ануруддхи есть:
1) мано-дхату. Это то, что воспринимает, как способность видеть. Состоит из сознания поворота к 5 чувствам и 2-х "получающих сознаний". Судя по комментариям, последнее как раз есть то, что у Дхармакирти называется "внутренним чувством". Точечные вспышки чувственных сознаний здесь объединяются в цепь моментов. Содержат 7 присутствующих всегда факторов (контакт, ощущение, волиция, восприятие, сосредоточенность, жизненность, внимание) и еще витакку, вичару и адхимокху.
2) Есть дхамма-дхату - это 52 фактора сознания, 16 тонких руп и Ниббана. Это объекты, как свет для способности видеть. (Хотя там еще и все 89 читт как объекты должны быть)
3) Есть мано-винняна-дхату - это 76 сознаний (89 сознаний без 10 двойных сознаний 5 чувств и 3-х сознаний, что в мано-дхату). Ответ на то, что мано-дхату видит в дхамма-дхату.
Вобщем, ничего не прояснилось. Везде четасики
ЗЫ если все явления признаются у Дхармакирти "самоочевидными", то это, имхо, что-то вроде деконструкции 5 скандхи и есть. Или она настолько тонкая, что о ней трудно что-то сказать (есть у тхеравадинов 6 парных прекрасных четасик, непонятного характера - пара относится к читте и к четасикам. Прасадхи-расслабленность, лахута-легкость и т.д.) Все равно ведь не просто так они в списке... |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№128227Добавлено: Сб 20 Окт 12, 04:57 (12 лет тому назад) |
|
|
|
мано-дхату и мано-винняна-дхату это винняна.
Кстати, это интересный вопрос о том что конкретно винняна означает и разницу винняны от других умственных совокупностей. Иногда под винняной похоже подразумевается "простое осознание" но в некоторых местах (возникновение и прекращение 5 совокупностей) и в Висуддхимагге винняна более комплексна чем 3 умственных совокупностей. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Ответы на этот пост: ТМ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49362
|
№128231Добавлено: Сб 20 Окт 12, 07:09 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Самскары - это факторы воли (кармы). Одно явление может быть в разных группах объектов упаданы. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№128235Добавлено: Сб 20 Окт 12, 11:13 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Акты познания, это самскары. Они самскриты, обусловлены самскарами. А самскары уже в 4-й скандхе (самоидентификация "я глупый, я умный", а не "я с таким-то актом познания").
Виджняна, это метафизическое "непонятно что". Наблюдает солёное, сладкое... это вижняна. Если убрать акт наблюдения (или то, что наблюдает), получится просто солёное (рупа).
Ответы на этот пост: test |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|