Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Значение понятия "параматтха" в Абхидхамме Южного буддизма

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

527866СообщениеДобавлено: Вс 09 Фев 20, 21:11 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Nicholas Floyd пишет:
Если параматтха это просто то как понимают буддисты, а самутти - как все остальные, то почему не были использовали более понятные слова вида "буддийское" и "не-буддийское" вместо параматтха и самутти; и почему в таком случае самутти - истина (сачча), так как истина может быть только одна, и у буддистов и у не-буддистов одновременно истина быть не может?
Думаю, что ответ весьма прост: потому, что у них просто не было таких слов "буддийский" и "небуддийский", а для обозначения этих понятий использовались слова параматтха-сачча и саммути-сачча. И да, как сказал Багават Ананде: есть только один путь (к ниббане), нет другого пути. Поэтому-то парама-аттха (букв. ведущий к цели) - значит "буддийский", а саммути (букв. общее) - всё остальное.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nicholas Floyd
Гость





527867СообщениеДобавлено: Вс 09 Фев 20, 21:20 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев
Слов у них много разных было. Например, "арья". "Арийский" и "не-Арийский". Вполне. Но это так, не суть. А что по-вашему по-поводу истины (сачча)? Истины две быть не может. Если есть только один путь к ниббане, то все остальное - не истина, не сачча.


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Wu
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

527873СообщениеДобавлено: Вс 09 Фев 20, 21:48 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Nicholas Floyd пишет:
Горсть листьев
Слов у них много разных было. Например, "арья". "Арийский" и "не-Арийский". Вполне. Но это так, не суть. А что по-вашему по-поводу истины (сачча)? Истины две быть не может. Если есть только один путь к ниббане, то все остальное - не истина, не сачча.
Ариямагга - путь благородных или Благородый путь. Это, скорее, эпитет, а не термин.
О том, что такое сачча, и что их две - давний дискурс, восходящий к толкованию слов Будды в суттанте, где, как вы знаете, в основном используется разговорный язык и различные образные понятия, аллегорические примеры, метафоры и т.п. С самых ранних времён буддисты пришли к заключению (соглашению - опять тут появляется наше любимое sammuti), что когда, например, Багават говорит "я увидел, я познал", то он тем самым не утверждает наличие атты, но просто использует общепонятные выражения - то, что принято в обществе, то, что понятно всем на уровне "общественного договора". Так же, как мы говорим "Президент - глава России", понимая при этом, что одна голова - хорошо, но три - лучше. Wink Это и есть саммути-сачча, "правда жизни", которая есть правда, но при этом условная - то есть обусловленная общественным соглашением понимать это определённым образом. То есть, это правда, но это не Истина. Smile

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nicholas Floyd
Гость


Откуда: Seattle


527875СообщениеДобавлено: Вс 09 Фев 20, 22:04 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев
Если некто говорит не то что имеет ввиду - то с точки зрения адекватного человека он либо не понимает что говорит, либо врет. Ну да ладно.

Ваша позиция понятна.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

527894СообщениеДобавлено: Пн 10 Фев 20, 02:08 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Nicholas Floyd пишет:
Горсть листьев
Если некто говорит не то что имеет ввиду - то с точки зрения адекватного человека он либо не понимает что говорит, либо врет. Ну да ладно.
Ваша позиция понятна.
Это не моя позиция, а моё объяснение буддийского принципа предельного и относительного. И это мы ещё не касаемся запредельного. Smile
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48655

527906СообщениеДобавлено: Пн 10 Фев 20, 11:48 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Истина - это соответствие предмета его субъективному отражению в познании.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
В.Н.



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 518

527915СообщениеДобавлено: Пн 10 Фев 20, 13:22 (4 года тому назад)    Re: Значение понятия "параматтха" в Абхидхамме Южного буддизма Ответ с цитатой

... вы считаете это понятие собирательным или несобирательным?
имхо, скорее корневые таксоны

предельный смысл анализа и классификаций по кхандхам\скандхам, аятанам и дхату
то что за этими классификациями, или, то на чём основаны эти классификации
основа\вы буддийской таксономии
азы

в том числе и азы\основы не только абхидха(р\м)мы, но и азы\основы мировоззрения\мировИдения сут(т\р)
можно ещё сказать, тот дискурс в котором всё это излагается, или, подразумеваемый контекстный смысл речевой ситуации

_________________
na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||


Последний раз редактировалось: В.Н. (Пн 10 Фев 20, 13:38), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

527917СообщениеДобавлено: Пн 10 Фев 20, 13:33 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Истина - это соответствие предмета его субъективному отражению в познании.
Если следовать пониманию сознания как отражающей функции высшей нервной системы? Впрочем, в буддийской терминологии для такого отражения без искажения есть термин "пратьякша". В его имели в виду?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

527921СообщениеДобавлено: Пн 10 Фев 20, 14:10 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Nicholas Floyd пишет:
Горсть листьев
Слов у них много разных было. Например, "арья". "Арийский" и "не-Арийский". Вполне. Но это так, не суть. А что по-вашему по-поводу истины (сачча)? Истины две быть не может. Если есть только один путь к ниббане, то все остальное - не истина, не сачча.
Хотя говорят о двух истинах, не только в в тхераваде, но и в других направлениях буддизма, например вот: https://religion.wikireading.ru/49316 ,
но Карунадаса, например, пишет, что в тхераваде это - два способа выражения истины.
Цитата:
The foregoing observations should show that according to the Theravāda version of double truth, one kind of truth is not held to be superior to the other. Another interesting conclusion to which the foregoing observations lead is that as far as the Theravāda is concerned, the distinction between sammuti-sacca and paramattha-sacca does not refer to two kinds of truth as such but to two ways of presenting the truth. Although they are formally introduced as two kinds of truth, they are explained as two modes of expressing what is true. They do not represent two degrees of truth of which one is superior or inferior to the other. This explains why the two terms, kathā (speech) and desanā (discourse), are often used with reference to the two kinds of truth. [155]In this respect the distinction between sammuti and paramattha corresponds to the distinction made in the earlier scriptures between nītattha and neyyattha. For, as we saw earlier, no preferential value-judgement is made between nītattha and neyyattha. All that is emphasised is that the two kinds of statement should not be confused. The great advantage in presenting sammuti and paramattha in this wayis that it does not raise the problem of reconciling the concept of a plurality of truths with the well-known statement of the Suttanipāta: “Truth is indeed one, there is no second” (ekaṃ hi saccaṃ na dutīyam atthi).
Вообще, если вам интересна тема параматтха и саммути, то можете почитать работу Карунадасы "The dhamma theory - philosophical  cornerstone of the Abhidhamma", там глава есть об этом (цитата - оттуда). Есть русский перевод этой книжки.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4
Страница 4 из 4

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.027 (0.394) u0.013 s0.001, 18 0.013 [254/0]