Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Источники истинного знания (праманы)

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

411686СообщениеДобавлено: Пн 07 Май 18, 20:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:
shpiler пишет:
Горсть листьев пишет:
shpiler пишет:
Горсть листьев
то есть тексты не авторитет? так и думал,  empiriocritic_1900, обратите внимание.
Тексты, передающие верное знание - авторитетны по принципу верности знания, передаваемого в них.

то есть если мой опыт противоречит текстам, значит тексты не валидны?

Например?

например, что наша планета это не Джамбудвипа посреди океана с Сумеру в центре.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

411698СообщениеДобавлено: Пн 07 Май 18, 20:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Samantabhadra пишет:
shpiler пишет:
Горсть листьев пишет:
shpiler пишет:
Горсть листьев
то есть тексты не авторитет? так и думал,  empiriocritic_1900, обратите внимание.
Тексты, передающие верное знание - авторитетны по принципу верности знания, передаваемого в них.

то есть если мой опыт противоречит текстам, значит тексты не валидны?

Например?

например, что наша планета это не Джамбудвипа посреди океана с Сумеру в центре.
Об этом лучше с Ёжиком беседовать. Это как раз его тема. Wink
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: shpiler, Ёжик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

411705СообщениеДобавлено: Пн 07 Май 18, 20:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
shpiler пишет:
Samantabhadra пишет:
shpiler пишет:
Горсть листьев пишет:
shpiler пишет:
Горсть листьев
то есть тексты не авторитет? так и думал,  empiriocritic_1900, обратите внимание.
Тексты, передающие верное знание - авторитетны по принципу верности знания, передаваемого в них.

то есть если мой опыт противоречит текстам, значит тексты не валидны?

Например?

например, что наша планета это не Джамбудвипа посреди океана с Сумеру в центре.
Об этом лучше с Ёжиком беседовать. Это как раз его тема. Wink

так ведь тоже слова Будды, чего уж тут...

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Gh0st
Гость





412579СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 18:53 (6 лет тому назад)    Re: Источники истинного знания Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Что в буддизме считается достоверными источниками знания (праманами)?.
ТЫ САМ.
нужно лишь только слегка прочистить моск.
Наверх
Gh0st
Гость





412584СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 18:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

так сказать очистить от груд (гор, полигонов)  мусора.
Наверх
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

412587СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 19:01 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
shpiler пишет:
Samantabhadra пишет:
shpiler пишет:
Горсть листьев пишет:
shpiler пишет:
Горсть листьев
то есть тексты не авторитет? так и думал,  empiriocritic_1900, обратите внимание.
Тексты, передающие верное знание - авторитетны по принципу верности знания, передаваемого в них.

то есть если мой опыт противоречит текстам, значит тексты не валидны?

Например?

например, что наша планета это не Джамбудвипа посреди океана с Сумеру в центре.
Об этом лучше с Ёжиком беседовать. Это как раз его тема. Wink

Типо надо понимать аллегорически, и бла-бла-бла?


Ответы на этот пост: Tong Po
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Tong Po



Зарегистрирован: 15.12.2012
Суждений: 1657

412621СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 19:44 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Горсть листьев пишет:
shpiler пишет:
Samantabhadra пишет:
shpiler пишет:
Горсть листьев пишет:
shpiler пишет:
Горсть листьев
то есть тексты не авторитет? так и думал,  empiriocritic_1900, обратите внимание.
Тексты, передающие верное знание - авторитетны по принципу верности знания, передаваемого в них.

то есть если мой опыт противоречит текстам, значит тексты не валидны?

Например?

например, что наша планета это не Джамбудвипа посреди океана с Сумеру в центре.
Об этом лучше с Ёжиком беседовать. Это как раз его тема. Wink

Типо надо понимать аллегорически, и бла-бла-бла?

Понимайте буквально, если хотите, если не хотите - аллегорически. Все равно это ни на 4БИ, ни на 8БП никак не влияет.

_________________
นโมพุทฺธาย
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

412634СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 20:06 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Tong Po
Как и то что христиане представляли Землю плоской, и Солнце вращающееся вокруг нее, не влияет на концепцию троицы, таинства евхаристии и десять заповедей.
Не убий, не укради, и тд лишь свод моральных правил, не важно при этом знаешь ли ты географию.

Другое дело, что этой географической нелепицей будут попрекать образованные люди. А апологеты придумывать аллегорические оправдывающие теории.

А дело было просто в том, что исторический Будда (или коллектив его авторов) имел георграфические представления характерные для того времени, и всего то.

Но как же такое допустить для всевидящего и всезнающего?


Ответы на этот пост: Tong Po
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

412766СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 22:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дрон! Ау! У вас санитары интернет отнимают? Морзируйте по батарее.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

412894СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 15:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Непосредственный опыт и правильное, верное умозаключение (основанное на опыте или подтверждаемое опытом)
http://school.buddhism.ru/inhalte/erkenntnis.html

Соглашусь. Только подчеркнутое "или" заменила бы на "и". Потому что, с моей точки зрения, верное умозаключение должно основываться на опыте и подтверждаться опытом.
Ни текст, ни свидетельство авторитета сами по себе для меня истиной не являются. Только указателями, которые могут сориентировать в процессе собственного поиска.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
amv



Зарегистрирован: 25.06.2017
Суждений: 107

412904СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 16:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Что в буддизме считается достоверными источниками знания (праманами)? Варианты: восприятие, логический вывод, вывод по аналогии (сравнение), слово авторитета, свидетельство писаний, другое... Также желательно обосновать валидность той или иной праманы.

Цитата:
Бхарадваджа, есть пять вещей, которые могут двояко обернуться здесь и сейчас. Какие пять?

* вера,
* одобрение,
* устная традиция,
* умозаключение посредством обдумывания,
* согласие с воззрением после рассмотрения1.

Эти пять вещей могут двояко обернуться здесь и сейчас. Что-то может быть полностью принятым на веру, но это будет пустым, ложным, ошибочным. Но что-то иное может не быть полностью принятым на веру, но оно будет действительным, истинным, безошибочным.
Далее, что-то может быть полностью одобренным, но это будет пустым, ложным, ошибочным. Но что-то иное может не быть полностью одобренным, но оно будет действительным, истинным, безошибочным.
Далее, что-то может быть хорошо переданным устной традицией, но это будет пустым, ложным, ошибочным. Но что-то иное может не быть хорошо переданным устной традицией, но оно будет действительным, истинным, безошибочным.
Далее, что-то может быть хорошо обдуманным, но это будет пустым, ложным, ошибочным. Но что-то иное может не быть хорошо обдуманным, но оно будет действительным, истинным, безошибочным.
Далее, в отношении чего-то можно прийти к согласию с воззрением после тщательного рассмотрения, но это будет пустым, ложным, ошибочным. Но в отношении чего-то иного можно не прийти к согласию с воззрением после тщательного рассмотрения, но оно будет действительным, истинным, безошибочным.
[В этой ситуации] мудрому человеку, который держится истины, не подобает приходить к однозначному заключению: «Только это правда, а всё остальное ошибочно».
«Но, Мастер Готама, каким образом имеет место приверженность истине? Как держаться за истину? Мы спрашиваем Мастера Готаму о приверженности к истине».
«Если у человека есть вера, Бхарадваджа, он держится истины, когда говорит: «Моя вера такова». Но он ещё не пришёл к однозначному заключению: «Только это правда, а всё остальное ошибочно»2 . Вот каким образом, Бхарадваджа, имеет место приверженность к истине. Вот каким образом кто-либо держится истины. И вот каким образом мы описываем приверженность к истине3. Но в этом случае ещё нет открытия истины.
Цитата:
Но каким образом, Мастер Готама, имеет место окончательное прибытие к истине? Каким образом кто-либо окончательно прибывает к истине? Мы спрашиваем Мастера Готаму об окончательном прибытии к истине».
«Окончательное прибытие к истине, Бхарадваджа, лежит в повторении, развитии, взращивании этих же самых вещей. Вот каким образом, Бхарадваджа, имеет место окончательное прибытие к истине. Вот каким образом кто-либо окончательно прибывает к истине. И таким образом мы описываем окончательное прибытие к истине».

В первом отрывке говорится, что источники знания, как и их понимание, могут быть двоякими, как верными, так и ошибочными. На этом этапе, пока нет личного переживания истины (арийских плодов практики), следует говорить "Моя вера такова, но я еще не пережил это на личном опыте".
Во втором отрывке уже дается ответ на вопрос про личное переживание истины, частичную или полную реализацию. Тогда уже можно будет говорить, что "я знаю, что это истина".
Грубо говоря, с буддийской точки зрения, только личное переживание истины (достижение арийских плодов) может быть достоверным источником знания.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4111

413071СообщениеДобавлено: Пт 11 Май 18, 01:05 (6 лет тому назад)    Re: Источники истинного знания Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Что в буддизме считисается достоверными источниками знания (праманами)? Варианты: восприятие, логический вывод, вывод по аналогии (сравнение), слово авторитета, свидетельство писаний, другое... Также желательно обосновать валидность той или иной праманы.
Вроде бы, Дхармакирти  выделил только две праманы - восприятие и вывод. Остальные, либо сводятся к ним, либо удаляются из познания вообще. Я понимаю, конечно, "четыре великих отношения", священные тексты и прочее. Но они находятся либо в области ума, как предмет умозаключения, либо познаются чем-то еще (вроде как прикосновением головой к священным текстам и - "благодать на благодать", бо "сие есть слово мое").
Среди этих двух, восприятие - конечно достоверней. Потому что его предмет находится в области действительного и только он может быть объектом целесообразных действий. И действительно, когда после праздников, мы хотим выпить воды, то полагаемся на чувства и тянемся за кружкой, а не строим какие-то планы или делаем выводы, поскольку это суть не целесообразно.
Дхармакирти допускал ошибки в восприятии, но были последователи Дигнаги, которые считали восприятие безошибочным вообще
Чистое восприятие есть пассивная сторона познания и состоит лишь в ощущении присутствия в области действия чувств некоторого объекта. Создание соответствующего представления есть уже дело мышления. Следовательно, движение, как часть представления, должно быть отнесено к ошибочной конструкции мышления, а не к ошибочности чистого восприятия, так как чувства, как сторона пассивная, никогда не могут ошибаться. (это в отношении иллюзии - движущихся деревьев).
Так думали некоторые последователи Дигнаги. Но Дхармакирти с ними не соглашался, и именно поэтому, как полагает Дхармоттара, дополнил определение Дигнаги прибавкой слов "не представляющий собой иллюзии"
Но в восприятии есть одна проблема. Насколько мы можем считать его "источником знания" вообще? Эта прамана не дает никакого знания, кроме - "там, что-то есть". Поэтому, если говорить про знание, то оно только выводное. Но увы, оно не является предметом целесообразных действий.
Дхармакирти выделил еще "йогическое восприятие" как восприятие. Это когда благородные истины например, много раз осмысленны и уже ясно представляются. Оно то и является источником верного познания.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Tong Po



Зарегистрирован: 15.12.2012
Суждений: 1657

413121СообщениеДобавлено: Пт 11 Май 18, 07:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Tong Po
Как и то что христиане представляли Землю плоской, и Солнце вращающееся вокруг нее, не влияет на концепцию троицы, таинства евхаристии и десять заповедей.
Не убий, не укради, и тд лишь свод моральных правил, не важно при этом знаешь ли ты географию.

Другое дело, что этой географической нелепицей будут попрекать образованные люди. А апологеты придумывать аллегорические оправдывающие теории.

А дело было просто в том, что исторический Будда (или коллектив его авторов) имел георграфические представления характерные для того времени, и всего то.

Но как же такое допустить для всевидящего и всезнающего?
И что? Будда учил лишь о страдании и его прекращении. Он не учил географии и всезнающим был относительно страдания и его прекращения. А, если Вы по всезнанием Будлы понимаете нечто иное - это Ваши личные проблемы. Буддизм - это не наука, объясняющая всё. Это вообще не наука. Это религия.

З.Ы. Ну и христиане (католики, по-крайней мере) придерживались всё же модели Клавдия Птолемея, которая хоть и была геоцентрической, однако Земля там всё же плоской не считалась. И в христианском мировоззрении сие космология была важна, ибо там Господь мыслится как создатель Неба и Земли, акт Творения чрезвычайно важен для их доктрины. В отличии от буддизма, где креационизма нет вовсе - рассматривается лишь возникновение духкхи. Так что Ваш пример совершенно некорректен.

З.З.Ы. Ну и сама природа нравственности и вытекающих из неё моральных правил в буддизме и в авраамических религиях понимается абсолютно по-разному.

_________________
นโมพุทฺธาย


Последний раз редактировалось: Tong Po (Пт 11 Май 18, 07:54), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Ёжик, Впрошающий
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

413122СообщениеДобавлено: Пт 11 Май 18, 07:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Tong Po пишет:
И что? Будда учил лишь о страдании и его прекращении. Он не учил географии и всезнающим был относительно страдания и его прекращения. А, если Вы по всезнанием Будлы понимаете нечто иное - это Ваши личные проблемы. Буддизм - это не наука, объясняющая всё. Это вообще не наука. Это религия.

Религия о страдании и прекращении страдания?

Пусть Будда брал только один аспект. Психологического понимания окружающего мира. Но пазл должен сложится. Он должен согласоваться с остальными частями мозаики, а не торчать из нее. Чтобы вместе с остальным образовать непротиворечивую картину мира в мозгах современного человека воспринявшего накопленные научные знания.


Ответы на этот пост: Tong Po
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Tong Po



Зарегистрирован: 15.12.2012
Суждений: 1657

413123СообщениеДобавлено: Пт 11 Май 18, 07:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Tong Po пишет:
И что? Будда учил лишь о страдании и его прекращении. Он не учил географии и всезнающим был относительно страдания и его прекращения. А, если Вы по всезнанием Будлы понимаете нечто иное - это Ваши личные проблемы. Буддизм - это не наука, объясняющая всё. Это вообще не наука. Это религия.

Религия о страдании и прекращении страдания?

Пусть Будда брал только один аспект. Психологического понимания окружающего мира. Но пазл должен сложится. Он должен согласоваться с остальными частями мозаики, а не торчать из нее. Чтобы вместе с остальным образовать непротиворечивую картину мира в мозгах современного человека воспринявшего накопленные научные знания.
Так он и складывается. Особенно с учетом того, что сама «современная картина мира» все ещё до конца не сложилась.
_________________
นโมพุทฺธาย
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 2 из 4

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.037 (1.018) u0.018 s0.003, 18 0.017 [264/0]