Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Движение и покой в буддизме, или путь в нирвану

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горец



Зарегистрирован: 08.10.2014
Суждений: 154
Откуда: Москва

460348СообщениеДобавлено: Вт 04 Дек 18, 10:46 (6 лет тому назад)    Движение и покой в буддизме, или путь в нирвану Ответ с цитатой

Как известно, понятие нирваны в Дхарме иррационально. Его можно охарактеризовать индуистской мантрой "нети, нети", то есть "ни то, ни это".
В различное время различные буддологи вкладывали различный смысл в это понятие, которое является целью и смыслом жизни всякого настоящего буддиста: от полного отрицания жизни в нирване до полноты жизни, буддийской плеромы.

Самое общее понятие и представление о нирване - блаженный покой. Противовес ему - движение сансары,  бесконечная череда жизни-смерти.
Может быть, именно через эти взаимоисключающие, а порой взаимодополняющие понятия, движения и покоя, и следует искать рациональные подходы к этому иррациональному понятию, которое в полной мере можно постичь лишь в результате иррационального Пробуждения?

На эту тему - прозаическая "сутра":  https://www.proza.ru/2018/11/02/1608

Буду рад услышать ваши мнения на эту тему, за исключением пустых и похабных.


Ответы на этот пост: Antaradhana, Сеня
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

460441СообщениеДобавлено: Вт 04 Дек 18, 18:17 (6 лет тому назад)    Re: Движение и покой в буддизме, или путь в нирвану Ответ с цитатой

Горец пишет:
Как известно, понятие нирваны в Дхарме иррационально. Его можно охарактеризовать индуистской мантрой "нети, нети", то есть "ни то, ни это".

Вполне рационально: полное прекращение жажды, злобы, невежества, через пресечение их источников (кама-асава, бхава-асава, авиджа-асава) и как следствие этого: полное прекращение существования (цикла рождений и смертей) = прекращение страданий.

"С прекращением невежества – прекращаются волевые процессы; с прекращением волевых процессов – прекращается сознание; с прекращением сознания – прекращаются ум и тело; с прекращением ума и тела – прекращаются шесть сфер восприятия; с прекращением шести сфер восприятия – прекращается контакт; с прекращением контакта – прекращается чувство; с прекращением чувства – прекращается жажда; с прекращением жажды – прекращается привязанность; с прекращением привязанности – прекращается бытие; с прекращением бытия – прекращается рождение; с прекращением рождения – прекращаются старость, смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние, и так происходит прекращение всей этой груды страданий".

Только не нужно патиччасамуппаду рассматривать как некую прямую цепочку. Это сложнейшая, не прямолинейная схема, переплетающихся условий, причин и следствий.


Ответы на этот пост: Горец
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горец



Зарегистрирован: 08.10.2014
Суждений: 154
Откуда: Москва

460445СообщениеДобавлено: Вт 04 Дек 18, 18:27 (6 лет тому назад)    Re: Движение и покой в буддизме, или путь в нирвану Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Горец пишет:
Как известно, понятие нирваны в Дхарме иррационально. Его можно охарактеризовать индуистской мантрой "нети, нети", то есть "ни то, ни это".

Вполне рационально: полное прекращение жажды, злобы, невежества, через пресечение их источников (кама-асава, бхава-асава, авиджа-асава) и как следствие этого: полное прекращение существования (цикла рождений и смертей) = прекращение страданий.

Вы можете дать рациональное определение нирваны? Прошу!


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

460455СообщениеДобавлено: Вт 04 Дек 18, 18:55 (6 лет тому назад)    Re: Движение и покой в буддизме, или путь в нирвану Ответ с цитатой

Горец пишет:
Antaradhana пишет:
Горец пишет:
Как известно, понятие нирваны в Дхарме иррационально. Его можно охарактеризовать индуистской мантрой "нети, нети", то есть "ни то, ни это".

Вполне рационально: полное прекращение жажды, злобы, невежества, через пресечение их источников (кама-асава, бхава-асава, авиджа-асава) и как следствие этого: полное прекращение существования (цикла рождений и смертей) = прекращение страданий.

Вы можете дать рациональное определение нирваны? Прошу!

Я его только-что дал, и вы же его процитировали. Полное прекращение умственных загрязнений, ведущее к полному прекращению существования (рождений и смертей) - это является полным прекращением страданий.


Ответы на этот пост: Горец
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горец



Зарегистрирован: 08.10.2014
Суждений: 154
Откуда: Москва

460471СообщениеДобавлено: Вт 04 Дек 18, 19:38 (6 лет тому назад)    Re: Движение и покой в буддизме, или путь в нирвану Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Горец пишет:
Antaradhana пишет:
Горец пишет:
Как известно, понятие нирваны в Дхарме иррационально. Его можно охарактеризовать индуистской мантрой "нети, нети", то есть "ни то, ни это".

Вполне рационально: полное прекращение жажды, злобы, невежества, через пресечение их источников (кама-асава, бхава-асава, авиджа-асава) и как следствие этого: полное прекращение существования (цикла рождений и смертей) = прекращение страданий.

Вы можете дать рациональное определение нирваны? Прошу!

Я его только-что дал, и вы же его процитировали. Полное прекращение умственных загрязнений, ведущее к полному прекращению существования (рождений и смертей) - это является полным прекращением страданий.

А его его в упор не вижу. Вижу механический набор слов. Вы считаете, что если бы Будда их произнёс в своей Бенаресской проповеди, то буддизм стал бы мировой религией?

Что такое "полное прекращение существования"? Это вечная смерть? Или вечная жизнь?

Посмотрите для сравнения, что пишет академик Щербатской в своей "Концепции буддийской нирваны".
http://psylib.org.ua/books/shchb02/txt16.htm


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30625

460478СообщениеДобавлено: Вт 04 Дек 18, 20:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Полное прекращение регенерации существования Будда называл бессмертием. Окончательная нирвана = прекращение новых рождений = бессмертие: выход из цепи смертного бытия (что родилось, то умрёт), прекращение блуждания в трех мирах = достижение блаженного и нерушимого покоя = упокоение навеки.
Что из этих определений и эпитетов не является "рациональным"?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Горец
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

460510СообщениеДобавлено: Вт 04 Дек 18, 21:32 (6 лет тому назад)    Re: Движение и покой в буддизме, или путь в нирвану Ответ с цитатой

Горец пишет:
Посмотрите для сравнения, что пишет академик Щербатской в своей "Концепции буддийской нирваны".
http://psylib.org.ua/books/shchb02/txt16.htm

Зачем мне читать какие-то наивные представления о Дхамме первых буддологов-европейцев, когда сейчас общедоступны слова Будды в первоисточнике (суттах Палийского Канона)?


Ответы на этот пост: Горец
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горец



Зарегистрирован: 08.10.2014
Суждений: 154
Откуда: Москва

460564СообщениеДобавлено: Ср 05 Дек 18, 02:11 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Полное прекращение регенерации существования Будда называл бессмертием. Окончательная нирвана = прекращение новых рождений = бессмертие: выход из цепи смертного бытия (что родилось, то умрёт), прекращение блуждания в трех мирах = достижение блаженного и нерушимого покоя = упокоение навеки.
Что из этих определений и эпитетов не является "рациональным"?

Во-первых, не является рациональным определение "бессмертие". В нашем энтропийном мире всё обречено на смерть. Это одно из основных положений буддизма. Мой разум (рацио) не знает ничего бессмертного. Приведите рациональные примеры бессмертия.
Во-вторых, чем бессмертие нирваны отличается в таком случае от, скажем, христианского бессмертия в раю, на небесах?
В-третьих, вы хоть по ссылке-то заходили?


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горец



Зарегистрирован: 08.10.2014
Суждений: 154
Откуда: Москва

460567СообщениеДобавлено: Ср 05 Дек 18, 02:22 (6 лет тому назад)    Re: Движение и покой в буддизме, или путь в нирвану Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Горец пишет:
Посмотрите для сравнения, что пишет академик Щербатской в своей "Концепции буддийской нирваны".
http://psylib.org.ua/books/shchb02/txt16.htm

Зачем мне читать какие-то наивные представления о Дхамме первых буддологов-европейцев, когда сейчас общедоступны слова Будды в первоисточнике (суттах Палийского Канона)?

Зачем мне тогда о чём-то с вами говорить, если представления академика Щербатского вы считаете "наивными", а канон веры одного из многочисленных направлений буддизма считаете разумным объяснением? И зачем тогда нужно иррациональное Пробуждение, если и так уже всё рационально объяснено?
Тогда давайте и христианский канон веры из 12 пунктов считать разумным объяснением их догматов, и иудео-христианскую веру в Бога-Творца считать таким же разумным объяснением, как и веру в нирвану.

Умом нирвану не понять,
Аршином общим не измерить...


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Лепота
Гость


Откуда: Severodvinsk


460568СообщениеДобавлено: Ср 05 Дек 18, 02:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Шраддха (вера, доверие) одно из условий буддизма. Буддизм не просто почтенная философия, как некоторые пытаются обмануть себя и других, это религия.

Ответы на этот пост: Горец
Наверх
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

460569СообщениеДобавлено: Ср 05 Дек 18, 02:55 (6 лет тому назад)    Re: Движение и покой в буддизме, или путь в нирвану Ответ с цитатой

Горец пишет:
И зачем тогда нужно иррациональное Пробуждение, если и так уже всё рационально объяснено?

Про "иррациональное Пробуждение", сами придумали, или у Щербатского прочитали? Советую начать изучать Дхамму по наставлениям Благословенного, сохраненным в суттах Палийского Канона, а не по странным представлениям ученых о ней.


Ответы на этот пост: Горец
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горец



Зарегистрирован: 08.10.2014
Суждений: 154
Откуда: Москва

460570СообщениеДобавлено: Ср 05 Дек 18, 03:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Лепота пишет:
Шраддха (вера, доверие) одно из условий буддизма. Буддизм не просто почтенная философия, как некоторые пытаются обмануть себя и других, это религия.

Несомненно. Об этом и речь. А разве религии основаны на разуме?


Ответы на этот пост: Лепота
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горец



Зарегистрирован: 08.10.2014
Суждений: 154
Откуда: Москва

460571СообщениеДобавлено: Ср 05 Дек 18, 03:09 (6 лет тому назад)    Re: Движение и покой в буддизме, или путь в нирвану Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Горец пишет:
И зачем тогда нужно иррациональное Пробуждение, если и так уже всё рационально объяснено?

Про "иррациональное Пробуждение", сами придумали, или у Щербатского прочитали? Советую начать изучать Дхамму по наставлениям Благословенного, сохраненным в суттах Палийского Канона, а не по странным представлениям ученых о ней.

У, как всё запущено... Оказывается, тов. Antaradhana даже ничего не слышал про иррациональное Пробуждение!
Советую вам не заниматься поучениями и начётничеством, а  вспомнить этапы благородного срединного восьмеричного пути спасения.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Лепота
Гость


Откуда: Severodvinsk


460572СообщениеДобавлено: Ср 05 Дек 18, 03:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горец пишет:
Лепота пишет:
Шраддха (вера, доверие) одно из условий буддизма. Буддизм не просто почтенная философия, как некоторые пытаются обмануть себя и других, это религия.

Несомненно. Об этом и речь. А разве религии основаны на разуме?
Также условием приятия буддизма является прамана (доказательство). Праманы бывают логическими и авторитетными. Первые основаны на выводах разума, а вторые на мнении Бхагавана Будды.
Наверх
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

460573СообщениеДобавлено: Ср 05 Дек 18, 03:19 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Иррацинальное (от лат. irrationalis - «неразумное») находящееся за пределами разума, противоречащее логике. Отсутствие закономерности, невозможность постижения чего-либо разумом. Обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному.

Дхамма Будды ясно изложена, имеет ясную цель - прекращение страданий. Достигается эта цель, через развитие Мудрости (ясного понимания 4БИ) и прекращение невежества. В суттах Будда все по косточкам разбирает, нет никакой иррациональности.

Цитата:
У, как всё запущено...

Понты при полном невежестве. Сейчас это повсеместно, к сожалению...


Ответы на этот пост: Горец, Горец
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.595) u0.016 s0.000, 18 0.014 [271/0]