Не все из богов буддисты это во первых. Во вторых боги в вопросах психологии те же люди по большей части, за некоторыми различиями.
Я затрудняюсь сказать почему в буддизме такая антропоморфная концепция богов. Наверное в этом есть что-то от человеческого эгоизма - раз Я-Человек такой, с такими психологическими качествами, то и боги такие. Но навряд ли это так на самом деле. Возможно в суттах речь идет о людях, которые поднялись до божественных миров, а не о богах как таковых. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Не все из богов буддисты это во первых. Во вторых боги в вопросах психологии те же люди по большей части, за некоторыми различиями.
Я затрудняюсь сказать почему в буддизме такая антропоморфная концепция богов. Наверное в этом есть что-то от человеческого эгоизма - раз Я-Человек такой, с такими психологическими качествами, то и боги такие. Но навряд ли это так на самом деле. Возможно в суттах речь идет о людях, которые поднялись до божественных миров, а не о богах как таковых.
Все боги в Буддизме это бывшие другие существа. То есть накопил заслуг и переродился богом на время какого либо класса, заслуги исчерпались, умер и снова родился в мирах ниже уровнем. Вечных богов самих в себе нету. Все существа это лишь временные оболочки будь то люди, боги, животные, нараки, духи и.т.д
Не все из богов буддисты это во первых. Во вторых боги в вопросах психологии те же люди по большей части, за некоторыми различиями.
Я затрудняюсь сказать почему в буддизме такая антропоморфная концепция богов. Наверное в этом есть что-то от человеческого эгоизма - раз Я-Человек такой, с такими психологическими качествами, то и боги такие. Но навряд ли это так на самом деле. Возможно в суттах речь идет о людях, которые поднялись до божественных миров, а не о богах как таковых.
Все боги в Буддизме это бывшие другие существа. То есть накопил заслуг и переродился богом на время какого либо класса, заслуги исчерпались, умер и снова родился в мирах ниже уровнем. Вечных богов самих в себе нету. Все существа это лишь временные оболочки будь то люди, боги, животные, нараки, духи и.т.д
Да, конечно, в буддизме нет самосущных богов, то есть тех, которые не зависят от условий, а зависят только от самих себя. Но судя по сутте (к сожалению не помню точно ее название) изначально космогонический процесс был обратный. Не так что были люди, а потом накопил заслуг и стал богом (это эволюционный процесс). А сначала был инволюционный процесс - те кто стали людьми были богами, которые вкушали только нематериальный восторг, а потом им захотелось попробовать на вкус Землю, то есть более материальной радости. И те кто захотел стали людьми с материальными телами. Но в суттах нет упоминания (во всяком случае мне не попадалось на глаза), что все существа из божественных миров решили вкушать землю. Соответственно могло остаться и бесчисленное количество, которое продолжило существование исключительно в божественных мирах. А в эволюционном процессе участвуют только те, кто захотел вкушать землю и они накапливают заслуги и перевоплощаются в разных мирах в зависимости от заслуг или выходят из сансары в нирвану. Такая версия вроде бы суттам не противоречит. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Не все из богов буддисты это во первых. Во вторых боги в вопросах психологии те же люди по большей части, за некоторыми различиями.
Я затрудняюсь сказать почему в буддизме такая антропоморфная концепция богов. Наверное в этом есть что-то от человеческого эгоизма - раз Я-Человек такой, с такими психологическими качествами, то и боги такие. Но навряд ли это так на самом деле. Возможно в суттах речь идет о людях, которые поднялись до божественных миров, а не о богах как таковых.
Все боги в Буддизме это бывшие другие существа. То есть накопил заслуг и переродился богом на время какого либо класса, заслуги исчерпались, умер и снова родился в мирах ниже уровнем. Вечных богов самих в себе нету. Все существа это лишь временные оболочки будь то люди, боги, животные, нараки, духи и.т.д
Да, конечно, в буддизме нет самосущных богов, то есть тех, которые не зависят от условий, а зависят только от самих себя. Но судя по сутте (к сожалению не помню точно ее название) изначально космогонический процесс был обратный. Не так что были люди, а потом накопил заслуг и стал богом (это эволюционный процесс). А сначала был инволюционный процесс - те кто стали людьми были богами, которые вкушали только нематериальный восторг, а потом им захотелось попробовать на вкус Землю, то есть более материальной радости. И те кто захотел стали людьми с материальными телами. Но в суттах нет упоминания (во всяком случае мне не попадалось на глаза), что все существа из божественных миров решили вкушать землю. Соответственно могло остаться и бесчисленное количество, которое продолжило существование исключительно в божественных мирах. А в эволюционном процессе участвуют только те, кто захотел вкушать землю и они накапливают заслуги и перевоплощаются в разных мирах в зависимости от заслуг или выходят из сансары в нирвану. Такая версия вроде бы суттам не противоречит.
Время от времени, монахи, настает пора, когда по истечению длительного периода этот мир свертывается. Когда свертывается мир, то существа по большей части переходят в мир сияния. Там они находятся долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе.
Время от времени, монахи, настает пора, когда по истечению длительного периода этот мир развертывается. Когда развертывается мир, то появляется пустой дворец Брахмы. И тогда то или иное существо, оттого ли, что окончился его срок или окончилось действие заслуг, оставляет существование в сонме сияния и вновь рождается во дворце Брахмы. Там оно находится долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе.
Там у него, пребывающего долгое время в одиночестве, возникает тревога, неудовлетворенность, беспокойство: «О, если бы и другие существа могли достичь здешнего состояния!» Тогда другие существа, оттого ли, что окончился срок или окончилось действие заслуг, оставляют существование в сонме сияния и вновь рождаются во дворце Брахмы спутниками того существа. Там они находятся долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе.
Тогда, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, говорит себе так: «Я – Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего! Мною сотворены эти существа. В чем же причина?
Ведь раньше я сказал себе так: «О, если бы и другие существа могли достичь здешнего состояния!» Таково было стремление моего разума, и вот другие существа, достигли здешнего состояния. И те существа, которые позже родились вновь, тоже говорят себе так: «Ведь он – досточтимый Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего. Мы сотворены этим почтенным Брахмой? В чем же причина? Ведь мы видели, что он первым родился здесь вновь, а мы позже родились вновь».
И вот, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, бывает долговечнее, и красивее, и сильнее, те же существа, которые позже родились вновь, бывают недолговечнее, и некрасивее, и бессильнее.
И может произойти так, монахи, что то или иное существо, оставив существование в этом сонме, достигает здешнего земного состояния. Достигнув здешнего состояния, оно оставляет дом и странствует бездомным. Оставив дом и будучи бездомным странником, оно благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному умонастрою, обретает такую сосредоточенность разума, что вспоминает сосредоточенным разумом то место, где пребывало в прежнем существовании, но не вспоминает другого места, кроме него. И оно говорит: «Ведь тот досточтимый Брахма, великий Брахма, победоносный непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего – досточтимый Брахма, которым мы сотворены, постоянен, стоек, вечен, не подвержен изменению и вечно пребывает таким. Мы же, которые были сотворены этим Брахмой, – мы достигли здешнего земного состояния непостоянными, нестойкими, недолговечными, поверженными уходу из существования».
Таково, монахи, первое положение, исходя из которого и о котором говорят некоторые отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти не- вечность, учащие, что и свое «я», и мир отчасти вечны, отчасти не вечны. - ДН 1
Если Вы говорите о том что дэвы чудесным образом материализуют физическое тело, то это фантастика.
Фантастика была бы, если бы божества спускались на землю в своем истинном обличье (хотя возможно и такие случаи были, описаны же встречи с невыносимым сиянием, из которого исходил некий голос). Но гораздо удобнее, спускаясь на землю, принимать облик земного существа.
Да, спасибо, эту сутту имел ввиду и еще более конкретно в ДН 27 http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/dn27-agganna-sutta-oorjak.htm#a2
"Когда это происходит, существа, закончившие своё существование в Мире Сияния, большей частью перерождаются людьми. И они становятся бестелесными, питаются блаженством, светятся собственным светом, передвигаются по воздуху, продолжают находиться в сиянии – и они остаются такими очень долгое время.
В то время весь мир представлял собой единую массу воды и стояла темнота, ослепительная темнота. Ни луна, ни солнце, ни звёзды, ни созвездия ещё не появились, не различались ни день, ни ночь, ни месяцы, ни половины месяца, ни годы, ни времена года; не было ни мужчин, ни женщин, существа считались просто существами. И рано или поздно, Васеттха, через очень долгий промежуток времени, аппетитная земля появилась над водами, где жили эти существа. Земля появилась подобно пенке, которая формируется на поверхности риса, сваренного в молоке, когда он остывает. У неё был цвет, запах и вкус. У неё был цвет великолепного топленого масла, и она была очень сладкая, как безупречный дикий мёд.
Затем, Васеттха, одно прожорливое существо сказало: «Слушайте, что это такое?» и взяло вкусной земли на палец и попробовало на вкус. Так, существо ощутило вкус земли и им овладело страстное желание [есть её]. Затем, по его примеру, другие существа также стали пробовать землю на вкус, беря её на палец. Им также понравился её вкус и ими овладело страстное желание [есть её]. Затем эти существа, отделяя руками кусочки земли, стали наслаждаться её вкусом. В результате этого их светоносность исчезла. И вследствие того, что исчез их собственный свет, появились солнце и луна, затем звёзды и созвездия. Затем стали различаться ночь и день, месяцы и половины месяцев, год и времена года. До такой степени, Васеттха, снова расширился мир."
Как правило когда про эти сутты рассказывают, то упоминают их в связи с тем что Брахма не творец, а первое существо в своем мире. Но обратите внимание и на другую грань этих сутт. Тут описан процесс инволюции - вовлечения живых существ во все более материальные оболочки. И не говорится о том, что все существа, обязательно были подвержены этому процессу. Поэтому логично допустить, что кто-то остался и в божественных мирах. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Если Вы говорите о том что дэвы чудесным образом материализуют физическое тело, то это фантастика.
Фантастика была бы, если бы божества спускались на землю в своем истинном обличье (хотя возможно и такие случаи были, описаны же встречи с невыносимым сиянием, из которого исходил некий голос). Но гораздо удобнее, спускаясь на землю, принимать облик земного существа.
Это все тонко материальные феномены. Но некоторые люди, которые не различают могут говорить, что это реально в физическом теле к ним приходило божество. Если бы они действительно могли так материализовываться минуя естественный процесс рождения через утробу, то зачем Будда рождался от матери, мог бы просто себя материализовать из миров сияния и дать дхамму людям? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Это все тонко материальные феномены. Но некоторые люди, которые не различают могут говорить, что это реально в физическом теле к ним приходило божество. Если бы они действительно могли так материализовываться минуя естественный процесс рождения через утробу, то зачем Будда рождался от матери, мог бы просто себя материализовать из миров сияния и дать дхамму людям?
2.Бодхисатта рождался от матери через утробу потому, что он был человеком. 1.Очень немногие люди могут различить, что в физическом теле к ним приходил "тонко материальный феномен".
Да, спасибо, эту сутту имел ввиду и еще более конкретно в ДН 27 http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/dn27-agganna-sutta-oorjak.htm#a2
"Когда это происходит, существа, закончившие своё существование в Мире Сияния, большей частью перерождаются людьми. И они становятся бестелесными, питаются блаженством, светятся собственным светом, передвигаются по воздуху, продолжают находиться в сиянии – и они остаются такими очень долгое время.
В то время весь мир представлял собой единую массу воды и стояла темнота, ослепительная темнота. Ни луна, ни солнце, ни звёзды, ни созвездия ещё не появились, не различались ни день, ни ночь, ни месяцы, ни половины месяца, ни годы, ни времена года; не было ни мужчин, ни женщин, существа считались просто существами. И рано или поздно, Васеттха, через очень долгий промежуток времени, аппетитная земля появилась над водами, где жили эти существа. Земля появилась подобно пенке, которая формируется на поверхности риса, сваренного в молоке, когда он остывает. У неё был цвет, запах и вкус. У неё был цвет великолепного топленого масла, и она была очень сладкая, как безупречный дикий мёд.
Затем, Васеттха, одно прожорливое существо сказало: «Слушайте, что это такое?» и взяло вкусной земли на палец и попробовало на вкус. Так, существо ощутило вкус земли и им овладело страстное желание [есть её]. Затем, по его примеру, другие существа также стали пробовать землю на вкус, беря её на палец. Им также понравился её вкус и ими овладело страстное желание [есть её]. Затем эти существа, отделяя руками кусочки земли, стали наслаждаться её вкусом. В результате этого их светоносность исчезла. И вследствие того, что исчез их собственный свет, появились солнце и луна, затем звёзды и созвездия. Затем стали различаться ночь и день, месяцы и половины месяцев, год и времена года. До такой степени, Васеттха, снова расширился мир."
Как правило когда про эти сутты рассказывают, то упоминают их в связи с тем что Брахма не творец, а первое существо в своем мире. Но обратите внимание и на другую грань этих сутт. Тут описан процесс инволюции - вовлечения живых существ во все более материальные оболочки. И не говорится о том, что все существа, обязательно были подвержены этому процессу. Поэтому логично допустить, что кто-то остался и в божественных мирах.
Даже если остались, они все равно со временем умрут, когда заслуги исчерпаются, и их место займут другие существа накопившие достаточно заслуг.
Даже если остались, они все равно со временем умрут, когда заслуги исчерпаются, и их место займут другие существа накопившие достаточно заслуг.
Может тут перевод некорректный (ссылка выше): "Затем, рано или поздно, через очень долгое время, наступает момент, когда этот мир снова начинает развиваться. Когда это происходит, существа, закончившие своё существование в Мире Сияния, большей частью перерождаются людьми."
Большей частью - значит не все. И потом разве не может быть, что кто то и не успеет закончить свое существование в мире сияния до момента следующей пралайи? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Не все из богов буддисты это во первых. Во вторых боги в вопросах психологии те же люди по большей части, за некоторыми различиями.
Я затрудняюсь сказать почему в буддизме такая антропоморфная концепция богов. Наверное в этом есть что-то от человеческого эгоизма - раз Я-Человек такой, с такими психологическими качествами, то и боги такие. Но навряд ли это так на самом деле. Возможно в суттах речь идет о людях, которые поднялись до божественных миров, а не о богах как таковых.
Это просто восприятие индийского (в том числе и буддийского) искусства через призму "реализма", свойственное современным западным людям, через развитые западные идеи антропоморфизма, западной закостенелой морали и старикаческого пуританства, и прочего берущего начало из текста лежащего в основе западной культуры.
Просто привычка всё иное воспринимать по "образу и подобии" своего.
Тогда как это чисто символизм.
И на самом деле не столь важно, каким символом будет передан тот или иной смысл, переживание, состояние ума ... Разные люди могут воспринять это через разные способы передачи. Это могут быть и биджи звука, жесты и другие способы невербальной коммуникации, геометрические образы, атрибутика и ваханы(типа "средства передвижения") и форма и цвет и окружение инфографических изображений\изваяний\мыслеобразов.
Правильному восприятию этого и соответствующих смыслов, "вкусов", переживаний, состояний ума .. - учиться надо. Учиться у аутентичных носителей культуры и традиций. Как например и учиться восприятию индийского(и производных в сопредельном ореоле этой великой древней культуры, чуждой и закрытой для тех западных людей кто проявляет свою заносчивость и гипертрофированное самомнение ) танца, музыки, поэзии, ... .
Без соответствующего обучения - будет восприниматься лишь чтото своё,... будет непонимание, будут "фиии" и плевки в колодец из которого пьёшь и отвержение основ того в чем утверждаешься и что пытаешься использовать... И подобное будет, чего можно на форумах встретить пруд пруди. _________________ na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||
Последний раз редактировалось: В.Н. (Вс 14 Июл 19, 12:34), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: кхеминда
Даже если остались, они все равно со временем умрут, когда заслуги исчерпаются, и их место займут другие существа накопившие достаточно заслуг.
Может тут перевод некорректный (ссылка выше): "Затем, рано или поздно, через очень долгое время, наступает момент, когда этот мир снова начинает развиваться. Когда это происходит, существа, закончившие своё существование в Мире Сияния, большей частью перерождаются людьми."
Большей частью - значит не все. И потом разве не может быть, что кто то и не успеет закончить свое существование в мире сияния до момента следующей пралайи?
Большей части, это значит большая часть перерождается людьми, а остальная меньшая часть остаётся ждать, когда у неё заслуги исчерпаются, и впоследствии тоже переродится людьми или ещё кем либо.
Не все из богов буддисты это во первых. Во вторых боги в вопросах психологии те же люди по большей части, за некоторыми различиями.
Я затрудняюсь сказать почему в буддизме такая антропоморфная концепция богов. Наверное в этом есть что-то от человеческого эгоизма - раз Я-Человек такой, с такими психологическими качествами, то и боги такие. Но навряд ли это так на самом деле. Возможно в суттах речь идет о людях, которые поднялись до божественных миров, а не о богах как таковых.
Это просто восприятие индийского (в том числе и буддийского) искусства через призму "реализма", свойственное современным западным людям, через развитые западные идеи антропоморфизма, западной закостенелой морали и старикаческого пуританства, и прочего берущего начало из текста лежащего в основе западной культуры.
Просто привычка всё иное воспринимать по "образу и подобии" своего.
Тогда как это чисто символизм.
И на самом деле не столь важно, каким символом будет передан тот или иной смысл, переживание, состояние ума ... Разные люди могут воспринять это через разные способы передачи. Это могут быть и биджи звука, жесты и другие способы невербальной коммуникации, геометрические образы, атрибутика и ваханы(типа "средства передвижения") и форма и цвет и окружение инфографических изображений\изваяний\мыслеобразов.
Правильному восприятию этого и соответствующих смыслов, "вкусов", переживаний, состояний ума .. - учиться надо. Учиться у аутентичных носителей культуры и традиций. Как например и учиться восприятию индийского(и производных в сопредельном ореоле этой великой древней культуры, чуждой и закрытой для тех западных людей кто проявляет свою заносчивость и гипертрофированное самомнение ) танца, музыки, поэзии, ... .
Без соответствующего обучения - будет восприниматься лишь чтото своё,... будет непонимание, будут "фиии" и плевки в колодец из которого пьёшь и отвержение основ того в чем утверждаешься и что пытаешься использовать... И подобное будет, чего можно на форумах встретить пруд пруди.
Во первых индуистская концепция богов в отличие от буддийской в меньшей степени антропоморфна, явный пример всякие Ганеши слоноголовые и прочие звереподобные боги. Во вторых в Буддизме отнюдь не одни только антропоморфные божества, так как есть ещё рождения в мирах арупа-локах, например сфера безграничного пространства, сфера безграничного сознания и.т.д, где отсутствует тело или форма, но присутствует ум или сознание, соответственно там ни о какой антропоморфизации и речи идти не может.
Зарегистрирован: 21.01.2020 Суждений: 43 Откуда: Оттуда
№526349Добавлено: Ср 29 Янв 20, 18:00 (5 лет тому назад)
Давно хотел спросить про Мару. Мара это должность или это вид у них в их локе такой проживает ? Они там все Мара (ы) ? И непонятно мне почему Мара так озабочен запутыванием и смущением людей ? Ему какая польза или выгода ? Они там все такие или то у них функция такая ? Ему своей жизни и своих дел не хватает ? Как наша традиция это объясняет ?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы