№537005Добавлено: Пт 24 Апр 20, 09:51 (5 лет тому назад)
Самых простых одежд и самой
грубой пищи достаточно.
Встречая мирских людей,я ленюсь говорить.
И поэтому они говорят что я туп.
Снаружи кажется что я тупо таращусь;
Внутри моя кристальная ясность сознания
Беззвучно соответствует скрытому пути........
И так далее.
Дайчжу Хуайхей. _________________ Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.
№537008Добавлено: Пт 24 Апр 20, 10:19 (5 лет тому назад)
Горсть листьев
Цитата:
Вся эта троица обозначает состояние лености и "отупения", в которое впадает медитатор. Причина этого - избыток шаматхи
Избыток шаматхи, проясняющей ум (согласно геше Тинлею и многим другим), является причиной лености и отупения? Кролик - тонкое «отупение» - изъян, мешающий обретению шаматхи и появляющийся после устранения практикой состредоточения грубого «отупения».
Цитата:
Технически это заключается в правильном использовании первого уровня дхьяны, который вы, по идее, уже освоили
Первая дхьяна - после обретения шаматхи, которая после обретения самадхи - состояния сосредоточения без усилий и без всех изъянов, в т. ч. и без всякого «отупения». Лень как одно из 5 препятствий сосредоточению на этом этапе полностью устраняется «полной очищенностью» («подвластность», «гибкость»). Ни о каких лени и отупении и речи быть не может.
Цитата:
Как подсказка на картине рядом с этой композицией - золотое изображение Дхармы. Это совет - чтобы шаматха не перевешивала и не появлялось "торможения" на пути, следует переключиться на випассану - направление ума на сутры, на глубокое изучение Дхармы, на медитативное проникновение в суть учения.
Цонкапа, «Средний ламрим»:
Если в это время слишком много [заниматься] исследующим созерцанием, уменьшается элемент пребывания (устойчивость в сосредоточении) (gnas cha). Тогда следует чаще заниматься устанавливающим созерцанием (шаматха) и восстановить элемент пребывания.
Но [этот элемент может] слишком увеличиться из-за чрезмерности устанавливающего созерцания, что [приводит к] утрате желания анализировать. В таком случае побольше занимайтесь аналитическим созерцанием. Таким образом, осваивайте шаматху и випашьяну в равной мере. Тогда [их] сила очень возрастет.
Как говорится в «Последней ступени созерцания» (D3917: KI 59b2-3. См. рус. пер. Д. Устьянцева, с. 109-110 (56)):
«Когда из-за созерцания, [относящегося к] випашьяне, мудрость стала весьма обширной, тогда, поскольку шаматха уменьшается, постольку ум колеблется, как [пламя] светильника, установленного на ветру, поэтому таттва будет видиться не очень ясно. Следовательно, тогда используйте созерцание, [относящееся к] шаматхе. Если же увеличивается шаматха, то, подобно человеку, подавленному сонливостью, видение таттвы не будет очень ясным. Если так, тогда же используйте созерцание, [сопровождаемое] мудростью».
Единственное, что упоминается как изъян - утрата желания анализировать таттву и неясность видения таттвы как концептуального абстрактного (не визуального) объекта шаматхи, что требует повторного применения исследования.
Вся эта троица обозначает состояние лености и "отупения", в которое впадает медитатор. Причина этого - избыток шаматхи
Избыток шаматхи, проясняющей ум (согласно геше Тинлею и многим другим), является причиной лености и отупения? Кролик - тонкое «отупение» - изъян, мешающий обретению шаматхи и появляющийся после устранения практикой состредоточения грубого «отупения».
Шаматха успокаивает ум - это способствует обретению ясности. Но избыток спокойствия - "кролик на спине слона".
Помните, что в буддийской практике "духовной медицины" много внимания уделяется "противовесам и противоядиям"?
Технически это заключается в правильном использовании первого уровня дхьяны, который вы, по идее, уже освоили
Первая дхьяна - после обретения шаматхи, которая после обретения самадхи - состояния сосредоточения без усилий и без всех изъянов, в т. ч. и без всякого «отупения». Лень как одно из 5 препятствий сосредоточению на этом этапе полностью устраняется «полной очищенностью» («подвластность», «гибкость»). Ни о каких лени и отупении и речи быть не может.
Похоже, здесь у вас спутанность с понятием упачара-самадхи. Вхождение в упачара-самадхи - устранение пяти ниваран. "Полная очищенность" - это уже не упачара-самадхи. Кроме того, в наставлениях ясно говорится: сначала достигается первая дхьяна и в ней обретается мастерство - медитирующий сначала научается хорошо пользоваться этой дхьяной, входя и выходя из неё по своему желанию.
Понятие самадхи - обобщающее разные уровни дхьяны.
"Кролик на спине слона" - это не так леность ума, что является препятствием к упачара-самадхи. Это уже другой вид - тот самый "избыток шаматхи", или ещё тибетские учителя медитации это называют, если я правильно помню, "обманчивое состояние успокоения", в котором медитатор, практикующий шаматху без випашьяны, может "застрять".
Как подсказка на картине рядом с этой композицией - золотое изображение Дхармы. Это совет - чтобы шаматха не перевешивала и не появлялось "торможения" на пути, следует переключиться на випассану - направление ума на сутры, на глубокое изучение Дхармы, на медитативное проникновение в суть учения.
Цонкапа, «Средний ламрим»:
Если в это время слишком много [заниматься] исследующим созерцанием, уменьшается элемент пребывания (устойчивость в сосредоточении) (gnas cha). Тогда следует чаще заниматься устанавливающим созерцанием (шаматха) и восстановить элемент пребывания.
Но [этот элемент может] слишком увеличиться из-за чрезмерности устанавливающего созерцания, что [приводит к] утрате желания анализировать. В таком случае побольше занимайтесь аналитическим созерцанием. Таким образом, осваивайте шаматху и випашьяну в равной мере. Тогда [их] сила очень возрастет.
Вот вы и привели подтверждающую мои слова цитату.
Заметье, говорится об утрате желания анализировать - то есть "рассматривать, изучая" (что и есть випашьяна). А утерять можно лишь то, что имелось, не правда ли? Если же этого ранее не имелось, то как это можно потерять, не обретя и не развив прежде?
Горсть листьев
Как говорится в «Последней ступени созерцания» (D3917: KI 59b2-3. См. рус. пер. Д. Устьянцева, с. 109-110 (56)):
«Когда из-за созерцания, [относящегося к] випашьяне, мудрость стала весьма обширной, тогда, поскольку шаматха уменьшается, постольку ум колеблется, как [пламя] светильника, установленного на ветру, поэтому таттва будет видиться не очень ясно. Следовательно, тогда используйте созерцание, [относящееся к] шаматхе. Если же увеличивается шаматха, то, подобно человеку, подавленному сонливостью, видение таттвы не будет очень ясным. Если так, тогда же используйте созерцание, [сопровождаемое] мудростью».
Единственное, что упоминается как изъян - утрата желания анализировать таттву и неясность видения таттвы как концептуального абстрактного (не визуального) объекта шаматхи, что требует повторного применения исследования.
Таттва - термин из шиваистской йоги, означающий "ткань бытия". В буддийской трактовке указывается, что таттва - это концепт, мысленный конструкт, служащий объектом медитации успокоения ума - касина бесконечного пространства. И поскольку речь о философском концепте, который берётся как "объект ума" - то речь идёт о традиционной практике шаматха-випашьяны, а не упражнений только в развитии шаматхи - которые и могут привести к её "избытку".
Я понятно объяснил свою мысль? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№537034Добавлено: Пт 24 Апр 20, 16:53 (5 лет тому назад)
Горсть листьев
Цитата:
Шаматха успокаивает ум - это способствует обретению ясности. Но избыток спокойствия - "кролик на спине слона".
Помните, что в буддийской практике "духовной медицины" много внимания уделяется "противовесам и противоядиям"?
Шаматха - это и есть успокоение ума (в переводе), «безмятежность» и пр. Практика успокоения успокаивает ум. Ок. Это способствует обретению ясности - противоядия «отупению» (и «пребывания» - «устойчивости» - противоядия возбужденности).
Но избыток успокоения - т. е. противоядий отупению и возбужденности - это тонкое отупение?
Цитата:
Похоже, здесь у вас спутанность с понятием упачара-самадхи. Вхождение в упачара-самадхи - устранение пяти ниваран. "Полная очищенность" - это уже не упачара-самадхи. Кроме того, в наставлениях ясно говорится: сначала достигается первая дхьяна и в ней обретается мастерство - медитирующий сначала научается хорошо пользоваться этой дхьяной, входя и выходя из неё по своему желанию.
Понятие самадхи - обобщающее разные уровни дхьяны.
"Кролик на спине слона" - это не так леность ума, что является препятствием к упачара-самадхи. Это уже другой вид - тот самый "избыток шаматхи", или ещё тибетские учителя медитации это называют, если я правильно помню, "обманчивое состояние успокоения", в котором медитатор, практикующий шаматху без випашьяны, может "застрять".
nyer bsdogs, samantaka (upacara) – вводное (самапатти) – самапатти, относящееся к тому роду, который характеризуется реализацией непривязанности к явной жажде желающей, устремленной к непосредственно предшествующему ему более низкому уровню.
Умственный процесс, имеющий место во вводном самапатти, называют умственным процессом полного уничтожения клеш (nyon mongs rnam 'joms kyi yid byed).
Тождественно по предмету (поскольку это самапатти приводит к появлению базового самапатти): умственный процесс, присоединяющий к базовому самапатти.
Все вводные самапатти подразделяются на два вида - шаматху (zhi gnas) и випашьяну (lhag mthong). Это не означает, что шаматха и випашьяна не имеют никакого отношения к базовым самапатти. Не означает это и того, например, что при практике вводного самапатти третьей дхьяны может реализоваться только шаматха или только випашьяна.
Вводное самапатти первой дхьяны возникает благодаря достижению шаматхи и затем его культивирование в значительной мере опирается на випашьяну, а при практике этого и последующих вводных самапатти именно реализация шаматхи и випашьяны приводит к обретению базовых самапатти.
Во вводных самапатти занимаются главным образом созерцанием исследующим, поэтому шаматха и випашьяна в них не пребывают в равновесии, а в базовых самапатти, когда непривязанность уже обретена, эти два элемента находятся в состоянии уравновешенности.
Пребывание во вводном самапатти может быть связано только с шаматхой или только с випашьяной.
Подразделяется на восемь вводных самапатти, каждое из которых присоединяет к своему базовому самапатти: от вводного самапатти первой дхьяны до вводного самапатти Бхавагры
Полная очищенность - это еще не упачара-самадхи, а еще шаматха:
zhi gnas, samatha - успокоенность (успокоение), безмятежность – это возникающее благодаря сосредоточению на неком объекте самадхи (ting nge 'dzin), дополненное редкостным блаженством полной очищенности (shin sbyangs kyi bde ba khyad par can). Ее существенная черта - полная очищенность (shin sbyangs) - специфическое ощущение легкости и бодрости тела и ума, которое возникает в процессе сосредоточения вследствие ослабления загрязняющего сознание действия накопленных неблагих деяний и клеш, делая ум и тело полностью готовыми к реализации благого.
Сначала (прежде чего) достигается первая дхьяна?
Понятие самадхи - обобщающее разные уровни дхьяны - согласен (не только дхьян, но и до дхьян - 9 стадия и последующая шаматха):
ting nge 'dzin, samadhi - самадхи, в широком смысле - сосредоточение - удерживание сознания на объекте однонаправленно и длительное время, в узком - полная неотвлекаемость ума от объекта – девятая стадия пребывания ума из 9-ти (см. sems gnas dgu).
Возникает в результате созерцания.
Причина мудрости.
Виды самадхи исчисляют сотнями тысяч. Каждое самадхи имеет свое название и реализует нечто особенное (напр., только способность летать или только способность познания прошлых жизней, и т. д.).
Застрять в шаматхе можно только в смысле - не избавиться от сансары, без випашьяны на абсолютном объекте, но никак не в отупении, т. к. шаматха - уже без любых изъянов, препятствий самадхи.
№537036Добавлено: Пт 24 Апр 20, 17:09 (5 лет тому назад)
Горсть листьев
Цитата:
речь идёт о традиционной практике шаматха-випашьяны, а не упражнений только в развитии шаматхи - которые и могут привести к её "избытку".
Я понятно объяснил свою мысль?
Согласен.
.
Цитата:
В буддийской трактовке указывается, что таттва - это концепт, мысленный конструкт, служащий объектом медитации успокоения ума - касина бесконечного пространства
Первый раз слышу. Не приведете источник?
don dam bden pa, don dam pa'i bden pa, paramartha satya - абсолютная истина...
Тождественно по предмету: абсолютное (don dam pa), абсолютная дхармата (chos nyid), другая сторона [дхармы] (та сторона) (pha rol), таттва (de nyid), пустота (stong pa nyid)
речь идёт о традиционной практике шаматха-випашьяны, а не упражнений только в развитии шаматхи - которые и могут привести к её "избытку".
Я понятно объяснил свою мысль?
Согласен.
.
Цитата:
В буддийской трактовке указывается, что таттва - это концепт, мысленный конструкт, служащий объектом медитации успокоения ума - касина бесконечного пространства
Первый раз слышу. Не приведете источник?
don dam bden pa, don dam pa'i bden pa, paramartha satya - абсолютная истина...
Тождественно по предмету: абсолютное (don dam pa), абсолютная дхармата (chos nyid), другая сторона [дхармы] (та сторона) (pha rol), таттва (de nyid), пустота (stong pa nyid)
Полагаю, вы ищете не на той полке.
Если нечто выбирается в качестве умственного объекта медитации, то речь явно не о словарных синонимах. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Только не смейтесь , но стал замечать за собой пофигизм, отупение, снижение реакции, многое стало все равно, возросла лень как думать так и делать что либо. Но несмотря на это медитирую каждый день.
На днях с друзьями играли в настольные игры. Все быстро реагировали, но у меня реакция замедленная. Когда следует подумать тоже самое, заметил ленность в размышлении и тд.
Ранее медитация таких проблем не вызывала. За несколько лет медитации стал флегматиком. Друзья говорят что мне на все - все равно. С одной стороны это хорошо, но у медитирующих людей наоборот развивается мудрость и острота ума. Вероятно я неправильно медитирую. Подскажите в чем могут скрываться ошибки. Где то встречал что от неправильных занятий медитаций такое возможно.
Потому что вы не то делаете. Не "медитация", а бхавана\культивирование умелого\умного и она развивает мудрость. Способствует ей, благоприятна к ней. Даже мирская бхавана. Должны сдвинуться в положительную сторону ведана\ощущения, острота восприятий и проницательность ума. Тело\рупа становится более прямым и приятным взгляду, исчезают излишние напряжения, выражение лица становится более милым и пр. Если вы наоборот - тупите, то это не то. Не занимайтесь таким, плз.
Цитата:
Друзья говорят
Пофиг, что они говорят. Они дхьянины из палаты мер и весов или омраченные всеми омрачениями мимокрокодилы, не знающие даже значений у слов? Информацию нужно брать из соответствующего источника. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Это нужно осознавать с т.з. миров в мирском самадхи. Т.е. грубое в мире страстей, неуспокоенное, требующее больших усилий, тяжкое, непостоянное, переменчивое, краткое, сложно обретаемое и пр. по сравнению с миром брахм. Тогда это будет правильное мирское осознавание. Иначе получится "я покакол" и пользы от этого почти ноль, т.к. сознание не направляется выше. Это не я придумал, это Лаукикамарга\Мирскойпуть от Асанги. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Тут две языковых картины мира: что называется ленью у орков и что называется ленью в Дхарме. Лежать на диване и делать вспоминание о дэвах - лень у орков, но не лень в Дхарме, потому что лень там - отсутствие интенции к умелым действиям... Топикстатера трудно распутать, поскольку непонятно, из каких определений он исходит. Вся дискуссия сводится к выяснению определений... _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
С этим я не спорил. Но «утрата желания анализировать» и «тонкое отупение» разве одно и то же?
Я полагаю, да.
Тогда в самадхи - начиная с 9 степени сосредоточения, в шаматхе, самапатти дхьян и аруп не может быть утраты желания анализировать, т. к. они лишены изъянов самадхи - грубых и тонких возбужденности и «отупения». Однако в них возможна утрата желания анализировать, вызванная радостью и блаженством или блаженством полной очищенности, вызванных ясностью и устойчивостью - противоядиями тех изъянов.
№537135Добавлено: Сб 25 Апр 20, 16:53 (5 лет тому назад)
Горсть листьев
Цитата:
Если нечто выбирается в качестве умственного объекта медитации, то речь явно не о словарных синонимах.
Это к чему?
в качестве умственного объекта медитации может быть выбрано нечто, называемое разными терминами «абс. истина» и «таттва», например. Про «таттва» и «бесконечное пространство» как синонимы в буддийской трактовке не слышал.
С этим я не спорил. Но «утрата желания анализировать» и «тонкое отупение» разве одно и то же?
Я полагаю, да.
Тогда в самадхи - начиная с 9 степени сосредоточения, в шаматхе, самапатти дхьян и аруп не может быть утраты желания анализировать, т. к. они лишены изъянов самадхи - грубых и тонких возбужденности и «отупения». Однако в них возможна утрата желания анализировать, вызванная радостью и блаженством или блаженством полной очищенности, вызванных ясностью и устойчивостью - противоядиями тех изъянов.
Топик-стартер ведь явно не про это. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы