Зарегистрирован: 22.08.2019 Суждений: 176 Откуда: Москва
№520483Добавлено: Сб 28 Дек 19, 20:11 (5 лет тому назад)Ослабление оков самомнения
Небольшой текст-заметка. Решил неким образом скомпилировать и практически осмыслить сутты, которые так или иначе относятся к оковам самомнения (не путать с воззрениями о "Я" всмысле существования некой непреходящей субстанции аля атман; здесь про 8 окову в списке из 10, относящуюся к "психологическому" само-ощущению себя и цеплянию к себя-образу). Обращаю внимание, что слово "самомнение" используется в общем смысле и до разбивки на "я лучше" (грандиозное самомнение), "я хуже" (уязвлённое самомнение), "я такой же"; однако этой разбивки этот текст также будет касаться. Все предоставленные на русском сутты взяты с сайта theravada.ru
Обзор
Самомнение - ощущение живым человеческим существом собственной самости, экзистенции, образа "Я" и "Себя" с последующим цеплянием к ним. Собственная самость складывается из усвоенных обстоятельств и выводов повседневного бытия, вырисовывая себя-контур, себя-форму, себя-границу. Все паттерны поведения, особенности реакций, характерологические установки включаются сюда. Для наглядности рассмотрения и аналитического различения: существует рупа (общее обозначение базовой телесности), существует нама (общее обозначение базовой ментальности аля сознания и распознавания), в связке нама-рупа образует "сосуд" для группы ментальных формаций названной "Я", "Эго", "Самость" (и т.д по синонимичному ряду), которая оседает и перестраивается на протяжении всего отдельно взятого существования. Обиходное обозначение этой группы ментальных формаций - личность, или, не менее точное и лаконичное "внутренний мир".
Самомнение и самость, будучи встроенными в бытие человеческих существ, несут в себе функции. Основополагающей функцией оных является дифференцировка и упорядочивание категорий "приятного" и "неприятного, болезненного" (в широком смысле) для всех типов ментально-телесных формаций. Это достигается за счёт выстраивания образа "Я" и "Себя", который имеет соответствующие признаки, придающие ему форму: привычки, линия поведения, иерархия ценностей, предпочтения в том или ином и прочее. Соответствие или не соответствие очерченной границе самости и её проявленностям порождает приятное или болезненное соответственно. Приятное испытывается (в той или иной ментально-телесной формации) в случае соприкосновения с условно "Своим" или "Это Моё, таков Я", болезненное испытывается (в той или иной ментально-телесной формации) в случае соприкосновения с условно "Чужим" или "Это не Моё, Я не таков"(в той или иной ментально-материальной формации). Обиходная метафора для самости - призма, преобразовывающая входящий в неё свет в соответствии со своими структурными хитросплетениями. Делая так, являясь обусловленной, самость является носителем трёх констант: непостоянства, страдательности, безличностности [бессубстанциональности]. Я, Эго, Самость - огромное поле для специфического вида страданий и подневольностей: деструктивные реакции и паттерны, цепляния, потрясения и расстройства. Всё это можно дополнительно сравнить с переплетёнными, изломанными, искажёнными участками намы, которые принимая в себя информацию делают её подобной собственной косности с помощью жеста интерпретации; всё это запускает маятник; будучи запущенным и раскачиваясь по амплитуде крайностей, он лишает отречённой срединности.
Условия и питание
Будучи сконструированным и преходящим, самомнение содержит ряд собственных условий, создавая в общей сумме феномен самости. Самость, в свою очередь, порождает страдания и неудовлетворённость, низвергая до косности становления. Перечень, оттеняющий и питающий феномен самости и самомнения соответственно:
1) Рефлексия о прошлых и будущих временах с привязкой к "Я" и "Себя"; распластывание собственной самости на весь временной континуум, создавая тем самым прочную темпоральную линию "Себя" с присущей "личной историей".
(МН 131) И каким образом, монахи, человек пробуждает прошлое? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня была такая материальная форма в прошлом». Он лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня было такое-то чувство в прошлом… такое-то восприятие в прошлом… такие-то формации [ума] в прошлом… такое-то сознание в прошлом». Вот как он пробуждает прошлое.
<...>
И каким образом, монахи, человек строит будущие ожидания? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такая материальная форма в будущем!» Он лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня будет такое-то чувство в будущем… такое-то восприятие в будущем… такие-то формации в будущем… такое-то сознание в будущем!» Вот как он строит будущие ожидания.
2) Дифференциация "Себя" и "Других" с последующим вписыванием в порядок иерархии. Будучи вписанной в иерархию, самость оттеняет собственный контур, находясь "на своём месте".
(СН 22.49) "Сона, когда какие-либо жрецы и отшельники на основании формы, которая непостоянна, страдательна и подвержена изменениям, считают себя таковыми: «Я лучше» или «Я такой же» или «Я хуже», то не от того ли это, что они не видят вещи в соответствии с действительностью?"
Отсюда можно выделить характерные типы самостей по признаку само-оценки и в связке отношений с другими живыми существами и предметами:
Типы дробятся на подтипы, порождая множество комбинаций в зависимости от преобладания тех, или иных субпризнаков.
3) Дифференциация и разграничение по типу "Это - Я, моё, то - не-Я, не моё". Утверждая свой ум таким образом, собственная самость оттеняется от "всего прочего не-Моего", вырисовывая самой себе всё более и более чёткий контур.
(МН 1) "Монахи, необученный заурядный человек, который не уважает Благородных, неумелый и необученный в их Дхамме, который не уважает правдивых людей, неумелый и необученный в их Дхамме, воспринимает землю как землю. Восприняв землю как землю, он измышляет <...> [себя отдельным] от земли
4) Устойчивое, детальное выстраивание, визуализация и цепляние за образ "Я" и "Себя" за счёт отождествления с "внутренними" и "внешними" феноменами, ведение "внутреннего диалога". Выходящее за круг тождества имплицитно отвергается или получает статус безразличного (это согласуется с прошлым пунктом). Является самым ключевым условием и питанием, будучи прямым действием непосредственной вырисовки контура собственной самости.
(АН 3.130) «Друг Ануруддха, когда ты думаешь: «Божественным глазом, очищенным и превосходящим человеческий, я обозреваю системы тысячи миров» – это твоё самомнение.
Когда ты думаешь: «Во мне зарождено неослабевающее усердие. У меня утверждена незамутнённая осознанность. Моё тело безмятежно и не имеет возбуждённости. Мой ум сосредоточен и однонаправлен» – это твоя неугомонность.
Когда ты думаешь: «Но всё же мой ум всё ещё не освобождён от пятен [умственных загрязнений] посредством не-цепляния» – это твоё сожаление.
(МН 1) «Монахи, необученный заурядный человек, который не уважает Благородных, неумелый и необученный в их Дхамме, который не уважает правдивых людей, неумелый и необученный в их Дхамме, воспринимает землю как землю. Восприняв землю как землю, он измышляет [себя как] землю, он измышляет [себя в] земле, он измышляет [себя отдельным] от земли, он измышляет землю «своей», он радуется земле. И почему? Потому что он не полностью понял её, я говорю вам.
(СН 4.19) «Глаз – мой, отшельник, формы – мои, контакт глаза и его сфера сознания – мои. Где ты можешь спрятаться от меня, отшельник?
Ухо – моё…
Нос – мой…
Язык – мой…
Тело – моё…
Ум – мой, отшельник, ментальные феномены – мои, контакт ума и его сфера сознания – мои. Где ты можешь спрятаться от меня, отшельник?»
Путеводная нить практики
Было сказано:
(СН 12.61) «Когда есть это, есть то.
С возникновение этого, происходит возникновение того.
Когда этого нет, то нет и того.
С прекращением этого, наступает прекращение того».
Метод изложенный здесь соответствует смыслу этих строк. Ранее были описаны условия и питание оков самомнения, сводящиеся к построению себя-образа. Устранение этих четырёх условий будет путеводной нитью практики. Всё строится на сокрушении себя-образа в различных приближениях.
При сокрушении себя-образа могут быть использованы способы устранения неблагих мыслей (в контексте этой практики, неблагие мысли - это мысли, конструирующие самость) перечисленные в МН 20, а именно:
1) Перенастройка на благие мысли
2) Изъяны неблагих мыслей
3) Отсутствие уделения внимания неблагим мыслям
4) Расслабление неблагих мыслей
5) Подавление неблагих мыслей
Подробнее в самой сутте.
Практика
1) Остановка временно́й рефлексии.
Данное условие было описано и раскрыто ранее. Резюмируя написанное - это размышления о "Я" и "Себя" в прошлом и будущем времени: "Я был таким-то... Я буду таким-то...", вызывающие экспансию и распластывание самости на весь феномен временно́го континуума. Подпитывая самость во временно́м приближении, живое человеческое существо способствует разрастанию и укреплению оков самомнения.
Сокрушение данного условия происходит при удержании, отслеживании и закреплении голого внимания здесь и сейчас, не прерываясь на прошлое или будущее время. Упорно склоняя ум таким образом, прошлое и будущее отсекаются, а самомнение лишается части питания. Также, практикующий превентивно предотвращает начало такого рассуждения, а в случае начала процесса его обдумывания - отмечает и отбрасывает, обрывает процесс.
(МН 131) И каким образом, монахи, человек не пробуждает прошлое? Вот некий человек не лелеет наслаждения в этом, думая: «У меня была такая материальная форма в прошлом… сознание в прошлом». Вот как он не пробуждает прошлое.
<...>
И каким образом, монахи, человек не строит будущих ожиданий? Вот некий человек не лелеет наслаждения в этом, думая: «Пусть у меня будет такая материальная форма в будущем!… сознание в будущем!» Вот как он не строит будущих ожиданий.
(ДН 2) Как же великий царь, монах наделен способностью самосознания и вдумчивостью?
Вот великий царь,
* монах вдумчиво действует, когда он идет вперед и идет назад,
* вдумчиво действует, когда глядит вперед и глядит по сторонам,
* вдумчиво действует, когда сгибается и распрямляется,
* вдумчиво действует когда носит ткань, сосуд для подаяния и верхнюю одежду,
* вдумчиво действует, когда ест, пьет, разжевывает, пробует на вкус,
* вдумчиво действует, когда испражняется и мочится,
* вдумчиво действует, когда ходит, стоит, сидит, спит, бодрствует, говорит,
молчит.
Таким, великий царь, бывает монах, наделенный способностью самосознания и
вдумчивостью."
2) Остановка дифференциаций
Две дифференциации: "Я - это, моё, то - не-Я, не моё", а также между собой и другими живыми существами в модусе "Я лучше", "Я хуже", "Я такой же" были рассмотрены ранее. Резюмируя написанное - это размышления, оттеняющие собственную самость от всего остального при помощи умозаключения "Я - здесь, Они - по ту сторону". Подпитывая самость в приближении дифференциации, живое человеческое существо способствует разрастанию и укреплению оков самомнения.
Сокрушение данного условия происходит при отсутствии такого размышления. Практикующий превентивно предотвращает начало такого рассуждения, а в случае начала процесса его обдумывания - отмечает и отбрасывает, обрывает процесс.
(МН 1) "Монахи, монах, который находится [в процессе] высшей тренировки, чей ум ещё не достиг цели и кто всё ещё устремлён к непревзойдённой защите отподневольности, напрямую знает землю как землю. Напрямую познав землю как землю, <...> ему не следует измышлять [себя отдельным] от земли
(АН 6.76) Благословенный сказал: «Монахи, не отбросив эти шесть вещей, человек не способен реализовать арахантство. Какие шесть?
Данное условие было описано и раскрыто ранее. Резюмируя написанное - это размышления, непосредственно очерчивающие форму и границу самости. Подпитывая самость в приближении конструирования и отождествления, живое человеческое существо напрямую способствует разрастанию и укреплению оков самомнения.
Сокрушение данного условия происходит при отсутствии такого размышления. Практикующий превентивно предотвращает начало такого рассуждения, а в случае начала процесса его обдумывания - отмечает и отбрасывает, обрывает процесс. Опускаются флаги самостной предикации и цепляющееся отождествление с чем-либо внутренним или внешним. Упорно склоняя ум таким образом, очерчивание границ прекращается, а самомнение лишается части питания.
(АН 3.130)
(1) «Друг Ануруддха, когда ты думаешь: «Божественным глазом, очищенным и превосходящим человеческий, я обозреваю системы тысячи миров» – это твоё самомнение.
(2) Когда ты думаешь: «Во мне зарождено неослабевающее усердие. У меня утверждена незамутнённая осознанность. Моё тело безмятежно и не имеет возбуждённости. Мой ум сосредоточен и однонаправлен» – это твоя неугомонность.
(3) Когда ты думаешь: «Но всё же мой ум всё ещё не освобождён от пятен [умственных загрязнений] посредством не-цепляния» – это твоё сожаление.
Было бы хорошо, если бы ты отбросил эти три качества и перестал уделять бы им внимание. Вместо этого направь свой ум на бессмертный элемент».
И затем, спустя какое-то время, Достопочтенный Ануруддха отбросил эти три качества и перестал уделять им внимание. Вместо этого он направил свой ум на бессмертный элемент.
(СН 35.30) [Благословенный сказал]: «Монахи, я научу вас способу, который подходит для искоренения любых измышлений. Слушайте внимательно, я буду говорить.
И каков, монахи, способ, который подходит для искоренения любых измышлений? Вот, монахи, монах не измышляет глаз, не измышляет внутри глаза, не измышляет из глаза, не измышляет «глаз – мой». Он не измышляет форму… сознание глаза… контакт глаза… любое чувство, которое возникает, имея в качестве своей причины контакт глаза – приятное, болезненное или же ни-приятное-ни-болезненное – он не измышляет этого, не измышляет внутри этого, не измышляет из этого, не измышляет «это – моё».
Он не измышляет ухо…
Он не измышляет нос…
Он не измышляет язык…
Он не измышляет тело…
Он не измышляет ум, не измышляет внутри ума, не измышляет из ума, не измышляет «ум – мой». Он не измышляет ментальные феномены… сознание ума… контакт ума… любое чувство, которое возникает, имея в качестве своей причины контакт ума – приятное, болезненное или же ни-приятное-ни-болезненное – он не измышляет этого, не измышляет внутри этого, не измышляет из этого, не измышляет «это – моё». Он не измышляет всё, не измышляет внутри всего, не измышляет из всего, не измышляет «всё – моё».
Итог
Были изложены условия питания оков самомнения, резюмируя в общем:
1) Условия отождествления: "Это почти как Я, Это и Я - одно, представить Себя без Этого не могу";
2) Условия дифференцирующего разграничения: "Я не есть То, Я здесь - Это там";
3) Условия распространения на временной континуум: "Я был таков, Я буду таков";
4) Условия создания образа: "Сейчас Я таков, Я знаю кто Я есть.".
К каждому из условий был приложен способ избавления. Сбросив тяжёлые индивидуирующие шоры, живое человеческое существо уподобляет разум безмерному и спокойному океану. _________________ «Очень хорошо, Анурадха. Очень хорошо. Как прежде, так и сейчас, я объясняю только страдание и прекращение страдания».
№520488Добавлено: Сб 28 Дек 19, 21:43 (5 лет тому назад)
Цитата:
Самомнение и самость, будучи встроенными в бытие человеческих существ, несут в себе функции.
Данная схема не согласуется с тем, что у буддистов в текстах. Непостоянны, страдательны, пусты - только и только дхаммы. Никаких функций, образований и пр. у придуманного нет. Если человек начинает офигительные истории про "ЭГО", то его после этих слов можно не слушать, поскольку сей феномен Будде известен не был, а он был всеведущ.
Цитата:
Сокрушение данного условия происходит при удержании, отслеживании и закреплении голого внимания здесь и сейчас, не прерываясь на прошлое или будущее время.
Будда такому не учил. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
№520524Добавлено: Вс 29 Дек 19, 01:27 (5 лет тому назад)
Неверно говорить, что Будда де не знал, что такое "эго", так как в его наставлениях об ахамкаре присутствует всё то, что мы сейчас определяем терминами "эго" и "эгоизм". Если индус говорит про дал и маш, это не значит, что он не знает, что такое горох. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Неверно говорить, что Будда де не знал, что такое "эго", так как в его наставлениях об ахамкаре присутствует всё то, что мы сейчас определяем терминами "эго" и "эгоизм". Если индус говорит про дал и маш, это не значит, что он не знает, что такое горох.
Не знал. Нет такого явления среди дхамм. Если бы оно было, то сразу бы анатта полетела. Делать что-то с "эго" - это такая же глупость, как сражение с мельницами.
Цитата:
https://tricycle.org/magazine/hang-your-ego-2/
Эти авторские версии и трактовки когда включили в ПК? _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
ПК давно уже разжеван в комментариях, опираясь на все три корзины, но народ до сих пор криво компилирует и осмысливает сутты.
Скажите пожалуйста, а разжевано ли в комментариях Трёх Корзин то, что физическое насилие по отношению к живым существам неприемлемо, говорится ли там что-нибудь о вреде грубой речи?
Неверно говорить, что Будда де не знал, что такое "эго", так как в его наставлениях об ахамкаре присутствует всё то, что мы сейчас определяем терминами "эго" и "эгоизм". Если индус говорит про дал и маш, это не значит, что он не знает, что такое горох.
Не знал. Нет такого явления среди дхамм. Если бы оно было, то сразу бы анатта полетела. Делать что-то с "эго" - это такая же глупость, как сражение с мельницами.
Цитата:
https://tricycle.org/magazine/hang-your-ego-2/
Эти авторские версии и трактовки когда включили в ПК?
Прекрасно знал, просто формулировал иначе, чем вы сейчас формулируете. Понять не сложно, если не впихивать Будду в прокрустово ложе собственного понимания. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Эти авторские версии и трактовки когда включили в ПК?
Эти авторский трактовки помогают понять то, что говорится в каноне. Но вы можете предлагать собственные варианты. Просто у Тханиссаро ж опыта больше. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№520577Добавлено: Вс 29 Дек 19, 20:16 (5 лет тому назад)
Рахула, развивай медитацию на восприятии непостоянства. Когда ты развиваешь медитацию на восприятии непостоянства, самомнение «я» будет отброшено - МН 62
просто формулировал иначе, чем вы сейчас формулируете.
"Эго встроено в бытие" и "анатта", как отсутствие того, о чем учат тиртхики, - это не разные формулировки про одно, а два взаимопротиворечащих параграфа.
Понять не сложно, если не впихивать Будду в прокрустово ложе собственного понимания.
Я прост читаю, что написано там, где записана буддавачана и сравниваю с тем, что говорят люди. Чаще всего, то, что они говорят, - не то, чему учил Будда. Каковы негативные последствия такого подхода? У внимания к кем-то еще сооруженным системам они есть уже потому, что эту систему излагал не Учитель Мира. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Эти авторские версии и трактовки когда включили в ПК?
Эти авторский трактовки помогают понять то, что говорится в каноне. Но вы можете предлагать собственные варианты.
А никаких вариантов и нет. Учитель - будда, только пока он учит тому, чему учил будда. Т.е. по класс. текстам. Если он начинает офигительные истории про борьбу с эго, то он учит не по текстам. Если он учит не по текстам, то проверку он не прошел. Если проверку он не прошел, то такое не стоит слушать.
Тогда такая дхамма должна быть. Но ее нет. Следовательно, вы говорите что-то странное.
Никто же не говорит, что эго это нечто реальное как дхаммы. Эго это понятие относительной истины (или даже абстракции), но под ней есть "подложка" из реальных дхамм, типа самомнения и.т.п. Если же встать на Вашу позицию то учиться чему либо составному вообще бессмысленно. Очевидно это не так. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
но под ней есть "подложка" из реальных дхамм, типа самомнения и.т.п.
Версия Тх. Бхиккху появилась от лажового перевода анатты как egolesless. И он не начал объяснять, что такое атта, которой нет, а стал вещать про "здоровое эго" с т.з. психологии ))))) Т.е. как бы эголеслесс, но как бы и не эголеслесс...
Цитата:
let’s look at the earliest record of the Buddha’s teachings, the Pali canon, from the perspective of Western psychology and pose a question: is there any evidence that the Buddha was advocating a healthy ego?
Actually, tips on healthy ego functioning fill the texts.
Он тут сам написал, что у него за параматтху.
Цитата:
As for the concept of not-self, the Buddha would advise using it whenever unskillful attachment to things or patterns of behavior got in the way of your happiness. In effect, he would have you drop unhealthy and unskillful ways of self-identification in favor of ways that were more skillful and refined. Only on the highest levels of practice, where even the most skillful concepts of self get in the way of the ultimate happiness, did the Buddha advocate totally abandoning them.
Когда надо было, то Будда говорил атта, а когда не надо - анатта...
У него тут огроменный косяк в уравнии анатты и эголеслесс и неразличение местоимений и понятий.
Если же встать на Вашу позицию то учиться чему либо составному вообще бессмысленно. Очевидно это не так.
Я не считаю, что у нас тут плеяда нирманакай Манджушри Арапачаны излагает Буддадхарму. А в таком случае лучшее из возможного - это учить по текстам, а не с т.з. Вестерн Психолохи. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы